Статья. Тема: Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).
статья (1 класс)

Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков.

                                                                                                     «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»

 

 

                                  В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).

                                                                                                 «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»

                                  В.А.Сухомлинский

       На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха  - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.

      Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?

     Придя работать в школу,  на своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.

    Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.

    Думаю, можно выделить несколько причин:

  • нехватка времени;
  • «старое» отношение к учёбе;
  • низкий уровень семейного воспитания;
  • несоответствие требований родителей и возможностей детей.

      Одним из способов решения этой проблемы  в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.

     Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к учащимся с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, пропускным режимом, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д. Большое внимание уделяю особенностям проведения учебных занятий (в том числе работе с дневниками учащихся, их тетрадями, системой контроля выполнения домашних заданий, критериями оценки деятельности ученика на уроке) и внеклассных мероприятий. Родителей учащихся привлекаю к организации посещения театров, музеев, экскурсий.

     Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальная и групповая работа. В своей работе использую групповые формы взаимодействия, как родительские собрания и конференции, которые уместны для организации психолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по насущным проблемам школьной жизни, которые волнуют большинство участников образовательного процесса. Все остальные вопросы, связанные с достижениями или проблемами каждого конкретного ребенка обсуждаю в индивидуальном порядке.

     Свою работу с родителями выстраиваю на основе вовлечения родителей в совместную деятельность, используя разнообразные формы общения.

Индивидуальные формами взаимодействия.

Изучение семьи. По анкетам провожу знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.  

Консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций считаю доверительные отношения между мной и родителями.

       Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине, родители откровеннее рассказывают о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тем внутрисемейных, содержание индивидуальной беседы остаётся достоянием только беседующих.

      Очень внимательно отношусь к просьбам родителей. Бывают просьбы – пересадить за другую парту, чаще спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее или, наоборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, и т. д. К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы или папы, тоже прислушиваюсь, так как родители хорошо знают своего ребенка.

      Индивидуальное общение не только дает возможность мне оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает в выборе правильного подхода к детям.

     Памятки для родителей («Как помочь ребёнку хорошо учиться?», «Организация режима дня») помогают своевременно сориентироваться в новой для них роли – родители школьника.

     Коллективные:  Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, круглого стола, деловой игры, диспута. Визитная карточка собраний — творческие отчёты-концерты. Такие собрания провожу обычно по окончании четверти или полугодия, что даёт возможность родителям видеть успехи детей. Вместе с детьми оформляем выставку поделок и рисунков. Ребята показывают своё мастерство, умение говорить, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и просто общаться друг с другом, помогать друг другу.

      Общешкольные родительские собрания проводятся в нашей школе не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. 

       Классные родительские собрания мы планируем один раз в четверть.

     На родительских собраниях анализирую учебные достижения учащихся, характеризую их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Разговор на собрании веду не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. 

    Родители моего класса знают, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

     В ходе подготовки родительского собрания часто обращаюсь за помощью к родителям, особенно многодетным, с просьбой поделиться своими методами решения проблемы.

     Например, многодетная семья Матвеевых  поделилась с родителями стилем общения в семье, созданием  семейных традиций. Семья Верховских – семейными увлечениями. Серьёзные разногласия возникли у родителей по вопросу наказания детей. Хотелось бы надеяться, что многих пап и мам этот разговор заставил задуматься о правильном  и адекватном наказании ребёнка.

      Многие педагоги, для большей эффективности привлечения к воспитанию обоих родителей, проводят родительские собрания для пап. Планирую провести такое собрание «Мужская рука» в форме дискуссии. Цель: показать отцам роль полноценного общения детей и родителей в получении положительных результатов воспитания и развития детей.

     Чтобы заинтересовать родителей в общении друг с другом на каждом собрании предлагаю родителям “Копилку для вопросов”. Это обычная небольшая коробочка, в которую родители складывают вопросы, которые у них назрели в ходе собрания, и которые они хотели бы задать друг другу. А затем, вытягивая из копилки вопрос, предлагаю поделиться опытом. Обычно дальше идет бурное обсуждение, в ходе которого родители делятся своим опытом.

     В заключение — благодарность участникам за активную работу на собрании и пожелания успехов.

     Планирую в этом году ввести Добрую традицию — проведение Дня семьи в нашем классе. В выходной, отстранившись от суеты, дети  их родители погрузятся в атмосферу добра и любви. Праздничный концерт «Мы вместе» объединит родителей и ребят. Причем концертные номера будут готовить и родители и дети. Дети смогут  убедиться, какие талантливые их родители: могут и петь, и сказки рассказывать, и спортом заниматься. В заключение праздника — традиционное чаепитие.

       В классном проекте  «Самый классный класс» приняла участие каждая семья. Совместная полноценная деятельность сближает родителей, детей и учителя, помогает формировать дружный единый коллектив.

      Тематические игры. Считаю, что главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Провожу такие тематические игры: «Интеллектуальные марафоны», «Семейные олимпиады», где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию.

     Конференции — научно-практические, теоретические, читательские, по обмену опытом («Традиции семьи и их значение в воспитании», «Искусство семейного общения», «Воспитание познавательного интереса детей в семье и школе»). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своём опыте семейного воспитания выступают родители. Окончание конференции проходит в форме дискуссии по общей теме.

     Считаю, что ещё одним важным направлением сотрудничества с родителями является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики, которое должно носить ярко выраженный опережающий характер. Для обсуждения и просвещения приглашаю специалистов различных направлений: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей-предметников.

    Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей в начальной школе (помимо предлагаемых в стандартных выписках из протокола родительского собрания):

  • «Знакомство с особенностями организации образовательного процесса на первом уровне школы»;
  • «Трудности адаптации первоклассников к обучению»;
  • «Особенности отслеживания процесса и результатов обучения младших школьников (в том числе – качественного безотметочного оценивания)»;
  • «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома»;
  • «Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности»;
  • «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»;
  • «Значение общения в развитии личностных качеств»;
  • «Наказание, поощрение и личный пример как основные методы педагогического воздействия»;
  • «Причины и последствия детской агрессии»;
  • «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств».

      Переписка с родителями. Часто возникает необходимость пообщаться индивидуально с родителями, прояснить тот или иной вопрос. В этом случае выручает общение по телефону, взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, страничка класса в контакте, электронная почта). В этом году мы стали пользоваться электронными дневниками и поняли, как это удобно и для учителя и для родителей. Можно не только проконтролировать выполнение домашних заданий, но и познакомиться с комментариями к оценкам учителей, получить индивидуальные задания, узнать рейтинг своего ребёнка по каждому предмету. Главное условие переписки – доброжелательный   тон, радость общения.

     Результат исследования показывает, что они — родители становятся настоящими заинтересованными помощниками. А это очень хороший фундамент для сотрудничества и общего успеха. Любое классное или школьное дело никогда не проходит без участия родителей: тематические, информационные, нравственные, праздники, экскурсии. Например:

  • Создание коллективного проекта «Самый классный класс». 
  • Исследовательский проект «Родословная моей семьи». 
  • Праздник «День Матери», «Прощай, Азбука!», «Вот и стали мы на год взрослее». Часто утренники заканчиваются чаепитием.
  • Создание группы класса и портфолио учащихся, презентаций о семье. 
  • Посещение театров, музеев, экскурсии. 
  • Участие в конкурсах «В стране Воображалии», «Базовые и национальные ценности».

       При составлении  воспитательной системы  класса я использую тексты для чтения по духовно - нравственному воспитанию. Эту литературу я использую при проведении классных часов, а также предлагаю родителям для семейного чтения и обсуждений  с детьми. Примеры текстов: Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», В.А. Сухомлинский  "Стыдно перед соловушкой", М.Андрианов Плохой пример заразителен, В. Осеева  «Злая мама и добрая тетя» и др.

      Семейное чтение  духовно- нравственной литературы не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, послушании, добре и зле, но и сближает всех членов  семьи,  является средством общения между людьми разных поколений.

        На классных часах мы часто обсуждаем вопросы, связанные с семьёй.

- Какие качества ты особенно ценишь в своих родителях?

- Какую семью ты хотел бы иметь, когда станешь взрослым?

- Какие семейные традиции и реликвии ты хотел бы  передать свои детям или внукам?

        В качестве домашнего задания было предложено написать « Письмо в будущее».   Большинство ребят писали письма своим будущим детям или внукам.  Передавали им  свой опыт, полученный на часах  по духовно- нравственному воспитанию.

Вывод.

      Одним из очень важных направлений в моей работе является психолого-педагогическая диагностика, зачастую носит индивидуальный характер.

      Например,  рисунок семьи, нарисованный моим учеником в первом классе, помог выявить психологу школы проблемные ситуации в его семье. Это дало возможность мне выбрать правильную линию поведения с родителями этих учеников.

     Диагностика проводится  на протяжении всего времени работы с классом.

     Предварительная диагностика провожу при подготовке родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, внеклассных мероприятий. 

     Оперативную диагностику использую в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем, которые могут возникнуть у школьников друг с другом, а также у родителей и детей.

     Итоговую диагностику провожу в конце учебного года: по результатам учебно-воспитательной работы класса. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя (и этому тоже надо учить), но и для того, чтобы увидеть проведенную работу не только через призму своего восприятия. Эго дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися.

    Семейные традиции, коллективные творческие дела, высокая мотивация к общественной жизни дают возможность оптимально включать в процесс обучения и воспитания каждого ученика. Позволяют формировать такие качества личности ребёнка, как уважение к старшим, доброта, чуткость, отзывчивость. Анкетирование родителей по организации воспитательной работы с детьми показывает 100% удовлетворённость.

Литература.

1.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –  

    М.:  2009 год.

2. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 2009 год.

3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы.- М.: Вако, 2006.

4. Корчак Януш. Как любить детей. - М., 2009.

5. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 2008 год.

6. Э.В.Витушкина. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника. /ж. Начальная школа №1 2013/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы"

Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.Задачи: Проанализировать систему работы с родителями.Вы...

«Родительское собрание «Мир увлечений вашего ребенка» как форма взаимодействия семьи и школы».

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.В связи с этим нужно правильно его под...

Статья. Тема:Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).

Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков....

Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"

Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением.  Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему «Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе»

Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современномэтапеШкола во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить своевлияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все с...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Как вовлечь родителей в процесс воспитания?Этот вопрос волнует многих педагогов. На своем опыте  покажу как  это можно сделать....

«Формы взаимодействия семьи и школы по формированию нравственных и патриотических качеств личности ребенка».

Одна из важнейших задач современной школы — патриотическое воспитание подрастающего поколения.  Детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к ...