1.Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на занятии. - Дети заходят в класс и вытягивают стикер, стикеры 3 цветов; - Учитель предлагает ребятам сеть за столы с определённым цветом указателя; -Я рада сегодня приветствовать вас! - Вы друг к другу повернитесь, -Ведь улыбка, без сомнения, Поднимает настроение! С добротою улыбнитесь. Не придётся нам писать, И не станем мы считать, мы сегодня на занятии будем с вами рассуждать! -Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесёт нам всем радостное общение друг с другом. Успехов вам и удачи! | 1 Выполняют самооценку готовности по критериям: - правильность выбора учебных принадлежностей, - настрой на занятие
- оценивают собственный выбор, распределяются по командам; | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Осуществляют действия с поставленной задачей; |
Настрой на предстоящую деятельность. Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы –три группы молодых учёных. Чтобы ответить сегодня на все вопросы, нам предстоит быть настоящими исследователями. - Кто такие исследователи? Какое объяснение даёт нам толковый словарь -Исследование - открытие, изучение чего-то нового, поиск истины, неизвестного; один из видов познавательной деятельности человека. -Какими качествами обладает настоящий исследователь? -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования. –Какие методы вам знакомы?
-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
-Повторим правила работы в группе.
-Отметьте в памятке те пункты, которые вы уже назвали, дополните те которые не назвали. |
Учащиеся работают со словарём. (Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.)
Подбирают слова, обсуждают. Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопросы и т.д.
Учащиеся перечисляют известные им методы исследования: наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперименты
С помощью учителя учащиеся формулируют правила: 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2.Не согласен – объясни, почему. 3.Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4.Говори только по делу. 5.Работайте дружно, помогайте друг другу.
Работа с памятками ( Приложение 1) |
Проявлять познавательную инициативу; получать нужную информацию из справочной литературы.
Развитие уважительного и доброжелательного отношения к личности.
|
Организует ситуацию формулирования темы. Фиксирует учебную задачу -Сегодня на занятии будем учиться наблюдать и анализировать увиденное; сравнивать; задавать вопросы и находить ответы; строить предположения опираясь на свой жизненный опыт; Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту. - Как вы понимаете, что такое эксперимент? Как называют людей, которые занимаются экспериментами? Можете ли назвать имя учёного-экспериментатора. - Слово «эксперимент» происходит от латинского – проба, опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Учитель рассказывает об опытах М.В.Ломоносова, о удачах и неудачах во время проведения экспериментов |
С помощью учителя формулируют тему и цель, в соответствии с темой занятия. -Будем учиться проводить эксперименты.
Учащиеся упражняются в подборе синонимов (эксперимент – опыты, какие-то действия, наблюдения); отвечают на вопросы. Учащиеся работают со словарём. - Слово «эксперимент» происходит от латинского – проба, опыт.
Учащиеся называют имя М.В.Ломоносова.
Просмотр презентации . Слайд 1-6 |
Постановка новой учебной задачи.
Осуществление расширенного поиска информации с использованием разных ресурсов. Проявлять познавательную инициативу; получать нужную информацию из справочной литературы. Формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к истории своей страны. |
Организует ситуацию активного восприятия Эксперимент Перед детьми лежат разные предметы: деревянный кубик, металлическая крышка, стеклянный тюбик с крышкой, стеклянный кубик без крышки, деревянная матрёшка, пластмассовый ножичек для пластилина, мелок, болт, восковое яблоко, пенопластовый сувенир, простой карандаш с металлическим наконечником, простой карандаш; - Вы хотите узнать, какие предметы будут плавать, а какие утонут? Итак, предположите тему занятия и цель?
Давайте проверим! -Вы видите предметы лежащие перед вами, каждый из вас должен предположить, что с ним будет, если опустить их в воду-поплывут они или утонут. Каждой группе я даю рабочую карту в виде таблицы. В графе предположение поставьте крестик там, где считаете нужным. Попробуйте прийти к единому мнению обсуждая в группе свои предположения и докажите примером опираясь на жизненный опыт.
-Группа закончившая работу, получает ёмкость с водой, чтобы проверить свои предположения на практике, в каких случаях вы были правы, а в каких нет. -погружайте по очереди все предметы в воду. В графе «проверка» поставьте крестик в нужном месте. -Есть предметы которые вас удивили, поплыли или утонули, в отличии вашего предположения?
-Предлагаю посмотреть обучающий мультфильм-Что тонет? Что плавает? И почему? -Постарайтесь ответить на вопрос почему металлическая ложка тонет, а деревянная плавает?
-Ребята, вы рассказали мне как располагаются молекулы в твёрдых телах. Предлагаю вам по группам показать такое передвижение не нарушив выбранную фигуру и передвинуться из одного угла класса в другой - Молодцы, всё получилось у каждой команды! Прошу занять свои места |
Работа в группах
Дети называют тему и цель занятия: путём экспериментирования, узнать, что плавает, а что нет.
Дети выдвигают свои гипотезы. Пытаются высказать свои предположения, обсуждают. Сопоставляют значимость решения учебных проблем с реальными жизненными ситуациями. Заполняют свою рабочую карту. ( Приложение 2)
Проверяют свои наблюдения экспериментальным путём. Обмениваются наблюдениями, устраивают дискуссию. Делают выводы. Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше, чем у воды – он плавает. -Высказывают свои наблюдения
Ответы детей
Смотрят мультфильм
- Причина в плотности вещества Все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных частичек, молекул ( как дом состоит из кирпичей). И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу обладают большей плотностью, вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ. -Твёрдые тела сохраняют объём и форму, поэтому молекулы в твёрдых телах расположены в строгом порядке и жёстко связаны друг с другом.
Выбирают фигуру из предложенных ( квадрат, прямоугольник, треугольник) Выполняют построение и передвижение « молекул» по классу | Устанавливать рабочие отношения с участниками группы. Планировать действие в соответствии с целью
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
Озвучивать сформулированные гипотезы, выслушивать варианты предположений своих товарищей. Строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, делать вывод в результате совместной работы, классифицировать.
Вырабатывают свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Представлять информацию в виде таблицы. Учиться высказывать свою версию на основе работы с составленной таблицей по наблюдениям.
Совершенствование социально-коммуникативных навыков в процессе взаимодействия друг с другом. |
-Давайте подведём итог занятия. Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Что вас удивило? Самым интересным было… -Какую цель мы поставили в начале занятия? Мы её достигли? -Поблагодарите друг друга за сотрудничество! Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат. -На партах в своей группе вы видите рефлексивную мишень. Вам нужно поставить точку там, где ваша деятельность на занятии совпадает с оценкой. -Спасибо за сотрудничество! Занятие окончено. | Участвуют в диалоге с учителем. Формулируют продолжение фразы учителя.
Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения ( Приложение 3)
|
Самостоятельно анализировать проведённую работу, строить речевые высказывания в устной форме.
|