Программа внеурочной деятельности
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов. Программа «Мир профессий» написана в соответствии с федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., который является главным направлением в государственной политике в сфере образования.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Березники Пермский край
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
педагогическим советом Директор МАОУ «Школа №7» протокол № 1 от 30.08.2021г ___________ О.Н. Никитина
Приказ № 375 от « 01 » сентября 2021г.
Программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
Мастерская «Мир профессий» 1-4 классы
«Путешествие в мир профессий»
3 «А» класс, 1 вариант УП
Составитель:
Галеева Марина Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории.
г. Березники, 2021г
I. Пояснительная записка
Актуальность
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов. Программа «Мир профессий» написана в соответствии с федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., который является главным направлением в государственной политике в сфере образования.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Социальное направление внеурочной деятельности «Мир профессий» предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, присвоение и отработку ими различных социальных ролей
Проблема профессиональной ориентации младших школьников с ОВЗ в учебно – воспитательном процессе актуальна для образования в целом. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.
В начальной школе, когда учебно - познавательная деятельность становится ведущей, важно дать представление детям о различных профессиях. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Курс внеурочной деятельности «Мир профессий" уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка с ОВЗ знакомит младших школьников с профессиями и обеспечивает пропедевтику профориентационной подготовки младших школьников. Таким образом, предлагаемая нами программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.
Цель: формирование представлений детей о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека;
Задачи:
- Обогащать представления детей о профессиях;
- Формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности;
- Знакомить со спецификой профессиональной деятельности представителей производственной сферы Пермского края;
- Формировать элементарные трудовые навыки;
- Развивать интерес к различным видам деятельности через профессии;
- Развивать умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх;
- Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и к его результатам. Желание оказать помощь;
- Обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей в разных профессиях;
- Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемыми взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
Ожидаемые личностные результаты.
- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальные и коллективные (групповые, парные).
Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся в форме дидактических и ролевых игр, составление интервью, чтение текстов по темам разделов, драматизация диалога.
С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:
- игровая деятельность (ролевые игры);
- чтение текстов по темам разделов;
- изобразительная деятельность;
- драматизация диалога;
- прослушивание монологов;
- разучивание текстов;
- интервьюирование;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Режим занятий: Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Продолжительность одного занятия – 30-40 минут.
Результативность освоения программы курса
- Получение детьми информации о разнообразии доступных в освоении профессий
- Формирование у детей положительного отношения к рабочим профессиям.
- Понимание школьниками требований, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качеств, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.
- Развитие у детей познавательной активности, как необходимого качества для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Диагностика уровня результативности освоения программы курса осуществляется в ходе таких диагностических мероприятий, как наблюдения учителя за детьми.
Формой предъявления результата является активное участие школьников в общественных мероприятиях, как
- рисунки;
- мини-сочинения;
- сюжетно-ролевые игры
- разговор
- конкурсы
- праздник
- инсценировка сказки
- рефераты
- декоративно-прикладное творчество
- слайды, презентация
I. Тематическое (календарно-тематическое) планирование
«Игра в профессии» - 1 класс-32 часа
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
1 класс
№ п/п | Темы | Количество часов | Приемы организации совместной деятельности | |||
Всего | из них | |||||
Дата | теорети-ческие | практические | ||||
«Игра в профессии» | 32 | 18 | 14 | |||
1-2 | Все работы хороши | 2 | 2 | |||
3-4 | Занятие с элементами игры Видеознакомство «Кому, что нужно» | 2 | 1 | 1 | Разговор. Игра «Кому.что нужно» | |
5-6 | Дидактическая игра с просмотром мультфильма, беседа «Оденем куклу на работу, в театр, в спортзал, в школу» | 2 | 1 | 1 | Разговор. Рисунок | |
7-8 | Занятие с элементами игры Практическая работа: "Рисуем спецодежду для куклы" | 2 | 1 | 1 | Разговор. Рисунок. | |
9-10 | «Мы строители» | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
11-12 | Занятие с элементами игры: легоконструирование: спецмашины. Видеофильм. | 2 | 1 | 1 | Разговор-практикум | |
13-14 | «Магазин» Знакомство с атрибутами, ролевая игра | 2 | 1 | 1 | Разговор. Ролевая игра | |
15-16 | «Мы идем в магазин» Экскурсия. | 2 | 1 | 1 | Разговор. Беседа. | |
17-18 | «Аптека» Знакомство с атрибутами, ролевая игра | 2 | 1 | 1 | Разговор. Ролевая игра | |
19-20 | "Больница" Знакомство с атрибутами, ролевая игра | 2 | 1 | 1 | Разговор. Ролевая игра | |
21-22 | В школьной библиотеке: «Какие бывают профессии» | 2 | 1 | 1 | Беседа. Ролевая игра | |
23-24 | С.Михалков «Дядя Степа» | 2 | 1 | 1 | Чтение, беседа, викторина, конкурс рисунков | |
25-26 | «Дядя Степа-милиционер»
| 2 | 1 | 1 | Слушание стиха,встреча с работником полиции | |
27-28 | К.Чуковский «Доктор Айболит» | 2 | 1 | 1 | Игра-демонстрация, мини сценки, рисунки | |
29-30 | В школьной столовой "Профессия повар" | 2 | 1 | 1 | Экскурсия, рисунки. | |
31-33 | "Профессия моих родителей" | 2 | 2 | Встреча с родителями |
III. Содержание программы курса
1 класс, 33 часа
Содержание
Все работы хороши (2 ч). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит из разрезанной на части картинок). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Кому что нужно(2 ч). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу, в театр, в спортзал... (2ч). Дидактическая игра. Практическое занятие - рисуем спецодежду для куклы.(2)
Мы строители (2ч).
Занятие с элементами игры, легоконструирование спецмашин.(2)
Строим модели спецмашин. Что нужно знать, чтобы стать строителем? Какую пользу приносят спецмашины?
Магазин (2ч). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2ч). Экскурсия. Беседа по содержанию, рисунки.
Аптека (2ч).Ролевая игра. О пользе лекарственных растений.
Больница (2ч). Встреча с медработником школы. Атрибуты врача. Ролевая игра.
В школьной библиотеке. Какие бывают профессии (2 ч).
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении.Беседа о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда..(не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч).Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер»(2ч).Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. Конкурс рисунков.
К.Чуковский «Доктор Айболит»- (2ч) Просмотр м/ф по произведению.
Игра-демонстрация, викторина, рисунки.
Профессия «Повар»(2ч). Экскурсия в школьную столовую.
Вступительное слово учителя. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.
"Профессия моих родителей" (3ч). Стенд с фотографиями родителей « Моя работа». Составить рассказ о профессии родителей из 2-3 предложений.
II. Тематическое (календарно-тематическое) планирование
«Путешествие в мир профессий» - 2 класс, 34 часа
Цель: расширение представлений детей о мире профессий. Формирование первоначальных представлений о роли труда в жизни человека и общества. Формирование положительного отношения к людям разных профессий.
№ п/п | Темы | Количество часов | Приемы организации совместной деятельности | |||
Всего | из них | |||||
Дата | теорети-ческие | практические | ||||
34 | 14 | 20 | ||||
1-5 | Кто создает мультфильмы? Групповая деятельность: создание диафильма | 5 | 1 | 4 | Беседа. Рисование. | |
6-9 | «Парикмахерская», работа парикмахера Мастер - класс: "Русская коса" | 4 | 1 | 3 | Беседа. Мастер-класс, | |
10-12 | Здоровье в твоих руках, приглашение школьного врача, рассказ о здоровьесбережении | 3 | 2 | 1 | Экскурсия в медкабинет. Просмотр презентаций. Беседа. | |
13-15 | «Почта» и работа почтальона | 3 | 1 | 2 | Просмотр презентаций.Экскурсия.Подписывание открыток домой. | |
16-18 | «Аптека» и работа фармацевта
| 3 | 2 | 1 | Беседа. Рассматривание содержимого домашней аптечки, беседа о безапасности. | |
19-21 | «Удивительные профессии» Дегустатор шоколада. | 3 | 2 | 1 | Беседа. Просмотр видеофильма «На шоколадной фабрике». Дегустация шоколада. | |
22-25 | Д. Родари «Чем пахнут ремёсла » Просмотр мультфильма, работа с текстом | 4 | 1 | 3 | Просмотр мультфильма, заучивание наизусть, рисование | |
26-28 | Железная дорога Легоконструирование: проектируем и строим железную дорогу, дидактическая игра | 3 | 1 | 2 | Беседа, постройка железной дороги из лего, дид игра «железнодорожные знаки». | |
29-31 | Пожарная часть,рисунки. | 3 | 1 | 2 | Просмотр видеофильма, рисунки | |
32-34 | «Все работы хороши -выбирай на вкус» | 3 | 2 | 1 | Интерактивная игра «Определи профессию».Викторина. |
III. Содержание программы курса
2 класс, 34 часа
Кто создает мультфильмы? (5ч).
Беседа о мультипликаторах. Создание диафильма в рисунках по знакомому произведению из 3-5 кадров, представление продукта.
В парикмахерской (4ч) беседа о работе парикмахера, рассматривание причёсок и стрижек, мастер - класс: "Русская коса".
Здоровье в твоих руках (3ч). Экскурсия в медкабинет. Просмотр презентации «Здоровый образ жизни. Беседа школьного медика о профилактике простудных заболеваний.
Почта(3ч) Просмотр презентации о работе почтальона. Экскурсия на почту. Подписывание открыток и отправление их на почту.
Аптека (3ч) Беседа о профессии фармацевт. Аптечка дома и правила ее использования.
Удивительные профессии (3ч) Дегустатор шоколада
В обязанности дегустатора шоколада входит эстетическая и вкусовая оценка шоколадных продуктов, а также оценка их запаха и уровня соответствия существующим стандартам. Опытные дегустаторы, сотрудничающие с крупнейшими производителями шоколада, получают от $30,000 до $60,000 в год. Что важно: важно отлично знать продукт и сферу производства шоколада, а также обладать навыками объективной оценки.
Какое нужно образование: образование в сфере пищевой промышленности и кулинарии. Проба шоколада разного сорта: молочный, горький.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»(3 ч.) Просмотр мультфильма, работа с текстом, рисунки.
Железная дорога (2ч) Беседа о профессии машинист поезда. Легоконструирование: проектируем и строим железную дорогу, дидактическая игра.
Мы строители (2ч). Практическое занятие - легоконструирование
Использование настольного конструктора «Строитель» в группах. Итог - награждение за лучшую постройку.
Железная дорога (3ч) Легоконструирование: проектируем и строим железную дорогу, дидактическая игра.
Пожарная часть (2ч) Просмотр видеофильма о работе пожарных. Конкурс рисунков «Техника пожарных».
Все работы хороши (3ч). Интерактивная презентация - вопрос - ответ. Определить профессии, результат труда человека. Викторина.
II. Тематическое (календарно-тематическое) планирование
Все работы хороши» - 3класс, 34 часа.
Цель: формирование мотивации, интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду
№ п/п | Темы | Количество часов | Приемы организации совместной деятельности | |||
Всего | из них | |||||
Дата | теорети-ческие | практические | ||||
34 | 12 | 22 | ||||
1-4 | Что такое профессия? | 4 | 1 | 3 | Беседа. Игры с пословицами о труде, загадки о труде. | |
5-9 | У кого мастерок, у кого молоток. | 5 | 1 | 4 | Беседа. Экскурсия в школьные мастерские.Дидактические игры о труде и профессиях.Кроссворд. | |
10-13 | Истоки трудолюбия | 4 | 4 | Игра-конкурс, дидактические игры, рисование. | ||
14-18 | Кем работают мои родные? | 5 | 5 | Приглашение родителей для знакомства со своей профессией | ||
19-23 | «Профессия мамы и папы» | 5 | 1 | 4 | Сбор фотографий, беседа. Оформление стенда. | |
24-27 | В.Маяковский «Кем быть?» | 4 | 1 | 3 | Чтение, заучивание наизусть, рисование | |
28-32 | Спортивные профессии. Занятие с элементами спортивной игры. | 5 | 2 | 3 | Беседа, просмотр презентации, спортивные игры | |
33 | Сладкая профессия - кондитер. | 1 | 1 | Просмотр видеофильма. Рисование. | ||
34 | Викторина» Калейдоскоп профессий». | 1 | 1 | Конкурс, награждение. |
III. Содержание программы курса
3 класс, 34 часа
Что такое профессия(4ч). Роль труда в жизни человека. Работа с пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень портит..». Закончить пословицу: «Кто не работает (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию, например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (5ч). Обзор рабочих профессий посредством презентаций. Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (4ч). Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Кем работают мои родные(5ч). Приглашение родителей. Рассказ родителей о своей профессии.
Профессия мамы и папы(5ч) Сбор фотографий родителей. Подготовка к рассказу о профессии родителей. Конкурс « Рассказ о профессии своей мамы (своего папы)».
В.Маяковский «Кем Быть?» (4ч) Чтение и заучивание стиха. Рисование понравившегося героя.
Спортивные профессии. Занятие с элементами спортивной игры.(5) Познакомить с профессией тренер. Посмотреть презентацию « Лучшие тренеры России». Игры с мячами, скакалками.
Сладкая профессия – кондитер(1) . Просмотр презентации « Самая вкусная профессия». Рисование тортов.
Калейдоскоп профессий (1ч). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщикам. Вопросы о профессии. Загадки о профессиях. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях. Игра эрудит (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.
II. Тематическое (календарно-тематическое) планирование
«Труд в почете любой, мир профессий большой»- 4 класс, 34 часа
Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Приемы организации совместной деятельности | |||
Всего | из них | |||||
Дата | теорети-ческие | практические | ||||
34 | 26 | 8 | ||||
1-3 | Профессии «В мире природы» - геолог (шахтер) - овощевод (агроном) - рыбинспектор - зоотехник (фермер) | 3 | 2 | 1 | беседа, презентация. рассказы Ю. Третьякова "Ребячий патруль". Театрализованная постановка «Зимовье зверей» | |
4-10 | Профессии «Железная дорога» - машинист - проводник - начальник станции, билетный кассир, дежурный по вокзалу диспетчер - стрелочник | 7 | 7 | Беседа, презентация | ||
11-13 | Профессии «Производство» - металлургические профессии - пекари и кондитеры - нефтяник | 3 | 3 | Беседа, презентация | ||
14-18 | Профессии «Сфера обслуживания» - парикмахер - визажист - мастер ногтевого сервиса - продавец – консультант - косметолог - фитнес - инструктор | 5 | 4 | 1 | Презентации, экскурсии в парикмахерскую, магазин. | |
19-21 | Профессия «Военный» -связист -лётчик -радист | 3 | 3 | Беседа, видеофильмы о работе военных. | ||
22-29 | Профессии «Мир творчества» - художник - артист - дизайнер - стилист - скульптор | 8 | 4 | 4 | Беседа, презентация, видеофильмы о работе художника, скульптора,артиста. Встреча с артистом местного театра, рисование, лепка. | |
30-32 | Профессии «Больница» - врач (узкие специалисты) - медсестра - социальный работник | 3 | 2 | 1 | Беседа,презентация, встреча со школьным медиком, экскурсия в медкабинет. | |
33-34 | Итоговое мероприятие «Кем быть?» | 2 | 1 | 1 | Рисование, награждение |
III. Содержание программы курса
1. Профессии, связанные с миром природы.
Тема 1. "Геолог (шахтёр)"
Цель: познакомить с профессией геолога (шахтёра). Показать опасность, сложность и важность труда шахтера.
Основные понятия: шахта, полезные ископаемые, опасность.
Оборудование: фотографии с изображением шахтера, шахты.
Тема: "Овощевод (агроном)"
Цель: расширять знания о профессии овощевода, привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству.
Основные понятия: овощи, почва, парник, удобрения, посев, урожай.
Тема: "Рыбинспектор"
Цель: сформировать представление о профессии рыбинспектора, формирование основ эколологической культуры.
Форма работы: беседа, рассказы Ю. Третьякова "Ребячий патруль".
Основные понятия: водоём, штраф, рыбоохрана.
Тема: "Зоотехник (фермер)"
Цель: познакомить с профессией зоотехника, привитие интереса к труду животновода.
Основные понятия: животновод, выращивание и уход.
2. Профессии, связанные с железной дорогой
Тема: "Машинист"
Цель: познакомить детей с особенностями профессии машинист.
Основные понятия: локомотив, груз, помощник машиниста, правила движения ж/д.
Тема: "Проводник"
Цель: сформировать представления детей о профессии проводника.
Основные понятия: пассажирский вагон, проверка билетов, помощь пассажирам, чистота вагонов.
Тема: " Начальник станции, билетный кассир, дежурный по вокзалу
диспетчер"
Цель: познакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожном вокзале.
Основные понятия: билет, касса, электричка, маршрут движения поезда.
Тема: "Стрелочник"
Цель: познакомить со спецификой работы стрелочника.
Основные понятия: железнодорожные пути, рельсы, стрелки.
3. Профессии, связанные с производством.
Тема: "Металлургические профессии"
Цель: сформировать представления детей о работе металлургического предприятия.
Основные понятия: металлург, плавильщик, производство металла, печь, расплав, ВСМПО АВИСМА.
Тема: "Пекари и кондитеры"
Цель: знакомить с трудовой деятельностью пекаря, кондитера.
Основные понятия: мучные и кондитерские изделия, замес теста, названия предметов оборудования.
Тема: "Нефтяник"
Цель: сформировать представления детей о деятельности работников нефтедобывающих промыслов. Основные понятия: нефть, скважина, бензин.
4. Профессии, связанные со сферой обслуживания.
Тема: "Парикмахер - визажист"
Цель: познакомить с профессиями парикмахера, визажиста.
Формы работы: сюжетно-ролевая игра "Парикмахер", экскурсия в салон красоты, компьютерная игра "Салон красоты".
Основные понятия: прическа, косметика, салон красоты, макияж, краска для волос, ножницы, тени, губная помада и др.
Тема: "Мастер ногтевого сервиса"
Цель: познакомить со спецификой работы мастера ногтевого сервиса.
Формы работы: презентация, экскурсия в салон красоты, игровой набор «Маленькая фея».
Основные понятия: ногти, лак, ванночки, гель, акрил, узор.
Тема: "Продавец-консультант"
Цель: расширить знания о профессии продавца.
Формы работы: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: товар, покупатель, консультация, помощь при выборе.
Тема: "Косметолог"
Цель: познакомить с профессией косметолога.
Основные понятия: кожа, маски, здоровье и красота, лечение.
Тема: "Фитнес-инструктор"
Цель: сформировать представление о профессии фитнес-инструктора.
Основные понятия: тренер, аэробика, бассейн, физические нагрузки.
5. Военные профессии
Цель: познакомить с военными профессиями
Тема: «Связист». Основные понятия: передача информации, азбука Морзе, приём сигнала.
Тема: «Лётчик». Основные понятия: истребители, испытания, атмосфера, нелетная погода.
Тема: «Военный медик». Основные понятия: тревожный чемоданчик, госпиталь, Красный крест.
6. Профессии, связанные с творчеством.
Тема: "Художник"
Цель: познакомить с особенностями профессии художника.
Основные понятия: холст, краски, палитра, кисть, пейзаж, натюрморт.
Тема: "Артист"
Цель: сформировать представления о профессии артист.
Основные понятия: сцена, роль, грим, публика, спектакль, перевоплощение.
Тема: "Дизайнер"
Цель: познакомить с особенностями профессии дизайнера.
Основные понятия: идея, проект, дизайн-студия, творческий взгляд.
Тема: "Стилист"
Цель: сформировать представления о деятельности стилиста.
"Стильная прическа принцессы", "Барби мода", сюжетно – ролевая игра «Ателье моды»
Основные понятия: стиль, красота, мода, внешность, прически, одежда.
Тема: "Скульптор"
Цель: познакомить с профессией скульптора.
Основные понятия: лепка, объём, силуэт, материал, скульптура, монумент.
7. Профессии, связанные с врачебной практикой.
Тема: "Врач"
Цель: обогатить знания о профессии врача, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Основные понятия: врач, больной, пациент, рецепт, лекарства.
Тема: "Медсестра"
Цель: познакомить с обязанностями и трудовыми действиями медсестры.
Основные понятия: бинт, вата, шприц, термометр, йод.
Тема: "Социальный работник"
Цель: сформировать представление о профессии социального работника, показать значимость данной профессии для общества.
Основные понятия: помощь нуждающимся людям, социальный работник.
Мониторинг уровня результатов к внеурочной деятельности
«Мир профессий»
№ | Критерии Ф.И. обучающегося | Знания об основных профессиях, и их особенностях | Отношение к труду и людям труда | Проявление трудолюбия, старательности | Понимание значения труда в жизни общества и каждого человека | Участие в коллективной деятельности | Средний балл | Уровень усвоения предметных результатов | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 |
Критерии оценивания:
0 – умение (навык) не сформирован
1 – умение (навык) сформирован частично
2 – умение (навык) сформирован полностью
Уровень усвоения предметных результатов:
0,4 и менее – крайне низкий (Н)
0,5 – 1,2 – минимальный (М) 1,3 – 2 – достаточный (Д)
IV. Методический раздел
Методические рекомендации
Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных видах деятельности. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
В основе программы – теоретические и практические задания.
При этом учитель, реализующий программу, должен учитывать следующие принципы:
-отбор содержания и структурирования материала не ограничивают работу с информацией жесткими рамками тем занятий;
-на каждом занятии используются умения, которые тематически отрабатывались на предыдущих занятиях.
Программа носит практико-ориентированный характер.
План предлагаемых мероприятий является примерным и может корректироваться. При этом важно подготовку к мероприятиям не делать домашним заданием, а включать непосредственно в занятия, тем самым избегая перегрузки обучающихся.
Реализация программы предполагает методическую подготовку учителя.
Литература для учителя
- Барсева Л.Б. Обучение сюжетно- ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л.Б. Барсева – Санкт- Петербург. Издательство «СОЮЗ», 2001 – 412с.
- Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство « Учитель», 2009 – 159с.
- Козлова М.А. Классные часы 1- 4 кл. /М.А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. - 317с.
- Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии / А.А. Катаева – М.: ВЛАДОС, 2001 – 220с.
- Стребеляева В.А. Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. / В.А. Стребеляева–М.: Издательство ВЛАДОС, 2001 -180с.
- Сасова И.А. Экономика 2 кл. [ текст], тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова, В.Н. Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.
Литература для учащихся
- Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.
- Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская литература», 1989 -310с.
- Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 160с.
- РодариД. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари–М.: Издательство «Детская литература», 1989 -15с.
- Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский – «Стрекоза», 2000 – 79с.
- Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература», 1986 – 56с.
- Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство «Детская литература»,1989с.
Приложение
Профориентационная игра " Путешествие по городу мастеров"
Цель: Расширение знаний и представлений о различных профессиях.
Задачи:
1. закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них.
2. Коррекция высших психических функций (речь, мышление, память)
3. Воспитывать приветливость, формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.
Оборудование: Квадраты с названием услуг , плакаты, костюмы (повара, шофера…), овощи, корзина, инструменты врача, портного.
План.
- Вступление. Чтение стихов о профессиях.
- Работа с загадками.
- Дидактическая игра «Окажем помощь больному»
- Дидактические игры: «Путаница», «Узнай на вкус».
- Подвижная игра: «Цветные автомобили»
- Релаксационная пауза.
- Дидактическая игра: «Доскажи словечко
- Дидактическая игра: «Назови инструменты»
Итог: Вступительное слово.
Дорогие ребята, давайте отправимся в путешествие по городу мастеров. Кто здесь живет? Правильно. Люди разных профессий. Человек трудится, овладевает профессией. Профессий на земле очень много…
Воспитатель: Строитель наш
Построит дом
И мы в нем дружно заживем
Костюм нарядный выходной
Искусно нам сошьет портной
Дает книги нам библиотекарь
Хлеб испечет в пекарне пекарь
Учитель выучит всему
Научит грамоте, письму
Письмо доставит почтальон
И повар сварит нам бульон
Я думаю мы подрастем
И дело по душе найдем!
Давайте, ребята, сегодня путешествовать по городу мастеров.
Домик врача. Стихи о враче. (ребенок в одежде врача читает стихотворение):
Знает он про вас немало
Как зовут
Кто ваша мама
Знает рост и знает вес
Кто как спит
И кто как ест
С вас не сводит строгих глаз
Лечит он ребята вас
Вопросы:
- Что будет, если врач не станет лечить?
- Что делает врач на работе?
- Что он использует в своей работе?
Дидактическая игра: Окажем помощь больному. Медвежонок сломал ногу.
Домик повара.
Встречает ребенок, одетый в костюм поваренка. Читает стихи.
Повар вкусный суп готовит
Жарит вкусный антрикот
И своим чудо – искусством
Всюду радует народ!
Вопросы:
- Где работает повар?
- Что есть на кухне?
- Что он делает на кухне?
- Какое блюдо любите?
Дидактическая игра: «Путаница»
Корзина с овощами и фруктами. Необходимо назвать овощи и фрукты отдельно.
Дидактическая игра: «Узнай на вкус»
Необходимо с закрытыми глазами по вкусу определить овощи и фрукты…
Релаксационная пауза:
Пальчиковая гимнастика, 1,2,3,4
В нашем доме кошки жили
Кошки молоко лакали
Кошки коготки точили
Мышек сереньких ловили…
Дорогие ребята! Мы немножко отдохнули. Давайте продолжим путешествие по городу мастеров. Следующий домик, который мы посетили. Это домик шофера.
Ребенок одет в одежду шофера, читает стихи:
Встану я очень рано
Ведь моя забота
Всех отвозить по утрам
На работу…
Вопросы:
- Кто живет в домике?
- Почему вы догадались?
- Какие машины вы знаете?
Подвижная игра: «Цветные автомобили»
И последний домик, который поселим – это домик портного. Встречает ребенок в одежде портного.
Читает стихи:
Сошьют они наряды
Всех красок и цветов
Оденешься и сразу
Взгляда не отведет никто.
Дидактическая игра: Назови инструменты, необходимые для работы портного?
Итог:
- Что нового мы узнали сегодня?
- С какими профессиями познакомились?
Загадки-шутки о профессиях
Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет ... (пилотом)
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет ... (художник)
У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет ... (певица)
У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут ... (поварами)
Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет ... (депутатом)
Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)
Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает ... (воспитатель)
Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет ... (циркачом)
Ян-циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать ... (шпионом)
У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет ... (ученым)
Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан)
Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они ... (врачами)
У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью ... (модельеры)
Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет ... (поэт)
У поэта брат – Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный ... (дрессировщик)
Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать ... (сапером)
У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лёва - будущий ... (спасатель)
Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... (ветеринаром)
У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный ... (детектив)
Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой ... (актрисой)
Для актрис – аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава – кино-... (режиссер)
Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог
Даньке. Будет он ... (эколог)
У эколога сосед
Сколотил сам табурет,
А еще для птичек дом.
Значит, станет ... (столяром)
Был столяр на дне рожденья
У Володи в воскресенье.
Папа Вовке автомат
Подарил, чтоб рос ... (солдат)
Все солдаты ходят строем.
Ордена раздал героям
И обратно в бой послал
Рома – храбрый ... (генерал)
Генерал в отставку подал,
Ведь его погоны продал
Толя, маленький хитрец -
Подрастает ... (продавец)
Продавец зимой Олегу
Продал три сугроба снега.
Крепостей Олег лепитель –
Он потомственный ... (строитель)
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать...
Ну, а ты кем хочешь стать?
Загадки о профессиях
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
Ответ (Врач)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ...
Ответ (артист)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас.
Ответ (Фотограф)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать? Ответ (Учитель)
В небо ласточкой вспорхнёт,
Рыбкой в озеро нырнёт.
Ответ (Прыгун в воду)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Ответ (Повар)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
Ответ (Маляр)
Он, собираясь в свой обход,
Халат врачебный надевает,
Лекарства в саквояж кладёт,
На скотный двор потом шагает. Ответ (Ветеринар)
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
(Парикмахер)
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
Ответ (Пожарные)
Закину палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо. Ответ (Рыбак)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
Ответ (Пекарь)
На станке детали точит
Этот кадровый рабочий...
(Токарь)
Поёт рожок, поёт рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасём коров мы целый день,
Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи)
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
(Клоун)
Его работы ждёт земля,
Едва рассвет лучи зажжёт.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень – пострижёт.
(Фермер)
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук.
(Сапожник)
Мы от простуды вновь страдаем,
Врача мы на дом вызываем.
Он выдаст нам больничный лист.
А кто он как специалист.
(Терапевт)
Спрятан здесь вопрос такой:
Доктор с ниткой и иглой
Как зовётся? Вспоминай
И быстрей ответ давай.
(Хирург)
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!
(Библиотекарь)
Серебристая игла
В небе ниточку вела.
Кто же смелый
Нитью белой
Небо сшил, да поспешил:
Хвост у нитки распушил?
(Лётчик)
Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши!
Ответ (Полицейский-регулировщик)
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Ответ (Полицейский-регулировщик)
По вагону он пройдёт –
Безбилетников найдёт.
В цехе друг его сидит –
Он за качеством следит.
Ответ (Контролёр)
Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот? … !
Ответ (Хирург)
В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.
Ответ (Повар)
Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он между тем разглядел сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё.
Ответ (Рентгенолог)
Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках.
Ответ (Окулист)
Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он?
Ответ (Кондитер)
В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает?
Ответ (Няня, помощник воспитателя)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
Ответ (Учитель)
Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт,
И на все ответ найдёт.
Ответ (экскурсовод)
В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день.
Ответ (Бухгалтер)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.
Ответ (Водопроводчик, сантехник)
Прыгнул вниз —
На цветке повис,
Земли коснулся —
Цветок свернулся.
Ответ (Парашютист)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...