Фольклорный праздник "Сентябрь"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Чтобы вы лучше узнали сентябрь, нужно пройтись по дням народного календаря. Они не простые, волшебные. У них, как у людей, есть свое имя – в память важного события или святого человека. У каждого дня свое дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sentyabr_.docx | 524.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Пятилетская СОШ имени Дударева И.К.
Фольклорное театрализованное мероприятие
«Сентябрь»
Первое мероприятие из цикла мероприятий, подготовленных во время проведения проекта в начальной школе
«В след за солнышком вокруг Чудо – дерева».
Автор: Ступак Галина Александровна,старшая вожатая.
2021 год
Рекреация оформлена в виде русской избы, выставлены предметы крестьянского быта. Все участники мероприятия одеты в русские народные костюмы. На протяжении всего представления звучит русская народная музыка и песни, демонстрируются слайды презентации.
Цель мероприятия:
Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с народным календарем.
Задачи:
- Познакомить детей с народным календарем.
‒Воспитывать интерес и любовь к народным традициям.
- Приобщать к истокам русской национальной культуры.
- Учить доброму отношению к природе.
Ход мероприятия:
Звучит музыка и выходит 1 ведущий
1 Ведущий – Здравствуйте, ребята. Народные загадки сравнивают год с чудесным древом. Вот мы и отправимся вслед за солнышком вокруг Чудо – дерева. А поведут нас в путь месяцы. Вокруг Чудо – дерева все чудесное, все живое, все со своим характером.
Слайд с деревом, символизирующим четыре времени года.
Звучит музыка. Выходит 2 ведущий с девочкой чтецом, подходят к столу.
Демонстрируется презентация о временах года.
2 Ведущий - Доброго здоровья, дети.
Каждое время года чудесно по - своему.
Как прекрасна зима с ее звонким морозцем, пушистыми снежными сугробами, ледяными горками…
Как очаровательна весна, когда на деревьях появляются почки, а из - под снега показываются молодая зеленая травка и первые цветы.
Ну и, конечно, все мы обожаем лето с его жарким солнышком, пестрым буйством цветов на полянах, теплыми дождями и яркой радугой на небе.
А осень? Конечно, в поздней осени довольно мало прелести: грязь, слякоть, пасмурное небо, холодные хмурые дожди. Найти очарование в этом дано не каждому. Зато красотой ранней осенней поры, мимолетной, как полет золотой птицы нельзя не плениться: воздух необыкновенно прозрачен и свеж, серебрятся между стволами деревьев тонкие нити – паутинки, солнце светит даже ярче, чем летом, только не греет.
Чтец -Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Прозрачный воздух, день хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде;
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле;
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
(Ф.Тютчев)
Девочка садится на лавку около стола и
начинает сматывать пряжу в клубок.
1 Ведущий - Первый осенний месяц в году – сентябрь. В нашем исчислении – девятый месяц, в римском календаре – седьмой месяц, откуда и было взято его название. Древние славяне называли сентябрь «вресень», «вересень», более поздние народные названия – «хмурень», «листопадник». Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Звучит «Комаринская», выходит Сентябрь.
Сентябрь – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сентябрь. Я очень рад, что вы ко мне в гости зашли. Видите у меня полная корзина всяких плодов, ведь сентябрь без плодов не бывает. Чтобы вы лучше меня узнали, я проведу вас по дням народного календаря. Они не простые, волшебные. У них, как у людей, есть свое имя – в память важного события или святого человека. У каждого дня свое дело:
1 сентября (19 августа)- Фёкла – свекольница. На Фёклу копай свёклу.
4 сентября – Агафон- огуменник. Полагают, что этого числа в ночь леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам.
Мужики выходят стеречь гумна в тулупе наизнанку, с кочергой. В эту ночь и рассказывают про проделки лешего.
Выбегают две девочки.
1 девочка – Эй, Никитка, иди, чего скажу.
Выходит мальчик, и они рассказывают байки про лешего
(Байки про лешего из книги «Круглый год»)
1 девочка (Поля) - В Кангиле была свадьба. Вот мать готовится к свадьбе – то, а ребятишки, известно, под руки лезут: того дай, другого… Вот она сгоряча – то и взревела на девочку:
- Да чтоб тебя леший унес в не воротимую сторону! Да, видно, не в час сказала. А Леший – то, как тут и был. Девочка выбежала из – за стола и побежала, а сама ревет: - Дяденька, дожидай! Дяденька, дожидай!
2 девочка(Юля) - Теперича баба – то опомнилась, да и побежала за ней…И народ – то смотрит: что же девочка бежит. Ну как вихрем несет! Не могут догнать. И на конях, и всяко. Кое – как догнали. Теперь, как догнали ее, смотрят: у нее полный подол шишек. - Это,- говорит, - мне дедушка набросал, шишки – то. (Сибирь)
Мальчик – Видом своим леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, «левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана – правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли»
(Ярославское Пошехонье)
Музыка звучит. Перелистывается лист календаря (слайд в презентации)
Сентябрь - 5 сентября – Лупп – брусничник. Народное название этого дня родилось в результате многолетних наблюдений над природой. В лесу к этому времени поспевал урожай брусники.
По ее созреванию определяли, готовы ли овсы к уборке. «Коли брусника поспела, и овес дошел». Ее собирали в больших количествах и заготавливали в больших бочках. Самым распространенным и любимым народным лакомством была моченая брусника. Доброй славой пользовалась брусничная вода. Этим напитком всегда потчевали гостей.
Музыка звучит. Перелистывается лист календаря (слайд в презентации)
-7 сентября – Тит. Тит последний гриб растит. Народом придумано много загадок, пословиц и поговорок про грибы, сказок…
2 ведущий – Настёна, расскажи сказку.
Сказка о грибах - с показом слайдов
Настя – «Вздумал гриб боровик, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, приказывать: «Приходите вы, белянки, ко мне на войну». Отказалися белянки: «Мы грибовые дворянки, не идем на войну». – « Приходите, рыжики, ко мне на войну». Отказались рыжики: « Мы богатые мужики, неповинны на войну идти». – Приходите вы , волнушки, ко мне на войну» Отказалися волнушки: «Мы господские стряпушки, не идем на войну». – Приходите вы, опенки,ко мне на войну». Отказалися опенки: «У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну».-«Приходите, грузди, ко мне на войну». – Мы, грузди,- ребятушки дружны, пойдем на войну!» Это было, когда царь – горох воевал с грибами.
Музыка звучит. Перелистывается лист календаря (слайд в презентации)
Сентябрь -14 сентября –по старому счету - 1 сентября. День Симеона Столпника, Семён – день, Семён – летопроводец. Поскольку с середины 14 века до 1700 года начало года на Руси отсчитывали с 1 сентября, а день Симеона по старому стилю приходился на 1 сентября, с ним связано большое количество начинаний или завершений разного рода работ, сроков и т.д.
Выходит 2 ведущий. Показывает, как добывали огонь и зажигает свечу.
2 Ведущий - На Семен – день пекли душистый хлеб из муки нового урожая.
Под Семен – день вечером гасили в доме старый огонь, а утром старики садились посреди двора и терли сухое дерево о дерево, пока не затлеет.
Тогда молодая девица раздувала огонь и зажигала им тонкую сухую лучинку - «петушка на жердочке». А от лучинки – свечу или лампу. Это и был новый, живой огонь. Он рождался в день осеннего нового года.
1 Ведущий - Там, где имеются бахчи, в этот день снимаются с гряд дыни, арбузы, а также начинают копать картофель. Как известно, картофель в России вошел в употребление только в 18 веке, но довольно быстро стал одной из важнейших сельскохозяйственных культур. «Картофель хлебу подспорье»
2 Ведущий - На Семена хоронят мух и тараканов (чтобы пропали). В Семен – день зарывают в землю блох, и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме.
«Потешный» обычай хоронить мух и тараканов сводится к следующему:
(Разыгрываются потешные похороны детьми)
Звучит музыка.
Вика - Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или морковки маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле.
Олеся - При этом во время выноса кто – ни будь должен гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить», или: «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».
Вика - Обряд этот сопровождался специальными песнями, например:
(поет)- Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком-
Правым боком:
Ребра вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
(Тверская губ.)
2 Ведущий - Уже в конце прошлого столетия песни эти в большинстве своем стали восприниматься и исполняться или как детские потешки, или как шутки – небылицы, а сам обряд превратился в забаву, веселую игру.
1 Ведущий - Семен – летопроводец. «Семен лето провожает. Семен бабье лето наводит». Начало бабьего лета – периода сухой и теплой погоды в сентябре. Длится он до 2-3 недель. Считалось, что бабье лето – семь дней, по Аспасов день, т.е. до 21 сентября. И в то же время говорили: «Бабье лето – две недели». Скорее всего эта временная разница определялась погодой. Если стояла сухая и ясная погода, то бабье лето как бы продолжалось, дожди же сокращали его.
Чтец (Яна)- Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?..
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых. Бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
А.Ахматова
Яна берет девочек за руки и выводит на песню.
1 Ведущий - С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы. Начало посиделок, досветок, свадебных недель и веселых хороводов.
Дети поют песню «Как у наших у ворот» и водят хоровод.
Музыка звучит. Перелистывается лист календаря (слайд в презентации)
Сентябрь - 21 сентября - Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Приходится он на время особенное – когда день с ночью равняется. 22-23 сентября по новому стилю наступает осеннее равноденствие. Встарь в день Рождества Богородицы обновляли в избах огонь – так же, как на осеннее новолетие. Старый гасили, а новый зажигали
1 Ведущий - Рано утром 21 сентября женщины выходили к воде - к берегам рек, озер и прудов. Встречали матушку Осенину.
Звучит музыка. Выходят девочки и
учитель в русском народном костюме с караваем хлеба.
Учитель - Старшая женщина стояла с овсяным хлебом из муки нового урожая. А вокруг молодые девушки пели песни. Затем хлеб делили на всех и кормили им домашний скот.
1 девочка (Лиля) - Да ведь это благодарность Природе – землице- матушке, царице – водице, солнышку и животным. За их летние труды, за урожай.
2 девочка (Яна) - Вот что такое Богородицын день. Зовется он еще в народе госпожинки, оспожинки.
Учитель - Оспожинки – это, по существу, праздник урожая: «оспожинки справлялись иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник».
Учитель отводит девочек в сторону
и, надевает на одну из них венок, в руки ей дает сноп.
1 Ведущий - Главными на уборке урожая были женщины – жницы. В их песнях, как живые, говорили с людьми рожь да пшеница, всякая пашница. Жнеи звали себе в помощницы главную жницу – Богородицу. У многих народов чествуют последний сноп. Наряжают его в женскую одежду.
Загадка: Лежит мужичок в золотом кафтане;
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так не встанет.
Самой красивой девушке плетут золотой венок из колосьев. И несут последний сноп в дом, в красный угол. В последнем снопе – великая сила.
Под музыку девочки несут сноп в красный угол
и устанавливают его у образов.
Ведущий - Одаривает осень плодами и чем богаче ее дары, тем дольше длится веселый праздник Урожая.
Сентябрь - 27 сентября – праздник Воздвижения Креста Господня. Третья встреча осени. Первые зазимки. Все сдвигается в природе навстречу зиме. Навстречу покою и сну после летних трудов. Конец бабьего лета. С Воздвиженья начинали рубить капусту. На Воздвиженье начало капустникам, капустенским вечерам, которые длились две недели.
Девочки исполняют песню «Я на камушке сижу»
Сентябрь – Вот и подошла к концу наша встреча, ребята.
Чтец (Соня) - Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет,
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи!
Е. Благинина
Под звуки музыки, Сентябрь угощает ребят фруктами.
Ведущие – До свидания, ребята. До встречи в следующем месяце.
Источники:
Круглый год. Русский земледельческий календарь/составитель Е.М. Некрылова.-М.: Правда, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов
Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...
Фольклорный праздник "Посиделки"
Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"
Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...
Фольклорный праздник Казачьи посиделки.
Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...