Занятие – тренинг «КАЛЕЙДОСКОП ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
классный час (4 класс)
Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие – тренинг «КАЛЕЙДОСКОП ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ» | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие – тренинг для младших школьников
«КАЛЕЙДОСКОП ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
Цели занятия:
познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях;
развивать умение находить решение в сложных ситуациях;
сформировать представление о том, как выглядит опасность и почему она возникает;
закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;
развивать способы умственных действий, кругозор детей;
воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;
воспитывать высшие моральные качества: стремление считаться с общественным мнением, требовательность к себе и товарищам, ответственность перед обществом.
Ход занятия
1, Тренинг «Минуты вхождения в занятие»
- Создание условий для чувственного восприятия учащимися атмосферы занятия. Звучит легкая музыка, на фоне музыки слова учителя
- Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
- За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!
- На фоне музыки педагог читает стихи:
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья-
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
- Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
- Люди говорят: «Дружбу бережешь – правильно живешь».
- Как вы понимаете это высказывание?
2. Информация «Магистров Науки» о чрезвычайных ситуациях.
- 1 Магистр
Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.
Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют «экстремальной ситуацией». Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это могут быть — пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения:
- На доске «Правила безопасного поведения»
ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.
ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.
ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — ДЕЙСТВОВАТЬ.
ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.
- 2 Магистр
Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение. И самые хитроумные приборы не могут заранее сказать, сколько будет разрушительных баллов: они регистрируют только то, что уже произошло.
Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.
Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию, по официальной терминологии, называют чрезвычайной. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт.
- 3 Магистр
В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС Украины. Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Кроме этого, в городе создана специальная городская служба спасения, которая приходит на помощь в опасных ситуациях.
Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и ты не можешь предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится. В опасную минуту тебе самому придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в школе.
- Итак, что такое "чрезвычайная ситуация"? Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?
3. Коллективная работа по теме занятия.
- Учитель
- Прослушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и определите тему урока.
Ехал один гражданин по Москве – Мечется кто-то в дыму и огне.
Белая кепка на голове, Много столпилось людей на панели.
Ехал весной на площадке трамвая, Люди в тревоге под крышу смотрели:
Что-то под грохот колёс напевая. Там из окошка сквозь огненный дым
Вдруг он увидел – напротив, в окне Руки ребёнок протягивал к ним.
- Что случилось в этом доме? - Как это могло произойти?
- На классной доске записаны слова Владимира Маяковского:
Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!
Вы сегодня узнаете, как выглядит опасность и почему она возникает, будем учиться находить решение в сложных ситуациях, закрепим теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации.
- Чем опасен пожар?
- Отчего может возникнуть пожар?
- Назовите причины.
- Дети называют причины пожара, а учитель записывает на доске:
1. неисправность электрических приборов;
2. забывчивость (забыл выключить);
3. искра (печь, камин);
4. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);
5. спички (игры со спичками);
6. керосин, бензин, газ - самые главные виновники пожаров — люди.
4. Информация, подготовленная детьми по теме «Меры пожарной безопасности в чрезвычайных
ситуациях».
- 1 ученик – огонек
На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
- 2ученик – огонек
Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком— внизу меньше дыма.
- 3 ученик – огонек
Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «101». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.
5. Тренинг « Составляем правила пожарной безопасности». Работа в группах
1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
3. Не суши бельё над плитой.
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома
- А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?
6. Тренинг « Правила поведения при пожаре» Работа в группах
. Каждой группе дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.
1 карточка. Если огонь небольшой……….., (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)
2 карточка. Если огонь сразу не погас………., (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О I» (табличка) или попроси об этом соседей.)
3 карточка. Если не можешь убежать из горящей квартиры…………, (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)
4 карточка. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься…………., (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)
5 карточка. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Почему? …..(Он может отключиться, и ты задохнешься.)
- Дополнение правил ОГОНЬКАМИ - СПАСАТЕЛЯМИ
1 огонек. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
2 огонек. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
3 огонек. Помни о подручных средствах тушения пожара: Вода, одеяло, брезент, плотная ткань , огнетушитель.
- Обсуждение ситуации «История с Незнайкой».
- А сейчас послушайте историю, которая произошла с Незнайкой.
Однажды Незнайку пригласили в гости. Он готовился очень тщательно: достал новый костюм, почистил ботинки. На следующее утро, когда Незнайка проснулся, он увидел, что проспал. Что тут началось! Незнайка в спешке съел бутерброд, выпил чай. Быстро натянул пиджачок, а он - мятый. Незнайка включил утюг и стал гладить. Заканчивал он, когда часы пробили 11-00. Незнайка быстро оделся и выскочил на улицу. А утюг так и остался на столе включенный...
- Как вы думаете, что случилось дальше?
- Хорошо, что Знайка был дома и увидел, что из окна дома его соседа валит дым. Он подбежал к телефону и набрал номер... 101
- Что это за номер?
- Пожарники быстро приехали и затушили огонь. Вспомните, из-за чего может возникнуть пожар?
- Ребята, Незнайка подготовил для вас стихотворение, про волшебный номер телефона 101.
Этот номер - 101.
Знает каждый гражданин
Если в дом придет беда —
Позвони скорей туда.
Если, нету телефона,
Позови людей с балкона.
7. Подведение итогов занятия.
- Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)
- Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия.)
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.
8. Релаксация. Тренинг «Сердце подскажет»
- Дети приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алеша, Лена, Коля?
- Да, бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.
- Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, как говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас?
- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце - наш советчик, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны - оно бьется ровно, когда вы сердитесь - учащенно, и от этого становится плохо на душе.
Это сердце предупреждает: остановись, подумай, и прими правильное безопасное для жизни решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Классный час на конец учебного года...
Правила поведения для детей в чрезвычайных ситуациях
В жизни происходит много неожиданностей. Важно твёрдо знать, как правильно поступить в том или ином случае. ...
Классный час в 1 В классе:«Чрезвычайные ситуации вокруг нас»
классный час...
Проект "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"
Проект выполнен на основе материалов авторской программы внеурочной деятельности "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"....
Сценарий мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям «День защиты детей»
Цель: формирование у воспитанников навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях....
Классный час в 1 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации вокруг нас»
Мероприятие по ГО в 1 классе. Цели: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности др...
Занятие " Чрезвычайная ситуация ,Что это?"
Занятиеознакомит детей с ситуациями, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку; развивать умение находить решение ...