Классный час на экологическую тему: «Чистая вода-живая планета» 3 класс
методическая разработка (3 класс)
Разработка классного часа на экологическую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_klassnyy_chas_chistaya_vodazhivaya_planeta._3v_klass.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кромского района Орловской области «Кромская начальная общеобразовательная школа»
Классный час
на экологическую тему:
«Чистая вода-живая планета»
в 3 «В» классе
Классный руководитель:
Зайцева Надежда Юрьевна,
учитель начальных классов
п. Кромы, 2021г.
2.Пояснительная записка
2.1. К занятиям по экологическому воспитанию в начальной школе учителя начальных классов МБОУ «Кромская НОШ» Зайцевой Надежды Юрьевны.
Вопрос сбережения водных ресурсов является одним из приоритетных в России. Экологическое воспитание в современной начальной школе является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения, которое должно помочь людям уберечь мир от экологической катастрофы.
2.2. Актуальность данного мероприятия связана с необходимостью формировать чувства ответственности за сохранение местных водоёмов, внешнего облика родного края и желание изменить его к лучшему для себя и будущих поколений.
Посёлок Кромы был основан в 1147г. И только от нас, жителей и гостей посёлка, зависит историческое будущее и процветание нашего края. Отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки наростания проблемы, выявленной в ходе работы. Некоторые люди относятся к этому равнодушно, кто-то только словами, с сочувствием, а кто-то на деле - выходит на уборку близлежащих территорий вдоль берега пруда. Однако, проблема с каждым годом становится всё острее. Не только отдыхающие загрязняют берега водоёмов, но и сами селяне, которые живут в непосредственной близости.
2.3.Целевая аудитория воспитательного мероприятия рассчитана для детей 9-10 лет(3-4класс) Практическая ценность данной направленности заключается не только в актуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту, в повседневной жизни.
2.4. Классный час по экологии играет важную роль по реализации экологического воспитания в системе образования и осуществляется по направлениям:
- Внеклассные мероприятия;
- Эколого-просветительские мероприятия;
- Практические природоохранные мероприятия;
- Исследовательская работа;
- Участие в школьных, районных и других конкурсах, акциях.
2.5. Цель: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, рек, прудов, озёр нашего края, способствовать формированию экологического мышления, культуры.
Задачи:
1.Формирование экологической грамотности младших школьников.
2. Учить учащихся беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края.
3. Проследить взаимосвязь между экологией и водосбережением.
Планируемые результаты:
- непосредственное участие родителей и детей в различных экологических мероприятиях;
- повышение уровня знаний у детей об экологии родного города, края, охране природы;
- благоустройство школьной и близлежащей территории;
- создание в ходе работы памяток;
- привлечение родителей к посильному участию в реализации экологического воспитания детей в школе и дома;
- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, быть примером для подрастающего поколения.
2.6.Форма проведения – классный час выбрана не случайно, так как именно в своём коллективе можно обсудить и проанализировать экологические проблемы, начиная с самого себя.
2.7.Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов и приёмов, используемых для достижения планируемых результатов:
- Аналитический;
- Исследовательский;
- Практические мероприятия;
- Участие в творческих, рекламных направлениях.
Обобщение перспективного направления работы
Надеемся, что и люди последуют нашему примеру и тоже примут участие в акции
«Календарь добрых дел».
2. 8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
- 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
- 2. «Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения» И. К. Гавич, Агропромиздат,1985.
- 3. «Глобальная экология» Н. Ф. Винокурова и В. В. Трушин, Просвещение,1998.
- 4. «Экология и экологическая безопасность» Ю. Л. Хохотунцев, Издательский центр «Академия»,2004.
- 5 Интернет ресурсы. Видео. (ссылка)
https://yandex.ru/video/touch/search/?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%203%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&filmId=16327386879008849922
2.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная разработка классного часа приемлема не только для детей начальных классов, проживающих в сельской местности, но и для городских жителей.
3.Основная часть.
3.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия.
I. Подготовительный этап
1. Обсуждение актуальности проблемы, обсуждение проблемы загрязнения улиц, речек, пруда.
2.Определение цели и задач, постановка гипотезы;
II. Информационный этап
- Сбор информации по теме, анализ литературы.
- Проведение уроков, классных часов.
- Экскурсия по берегам Кромского пруда с целью выявления самых загрязненных участков, фотографирование.
- Проведение опроса по данной проблеме.
- Опрос среди сверстников с целью выявления их отношения к проблеме загрязнения района и готовности принять посильное участие по практическому выполнению.
- Разработка и проведение мероприятия для учащихся и родителей. Родительское собрание «Наше здоровье- в наших руках.».
- Оформление фотовыставки.
III. Практический этап
1. Исследование: интервью, опрос жителей п. Кромы (по ул. Набережная)
2. Очищение побережья Кромского пруда.
3.Уборка и благоустройство школьной территории. (оформление школьных клумб)
IV. Заключительный этап
Подведение итогов работы.
Ход занятия:
1.Актуализация знаний.
Учитель:
– Сегодня мы с вами поговорим об очень важной проблеме, без чего не будет жизни на земле.
- О чём пойдёт разговор?
1 учащийся:
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывёт. (облако)
2 учащийся:
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
3 учащийся:
В белом бархате деревья, и заборы, и дома,
А как ветер нападёт – этот бархат опадёт. (иней)
4 учащийся:
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (туча)
5 учащийся:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (снежинки)
6 учащийся:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (вода)
Учитель: Как слова- отгадки можно назвать одним словом?
Дети: Это всё вода в разных состояниях.
Учитель: Вода – важнейшее условие для существования жизни растений, животных и человека.
2. Проблемная ситуация. Сценка «Спор».
1 ученик: «Воду нужно беречь!» - твердят родители и учителя, дома и в школе. Об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же её беречь, если её вон сколько вокруг? (показывает глобус)
2 ученик: Дома отвернул кран – течет хорошим напором, широкой струёй. Хочешь – холодная, хочешь – горячая. Готовь еду, стирай, купайся, сколько влезет. А вот по городу и за городом- сколько водоемов, рек. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаёшь понимать, зачем же воду так беречь, если её огромные объёмы, куда ни взгляни. «Так нужно ли беречь воду?» - задумались мы. Действительно ли, так важно значение воды в жизни человечества?
Ответом на этот вопрос и послужила наша работа.
3 ученик: -Не спорьте, ребята!
-Я предлагаю провести исследование:
3.Целеполагание. (на доске)
- Изучить значение воды и причины ее загрязнения.
- Проанализировать данные по количеству используемой воды на одного человека в день.
- Опытным путем определить несложный и эффективный способ очистки воды.
- Разработать правила бережного использования воды.
- Сделать выводы об эколого-экономическом потреблении воды.
4.Значение воды на Земле.
4 ученик (мальчик в костюме учёного)
-Каково же значение воды на Земле?
Вода – колыбель жизни, именно воде наша планета Земля обязана возникновением и развитием всего живого. Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах. Например, средняя ель весит 100 кг, из них 80 кг – вода, нарцисс весит 100 граммов, из них 85 г – вода. Наше тело на 2/3 состоит из воды. Собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не больше 10.Человек без пищи может прожить больше месяца, а без воды – несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды. Растения без воды увядают и погибают.
Вывод: всему живому нужна вода, и особенно, чистая.
5.Ученица (в костюме медсестры)
-Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, можно ли пить сырую воду из-под крана? (нет). Верно, вода, которая течет из водопровода – хлорируется. Это нужно для того, чтобы в ней погибли болезнетворные микробы. Особо чувствуется привкус хлора в воде весной и осенью. Но, попадая в организм, хлор наносит человеку вред, разрушая внутренние ткани нашего организма. Поэтому воду пить рекомендую отфильтрованной или отстоявшейся, или кипячёной. Таким образом, запасы водных ресурсов наравне с качеством воды являются одними из наиболее важных проблем современности, и от их решения зависит в конечном итоге будущее человечества.
5.Причины загрязнения воды. Видео.
6 ученик:
- В ходе подготовки классного часа мы собрали информацию об экологических проблемах водоемов в п. Кромы, Орловской области. На сегодняшний день остро обозначились следующие основные проблемы:
- обмельчание водоёмов;
- заиление и зарастание ложа водоёмов, что помимо прочего снижает полезную ёмкость;
- снижение рыбопродуктивности;
- загрязнение воды водоёмов жителями близлежащих улиц, отдыхающими, одним из последствий которого является интенсивное развитие сине- зеленых водорослей.
- Фото - отчёт о проблемах загрязнения водоёма.
7 ученик:
3) Исследование: интервью, опрос жителей п. Кромы (по ул. Набережная)
За две недели до проведения классного часа мы решили выяснить, как относятся к этой проблеме жители прилегающей зоны. Во время экскурсии было опрошено 12 жителей ближайшей улицы: 2 чел. – до 18 лет, 3 чел. –20 -50 лет, 7чел. – старше 50 лет.
Социальная категория: 10% - учащиеся, 15% - служащие, 75% - пенсионеры
Жителям был задан вопрос: «Как вы считаете, кто больше мусорит?»
- 6 человек ответили, что это молодежь
- 4 человек – что это подростки
- 2 человека – назвали взрослых
Главными причинами загрязнения окрестностей люди считают:
- недостаточное количество контейнеров для мусора – 25 %
- низкий уровень культуры – 75%
Решение проблемы: Таким образом, мы поняли, что проблема загрязнения пруда существует.
Учитель: Воду, конечно, пытаются очищать, отстаивать и «облагораживать» хлоркой. Но реальная опасность сине-зеленых водорослей в том, что они забивают водозаборные сооружения, и могут возникать осложнения с подачей питьевой воды городам и селам. В летний период расход воды увеличивается. Часто отключают воду, после чего из кранов льётся грязная вода. Это большая и пока нерешенная проблема.
6. Опытно-экспериментальная работа по эколого- экономической проблеме загрязнения воды.
8 ученик:
1) Опыт по очистке воды.
Мы предполагаем, что в ситуациях, связанных с выживанием в природных условиях, можно найти способ, который поможет обеззаразить воду, чтобы использовать ее в пищу.
Цель работы: определение несложного и эффективного способа очистки воды.
Задачи:
- Опробовать существующие способы очистки воды и определить менее сложные.
- Попробовать очистить воду несколькими способами.
- Проанализировать её чистоту и сделать выводы.
Объект исследования- талая вода.
Методы исследования- наблюдение, анализ, эксперимент.
Исследования качества воды проводились по следующим показателям: наличие осадка, прозрачность, наличие осадка, прозрачность, наличие запаха, сила запаха. Способов дезинфекции воды существует множество. Мы выбрали, на наш взгляд, более простые способы очистки воды.
Для очистки воды был набран снег, который растопили и профильтровали через неплотную ткань. Получившуюся талую воду разлили в одинаковом количестве в колбы. В каждой колбе очистили воду разными способами:
1 колба- добавили несколько капель йода, из расчета 3 капли на 1 литр воды;
2 колба- использовали активированный уголь, размельчили 2 таблетки и высыпали в воду. Спустя несколько часов профильтровали через неплотную ткань и сравнили.
2) Результаты исследований.
Качество воды. | Вода, очищенная с помощью йода. | Вода, очищенная с помощью активированного угля. |
Цвет | Желтоватый | Светло-серый |
Наличие осадка | Немного, песчинками. | Немного, песчинками |
Прозрачность | Виден шрифт 0,4 см | Виден шрифт 0,4 см |
Наличие запаха | Специфический | Землистый |
Сила запаха | Отчётливый | Слабый |
Итог: | 2 место по очистке от примесей | 2 место по очистке воды от примесей |
3) Вывод: По результатам нашего опыта можно сказать, что из тех способов, которые мы применили для очистки воды, чище всего оказалась вода, очищенная активированным углем. Она была немного прозрачнее, не было неприятного запаха. На 2 месте- вода, очищенная йодом. Советуем дома использовать бытовой фильтр для очистки воды.
7. Правила бережного использования воды.
Учитель:22 марта - Всемирный День воды. Проводится с 1993 года по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО во многих странах мира. На территории Российской Федерации – с 1995 года под девизом «Вода – это жизнь». Главные задачи – привлечь внимание общественности к состоянию больших и малых водных объектов.
9 ученица:
-Мы предлагаем наши памятки (приготовленные дома) бережного отношения к воде:
Памятка
- Если льётся зря вода, закрывай скорее кран!
- Умываешься под сильной струёй,
то немного кран прикрой.
И водичку сэкономь!
- Чистить зубы –это прекрасно,
только воду не расходуй напрасно!
- Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, нужно сразу же вызвать работников коммунальной службы.
- Нельзя мыть машины на берегах рек и мусорить!
8.Рефлексия.
Дети возвращаются к целеполаганию:
- В процессе работы мы расширили свои знания о воде, узнали о причинах загрязнения водоёмов, на основе исследования сделали выводы о необходимости бережного и экономного отношения к воде.
- Работа помогла нам осознать простую, но очень важную истину: беречь воду- это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира!
- Всё живое на Земле не может обходиться без воды, а запасов пресной воды очень мало, поэтому воду надо экономить.
9. Итог занятия:
Без воды жизнь на земле невозможна! От каждого из нас зависит будущее нашей планеты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Чистая вода- живая планета"
Разработка проекта с презентацией для использования в конкурсе,на уроке,на классном часу в 3 классе...
Экологический проект "Чистая вода-живая планета".
Данный проект был разработан для участия в городском конкурсе.Можно использовать на уроке окружающего мира в 3 классе....
Классный час – викторина на тему "Правила дорожного движения" 3 класс
Работа по изучению правил дорожного движения является очень важной. Безопастность детей на дороге, в транспортных средствах- проблема современной жизни....
Внеклассное занятие на экологическую тему "Мир вокруг нас" 2 класс
На занятии говорят об охране воздуха, растений и животных. Решают задачи об охране воды....
Классный час по экологическому воспитанию для учащихся 1 – ых классов с УУО на тему: «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»
Данную разработку могут использовать учителя начальных классов при работе по экологическому воспитанию младших школьников....
Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»
Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...
Классный час на экологическую тему"Мир вокруг нас"
Привлечение ребят к проблемам охраны окружающей среды; воспитание любви к живой природе; развитие мышления и сообразительности, воспитание уважения друг к другу....