Разработка воспитательного мероприятия. Литературная гостиная. Александр Блок: «Открой мои книги: там сказано всё…».
классный час
1. Тематическое направление. Приобщение к культурному наследию, духовное и нравственное воспитание.
2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование выбора темы. Тема: Александр Блок: «Открой мои книги: там сказано всё…». Духовно-нравственное воспитание младших школьников рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий. Прививая любовь к произведениям поэтов, мы помогаем ребёнку познавать окружающий мир и себя в нём, формируем нравственные чувства и оценки, развиваем восприятие художественного слова. 28 ноября 2020 года исполнилось 140 лет со дня рождения Александра Блока - величайшего поэта, классика русской литературы XX века. Эта дата подтолкнула меня к созданию и проведению данного мероприятия - литературной гостиной. Литературные гостиные можно проводить не отталкиваясь от определённых дат. Их можно и нужно проводить с детьми младшего школьного возраста. Тема поэзии всегда актуальна. Для детей с ОВЗ тема эта покажется трудной и недоступной. Я решила попробовать. И у нас получилось. Конечно же, подготовительная работа была большая и серьёзная. Итог: детям и гостям понравилось на нашем мероприятии. Я обязательно продолжу формат таких мероприятий в следующем учебном году, посвящённых конкретном
3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия. Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 10-11 летних учащихся с ОВЗ 3 «Б» класса.
4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Подготовка к мероприятию помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем. Мероприятие «Литературная гостиная» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя поэт, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию. В процессе реализации данного мероприятия учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова. Данная методическая разработка воспитательного мероприятия это процесс работы, который является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ. Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, классного руководителя, педагога-библиотекаря, педагога – логопеда, педагога - дефектолога, тьюторов, психолога, завуча по воспитательной работе. «Литературная гостиная» (данное мероприятие) предполагает заучивание стихов наизусть, понимание этих стихов, само выступление, знание за кем ты выступаешь, после кого рассказываешь – для общеобразовательных детей это обычные действия. Для детей с ОВЗ – это трудные действия. Вся подготовка (заучивание, ожидание, понимание) - это развитие всех психических процессов (памяти, логического мышления, связной речи, восприятия, внимания), что немало важно для детей ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка воспитательного мероприятия | 39.92 КБ |
prezentatsiya_a.blok_.pdf | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение к культурному наследию,
духовное и нравственное воспитание.
Тематическое направление
Александр Блок: «Открой мои книги: там сказано всё…».
Тема методической разработки
Автор: Петрова Анна Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ «Приозерская
начальная школа - детский-сад,
реализующая
адаптированные
образовательные программы»
2021 год
- Пояснительная записка.
- Тематическое направление.
Приобщение к культурному наследию, духовное и нравственное воспитание.
- Тема воспитательного мероприятия и обоснование выбора темы.
Тема: Александр Блок: «Открой мои книги: там сказано всё…».
Духовно-нравственное воспитание младших школьников рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий. Прививая любовь к произведениям поэтов, мы помогаем ребёнку познавать окружающий мир и себя в нём, формируем нравственные чувства и оценки, развиваем восприятие художественного слова.
28 ноября 2020 года исполнилось 140 лет со дня рождения Александра Блока - величайшего поэта, классика русской литературы XX века. Эта дата подтолкнула меня к созданию и проведению данного мероприятия - литературной гостиной. Литературные гостиные можно проводить не отталкиваясь от определённых дат. Их можно и нужно проводить с детьми младшего школьного возраста. Тема поэзии всегда актуальна. Для детей с ОВЗ тема эта покажется трудной и недоступной. Я решила попробовать. И у нас получилось. Конечно же, подготовительная работа была большая и серьёзная. Итог: детям и гостям понравилось на нашем мероприятии. Я обязательно продолжу формат таких мероприятий в следующем учебном году, посвящённых конкретному поэту.
- Целевая аудитория воспитательного мероприятия.
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 10-11 летних учащихся с ОВЗ 3 «Б» класса.
- Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Подготовка к мероприятию помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Мероприятие «Литературная гостиная» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя поэт, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
В процессе реализации данного мероприятия учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Данная методическая разработка воспитательного мероприятия это процесс работы, который является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ.
Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, классного руководителя, педагога-библиотекаря, педагога – логопеда, педагога - дефектолога, тьюторов, психолога, завуча по воспитательной работе.
«Литературная гостиная» (данное мероприятие) предполагает заучивание стихов наизусть, понимание этих стихов, само выступление, знание за кем ты выступаешь, после кого рассказываешь – для общеобразовательных детей это обычные действия. Для детей с ОВЗ – это трудные действия. Вся подготовка (заучивание, ожидание, понимание) - это развитие всех психических процессов (памяти, логического мышления, связной речи, восприятия, внимания), что немало важно для детей ОВЗ.
- Цели, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цели:
- расширение кругозора учащихся по литературе;
- формирование навыков выразительного чтения стихотворений;
- формирование интереса к литературе.
Задачи:
- знакомство с краткой биографией Александра Блока, что способствует сознательному отношению к духовным ценностям культуры;
- знакомство учеников с поэзией поэта;
- формирование заинтересованности детей творчеством поэта;
- отработка навыков выразительного чтения стихов;
- формирование умения выразительного чтения наизусть;
- развитие навыков выступления перед публикой;
- формирование способность чувствовать и слышать красоту родного слова;
- развитие памяти, внимания, восприятия;
- развитие монологической речи учащихся;
- расширение кругозора;
- развитие творческих способностей детей;
- развитие эстетического вкуса, привитие интереса к поэзии;
- воспитание культуры чтения, литературного и художественного вкуса.
- Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Форма проведения – литературная гостиная.
Каждую четверть в классе мы готовимся с детьми и проводим конкурс чтецов «Русская осенняя поэзия», «Стихи русский поэтов о зиме», «Рассказываем о весне», «Стихи о войне и Победе». В этом году я решила немного изменить формат мероприятия и провести не конкурс чтецов, а литературную гостиную. Мероприятие, посвящённое конкретному поэту. Т.к. дети в 3 классе, то можно не только знакомиться со стихами, но и с биографией поэта, что и предполагает формат мероприятия – литературная гостиная.
- Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Планируемые результаты мероприятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить:
- основные базовые знания по литературе;
- ключевые понятия литературы;
- литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
- знания о качествах идеальной речи;
- творческое мышление;
- языковую и речевую культуру;
- успешные выступления на олимпиадах различного уровня.
Так же планируемые результаты:
- расширение литературного образования, предусмотренного программой;
- формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством;
- формирование мировоззрения (создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы);
- углубленное изучение основных литературоведческих терминов;
- возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- определение выразительной функции слова;
- осмысливание образов и картин мира, созданные поэтом;
- овладение приемами анализа художественных произведений.
Реализация и достижение планируемых результатов:
- проектирование целей и задач воспитательного мероприятия;
- дифференциация требований к освоению содержания мероприятия;
- использование адекватной системы оценивания.
Для достижения планируемых результатов применяется следующая технология - познавательно-творческая деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой задачи. Внеклассное мероприятие направлено на активизацию познавательной деятельности учащихся, на расширение круга их интересов, углубление знаний, формирование позиции школьника. Мероприятие направлено на приобретение учениками новых умений и навыков, потребность в которых возникает вне традиционной учебной деятельности.
- Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.
При проведении воспитательного мероприятия необходим мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки.
- Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка представляет собой универсальный план действий, который подойдёт любой возрастной категории школьников. Применяться разработка может и с детьми общеобразовательных учреждений и учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы. Целевой аудиторией воспитательного мероприятия могут быть учащиеся, как начальной школы, так и среднего звена и старшеклассники. Мероприятие продумано и выстроено таким образом, что педагог может самостоятельно адаптировать формы и методы работы под решение своих воспитательных задач и запросов коллектива класса. В этом и состоит главная методическая ценность представленной работы.
- Основная часть.
- Подготовка воспитательного материала.
Подготовка к мероприятию проходила месяц. Подготовительные мероприятия были проведены непосредственно для воспитательного мероприятия и подготовительные мероприятия были проведены для лучшего восприятия материала на самом мероприятии.
Подготовка детей:
- просмотр видеоролика «О Блоке»;
- домашнее задание прочитать и подготовиться рассказывать любопытные факты из жизни Блока (материал даёт учитель);
- чтение стихотворений Блока на уроках;
- слушание в записи стихотворений Блока;
- слушание выразительное чтение учителя стихотворений поэта;
- рисование рисунков «Мои впечатления по стихам Александра Блока», оформление выставки;
- заучивание стихотворений для выступления на мероприятии.
Подготовка учителя:
- подготовка видеоролика «О Блоке» для просмотра детьми;
- подготовка материала для домашнего задания детям (любопытные факты из жизни Блока);
- подбор стихотворений А.Блока для чтения детьми, для чтения учителем, для заучивания детьми наизусть;
- оформление выставки рисунков «Мои впечатления по стихам Александра Блока»;
- подготовка презентации сопровождающей воспитательное мероприятие;
- разработка диплома для награждения детей за участие в литературной гостиной.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.
Класс украшен: на экране слайд 1, на доске портрет поэта, оформлена выставка рисунков «Мои впечатления по стихам Александра Блока».
Слайд 1.
Музыка и голос в записи (стихотворение А.Блока «Веселимся, кружимся…»)
Учитель: Прозвучало стихотворение Александра Блока «Веселимся, кружимся…».
Веселимся, кру’жимся,
Хороводом тешимся —
Мальчики да девочки —
Ясные звездочки.
Красное солнце!
Глянь-ка в оконце!...
Основная тема этого произведения – тема радости. И мы с радостью начинаем литературную гостиную, посвящённую великому поэту Александру Блоку. Прошло 140 лет со дня рождения поэта, а мы до сих пор читаем, слушаем, заучиваем стихи Блока. Творчество его живёт. Мы сегодня узнаем про жизнь, творчество Блока. Послушает, почитаем стихи величайшего поэта.
Александр Александрович Блок – русский поэт, писатель, переводчик, литературный критик.
Жизнь поэта — в его произведениях. "Открой мои книги: там сказано всё…" — сказал Блок. Открывая их, вчитываясь в строки, которые он когда-то написал, мы, конечно, лишь приблизимся, но всё же приблизимся к пониманию его души.
Слайд 2.
Родился Александр Блок 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье.
Слайд 3.
Мама Саши - Александра Андреевна Бекетова – переводчик и поэт. Отец Саши – Александр Львович Блок – юрист, профессор Варшавского университета. Дед Александра Блока, знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для Блока другом детских лет.
Слайд 4.
Тётя поэта вспоминала, что в детстве Блок любил слушать сказки Пушкина, стихи Жуковского, детские рассказы разных писателей, многие из которых знал наизусть. А больше всего ему нравилась сказка «Сказка о царе Салтане…».
Слайд 5.
В 5 лет Блок начал сочинять стихи.
«Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый, -
Отчего – никто не знал,
Котя это не сказал».
«Зая серый,
Зая милый,
Я тебя люблю.
Для тебя – то в огороде
Я капустку и коплю».
Животных мальчик любит до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами. Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей – словом, всё живое.
Слайд 6.
В 13 лет вместе с двоюродными братьями Александр стал издавать рукописный журнал, в котором был главным редактором, и главным художником, и главным автором.
Слайд 7.
В 1889 году мальчик был отдан во 2 класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сначала на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом.
Слайд 8.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа.
Слайд 9.
Первое произведение, которое мы послушаем, Александра Александровича Блока «Полный месяц встал над лугом». Это стихотворение входит в дебютную книгу поэта. Стихотворение написано в июле 1898 года. Его автору в эту пору исполнилось 18 лет, он уже выпустился из гимназии и обратил свои взоры на Петербургский университет. Между тем, лето он проводил в подмосковной усадьбе Шахматово. Это для него особое место, овеянное воспоминаниями о детстве.
Прочитают стихотворение Милана и Кира.
Чтение стихотворения наизусть.
Слайд 10.
Стихотворение Александра Блока «Вербочки» многим известно, написано оно 1-10 февраля 1906 года и впервые напечатанное в журнале "Тропинка" под названием "Вербная суббота". Чистота и музыкальность этих строк побудила многих композиторов создать музыку на стихи поэта. Оперная певица исполнила романс на стихи поэта и музыку Б.Б. Красина, ноты хранятся в фонде музея. Кристина Орбакайте тоже пела песню на это стихотворение.
Расскажет стихотворение Ксения.
Чтение стихотворения наизусть.
Слайд 11.
В 1906 году Александр Блок пишет стихотворение «Зайчик», входящее в детский цикл стихов «Круглый год», написанный автором для маленьких своих читателей. Произведение описывает осенние заботы зайчика, передавая его ощущения и настроение в преддверии зимы.
Стихотворение расскажут Дима, Даша, Настя.
Чтение стихотворения наизусть.
На стихотворении «Зайчик» создан мультфильм, давайте его посмотрим.
Просмотр мультфильма.
Слайд 12.
Стихотворение «Вот река полноводнее» Блок написал весной 1907 года. Тема – ранняя весна, ледоход на реке. Автор показывает красоту ранней весны, её влияние на душу человека.
Прочитает стихотворение Андрей Золотарёв.
Чтение стихотворения наизусть.
Слайд 13.
«На лугу». Стихотворение написано в 1912 году, как ни странно, 25 октября. Это не впечатление, а воспоминание и мечты о весне. В стихотворении «На лугу» поэт раскрывает тему пробуждения всего живого. Изображение изменений природы.
Стихотворение «На лугу» Александра Блока прочитает Кирилл.
Чтение стихотворения наизусть.
Слайд 14.
Стихотворение «Ворона». Стихотворение было написано Александром Блоком в 1913 году. По жанру это пейзажная лирика. Автор описывает наступление весны через поведение вороны, которую наблюдает на крыше старого дома.
Расскажет это стихотворение Андрей Базыкин.
Чтение стихотворения наизусть.
Слайд 15.
Стихотворение «Ветхая избушка». Написано Александром Блоком в 1913 году. Стихотворение учит веселиться и радоваться жизни. Учит помнить о том, что время скоротечно и всё когда-нибудь заканчивается, и хорошее и плохое. Это очень доброе и ласковое стихотворение, в котором описаны зимние забавы детей. Они веселятся на морозе и холод им не страшен, ведь рядом всегда тёплый дом и горячий чай. И не за горами уже весна. Стихотворение дарит ощущение радости и беззаботности.
Расскажут нам стихотворение Анна, Артур, Анжелика.
Чтение стихотворения наизусть.
Мы послушали лишь маленькую часть стихотворений, написанных Александром Блоком.
Спасибо детям за выразительные прочтения наизусть стихотворений великого поэта Александра Блока. Мы долго готовились к нашему мероприятию. Было нелегко всем, но я считаю, что у нас получилось.
Слово предоставляется директору школы для вручения дипломов.
Выступление директора.
В заключении хочу прочитать отрывок из стихотворения «Учитель» Александра Блока.
Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно, устал от работы:
Много трудов и заботы.
Вот на такой немного грустной, задумчивой ноте я хочу закончить нашу литературную гостиную. Спасибо всем за участие.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки воспитательных мероприятий
Разработки и сценарии воспитательных мероприятий, школьных праздников, концертов, классных часов....
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...
Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная" Родные поэты"
Расширить представления о поэзии, о творчестве поэтов классиков...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"
Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.
Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же интерес к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...
Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой"
Данное мероприятие направлено на учащихся началной школы. Содержит постановку по произведениям В.А. Осеевой и основные сведения об авторе....
Методическая разработка классного часа: "Литературная гостинная. Осень-чудная пора"
классный час: "Литературная гостинная. Осень-чудная пора"...
- Мне нравится (2)