Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
материал

Афонина Мария Сергеевна

В программе сформулированы и охарактеризованы теоретические и практико-ориентированные аспекты процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС.  Раскрыта сущность понятий «духовность», «нравственность»,  «духовно-нравственное воспитание». Определены цель, задачи, основные направления духовно-нравственного воспитания. Разработана  система мероприятий по реализации программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» с 1 по 4 класс, которая может быть взята за основу для использования в образовательных организациях. Предложены методики для диагностики планируемых результатов духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1-4_klass.docx101.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

(1-4 класс)

Актуальность. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

На современном этапе развития российского общества, когда социальные, политические и экономические процессы не всегда позитивно воздействуют на мораль, систему ценностей общества, изменение ценностных ориентаций его членов в пользу негативных тенденций, важнейшей является проблема духовно-нравственного воспитания личности.

Значительная часть граждан России, молодежь и дети в частности, делает акцент на материальную сторону жизни, игнорируя духовное. Такие состояния, как доброта и доброжелательность, бескорыстие и милосердие, соучастие и сопереживание, благородство и уважение, к сожалению, ушли на второй план. Реальность такова, что у нынешних детей и молодежи не сформирована потребность в непрерывном духовно-нравственном обогащении.

 В противовес массовому информационному потоку, распространяющему бездуховность в обществе, необходимо говорить о духовных ценностях, о нравственном воспитании детей и молодёжи в современном обществе, искать пути и способы повышения духовно-нравственного состояния общества, говорить о нравственном развитии и воспитании ребенка.

Поэтому необходимость возрождения духовно-нравственного воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы с обучающимися начальных классов.

Значимость работы обусловлена основными требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся как воспитательной компоненты ФГОС.

Практическая значимость.  Сформулированы и охарактеризованы теоретические и практико-ориентированные аспекты процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС, разработана  система мероприятий по реализации программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» с 1 по 4 класс, которая может быть взята за основу для использования в образовательных организациях.

Материалы могут быть полезны руководителям общеобразовательных учреждений, заместителям директоров по воспитательной работе, учителям начальных классов, классным руководителям, социальным педагогам, психологам, воспитателям.

Определение сущности понятий «духовность», «нравственность»,  «духовно-нравственное воспитание». С момента возникновения общества до сегодняшнего дня всегда была актуальна проблема его духовно-нравственного состояния. Тысячелетиями народы шли к пониманию морали и нравственности, к отработке и принятию тех правил, норм, законов, которые давали бы каждому члену общества жить в мире и с достоинством.

В российской культуре многие деятели рассматривали проблему духовности человека и общества. Особое внимание воспитанию нравственности и развитию духовности уделяли русские писатели Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. А. П. Чехов, педагоги К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, философы и религиозные деятели И. А. Ильин, В. С. Соловьев, Д. С. Лихачев, патриарх Алексий.

Понятие духовности можно трактовать по-разному: как всё относящееся к человеческой душе, духу, Богу, церкви, вере; как высокий уровень культуры; как гуманистическую направленность человека.

С. И. Ожегов в Словаре русского языка определяет духовность, как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными интересами» [24, 179].

И. Ильин в своей книге «Путь духовного обновления» раскрывает ценности, которые способствуют духовно-нравственному совершенству личности: любовь, совесть, вера, свобода. «На что указывает нам совесть ... что есть нравственно-совершенное», - пишет философ. [16].

Дмитрий Лихачев размышлял о категории добра как о нравственном начале в человеке. «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличить добро в окружающем нас», - говорил мыслитель. [16].

Известный отечественный философ Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «Я» человека. Именно духовность, по его убеждению, «есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке» [2, 324].

Исходя из анализа приведенных трактовок духовности следует, что духовность – явление многогранное. Являясь фундаментальным свойством человека, духовность интегрирует в себе потребности и способности человека к самореализации в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости.

Осознание в себе, своей деятельности  духовной сущности, дает человеку свободу бесконечного развития и в то же время накладывает высочайшую ответственность за все происходящее в мире и видение грани, за которую он не имеет право переходить. Эту грань определяет нравственность. Духовность это то, что внутри человека, а нравственность — регулятор поведения и проявитель духовности.

Понятие «нравственность» включает нравственные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. [31]

По определению А.С.Арсеньева, нравственность – это психологическая характеристика личности, принимающей или отвергающей систему норм, требований к правилам поведения, правилам, сформированным в человеческом обществе, воспринимающей или отрицающей эти правила, и проявляющей тем самым свою внутреннюю позицию. [1]

Нравственность выступает как внешняя форма проявления духовности, как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека. В более узком значении нравственность является внутренней установкой человека, в то время как мораль, наряду с законом, является внешним требованием  к поведению человека. [18]

Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве.

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.

В трудах известных философов, социологов, педагогов, психологов понятия «духовность» и «нравственность» объединены в понятие «духовно-нравственные качества личности» как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга.  К ним относят: добро, свобода, справедливость, сознательность, милосердие, сочувствие, терпимость, любовь к людям, отзывчивость, совестливость, тактичность, порядочность, сострадание. [25]

В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений.  «В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит нравственный идеал – это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации» [23,53]

И. А. Пархоменко термин «духовно-нравственное воспитание» трактует как «целенаправленный, деятельностный, личностно-ориентированный процесс усвоения человеком знаний, умений и навыков, способствующий самореализации и самосовершенствованию личности в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями (дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому человеку, сочувствие и помощь по отношению к слабому, великодушие, благородность и т. д.)» [25, 60]

О.О.Кубасова определяет духовно-нравственное воспитание как процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности). [15, 26].

Понятие духовно-нравственное воспитание личности гражданина России сформулировано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. [9, 9]

Сформированность духовно-нравственного стержня положительно скажется на развитии ценностно-смысловой сферы сознания школьников. Активизируются внутренние изменения у детей. Их потребности, мотивы, интересы, установки все больше будут соотноситься с признанными и устоявшимися в обществе. К негативным влияниям начнет вырабатываться устойчивое неприятие.

Цель, задачи, основные направления основы духовно-нравственного воспитания. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, решаются и достигаются в контексте современного национального воспитательного идеала. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России такой идеал обоснован. Сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [9,11]

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учетом Требований к результатам освоения основной программы начального общего образования определены цели и задачи программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников».

Цель: создание условий для гармоничного духовно-нравственного  развития личности младшего школьника на основе духовных, культурно-исторических традиций России.

Задачи:

1. Формировать у младших школьников устойчивую систему духовных ценностей;

2. Формировать основы нравственного сознания, умение понимать себя и других, давать правильную оценку своим поступкам и поступкам людей;

3. Расширять и углублять знания учащихся о Родине, своём родном крае, формировать гражданское самосознание и причастность к родным истокам;

4. Формировать уважительное отношение к семье, семейным традициям;

5. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, приобщать к занятиям физкультурой и спортом;

6. Формировать эстетические потребности, ценности, чувства у младших школьников;

7. Воспитывать экологическую культуру младших школьников;

8. Воспитывать потребность в познании, созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству саморазвития;

9. Воспитывать  доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников осуществляется по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое воспитание;

2. Нравственное и духовное воспитание;

3. Приобщение детей к культурному наследию;

4. Популяризация научных знаний;

5. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

6. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

        7. Экологическое воспитание.

Все направления духовно ­ нравственного воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности младшего школьника на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.  

Сроки реализации программы. Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников  рассчитана на 4 года с 1 по 4 класс.

      Система мероприятий по реализации программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»    

1 класс

Сентябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

1

День знаний. Урок России «Россия – Родина моя»

Патриотическое

3

День солидарности в борьбе с терроризмом.  Классный час «Пусть всегда будет мир!». Минута молчания в память о трагедии  в Беслане

Духовное и нравственное

Этическая беседа «Правила общения и правила поведения»

Приобщение детей к культурному наследию

Викторина «По страницам русских сказок»

Популяризация научных знаний

Игра «В мире загадок»

Турнир по шашкам

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Классный час «Основы безопасного поведения первоклассника в школе и дома»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Организация дежурства в классе

Беседа «Чистота и порядок в классе»

Конкурс рисунков «Мой друг Светофор»

Экологическое воспитание

Выставка поделок из природного материала «Краски осени»

Осенняя экскурсия в природу «Живая и неживая природа»

Октябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Декада правовых знаний «Знай и уважай законы своей страны»

Игра «Путешествие в Правоград»

Патриотическое

Классный час-путешествие «Что мы знаем о России»

Духовное и нравственное

5

Международный день учителя 

Декада пожилых людей  «Дорога к мудрости»

Благотворительная акция «Марафон добра»

Приобщение детей к культурному наследию

Международный день школьных библиотек. Экскурсия в школьную библиотеку 

Популяризация научных знаний

День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет 

Турнир по шахматам

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Этическая беседа «Твой внешний вид. Обаяние и аккуратность»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Изготовление открыток бабушкам и дедушкам «Почта добра»

Экологическое воспитание

Конкурс-выставка «Дары земли мордовской»

Акция «Сохраним мордовские леса».

Акция «Сбор макулатуры»

Ноябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

4

День народного единства

Игровая программа «Дружные дети»

20

Всероссийский день правовой помощи

Классный час «Мои права и обязанности»

Патриотическое

Классный час «Я живу в Мордовии»

Духовное и нравственное

16

Международный день толерантности.

Этическая беседа «Справедливость к одноклассникам и себе»

День матери в России.  

Праздник «Добрые, нежные, милые – самые любимые!»

Приобщение детей к культурному наследию

Игровая экскурсия «Путешествие по храму, где живут музы»

Популяризация научных знаний

Математическая игра «Крестики – нолики»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Игра «В гостях у доктора Неболейкина»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Рейд «Чистые руки»

Выставка рисунков «Самая любимая, самая родная!» (ко Дню матери)

Экологическое воспитание

Беседа «Правила поведения в природе

Декабрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

12

День Конституции Российской Федерации. Классный час «Кто нас защищает?»

Патриотическое

3

День Неизвестного Солдата. Урок мужества «Есть такая профессия – Родину защищать»

9

День героев Отечества

27

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Духовное и нравственное

3

Международный день инвалидов.

Этическая беседа «Спешите делать добро» после просмотра мультфильма «Цветик - семицветик»

Приобщение детей к культурному наследию

Встреча со старшеклассниками «Традиции школы»

Популяризация научных знаний

Познавательная игра «Обо всём на свете»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Беседа-игра «Подвижные игры во время перемен»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Мастерская «Украсим класс к новому году»

Конкурс «Новогодняя фантазия»

Праздник «Весёлый Новый год»

Экологическое воспитание

Акция «Поможем зимующим птицам!»

Конкурс  загадок о природе

«Отгадай-ка!»

Январь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Классный час «С чего начинается Родина?»

Патриотическое

27

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Час памяти «Дети Ленинграда»

Духовное и нравственное

Классный час «Что такое ответственность?»

Приобщение детей к культурному наследию

8

День детского кино. Киноурок «Мои любимые детские фильмы»

Популяризация научных знаний

Турнир «Знатоки народных сказок»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

День Здоровья совместно с родителями «Зимние забавы»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Этическая беседа «Почему человек должен трудиться?»

Рейд «Внешний вид»

Экологическое воспитание

Викторина «Птицы и звери нашего края»

Февраль

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Месячник «За Родину, добро и справедливость»

Патриотическое

8

День юного героя – антифашиста.

Час памяти «Юные герои»

23

День защитника Отечества. Праздник «Вперед, мальчишки!»

Духовное и нравственное

Акция – поздравление «Подарок в ладошке»

Этическая беседа «Мои хорошие и плохие поступки»

Приобщение детей к культурному наследию

21

Международный день родного языка. 

Выставка детских книг на русском и мордовском языках.

Популяризация научных знаний

8

День Российской науки. 

Интеллектуальная игра «Да – Нет»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Классный час - игра «Азбука полезного питания»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час «Все работы хороши, выбирай на вкус»»

Конкурс рисунков, плакатов, боевых листков  «Война глазами детей»

Экологическое воспитание

Беседа «Зелёный уголок нашего класса»

 (как ухаживать за комнатными растениями)

Март

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

18

День Воссоединения Крыма и России.

Акция «Мы вместе»

Патриотическое

Праздник «Масленичные гуляния»»

Духовное и нравственное

8

Международный женский день. 

Праздник «Наши девочки, словно цветы»

Ролевая игра «Давай играть, давай дружить»

Приобщение детей к культурному наследию

Всероссийская неделя детской и юношеской книги. Литературная игра «Путешествие в книжный город»

Популяризация научных знаний

Викторина по окружающему миру «Земля – наш дом»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Урок здоровья «Как сохранить здоровье»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Этическая беседа «Бережное обращение с книгой, учебником»

Выставка рисунков «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы»

Конкурс кормушек «Птичий дом»

Экологическое воспитание

Конкурс «Защитим лес».

Конкурс «Экология. Дети. Творчество»

Апрель

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Этическая беседа «Жить в мире с собой и другими»

Патриотическое

Виртуальная экскурсия «Город, в котором я живу»

Духовное и нравственное

Игра-путешествие «Школа вежливых наук»

Приобщение детей к культурному наследию

Конкурс творческих работ  «Мой край – Мордовия моя»

Популяризация научных знаний

12

День космонавтики.  Гагаринский  урок «Космос - это мы» 

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7

Всемирный день здоровья.

Оздоровление в Детской поликлинике №2

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Акция «Школьный двор – чистый двор»

Рейд «Чистый класс»

Выставка творческих работ                                                            «Чудеса из мусорной корзины»

Экологическое воспитание

22

Международный день Земли

Классный час «Мой любимый питомец»

Май

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Акция «Георгиевская ленточка»

Патриотическое

9

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Урок мужества «Герои Великой Отечественной войны». Акция «Бессмертный полк»

Духовное и нравственное

15

Международный день семьи.

Этическая беседа «Уважай старших. Будь внимателен к младшим!»

Выставка рисунков «Моя семья»

Приобщение детей к культурному наследию

24

День славянской письменности и культуры. Просмотр мультфильма «История создания славянской Азбуки»

Популяризация научных знаний

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья!»

17

Международный день детского телефона доверия. Классный час «Детский телефон доверия – помощник и друг»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Акция «Книжкина больница»

Выставка рисунков «День Победы»

Экологическое воспитание

Беседа «Лес – наше богатство. Правила поведения в лесу».

2 класс

Сентябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

1

День знаний. Урок России «Большая и малая Родина»

Патриотическое

3

День солидарности в борьбе с терроризмом.  Просмотр и обсуждение видеоролика «Память о Беслане». Минута молчания в память о трагедии  в Беслане

Духовное и нравственное

Этическая беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?"

Приобщение детей к культурному наследию

Классный час «Русские народные промыслы»

Популяризация научных знаний

Игра – викторина «О сказках и сказочниках»

Турнир по шашкам

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Классный час «Твой режим дня. Твои привычки»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Организация дежурства в классе

Конкурс рисунков «Дорожные знаки»

Экологическое воспитание

Выставка поделок из природных материалов «Осенний букет»

Октябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Декада правовых знаний «Знай и уважай законы своей страны». Классный час «Права ребенка в новом веке»

Патриотическое

Классный час ««Обычаи и традиции русского народа»»

Духовное и нравственное

5

Международный день учителя 

Декада пожилых людей  «Дорога к мудрости». Этическая беседа «Возраст жизни не помеха»

Благотворительная акция   «Марафон добра»

Приобщение детей к культурному наследию

Международный день школьных библиотек 

Экскурсия в районную библиотеку

Популяризация научных знаний

День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет 

Турнир по шахматам

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Конкурс рисунков «Спорт и движение – это жизнь!»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час «Что такое профессия? Как появились профессии?». Конкурс-выставка  рисунков и фотографий «Бабушка рядышком с дедушкой»

Экологическое воспитание

Конкурс-выставка «Дары земли мордовской»

Акция «Сохраним мордовские леса».

Акция «Сбор макулатуры»

Ноябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

4

День народного единства. Классный час «Согласие да лад – для общего дела клад»

20

Всероссийский день правовой помощи.  

Игры на доверие «Помоги ближнему своему»

Патриотическое

Классный час «Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)»

Духовное и нравственное

16

Международный день толерантности.

Этическая беседа «Учимся быть дружными!»

День матери в России.  Праздник «Добрые, нежные, милые – самые любимые!»

Приобщение детей к культурному наследию

Музейный урок «Чародей резца – С.Д.Эрьзя»

Популяризация научных знаний

Викторина по окружающему миру «Чудеса природы»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Урок здоровья «Правильное питание. Овощи и фрукты – полезные продукты»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час «Путешествие в мир профессий»

Выставка рисунков «Мамочка любимая»

Экологическое воспитание

Викторина «Удивительные животные»

Декабрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

12

День Конституции Российской Федерации

Патриотическое

3

День Неизвестного Солдата 

Час истории «Защитники земли русской»

9

День героев Отечества

Духовное и нравственное

3

Международный день инвалидов.  

Этическая беседа «Другой - не значит плохой»

Приобщение детей к культурному наследию

Классный час «О чем говорят названия улиц моего города»

Популяризация научных знаний

КВН «Хочу всё знать!»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Беседа «Как защититься от простуды и гриппа»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Мастерская «Украсим класс к новому году»

Конкурс «Новогодняя фантазия»

Праздник «Новый год спешит к нам в гости»

Экологическое воспитание

Акция «Поможем зимующим птицам!»

Январь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Познавательная игра "Россия – наш дом" 

Патриотическое

27

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Час памяти «Город-герой Ленинград»

Духовное и нравственное

Этическая беседа «Жить, как люди, и среди людей»

Приобщение детей к культурному наследию

8

День детского кино. Киноурок  «Кино – великая сила искусства»

Популяризация научных знаний

Викторина по литературному чтению

«А знаете ли вы?»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

День Здоровья совместно с родителями «Зимние забавы»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Рейд  «У кого в порядке форма,

книжки и тетрадки?»

Экологическое воспитание

Познавательная игра «Люби и знай свой край»

Февраль

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Месячник «За Родину, добро и справедливость»

Патриотическое

8

День юного героя – антифашиста.

Час мужества «Они сражались вместе со взрослыми»

23

День защитника Отечества. Праздник «Вперед, мальчишки!»

Духовное и нравственное

Акция – поздравление «Подарок в ладошке»

Этическая беседа «Культура общения»

Приобщение детей к культурному наследию

21

Международный день родного языка.

Классный час «Язык мой – друг мой»

Популяризация научных знаний

8

День Российской науки. 

Интеллектуальный марафон

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Смотр строя и песни

«Хорош в строю – силен в бою».

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час-презентация «Мои увлечения»

Конкурс рисунков, плакатов, боевых листков  «Война глазами детей»

Экологическое воспитание

Фотовыставка «Живут на свете кошки»

Март

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

18

День Воссоединения Крыма и России.

Акция «Мы вместе»

Патриотическое

Праздник «Ты прощай, прощай, наша Масленица!»

Духовное и нравственное

8

Международный женский день. 

Этическая беседа «Наши бабушки, мамы и девочки»

Приобщение детей к культурному наследию

Всероссийская неделя детской и юношеской книги. Литературный час «Моя любимая книга»

Популяризация научных знаний

Игра – викторина «Времена года»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Классный час «Твоё здоровье и личная гигиена»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Игровой тренинг «Кто и что делает?», «Угадай профессию», «Кто лишний?»

Конкурс творческих работ «Калейдоскоп профессий»

Конкурс кормушек «Птичий дом»

Экологическое воспитание

Конкурс «Защитим лес».

Конкурс «Экология. Дети. Творчество»

Апрель

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Классный час «Дом, который

построим мы!»

Патриотическое

Беседа «Что мы знаем о Мордовии?»

Духовное и нравственное

Классный час с элементами тренинга «Мы – дружный класс»

Приобщение детей к культурному наследию

Конкурс творческих работ «Мой край – Мордовия моя»

Популяризация научных знаний

12

День космонавтики. Гагаринский  урок «Космос - это мы» 

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7

Всемирный день здоровья.

Оздоровление в Детской поликлинике №2

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Акция «Школьный двор – чистый двор»

Экскурсия в школьную столовую

Выставка творческих работ                                                            «Чудеса из мусорной корзины»

Экологическое воспитание

22

Международный день Земли. Игра-путешествие «Экологическая тропа».

Этическая беседа «Мы на отдыхе»

Май

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Акция «Георгиевская ленточка»

Патриотическое

9

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Час памяти «Мои родные на полях войны». Акция «Бессмертный полк»

Духовное и нравственное

15

Международный день семьи.

Фотоконкурс «Вместе дружная семья: мама, папа и я»                    

Приобщение детей к культурному наследию

24

День славянской письменности и культуры. Путешествие в историю письменности и книги «Книжная сокровищница»

Популяризация научных знаний

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Веселые старты на школьном стадионе «В здоровом теле здоровый дух!»

17

Международный день детского телефона доверия. Беседа «Что нужно знать о детском телефоне доверия»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Этическая беседа «Что такое трудолюбие? Мои успехи в учёбе»

Выставка рисунков «День Победы»

Экологическое воспитание

Беседа «Как я берегу природу»

3 класс

Сентябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

1

День знаний. Урок России «Символы государства»

Патриотическое

3

День солидарности в борьбе с терроризмом.   Видеопрезентация «Терроризм: события и факты».

Минута молчания в память о трагедии  в Беслане

Духовное и нравственное

Этическая беседа «Делу -  время, потехе - час»

Приобщение детей к культурному наследию

Классный час «Мордовские народные промыслы»

Популяризация научных знаний

Математическая игра «Клуб веселых математиков»

Турнир по шашкам

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Классный час «Твоё здоровье в твоих руках»»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Организация дежурства в классе

Конкурс рисунков «Правила безопасности для пешехода»

Экологическое воспитание

Экскурсия на пришкольный участок «Золотая осень». Выставка поделок из осенних листьев «Осенние мотивы»

Октябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Декада правовых знаний  «Знай и уважай законы своей страны». Игра – соревнование «Один за всех и все за одного»

Патриотическое

Час истории « Поле русской славы»

Духовное и нравственное

5

Международный день учителя 

Декада пожилых людей  «Дорога к мудрости». Выставка творческих увлечений бабушек и дедушек «Года – не беда!»

Благотворительная акция   «Марафон добра»

Приобщение детей к культурному наследию

Международный день школьных библиотек. Библиотечный час «Книги о детях и для детей»

Популяризация научных знаний

День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет 

Турнир по шахматам

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Инсценировка «Здоровый образ жизни»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

 Этическая беседа «Почему каждый человек должен трудиться?».

Конкурс рисунков «Дорогие мои старики»

Экологическое воспитание

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» 

Акция «Сохраним мордовские леса»

Акция «Сбор макулатуры»

Конкурс-выставка

 «Дары земли мордовской»

Ноябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

4

День народного единства. Час памяти «История праздника День народного единства»

20

Всероссийский день правовой помощи.

Классный час «На что имеем право?»

Патриотическое

Проект «Знаменитые земляки»

Духовное и нравственное

16

Международный день толерантности.

Классный час «Толерантность – путь к миру, добру, уважению!»

День матери в России. Этическая беседа «Самые добрые слова – для тебя, мама!»

Праздник «Добрые, нежные, милые – самые любимые!»

Приобщение детей к культурному наследию

Музейный урок «Сказка о благородном художнике (И.К.Макаров)»

Популяризация научных знаний

КВН по сказкам А.С.Пушкина

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Конкурс рисунков «Азбука здоровья»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час «Профессии вокруг нас»

Выставка рисунков «Милой мамы портрет»

Экологическое воспитание

Викторина «Экологическое ассорти»

Декабрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

12

День Конституции Российской Федерации. Классный час «По каким законам мы живем»»

Патриотическое

3

День Неизвестного Солдата 

9

День героев Отечества

Духовное и нравственное

3

Международный день инвалидов.

Этическая беседа «Умей чувствовать рядом с собой человека» 

Приобщение детей к культурному наследию

Виртуальная экскурсия «Достопримечательности моего города»»

Популяризация научных знаний

Интеллектуальный марафон

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Час  здоровья «Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Творческая мастерская «Украсим класс к новому году»

Конкурс «Новогодняя фантазия»

Праздник «Сверкай огнями, Новый год!»

Экологическое воспитание

Акция «Поможем зимующим птицам!»

Живая газета «Эта хрупкая планета»  

Январь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Классный час «Государственные праздники России»

Патриотическое

27

Международный день памяти жертв Холокоста. Классный час «Память о Холокосте»

27

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Духовное и нравственное

Этическая беседа «Хорошие манеры»

Приобщение детей к культурному наследию

8

День детского кино. Поход в кино «Современные детские фильмы»

Популяризация научных знаний

Час юного географа «Части света и материки»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Презентация своих увлечений «Мои спортивные достижения»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час с элементами тренинга

«Как добиться успеха?»

Экологическое воспитание

Конференция «Земля – наш дом»

Февраль

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Месячник «За Родину, добро и справедливость»

Патриотическое

2

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск  в  Сталинградской битве.  Час истории «Великие битвы Великой Отечественной войны»

8

День юного героя – антифашиста

«В память о юных героях»

23

День защитника Отечества 

Праздник «Юные защитники Отечества»

Духовное и нравственное

Акция – поздравление «Валентинка другу»

Этическая беседа «Вежливость и доброта»»

Приобщение детей к культурному наследию

21

Международный день родного языка. 

Библиотечный час «Писатели Мордовии детям»

Популяризация научных знаний

8

День Российской науки. Познавательная игра «Великие изобретения»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Смотр строя и песни

«Хорош в строю – силен в бою».

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Рейд «Внешний вид: кто опрятней и аккуратней»

Конкурс рисунков, плакатов, боевых листков  «Война глазами детей»

Экологическое воспитание

Беседа «Правила пожарной безопасности в природе»

Март

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

18

День Воссоединения Крыма и России.

Акция «Мы вместе»

Патриотическое

Праздник «Широкая Масленица»

Духовное и нравственное

8

Международный женский день. 

Праздник «Весны очарование»

Этическая беседа с  элементами тренинга «Познай самого себя. Лесенка достижений»

Приобщение детей к культурному наследию

Всероссийская неделя детской и юношеской книги. Творческая мастерская «Мы читаем и рисуем»

Популяризация научных знаний

Игра «Следствие ведут знатоки»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

1

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

Классный час «Умей сказать «Нет!»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Игровой тренинг «Профессия – качество», «Символ профессии», «Кто для нас трудится?»

Конкурс творческих работ «Калейдоскоп профессий»

Конкурс кормушек «Птичий дом»

Экологическое воспитание

Конкурс «Защитим лес».

Конкурс «Экология. Дети. Творчество»

Апрель

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Этическая беседа «Кто такие патриоты Родины?»

Патриотическое

11

Международный день                                                         освобождения узников фашистских концлагерей. Классный час «Дети войны»

Духовное и нравственное

Классный час с элементами тренинга «Как стать лучше?»

Приобщение детей к культурному наследию

Конкурс творческих работ «Мой край – Мордовия моя»

Популяризация научных знаний

12

День космонавтики.

Гагаринский  урок «Космос - это мы» 

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7

Всемирный день здоровья.

Оздоровление в Детской поликлинике №2

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Акция «Школьный двор – чистый двор»

Конкурс рисунков «Каким я вижу свой город в будущем»

Выставка творческих работ                                                            «Чудеса из мусорной корзины»

Экологическое воспитание

22

Международный день Земли

Эко-урок «Будущее планеты в наших руках»

Май

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Акция «Георгиевская ленточка»

Патриотическое

9

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 

Урок памяти «Герои Великой Отечественной войны». Акция «Бессмертный полк»

Духовное и нравственное

15

Международный день семьи.

Проект «Моя родословная»

Приобщение детей к культурному наследию

24

День славянской письменности и культуры.  Путешествие в историю письменности и книги «Наследие Кирилла и Мефодия»

Популяризация научных знаний

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Конкурс творческих работ «Радуга жизни» (профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни)

17

Международный день детского Телефона доверия. Классный час «Дети говорят телефону доверия «Да!»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Этическая беседа «Мои обязанности в семье»

Выставка рисунков «День Победы»

Экологическое воспитание

Беседа «Красная книга Природы»

4 класс

Сентябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

1

День знаний. Урок России «Ими гордится Россия»

Патриотическое

3

День солидарности в борьбе с терроризмом.  Классный час «Памяти жертв Бесланской трагедии».  Минута молчания в память о трагедии  в Беслане

Духовное и нравственное

Этическая беседа «Я и мои друзья»

Приобщение детей к культурному наследию

Классный час «Азбука народной мудрости»

Популяризация научных знаний

Познавательная игра «Что такое? Кто такой?»

Турнир по шашкам

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Классный час «Внешний вид. Личная гигиена. Обаяние и аккуратность»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Организация дежурства в классе

Конкурс рисунков «Осторожно, дорога!»

Экологическое воспитание

Выставка поделок из осенних листьев

«Осенние мотивы»

Октябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Декада правовых знаний «Знай и уважай законы своей страны». Классный час «Конвенция о правах ребенка»

Патриотическое

Классный час «Полководцы и герои»

Духовное и нравственное

5

Международный день учителя 

Декада пожилых людей  «Дорога к мудрости». Конкурс «Мудрость в фотографиях»

Благотворительная акция  «Марафон добра»

Приобщение детей к культурному наследию

Международный день школьных библиотек.  Классный час «Моя домашняя библиотека». Выставка «Мои любимые книги»

Популяризация научных знаний

День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет 

Турнир по шахматам

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Медиаурок  «Здоровье – твоё богатство»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

 Этическая беседа «Как ты выполняешь свои обязанности?»

Конкурс рисунков и открыток «Мой мудрый дедушка», «Моя любимая бабушка»

Экологическое воспитание

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» 

Акция «Сохраним мордовские леса»

Акция «Сбор макулатуры»

Конкурс-выставка «Дары земли мордовской»

Ноябрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

4

День народного единства

Классный час «Патриоты России»

20

Всероссийский день правовой помощи

Этическая беседа «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности»

Патриотическое

Классный час «Важнейшие события в истории России»

Духовное и нравственное

16

Международный день толерантности «Школа толерантности, школа дружбы: единство разных»

26

День матери в России. Праздник «Добрые, нежные, милые – самые любимые!»

Приобщение детей к культурному наследию

Музейный урок «Мордовский мастер» (150 лет со дня рождения Ф.В.Сычкова)

Популяризация научных знаний

Турнир «Словесные головоломки»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Акция «Дыши! Двигайся! Живи!»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час «Человек и труд»

Выставка рисунков «Милой мамы портрет»

Экологическое воспитание

Викторина «Мы – друзья природы»

Декабрь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

12

День Конституции Российской Федерации. Классный час «Главный закон страны»»

Патриотическое

3

День Неизвестного Солдата 

9

День героев Отечества

Духовное и нравственное

3

Международный день инвалидов.

Этическая беседа «Равные среди равных»

Приобщение детей к культурному наследию

Виртуальная экскурсия по храмам «Духовная жизнь моего города и республики»

Популяризация научных знаний

3-9

День информатики в России. 
Всероссийская акция «Час кода».  

Интеллектуальный марафон

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

1

Всемирный день борьбы со СПИДом. 

Урок здоровья «СПИД – опасность XIX века»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Мастерская «Украсим класс к новому году»

Конкурс «Новогодняя фантазия»

Экологическое воспитание

Акция «Поможем зимующим птицам!».

Январь

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Классный час с элементами тренинга «Все мы разные, но дружные»

Патриотическое

27

Международный день памяти жертв Холокоста. Урок толерантности – урок истории  «О Холокосте и его последствиях» 

27

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Акция «Блокадный хлеб»

Духовное и нравственное

Этическая беседа «Наш класс – дружная семья»

Приобщение детей к культурному наследию

8

День детского кино. Киноурок «Догнать и уничтожить. Побег летчика М. Девятаева»

Популяризация научных знаний

Занимательная викторина

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

День здоровья совместно с родителями

«Все на лыжи, на коньки и санки!»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час «Терпение и труд всё перетрут»

Конкурс чтецов, посвященный

 75-летию Победы

Экологическое воспитание

Викторина «Братья наши меньшие»

Февраль

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Месячник «За Родину, добро и справедливость»

Патриотическое

2

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Просмотр и обсуждение видеоролика «Сталинградская битва»

8

День юного героя – антифашиста.

Час мужества «В память о юных героях»

15

День белых журавлей. Урок патриотизма «Афганистан – незаживающая рана».  

23

День защитника Отечества. 

Праздник «Юные защитники Отечества»

Духовное и нравственное

Акция – поздравление «Валентинка другу»

Классный час «Нет друга - ищи, а нашёл -  береги»

Приобщение детей к культурному наследию

21

Международный день родного языка. 

Конкурс знатоков родного языка

Популяризация научных знаний

8

День Российской науки. Час юного астронома «Как появилась Земля»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Смотр строя и песни

«Хорош в строю – силен в бою»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Этическая беседа «Научи себя учиться»

Конкурс рисунков, плакатов, боевых листков  «Война глазами детей», «Мы не хотим, чтоб пушки грохотали»

Конкурс рисунков «Мой папа самый лучший»

Экологическое воспитание

Классный час «Я – житель планеты Земля»

Март

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

18

День Воссоединения Крыма и России.

Акция «Мы вместе»

Патриотическое

Праздник «Гуляй, широкая Масленица»

Духовное и нравственное

8

Международный женский день. 

Праздник «Наши милые девочки»

Этическая беседа «Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам»

Приобщение детей к культурному наследию

Всероссийская неделя детской и юношеской книги. Классный час «Зачем людям нужны словари и энциклопедии»

Популяризация научных знаний

Математический брейн-ринг

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

Час здоровья «Вредные привычки»

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Классный час «Хлеб – всему голова»

Конкурс творческих работ «Калейдоскоп профессий»

Конкурс кормушек«Птичий дом»

Экологическое воспитание

Конкурс «Защитим лес».

Конкурс «Экология. Дети. Творчество»

Апрель

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Классный час «Я расту среди людей»

Патриотическое

11

Международный день                                                           освобождения узников фашистских концлагерей

Духовное и нравственное

Этическая беседа «В жизни всегда есть место подвигу»

Приобщение детей к культурному наследию

Конкурс творческих работ «Мой край – Мордовия моя»

Популяризация научных знаний

12

День космонавтики. Гагаринский  урок «Космос - это мы» 

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7

Всемирный день здоровья.

Оздоровление в Детской поликлинике №2

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Акция «Школьный двор – чистый двор»

Выставка творческих работ                                                            «Чудеса из мусорной корзины»

Экологическое воспитание

22

Международный день Земли. Эко-урок «Разделяй с нами»

Май

Направления воспитания

Дата

Мероприятия

Гражданское

Акция «Георгиевская ленточка»

Патриотическое

9

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 

Акция «Вспомним тех, кто сражался за Родину». Акция «Бессмертный полк»

Духовное и нравственное

15

Международный день семьи. Урок нравственности  «Дом, где тебя любят и ждут»                    

Приобщение детей к культурному наследию

24

День славянской письменности и культуры. Игра-викторина «Сокровища родного языка»

Популяризация научных знаний

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Конкурс творческих работ «Радуга жизни» (профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни)

17

Международный день детского телефона доверия. Классный час «Скажи телефону доверия – ДА!» 

Воспитание положительного отношения к труду

и творчеству

Выставка рисунков и плакатов «День Победы»

Акция «Книжка в подарок»

Рейд «Класс - мой дом, наведу порядок в нем»

Экологическое воспитание

Этическая беседа «Береги природу!»

Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания обучающихся 1-4 классов

По каждому из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов планируется достижение  воспитательных результатов. Достижение планируемых результатов духовно-нравственного воспитания обучающихся по основным направлениям программы,  динамика развития учащихся осуществляется с помощью мониторинговых процедур.

Диагностика развития духовно-нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента развития.

Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.

1. Методика «Беседа» (Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович)

2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»  (И. Б. Дерманова)

Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам.

1. Методика «Закончи предложение» (Н. Е. Богуславская)  

2. Анкета – опросник  «Настоящий друг» (А. С. Прутченков)    

3. Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р.Калинина)      

4. Методика «Что мы ценим в людях» (Л. М. Фридман)

5. Методика «Как поступать» (И. Б. Дерманова)

Исследование  поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.    

1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Н.П. Капустина)  

 2.  Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся (Тест  Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой)  

 Данные методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного  развития личности каждого ребенка и детского коллектива в целом.

Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся начальных классов позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру. В целом способствует положительной динамике духовно-нравственного роста личности младшего школьника.

Список использованных источников

  1. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. Под ред.Ф.Т.Михайлова. – М., 1997.
  2. Бердяев, Н. А. О назначении человека. -   М.: Республика, 1993. - С. 324
  3. Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2007. - 311 с.
  4.  Буева, Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С. 3-9.
  5. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с.
  6.  Вульфов, Б. 3. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. - 1995. - №2. – С. 15.
  7. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. - 2009. - №10. - С. 36-46.
    Голованов, В., Евтушенко, С., Виноградов, Ю. Диагностические методики классного руководителя // Сельская школа. - 2009. - № 6.- С.41-50.
  8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
  9. Данилюк,  А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - 26 с.
  10. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном культурно-образовательном пространстве. Всероссийская научно-практическая    Интернет-конференция  / ред-кол.: Т. И. Шукшина (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - 140 с.
  11. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов: сб.науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред., А,А. Симоновой ;общ. ред. С.Л. Фоменко - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 329 с.
  12. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 ч. / Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.; под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. - 127с.
  13. Клепиков, В.Н. Формирование у учащихся общенациональных ценностей // Воспитание школьников. - 2014. - №6. - С. 33-34.  
  14. Колпакова, Н.В. О духовно-нравственном воспитании ребенка в современной российском обществе, семье и школе // Воспитание школьников. - 2014. - №9. - С. 33.
  15.  Кубасова, О. О. О духовном воспитании младших школьников на материале детской литературы  // Начальная школа. - 1993. - № 10. - С. 26
  16. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учебн. пособие для студ. пед. учебн. заведений и специальности ИПК и ФПК. - М.: Юрайт. - 2009. - 324с.
  17.  Метлик, И.В. Развитие воспитательного компонента общего образования // Педагогика. – 2013. - №5. – С.32-34.
  18.  Мухин,  М.И. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования взрослеющей личности // Воспитание школьников. – 2014. - №7. – С.3
  19. Неясова, И.А. Духовно-нравственное воспитание школьников в современных условиях  // Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном культурно-образовательном пространстве.  Всероссийская научно-практическая    Интернет-конференция  / ред-кол.: Т. И. Шукшина (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012. - С. 16-19.
  20. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. – 2008. - №9. – С.3
  21. Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы // Педагогика культуры: Научно-просветительский педагогический  журнал. www.pedagogika-cultura.ru [Сайт журнала «Педагогика Культуры»].
  22. Николина, В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. - Н.Новгород. - 2009. - 85с.
  23. Новиков, А.М. Основания педагогики. – М.: Эгвес, 2000. – С. 53
  24. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1981. – С. 179.
  25. Пархоменко, И. А. К вопросу об определении понятия «духовно-нравственного воспитания  младших школьников» // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - №5 (17). - С. 60
  26. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Миценко, Е.Н. Шиянов: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений - 3-е изд. перераб. и дополн. - М.: Школа-Пресс. - 2008. - 512с.
  27. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. - 2011. - № 6. - с. 55-67
  28. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С.188-190.
  29. Стратегия  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
  30.  Сухомлинский,  В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика. - 1989. - 288 с.
  31.  Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой. – М.: Азбуковник, 1997.
  32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009 №373 Минобрнауки России).
  33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010№1897 Минобрнауки России). Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
  34. Франкл, В. Человек в поисках смысла.-   М., 1990. – С. 93.
  35. Ширшов, В. Д. Духовно-нравственное воспитание    молодежи // Материалы Программы Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание» на период 2007 - 2010 гг.   www.oodvrs.ru. [Сайт «Всероссийское родительское собрание»].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования

Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...