Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья"
рабочая программа (4 класс)
Внеурочная деятельность в 1-4 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkola_zdorovya.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Большеалабухская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по спортивно-оздоровительному направлению «Школа Здоровья»
Срок реализации программы; 2018 — 2019 г.г. ( 1 года)
Возраст обучающихся: 7 лет — 10 лет
Количество часов 35 часов
Автор-составитель:Волокитина Наталия Владимировна.
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
1.1.Актуальность программы.
Здоровье детей является приорететным направлением деятельности всего общества. Однако в последнее время наблюдается снижение человеческих ресурсов, ухудшается качество питания, увеличивается число хронических заболеваний. Исследования учёных показали, что только 30 % детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Ухудшение здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу. Частично причины ухудшения здоровья лежат в семье и социуме, а определённая часть зависит от обучения в школе. Основная задача, стоящая перед педагогами — организовать учебно-воспитательный процесс, так чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
-Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
-Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
1.2.Цель программы: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни;
1.3.Задачи программы:
Образовательные:
-формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;
-обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
-привитие детям элементарных гигиенических навыков(мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.);
Воспитательные:
-желание быть здоровым душой и телом;
-выработать привычку использовать полученные знания в повседневной жизни;
Развивающие:
-расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.;
-формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
1.4.Методы достижения цели:
Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, физкультминутки, беседы, пресс-конференция, комбинированный урок, дни здоровья, конкурсы рисунков, тесты и анкетирование, просмотр видеофильмов.
формы проведения занятия и виды деятельности | тематика |
Игра - путешествие | «Мы выбираем ЗОЖ», «Береги здоровье», «Здоровый образ жизни» и т.д. |
беседы | «Полезные и вредные продукты» « Правильная осанка» «Мой внешний вид» «Правильное питание» «Мода и школьные будни» «Профилактика простуды и гриппа» ит.д. |
тесты и анкетирование | «Правильно ли вы питаетесь?» «Что мы знаем о здоровье?» «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?» «Моё отношения к одноклассникам» |
школьные конференции | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» «Мир моих увлечений» «В мире интересного» |
просмотр тематических видеофильмов | «Как сохранить и укрепить зрение» «Быстрое развитие памяти» «Человек» «Мышление и мы» «Лекарственные растения» «Ядовитые растения» |
экскурсии | «Сезонные изменения в природе» «Природа – источник здоровья» «У природы нет плохой погоды» |
дни здоровья, спортивные мероприятия | «Дальше, быстрее, выше» «Хочу остаться здоровым» «За здоровый образ жизни» «Мама,папа,я — спортивная семья» «Весёлые старты» |
конкурсы рисунков, выпуск газет, листовок | «В здоровом теле здоровый дух» «Лекарственные растения» «Ядовитые растения» «Продукты для здоровья» « Здоровый образ жизни» «Нет курению!» |
решение ситуационных задач (практические занятия) | «Культура питания» «Этикет» «Лесная аптека на службе человека» «Вредные привычки» |
театрализованные представления, кукольный театр | Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» Спектакль С. Преображенский «Капризка» Спектакль «Спеши делать добро» |
1.5 Реализация программы
Программа предназначена для учащихся начальных классов, обучающихся на этапе начальной подготовки с 7 до 10 лет.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
2.Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
«Первые шаги к здоровью» | Всего | Аудиторные | Внеаудиторные | |||
1. | Личная гигиена. | 6 | 4 | 2 | Беседа «Мой внешний вид», просмотр театрализованного представления «Мойдодыр» | |
2 | Физическое развитие младшего школьника. | 10 | 6 | 4 | Беседа: « Физического развития детей младшего школьного возраста». Практическое занятие «Измерение роста и веса».Спортивные эстафеты. | |
3 | Правильная осанка. | 8 | 4 | 4 | Формирование правильной осанки. Разучивание упражнений, способствующих формированию правильной осанки. Беседа «Правильная осанка». | |
4 | Охрана здоровья. | 9 | 4 | 5 | Первичное ознакомление со здоровым образом жизни. Экскурсия в сквер «Природа — источник здоровья» | |
Итого за год: | 33 | 18 | 15 | |||
5 | Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества. | 8 | 4 | 4 | Диагностика - самооценка собственной физической формы. Практическое занятие : «Составление комплекса упражнений» День здоровья «Папа, мама, я — спортивная семья» | |
Итого за год: | 34 | 17 | 17 |
3. Содержание программы.
«Первые шаги к здоровью»:
Тема 1.Личная гигиена.
Правила личной гигиены. Гигиенические требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью. Формирование потребности в личной гигиене.
Тема 2.Физическое развитие младшего школьника.
Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение понятия «здоровый образ жизни. Рост и вес – главные показатели физического развития. Соответствие роста и веса возрастным нормам. Факторы влияющие на рост и вес человека. Личная гигиена и здоровье.
Тема 3.Правильная осанка.
Осанка при стоянии, ходьбе, сидении. Зависимость осанки от изгибов позвоночника и развития мышц туловища. Разучивание упражнений, способствующих формированию правильной осанки
Тема 4.Охрана здоровья.
Определение понятия «здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни. Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха.
4.Предполагаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни;об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- потребность сотрудничества со сверстниками;
- доброжелательное отношение к сверстникам;
- бесконфликтное поведение;
- стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу; сформулированную учителем;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
5.Формы контроля.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы:
№ | Наименование раздела. | Форма контроля. |
«Первые шаги к здоровью» | ||
1 | Личная гигиена. | Наблюдение, беседы с обучающимися, с родителями. |
2 | Физическое развитие младшего школьника. | Наблюдение, беседы с обучающимися, практическое занятие, самооценка. |
3 | Правильная осанка. | Наблюдение, беседы с обучающимися, практическое занятие, самооценка. |
4 | Охрана здоровья. | Наблюдение, самоанализ. |
6. Методические рекомендации.
Для успешной реализации программы по спортивно – оздоровительному направлению «Школа здоровья» используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
- Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, метод примера.
- Наглядные методы: просмотр видеофильмов, картин, плакатов, рисунков.
- Практические методы: практические занятия; выполнение рисунков, стенных газет.
- Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта
эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к
деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные игры); долга и ответственности (учить проявлять настойчивость). - Методы контроля: практические задания, самоконтроль, анкетирование, конкурсы.
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, такими как лекции, семинары, дискуссии, экскурсии, программой предусмотрены и нетрадиционные:
- практические занятия;
-игры;
-беседы;
-обсуждение работ обучающихся;
В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:
1. Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
2. Построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам.
Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:
- Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; методических разработок и планов конспектов занятий;
методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям. - Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические и психологические игры, кроссворды.
- Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
- Зрительный ряд: видеофильмы.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд | ||
«Общеразвивающие упражнения для младших школьников», Л.А.Смирнова. Издательство «Книга по требованию», 2003 г. | 1 | |
«Общеразвивающие упражнения», И.Залетаев, С.Полиевский. Издательство «Физкультура и спорт», 2002 г. | 1 | |
«Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика.» В. Кузнецов, Г. Колодницкий. Издательство «Просвещение»,2014 г. | 1 | |
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»,В.И. Лях, А.А. Зданевич . Издательство «Просвещение», 2007 г., | 1 | |
«Игры для детей», А. Глитберман .Издательство «Физкультура и спорт», 2006 г. | 1 | |
«Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет», Е.А. Карапашвили. Издательство «Сфера», 2003 г. | 1 | |
2. Печатные пособия | ||
«Воспитание физических качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста», В.А. Муравьёв, Н.Н.Назарова.Издательство «Айрис-Пресс»,2004 г. | 1 | |
«Внеклассные мероприятия по физкультуре в школе»,М. Видякин. Издательство «Учитель», 2004г. | 1 | |
«Сценарии спортивных праздников в школе», А. Мальцев. Издательство «Феникс», 2005 г. | 1 | |
Внеурочная деятельность «Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность»,Н.В.Барминова .Серия «Физкультура», 2014 г. | 1 | |
«Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физкультуры»,А.Ю.Пантрикеев. Серия «Физкультура», 2014 г. | 1 | |
Демонстрационные таблицы. | 7 | |
3. Технические средства обучения | ||
Персональный компьютер | 1 | |
Интерактивная доска | 1 | |
Проектор | 1 | |
Музыкальный центр | 1 | |
4. Экранно - звуковые пособия | ||
CD – ROM «Развивающая аудиоэнциклопедия. Правила безопасности», 2015 г. | 1 | |
CD – ROM «ПДД для школьников», 2014 г. | 1 | |
DVD «Весёлые уроки. Правила поведения на улице», 2014 г. | 1 | |
DVD “Музыкальная гимнастика», 2012 г. | 1 | |
5. Игры и игрушки | ||
1 | Шахматы. | 2 |
2 | Шашки. | 3 |
3 | Игра «Настольный футбол» | 1 |
4 | Игра «Настольный хоккей» | 1 |
6. Оборудование класса | ||
1 | Мяч для футбола | 3 |
2 | Мяч для волейбола | 3 |
3 | Скакалки | 15 |
4 | Гимнастический обруч | 15 |
5 | Набор для бадминтона. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровым будь, успешным станешь»
рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс...