Занятие " Чрезвычайная ситуация ,Что это?"
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Занятиеознакомит детей с ситуациями, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку; развивать умение находить решение в сложных ситуациях; воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 41.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: ознакомить детей с ситуациями, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку; развивать умение находить решение в сложных ситуациях; воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование: географическая карта России; раздаточные листы для воспитанников; памятки; карточки для самостоятельной работы; кроссворд.
Ход занятия
-Сегодня - первое занятие по программе безопасности жизнедеятельности . Тема сегодняшнего занятия «Чрезвычайная ситуация».
-Что такое чрезвычайная ситуация?
(Выслушиваются предположения детей.)
- Чрезвычайная ситуация - это опасность, угрожающая сразу многим людям. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным {Землетрясение, наводнение, шторм, кораблекрушение.)
Мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не по вине человека, а из-за природных изменений. Своими силами с чрезвычайной ситуацией справиться нельзя. При землетрясениях, наводнениях и других бедах на помощь приходят спасатели
Давайте рассмотрим подробнее эти природные явления Землетрясения до сих пор не научились точно предсказывать. Наводнения можно предвидеть, но избежать их все равно нельзя.
(Воспитатель вешает на доску карту.)
В ходе совместной работы определяются районы, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, разливы рек, наводнения, штормы, лесные пожары.)
А теперь посмотрите на доску и прочитайте о том, что такое наводнение.
Наводнение - временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганного ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длительными (более двух недель).
-Итак, что такое наводнение?
(Временный подъем воды в реке, озере или море.)
-Из-за чего происходят наводнения?
(Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин, сильных ветров.)
-Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Наводнения составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Это и неудивительно, так как три четверти Земли покрыто водой.
Чтобы защититься от наводнений, в опасных районах проводят берегоукрепительные работы, работы по укреплению дна реки. Большинство наводнений удается предсказать и таким образом уменьшить потери. Жителей мест, периодически попадающих в зоны затопления, заранее предупреждают об опасности.
Что же делать во время наводнения? Послушайте рассказ об этом.
(Рассказывают заранее подготовленные Воспитанники.)
- Предупреждает о наводнении сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав его, нужно включить радио или телевизор (местную программу) и прослушать новое сообщение.
- Обычно сообщается об ожидаемом времени затопления, его территории, порядке действий населения и порядке эвакуации.
- Затем надо быстро собраться и взять с собой пакет с документами и деньгами, аптечку, запас продуктов, белье и туалетные принадлежности, запасной комплект теплой верхней одежды и обуви.
- Нужно прибыть в установленное время на эвакуационный пункт для регистрации и
переезда в безопасное место
- Если наводнение застало внезапно, главное - выбраться из воды или не попасть в несущийся поток. Как можно быстрее поднимитесь на возвышенное место, чтобы вода не смыла.
- При нахождении в безопасном месте, если срочная помощь не нужна, следует оставаться там до спада воды. Самостоятельно из затопленного района можно выбираться только в случае реальной угрозы для жизни.
- И, наконец, главное правило: не нужно терять надежду на спасение. Надо помнить: убивают человека не голод и жажда, а отчаяние и покорная готовность умереть. На помощь обязательно придут спасатели.)
После спада воды, перед тем как войти в пострадавшее здание, надо убедиться, что оно не представляет опасности для жизни.
- Что надо делать, если вы услышали сигнал «Внимание всем!»?
(Дети перечисляют правила действий людей во время наводнения.)
Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, - землетрясение.
Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло несколько миллионов жизней.
Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.
Больше шансов уцелеть у людей на верхних этажах домов, а также на первом и втором этажах (они проваливаются в подвал, где также увеличиваются шансы выжить).
Самые безопасные места в доме - углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, санузлы, рядом с массивной устойчивой мебелью.
А теперь давайте прочитаем правила поведения при землетрясении.
(Воспитатель раздает детям памятки.)
Памятка
Если землетрясение застало вас в доме.
- Отключите газ, электричество, загасите открытый огонь (печь, камин).
- Постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов.
- Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не выбегайте на лестницу, не пользуйтесь лифтом.
- Не прячьтесь под мебелью. Держитесь подальше от окон, зеркал, витрин, неустойчивой мебели.
- Успокойтесь сами и успокойте других. Не паникуйте.
Если землетрясение застило вас на улице
- Отойдите на открытое место.
- Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, не стойте под мостами, навесами.
- Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.
- Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.
Если вы оказались в завале
- Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, попытайтесь остановить его подручными средствами.
- Берегите силы до прибытия спасателей, не падайте духом.
- Устройтесь поудобнее, укройтесь, уберите от себя острые обломки.
- Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.
В нашем городе такие стихийные бедствия, как землетрясение и наводнение, крайне редки. Но вы с родителями во время отпусков и каникул можете оказаться в тех местах, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций. Поэтому важно знать, что делать в таких случаях.
Физкультминутка
Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час?
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири, Вдруг раздался страшный гром, Разбежались мыши вон!
Знакомство с новым материалом
Перед нами прошли стихии земли, воды, остался - воздух. Познакомимся с различными ветрами, способными вызвать разрушения и нанести вред человеку.
Посмотрите на доску и прочитайте все, что говорится о ветрах.
(Дети читают текст о ветрах.)
Бури, ураганы, тайфуны, смерчи
Ураганы - очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 20м./ч). На Дальнем Востоке их часто называют тайфунами.
Бури - это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. В пустынях их называют самумами. А бурю на море называют штормом.
Смерч - это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстро вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.
- Какие воздушные стихийные бедствия вы можете назвать? (Ураганы, бури, смерчи, тайфуны.)
- Что такое ураган? (Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля. Такой ветер сметает постройки, переносит с места наместо автомобили, ломает крупные деревья, опрокидывает корабли. Ураганы наносят огромный ущерб людям, из-за них гибнут люди.)
- Что такое смерч? (Разновидность урагана, имеет вид вращающегося столба.)
Смерч - это сильный вихрь, обладающий чудовищной силой. В Америке его называют торнадо, в Европе - тромб.
Подобно гигантскому хоботу опускается он из грозового облака, касаясь поверхности земли. Как в воронку, смерч засасывает в себя все, что встречается на пути. Сила вихря так велика, что он может поднять в воздух автомобиль, крышу дома, вырвать с корнем дерево, покорежить мост.
В апреле 1974 года над восточной частью США в течение двух дней пронеслись 148 торнадо. Стремительно крутящийся столб воздуха может достигать в диаметре от 50 до 500 м, скорость его движения достигает 40 км/ч.
Поднять в воздух человека для смерча не проблема. Жители американских штатов, где торнадо проходят часто, обычно имеют рядом с домом укрепленный погреб, куда можно спрятаться.
- Вспомните, как звали сказочную героиню, перенесенную в другую страну сильным ветром.
(Это Элли из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города».)
- Волшебным ли было такое перемещение? (Нет.)
Но для человека, попавшего в такой смерч в жизни, а не в сказке, дела заканчиваются, как правило, плачевно. Как же надо вести себя при смерче или урагане?
Прочитаем памятку 2.
Памятка 2
Как вести себя при смерче или урагане
- Если вы видите воронкообразный столб воздуха в небе, спрячьтесь в надежное укрытие. Таким укрытием может быть место под мостом, железобетонным навесом, подвал, погреб,, хорошо укрепленное здание и сооружение.
- Глаза, рот и нос защитите от песка и земли.
- Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
- Остерегайтесь оборванных электропроводов.
- Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль, плотнее закройте его двери и окна.
Закрепление пройденного материала
Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)
Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия.)
Давайте вспомним все новые понятия, с которыми вы познакомились на уроке.
Для этого разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
3. Сильный вихрь в Америке. 4.Ураган на Дальнем Востоке.
6. Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч.
8. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку.
По вертикали:
1. Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды.
2. Специально обученные люди, оказавшие помощь потерпевшим бедствие.
5. Разновидность урагана.
7. Сильный ветер в виде вращающегося столба.
Ответы.
По горизонтали: 3. Торнадо. 4. Тайфун. 6. Ураган. 8.Землетрясение. По вертикали: 1. Наводнение. 2. Спасатели. 5.Буря. 7. Смерч.
Молодцы! Справились с заданием.
Самостоятельная работа
- Возьмите в руки карточки с вопросами. Подпишите их. Прочитайте вопросы и на свободных строчках напишите ответы:
- Что такое наводнение?
- Что такое ураган?
- Если при землетрясении вы находитесь дома, куда надо спрятаться?
- Что надо сделать, если есть время, перед тем как покинуть, дом при наводнении?
- Перечислите стихийные бедствия, которые вы знаете.
(Дети выполняют задание и сдают работы.)
Итог занятия
Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях. Надеюсь, что вам не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное - не паникуйте и вспомните все, о чем мы говорили на занятии[a].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Классный час на конец учебного года...
Правила поведения для детей в чрезвычайных ситуациях
В жизни происходит много неожиданностей. Важно твёрдо знать, как правильно поступить в том или ином случае. ...
Классный час в 1 В классе:«Чрезвычайные ситуации вокруг нас»
классный час...
Проект "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"
Проект выполнен на основе материалов авторской программы внеурочной деятельности "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"....
Сценарий мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям «День защиты детей»
Цель: формирование у воспитанников навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях....
Классный час в 1 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации вокруг нас»
Мероприятие по ГО в 1 классе. Цели: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности др...
Занятие – тренинг «КАЛЕЙДОСКОП ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях....