Давайте поэкспериментируем
опыты и эксперименты (4 класс)

Елена Владимировна Резанович

Внеклассное мероприятие к дню науки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ

Конспект внеурочного мероприятия в 4 классе:

«Что такое эксперимент? Тонет или плывёт?»

Учитель:

Резанович Е.В.

2022 год

4 класс

Тема занятия:. Что такое эксперимент? Тонет или плывёт?

Цель: формирование и совершенствование доступных детям младшего школьного возраста методов исследования: наблюдение, эксперимент.

Задачи: учить проведению эксперимента, учить анализировать собранный материал, делать  выводы;

  • формировать умение работать в группе;
  • учить убеждать других, доказывая свою точку зрения;

Планируемые результаты

Образовательные:

- Способствовать расширению знаний о понятии «эксперимент»;

-Умение выбирать основание и критерии для сравнения;

-Умение формулировать итоговый результат;

-Способность анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения;

Развивающие:

-Развивать умение анализировать конкретные экспериментальные ситуации;

-Способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины, выдержки;

Воспитывающие:

- Содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде;

-Высказывают, записывают и обсуждают какие предметы плавают на поверхности;

-Проверяют свои наблюдения экспериментальным путём, приводят примеры из своей жизненной ситуации;

- Работа в группах, проверяют свои наблюдения экспериментальным путём;

- Обмениваются наблюдениями и устраивают дискуссию;

- Формируют собственное мнение и позицию;

-Использование необходимой информации для выполнения заданий;

-Формирование креативного мышления для доказательства эксперимента;

-Сопоставляют значимость решения учебных проблем с реальными жизненными целями и ситуациями;

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опыт, работа со словарём, работа с таблицей;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в условиях внеурочного занятия осуществляется через:

- создание творческой положительно-эмоциональной атмосферы, обеспечение доброжелательного настроя на предстоящую деятельность;

- использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу (словесная и наглядная информация)

- инициацию разнообразных видов деятельности (обучение в содружестве, работа в группе, индивидуальная работа, учебный диалог, совместный поиск ответов на вопросы, обращение к жизненному опыту, прогнозирование, участие в проведении экспериментов)

Оборудование:

- деревянный кубик, металлическая крышка, стеклянный тюбик с крышкой, стеклянный кубик без крышки, деревянная матрёшка, пластмассовый ножичек для пластилина, мелок, болт, восковое яблоко, пенопластовый сувенир, простой карандаш с металическим наконечником, простой карандаш;

- толковый словарь русского языка;

- печатные материалы;

Методическая разработка занятия

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые умения

  1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

1.Организует ситуацию самооценки  обучающимися готовности к предстоящей деятельности на занятии.

- Дети заходят в класс и вытягивают стикер, стикеры 3 цветов;

- Учитель предлагает ребятам сеть за столы с определённым цветом указателя;

-Я рада сегодня приветствовать вас!

- Вы друг к другу повернитесь,

-Ведь улыбка, без сомнения,

Поднимает настроение!

С добротою улыбнитесь.

Не придётся нам писать, И не станем мы считать, мы сегодня на занятии будем с вами рассуждать!

-Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесёт нам всем радостное общение друг с другом. Успехов вам и удачи!

 

1 Выполняют самооценку готовности по критериям:

- правильность выбора учебных принадлежностей,

- настрой на занятие

- оценивают собственный выбор, распределяются по командам;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

Осуществляют действия с поставленной задачей;

                                   2. Мотивация, актуализация

Настрой на предстоящую деятельность.

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы –три группы молодых учёных. Чтобы ответить сегодня на все вопросы, нам предстоит быть настоящими исследователями.

- Кто такие исследователи? Какое объяснение даёт нам толковый словарь

-Исследование - открытие, изучение  чего-то нового, поиск истины, неизвестного; один из видов познавательной деятельности человека.

-Какими качествами обладает настоящий исследователь?

-Мы тоже можем назвать себя исследователями. 

-Каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования.

–Какие методы вам знакомы?

-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

-Повторим правила работы в группе.

-Отметьте в памятке те пункты, которые вы уже назвали, дополните те которые не назвали.

Учащиеся работают со словарём. (Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.)

Подбирают слова, обсуждают.

Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопросы и т.д.

Учащиеся перечисляют известные им методы исследования: наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперименты

С помощью учителя учащиеся формулируют правила:

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни, почему.

3.Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4.Говори только по делу.

5.Работайте дружно, помогайте друг другу.

Работа с памятками ( Приложение 1)

Проявлять познавательную инициативу; получать нужную информацию из справочной литературы.

Развитие уважительного и доброжелательного отношения к личности.

  3. Постановка учебной задачи

Организует ситуацию формулирования темы.

 Фиксирует учебную задачу

-Сегодня на занятии будем учиться наблюдать и анализировать увиденное; сравнивать; задавать вопросы и находить ответы; строить предположения опираясь на свой жизненный опыт; Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту.

- Как вы понимаете, что такое эксперимент? Как называют людей, которые занимаются экспериментами? Можете ли назвать имя учёного-экспериментатора.

- Слово «эксперимент» происходит от латинского – проба, опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Учитель рассказывает об опытах М.В.Ломоносова, о удачах и неудачах во время проведения экспериментов

С помощью учителя формулируют тему и цель, в соответствии с темой занятия.

-Будем учиться проводить эксперименты.

Учащиеся упражняются в подборе синонимов

(эксперимент – опыты, какие-то действия, наблюдения); отвечают на вопросы.

Учащиеся работают со словарём.

- Слово «эксперимент» происходит от латинского – проба, опыт.

Учащиеся называют имя М.В.Ломоносова.

Просмотр презентации . Слайд 1-6

Постановка новой учебной задачи.

Осуществление расширенного поиска информации с использованием разных ресурсов.

Проявлять познавательную инициативу; получать нужную информацию из справочной литературы.

Формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к истории своей страны.

                        4. Практическая работа.

Организует ситуацию активного восприятия

Эксперимент

Перед детьми лежат разные предметы: деревянный кубик, металлическая крышка, стеклянный тюбик с крышкой, стеклянный кубик без крышки, деревянная матрёшка, пластмассовый ножичек для пластилина, мелок, болт, восковое яблоко, пенопластовый сувенир, простой карандаш с металлическим наконечником, простой карандаш;

- Вы хотите узнать, какие предметы будут плавать, а какие утонут?

Итак, предположите тему занятия и цель?

Давайте проверим!

-Вы видите предметы лежащие перед вами, каждый из вас должен предположить, что с ним будет,  если опустить их в воду-поплывут они или утонут.

Каждой группе я даю рабочую карту в виде таблицы. В графе предположение поставьте крестик там, где считаете нужным. Попробуйте прийти к единому мнению обсуждая в группе свои предположения и докажите примером опираясь на жизненный опыт.

-Группа закончившая работу, получает ёмкость с водой, чтобы проверить свои предположения на практике, в каких случаях вы были правы, а  в каких нет.

-погружайте по очереди все предметы в воду. В графе «проверка» поставьте крестик в нужном месте.

-Есть предметы которые вас удивили, поплыли или утонули, в отличии вашего предположения?

-Предлагаю посмотреть обучающий мультфильм-Что тонет? Что плавает? И почему?

-Постарайтесь ответить на вопрос почему металлическая ложка тонет, а деревянная плавает?

-Ребята, вы   рассказали мне как располагаются молекулы в твёрдых телах. Предлагаю вам по группам показать такое передвижение не нарушив выбранную фигуру и передвинуться из  одного угла класса в другой

-  Молодцы, всё получилось у каждой команды! Прошу занять свои места

Работа в группах

Дети называют тему и цель занятия: путём экспериментирования, узнать, что плавает, а что нет.

Дети выдвигают свои гипотезы.

Пытаются высказать свои предположения, обсуждают. Сопоставляют значимость решения учебных проблем с реальными жизненными ситуациями.

Заполняют свою рабочую карту. ( Приложение 2)

Проверяют свои наблюдения экспериментальным путём.

 Обмениваются наблюдениями, устраивают дискуссию. Делают выводы.

Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше, чем у воды – он плавает.

-Высказывают свои наблюдения

Ответы детей

Смотрят мультфильм

- Причина в плотности вещества

Все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных частичек, молекул ( как дом состоит из кирпичей). И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу обладают большей плотностью, вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.

-Твёрдые тела сохраняют объём и форму, поэтому молекулы в твёрдых телах расположены в строгом порядке и жёстко связаны друг с другом.

Выбирают фигуру из предложенных ( квадрат, прямоугольник, треугольник)

Выполняют построение и передвижение « молекул» по классу

Устанавливать рабочие отношения с участниками группы.

Планировать действие в соответствии с целью

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий

Озвучивать сформулированные гипотезы, выслушивать варианты предположений своих товарищей.

Строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, делать вывод в результате совместной работы, классифицировать.

Вырабатывают свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Представлять информацию в виде таблицы. Учиться высказывать свою версию на основе работы с составленной таблицей по наблюдениям.

Совершенствование социально-коммуникативных навыков в процессе взаимодействия друг с другом.

                       5. Подведение итогов, рефлексия

-Давайте подведём итог занятия. Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Что вас удивило? Самым интересным было…

-Какую цель мы поставили в начале занятия? Мы её достигли?

-Поблагодарите друг друга за сотрудничество!

Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат.

-На партах в своей группе вы видите рефлексивную мишень. Вам нужно поставить точку там, где ваша деятельность на занятии совпадает с оценкой.

-Спасибо за сотрудничество! Занятие окончено.

Участвуют в диалоге с учителем.

Формулируют продолжение фразы учителя.

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения ( Приложение 3)

Самостоятельно анализировать проведённую работу, строить речевые высказывания в устной форме.

                                                                                                     Приложение 1.

                   Правила работы в группе.

1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни, почему.

3.Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4.Говори только по делу.

5.Работайте дружно, помогайте друг другу.

                                                                                         Приложение 2.

ФИ участников группы

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Предмет

Предположение

Проверка

 

Плавает

Тонет

Плавает

Тонет

Деревянный кубик

 

 

 

 

Металлическая крышка

 

 

 

 

Стеклянный тюбик с крышкой

 

 

 

 

Стеклянный кубик без крышки

 

 

 

 

Деревянная матрёшка

 

 

 

 

Пластмассовый ножичек для пластилина

 

 

 

 

Мелок

 

 

 

 

Болт

 

 

 

 

Восковое яблоко

 

 

 

 

Пенопластовый сувенир

Простой карандаш с металлическим наконечником

Простой карандаш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

https://documents.infourok.ru/de711812-64df-412b-bea2-6fb56ac4384c/0/image003.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Давайте поиграем!"

Несколько игр для первоклассников на уроках, переменах, а можно и дома....

Классный час «Давайте в мире жить».

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, ч...

Давайте жить дружно!

Внеклассное занятие для учащихся 3 класса "Давайте жить дружно!"...

Давайте жить дружно (беседа)

Беседа о семье и её  традициях....

"Давайте знакомиться"

Игровое занятие с первоклассниками...

Внеклассное мероприятие "А ну,мальчишки, давай, давай!"

Цель: Воспитание социально - активной личности.Задачи: воспитывать нравственные волевые качества,               вырабатывать...

Давайте знакомиться, давайте дружить

Привлечь родителей к участию в воспитательном процессе....