«Воспитание и социализация: критерии и система оценки качества»
презентация к уроку (2 класс)
Приоритетами в образовательнои процессе являются здоровье учащихся,процесс воспитания и социализация личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_sotsializatsiya_.docx | 27.04 КБ |
vospitanie_i_sotsializatsiya_.pptx | 540.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на районном методическом объединении
Тема:
«Воспитание и социализация:
критерии и система оценки качества»
Подготовила и выступила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ р.п.Шемышейка
Олина Валентина Петровна
2020г.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко говорится, что особое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условия реализации – это обеспечение личностного развития обучающихся.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетами в образовательном процессе являются здоровье учащихся, процесс воспитания и социализации личности ребенка, создание безопасной и комфортной образовательной среды.
Нынешняя реальность объективно требует воспитания и развития у растущего поколения качеств самостоятельного, инициативного, ответственного человека, который способен к выстраиванию позитивных отношений в различных сферах своей жизни. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько подростки будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит в дальнейшем путь развития нашего общества в целом, следовательно, в приоритете развитие успешной социализации детей.
Личностная ценность индивида является важнейшим фактором процесса социализации. Нравственные принципы поведения, глубокие и постоянные привязанности, мировоззренческие убеждения человека -основное содержание ценностных ориентаций. Значимыми становятся не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество; целостное развитие, саморазвитие и личный рост учащегося. В силу этого ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества.
Целью воспитания и социализации учащихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Процессы воспитания и социализации учащихся протекают параллельно. Эти два процесса направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального самоопределения.
На процесс воспитания и социализации оказывают влияние много факторов: образовательное учреждение, окружающая природная среда, семья, искусство и средства массовой информации, детские и молодежные организации, повседневная профессиональная деятельность. Содержание процесса воспитания состоит из целей, методов и средств, применяемых в воспитательном процессе, а также из достигнутых результатов.
Цели воспитания – ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Направление воспитания определяется единством цели и содержания.
Для достижения вышеуказанной цели в воспитательном процессе применяются различные методы воспитания .
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений, благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам.
Воспитательная работа в образовательной организации является главным аспектом организации грамотного взаимодействия педагогов и учащихся, а так же с другими субъектами социализации.
Обогащение внутреннего мира ребенка – важная задача каждого педагога индивидуально и педагогического коллектива в целом. Процесс воспитания будет эффективным в том случае, если он будет многогранно охватывать и пронизывать все виды деятельности:
- учебную (в границах разных образовательных дисциплин)
- внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.).
Ценностно-нормативная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС.
В процессе социализации происходит усвоение человеком социального опыта посредством вхождения в социальное окружение, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Социализация – это процесс приобщения индивида к социуму, включения его в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждения себя и выполнения социальных ролей; это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей. Причем социализация протекает как стихийно в результате воздействия на человека его окружения – будь то средства массовой информации, телевидение и определенная социальная среда, – так и целенаправленно, благодаря планомерному сознательному воздействию на молодого человека с целью достижения желаемого влияния и результата. Сочетание обоих вариантов: стихийного и целенаправленного, – нацелено на то, чтобы индивид приобщился к культуре и стал полноправным, полноценным членом общества.[1]
Процесс воспитания и социализации реализуется на основе следующих принципов:
- Принцип ориентации на идеал предполагает проектирование воспитательного процесса с учетом определённых идеалов, которые отражаются в истории России, в различных культурах (религиозная культура, культура традиций народов мира).
- Аксиологический принцип характеризуется формированием у учащихся группы ценностей.
- Принцип следования нравственному примеру ориентирован на формирование у детей нравственного поведения. Особый пример духовно-нравственного развития для учащихся имеет личность педагога, его нравственная сторона.
- Принцип диалогического общения со значимыми другими является особо важным для подростков. Поиск смысл жизни, а так же выработка личностью собственной системы ценностей невозможно миновать диалоговое общение.
- Принцип идентификации. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру формирует нравственную сторону личности, способствует развитию собственных нравственных обязательств.
- Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Применение данного принципа в воспитательном процессе возможно при условии социально-педагогической деятельности различных субъектов: учреждений системы дополнительного образования, школы, семьи, учреждений культуры и спорта и др. деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива образовательного учреждения в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, и определять ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации учащихся.
- Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию.
Образовательному учреждению как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка. Наша задача - создать оптимально благоприятные условия организации учебно-воспитательного процесса, которые направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются критерии оценки уровней их сформированности, условно представленные как: Знания – Опыт деятельности – Умения.
Первый уровень указывает на наличие знаний, обозначенных в Программе; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
Второй уровень предполагает, что обучающийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; способен оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье,
Третий уровень свидетельствует о том, что у подростка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию; реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды;
умения оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
проявлены конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
Группы критериев, определяющих уровни воспитанности и социализации:
- Любовь к Родине, своему народу. Самоидентификация.
- Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека. Социальные и межличностные отношения.
- Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении.
- Самопознание, самоконтроль, самосовершенствование. Активность и скромность.
- Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
- Здоровый и безопасный образ жизни и спорт.
- Эстетическая культура.
- Семейные ценности.
- Экологическая культура и безопасность.
В качестве оценки успешной социализации в младшем школьном возрасте выступают такие качества, как исполнительность, самостоятельность, инициативность, ответственность, которая признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности в социально активное поведение в младшем школьном возрасте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отличие воспитания от социализации Воспитание Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. Воспитание – изменяющийся , дробный, прерывистый процесс. Связано с отношениями «человек – человек » (участвуют два субъекта). Социализация Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию . Социализация – процесс непрерывный. Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек).
Этапы возрастного развития обучающихся Возраст Ведущая деятельность Направленность социализации Младший школьный возраст 7-11 лет Учебная Ориентации на взрослых Подростковый возраст 12-15 лет Эмоциональное общение со сверстниками Ориентация на сверстников Юношеский возраст 15-17 лет Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых
Младший школьный возраст Основные направления развития: Направление работы по социализации: Формирование потребности к общению. Групповая работа на уроке, проектная деятельность, коллективные игры, квесты, соревнования. Формирование потребности к самопознанию. Тематические встречи со специалистами, классные часы. Формирование потребности к творчеству. Дополнительное образование, внеурочная деятельность. Формирование способности к сопереживанию. Участие в благотворительных акциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования
«Совершенствование качества образования посредством механизмашкольной системы оценки качества образования (ШСОКО)» ( выступление ...
Характеристика внутришкольной системы оценки качества образования
Система оценки качества образования школы...
Система оценки качества образования.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей об...
Система оценки качества знаний учащихся ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы. Март 2015 год...
Система оценки качества педагогической деятельности. Профессиональныйй стандарт педагога
Зачем нужен профессиональный стандарт?• Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.•...
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
При переходе в режим развивающего обучения изменяются подходы к оцениванию. Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Пров...
Активная оценка как инновационная система оценки качества знаний обучающихся
В современных условиях жизни каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности. Именно контроль и анализ выступают регуляторами любой деятельности человека, дают человек...