«Воспитание и социализация: критерии и система оценки качества»
презентация к уроку (2 класс)
Приоритетами в образовательнои процессе являются здоровье учащихся,процесс воспитания и социализация личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.04 КБ |
![]() | 540.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на районном методическом объединении
Тема:
«Воспитание и социализация:
критерии и система оценки качества»
Подготовила и выступила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ р.п.Шемышейка
Олина Валентина Петровна
2020г.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко говорится, что особое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условия реализации – это обеспечение личностного развития обучающихся.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетами в образовательном процессе являются здоровье учащихся, процесс воспитания и социализации личности ребенка, создание безопасной и комфортной образовательной среды.
Нынешняя реальность объективно требует воспитания и развития у растущего поколения качеств самостоятельного, инициативного, ответственного человека, который способен к выстраиванию позитивных отношений в различных сферах своей жизни. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько подростки будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит в дальнейшем путь развития нашего общества в целом, следовательно, в приоритете развитие успешной социализации детей.
Личностная ценность индивида является важнейшим фактором процесса социализации. Нравственные принципы поведения, глубокие и постоянные привязанности, мировоззренческие убеждения человека -основное содержание ценностных ориентаций. Значимыми становятся не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество; целостное развитие, саморазвитие и личный рост учащегося. В силу этого ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества.
Целью воспитания и социализации учащихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Процессы воспитания и социализации учащихся протекают параллельно. Эти два процесса направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального самоопределения.
На процесс воспитания и социализации оказывают влияние много факторов: образовательное учреждение, окружающая природная среда, семья, искусство и средства массовой информации, детские и молодежные организации, повседневная профессиональная деятельность. Содержание процесса воспитания состоит из целей, методов и средств, применяемых в воспитательном процессе, а также из достигнутых результатов.
Цели воспитания – ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Направление воспитания определяется единством цели и содержания.
Для достижения вышеуказанной цели в воспитательном процессе применяются различные методы воспитания .
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений, благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам.
Воспитательная работа в образовательной организации является главным аспектом организации грамотного взаимодействия педагогов и учащихся, а так же с другими субъектами социализации.
Обогащение внутреннего мира ребенка – важная задача каждого педагога индивидуально и педагогического коллектива в целом. Процесс воспитания будет эффективным в том случае, если он будет многогранно охватывать и пронизывать все виды деятельности:
- учебную (в границах разных образовательных дисциплин)
- внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.).
Ценностно-нормативная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС.
В процессе социализации происходит усвоение человеком социального опыта посредством вхождения в социальное окружение, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Социализация – это процесс приобщения индивида к социуму, включения его в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждения себя и выполнения социальных ролей; это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей. Причем социализация протекает как стихийно в результате воздействия на человека его окружения – будь то средства массовой информации, телевидение и определенная социальная среда, – так и целенаправленно, благодаря планомерному сознательному воздействию на молодого человека с целью достижения желаемого влияния и результата. Сочетание обоих вариантов: стихийного и целенаправленного, – нацелено на то, чтобы индивид приобщился к культуре и стал полноправным, полноценным членом общества.[1]
Процесс воспитания и социализации реализуется на основе следующих принципов:
- Принцип ориентации на идеал предполагает проектирование воспитательного процесса с учетом определённых идеалов, которые отражаются в истории России, в различных культурах (религиозная культура, культура традиций народов мира).
- Аксиологический принцип характеризуется формированием у учащихся группы ценностей.
- Принцип следования нравственному примеру ориентирован на формирование у детей нравственного поведения. Особый пример духовно-нравственного развития для учащихся имеет личность педагога, его нравственная сторона.
- Принцип диалогического общения со значимыми другими является особо важным для подростков. Поиск смысл жизни, а так же выработка личностью собственной системы ценностей невозможно миновать диалоговое общение.
- Принцип идентификации. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру формирует нравственную сторону личности, способствует развитию собственных нравственных обязательств.
- Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Применение данного принципа в воспитательном процессе возможно при условии социально-педагогической деятельности различных субъектов: учреждений системы дополнительного образования, школы, семьи, учреждений культуры и спорта и др. деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива образовательного учреждения в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, и определять ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации учащихся.
- Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию.
Образовательному учреждению как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка. Наша задача - создать оптимально благоприятные условия организации учебно-воспитательного процесса, которые направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются критерии оценки уровней их сформированности, условно представленные как: Знания – Опыт деятельности – Умения.
Первый уровень указывает на наличие знаний, обозначенных в Программе; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
Второй уровень предполагает, что обучающийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; способен оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье,
Третий уровень свидетельствует о том, что у подростка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию; реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды;
умения оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
проявлены конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
Группы критериев, определяющих уровни воспитанности и социализации:
- Любовь к Родине, своему народу. Самоидентификация.
- Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека. Социальные и межличностные отношения.
- Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении.
- Самопознание, самоконтроль, самосовершенствование. Активность и скромность.
- Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
- Здоровый и безопасный образ жизни и спорт.
- Эстетическая культура.
- Семейные ценности.
- Экологическая культура и безопасность.
В качестве оценки успешной социализации в младшем школьном возрасте выступают такие качества, как исполнительность, самостоятельность, инициативность, ответственность, которая признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности в социально активное поведение в младшем школьном возрасте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отличие воспитания от социализации Воспитание Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. Воспитание – изменяющийся , дробный, прерывистый процесс. Связано с отношениями «человек – человек » (участвуют два субъекта). Социализация Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию . Социализация – процесс непрерывный. Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек).
Этапы возрастного развития обучающихся Возраст Ведущая деятельность Направленность социализации Младший школьный возраст 7-11 лет Учебная Ориентации на взрослых Подростковый возраст 12-15 лет Эмоциональное общение со сверстниками Ориентация на сверстников Юношеский возраст 15-17 лет Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых
Младший школьный возраст Основные направления развития: Направление работы по социализации: Формирование потребности к общению. Групповая работа на уроке, проектная деятельность, коллективные игры, квесты, соревнования. Формирование потребности к самопознанию. Тематические встречи со специалистами, классные часы. Формирование потребности к творчеству. Дополнительное образование, внеурочная деятельность. Формирование способности к сопереживанию. Участие в благотворительных акциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188235-1359188463.jpg)
Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования
«Совершенствование качества образования посредством механизмашкольной системы оценки качества образования (ШСОКО)» ( выступление ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/31/picture-466902-1406809280.jpg)
Характеристика внутришкольной системы оценки качества образования
Система оценки качества образования школы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-285890-1377689231.jpg)
Система оценки качества образования.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-284368-1383916838.jpg)
Система оценки качества знаний учащихся ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы. Март 2015 год...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-509318-1414519556.jpg)
Система оценки качества педагогической деятельности. Профессиональныйй стандарт педагога
Зачем нужен профессиональный стандарт?• Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.•...
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
При переходе в режим развивающего обучения изменяются подходы к оцениванию. Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Пров...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/24/picture-71123-1490380215.jpg)
Активная оценка как инновационная система оценки качества знаний обучающихся
В современных условиях жизни каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности. Именно контроль и анализ выступают регуляторами любой деятельности человека, дают человек...