Классный час "Край,которым я горжусь"
классный час (4 класс)
Форма проведения: устный журнал.
Цель: формировать у детей младшего школьного возраста целостное представление о малой Родине – Донском крае.
Задачи:
1. Пробуждать интерес к малой Родине и формировать знания о природных и социальных объектах Донского края, необходимость их охраны.
2. Формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях.
3. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к растительному и животному миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Край, которым я горжусь»
Форма проведения: устный журнал.
Цель: формировать у детей младшего школьного возраста целостное представление о малой Родине – Донском крае.
Задачи:
1. Пробуждать интерес к малой Родине и формировать знания о природных и социальных объектах Донского края, необходимость их охраны.
2. Формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях.
3. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к растительному и животному миру.
Оборудование: карта Ростовской области, тест «Наши подземные богатства», презентация, ноутбук, наглядные пособия «Растения луга», «Лекарственные растения».
1.Вступительная часть.
- Ребята, послушайте внимательно стихотворение Зои Александровой и вы узнаете о чём мы будем говорить сегодня на нашем мероприятии.
Учитель.
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой топот ног.
У большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!
Как вы думаете, почему я начала наш мероприятие этим стихотворением? О чём оно? (В стихотворении говорится о Родине.)
- Как вы понимает, что такое Родина?
Ответы детей: (Это место, где ты родился и живёшь. Это наша страна – Россия.)
- Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по страницам устного журнала «Край, которым я горжусь».
2. Основная часть
Вашему вниманию первая страница нашего устного журнала.
1 страница «Географическое положение Ростовской области»
Слайд №3
На юге Восточно-Европейской равнины привольно раскинулся наш край. Донской край в разные времена назывался поразному. Древние греки и римляне это место называли Танаисом (так как Дон тогда назывался Тана), Скифией, Сарматией (от названия племён, населяющих эти места). Русские люди в старину называли его Диким полем за необжитость бескрайних просторов. В 15-16 веках употреблялось название – Земля донских казаков. Своё современное название Ростовская область получила только в 20 веке в 1937 году.
Ростовская область занимает площадь свыше 100 тысяч квадратных километров. На территории области располагается 23 города и 43 сельских района. На западе Ростовская область граничит с Украиной, на севере - с Воронежской областью, на востоке - с Волгоградской областью, на юге – с Краснодарским и Ставропольским краями и республикой Калмыкия.
Слайд № 4
Столица Ростовской области - город Ростов — на — Дону. Город основан в 1749 году по Указу императрицы Елизаветы об установлении в устье реки Темерник таможни, которая защищалась заложенной в 1761 году военной крепостью имени святого Димитрия Ростовского. Поселения, возникшие вокруг крепости, впервые названы городом Ростовом-на-Дону 17 августа 1807 года в Указе императора Александра Первого.
Сейчас это крупный промышленный, научный и культурный центр на юге нашей страны. Его называют воротами Кавказа и портом пяти морей.
Слайд № 5
- Ребята, перечислите города Ростовской области. (показать города Ростовской области)
Слайд №6
Численность населения Ростовской области примерно составляет более 4 миллионов человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, по национальному составу 90,3 % населения области составляют русские, 2,6 % – армяне, 1,9 – украинцы, 0,9 – турки, по 0,4 % – азербайджанцы, цыгане и белорусы, по 0,3 % – татары, корейцы и чеченцы, 0,2 % – даргинцы и грузины.
Слайд №7
2 страница «Символы Ростовской области»
Каждая страна, область, край имеют свои символы – флаг, герб, гимн. Имеет свои символы и Ростовская область. Областной закон о флаге Ростовской области был принят Законодательным собранием в 1996 году.
Донской флаг состоит из трёх горизонтальных полос равной ширины (сверху вниз): синего, жёлтого и красного цвета, а также белой, расположенной вертикально вдоль древка. Цвета флага символизируют слои населения области. Красный и синий – русских и казаков, жёлтый – калмыков. Белый цвет символизирует единство всех народов, населяющих область, а также связь с Российским флагом.
Донской герб представляет собой геральдический щит, на лазоревом (голубом) поле, которого расположен волнистый пояс, олицетворяющий реку Дон, на нём красная крепостная стена с тремя башнями. Справа и слева расположены крест-накрест исторические донские регалии: справа - серебристый пернач поверх бобылева хвоста и насеки; слева – булава поверх насеки и бунчука. Держит щит чёрный двуглавый орёл. Две головы орла олицетворяют связь Европы и Азии, граница которых проходит по территории Ростовской области. Головы орлов увенчаны Российскими императорскими коронами. Посередине – Большая Российская императорская корона с лазоревыми лентами. За щитом четыре сложенные крест-накрест флага Ростовской области. Древка флагов перевиты лентой ордена Ленина, которым была награждена Ростовская область.
Гимн Ростовской области был принят в октябре 1996году. Он создан на основе песни Ф.И.Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». Эту песню пели донские казаки ещё в русско-турецкую войну. Позже текст песни был переделан и стал гимном Ростовской области.
(Прослушивание гимна Ростовской области). (Приложение №1).
Слайд №8
3 страница «Рельеф и полезные ископаемые»
Поверхность нашей области представляет собой холмистую равнину, на которой расположены две природные зоны: степь и полупустыня. Рельеф очень разнообразен. Равнины расположены в низменностях, на которых раскинулся Дон с его многочисленными притоками. Низменности пересекаются небольшими возвышенностями, изрезанными балками и оврагами. Самая низкая впадина Ростовской области тянется по течению рек Дон и Маныч. Самая высокая точка территории нашей области находится около города Зверево. Её высота 298 метров над уровнем моря.(Показать на карте Ростовской области.)
Слайд №9
На территории нашего края можно увидеть образования новых форм рельефа: насыпи, курганы, терриконы, карьеры. Эти формы образовались в результате хозяйственной деятельности человека.
- В недрах земли нашей области добываются различные полезные ископаемые. О каждом из них я загадаю вам загадку. Вы должны её отгадать и назвать это полезное ископаемое.
1. Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (мел)
2. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
3.По трубе он течёт, пироги тебе печёт. (газ)
4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу она понадобится сразу. (глина)
5. Покрывают им дороги, улицы в селениях.
А ещё он есть в цементе. Сам он - удобрение. (известняк)
6. Он несёт в дома тепло, от него кругом светло.
Помогает плавить сталь, делать краски и эмаль.
Он чёрный блестящий, помощник настоящий. (каменный уголь)
- Ребята, я прошу вас ещё раз перечислить полезные ископаемые, которые добывают в недрах донской земли. А теперь я предлагаю проверить ваши знания о полезных ископаемых и выполнить тест. (Приложение №2).
Физминутка
Меж еловых мягких лап (дети поднимают и опускают реки
Дождик тихо кап, кап, кап! ладошками в верх)
Где сучок давно засох, (приседают с опущенными руками,
Вырос серый мох, мох, мох! встают, подняв руки вверх)
Где листок к листку прилип. (руки к плечам, вперёд, хлоп, хлоп
Появился гриб, гриб, гриб! руки над головой, как шляпа)
Кто нашёл его друзья ? (стоят пожимая плечами
Это я, это я, это я. прижимают руки к груди и кивают
Слайд№10
4 страница «Водные ресурсы донского края»
- Каким цветом на карте показаны водные ресурсы области? (голубым) Все водоёмы можно разделить на две группы:
Естественные: океаны, моря, реки, озёра, ручьи, родники.
Искусственные: водохранилища, каналы, пруды, колодцы.
Слайд №11
Самая крупная река Ростовской области – Дон. Слово «дон» обозначает «река», или «вода». Оно сохранилось с тех пор, когда здесь жили древние народы. Река Дон берёт своё начало на территории Тульской области. По Ростовской области Дон протекает дважды: на севере по Верхнедонскому и Вёшенскому районам на протяжении 120 км и от Цимлянского водохранилища до Азовского моря – 300 км. А общая длина всей реки составляет 1870 км. Скорость течения реки – 0, 5м/сек. За медленное и спокойное течение народ называет Дон тихим.
А как ещё в народе называют реку? (Дон Иванович, батюшка Дон). Крупнейшие притоки Дона: правые - Чир, Северский Донец , левые – Хопёр, Медведица, Сал, Западный Маныч. (Показать на карте)
На территории нашего края насчитывается больше сотни больших и малых озёр. Самое большое озеро области - Маныч-Гудило. Озеро представляет ценность, как место массового гнездования птиц. Во время осеннего пролёта на озере бывает до 3, 5 млн птиц.
Самые крупные искусственные водоёмы области - Цимлянское, Весёловское, Пролетарское водохранилища.
Слайд № 12
5 страница «Растительный мир донского края»
Богат и разнообразен растительный мир области - это деревья, кустарники и травянистые растения. В настоящее время леса покрывают речные долины и балки. В Ростовской области встречаются леса двух видов: байрачные и пойменные. Заросшие лесные балки у донских казаков назывались буераками, а у украинцев байраками, отсюда произошло название байрачных лесов.
- Какие деревья растут на донской земле? ( Ответы детей)
В байрачных лесах можно встретить дуб, ясень, клен, сосну. Пойменные леса растут в периодически затапливаемых частях речных долин. Такие леса распространены в долинах рек Дон, Кагальник, Миус, Аксай, Темерник. В пойменных лесах можно встретить берёзу, ольху, тополь, осину, дуб, дикорастущие фруктовые деревья.
Слайд № 13
На донских просторах растут кустарниковые растения такие, как шиповник, бересклет, боярышник, тёрн, чёрная бузина.
Слайд № 14
Весной, когда происходит пробуждение степи, холмы и балки покрываются большим количеством цветущих растений. Как только сойдёт снег, показывают свои синие головки пролески, желтеют калужница, мать-и-мачеха, гусиный лук. В открытой степи зацветают жёлтые тюльпаны Биберштейна, затем красные и жёлтые тюльпаны Шренка, неповторимый аромат создают ирисы, воронцы.
Слайд № 15
Летом степь меняет свой наряд. На её просторах зацветают синие колокольчики, белые ромашки, ковыль, шалфей, полевой вьюнок.
- Ребята, я предлагаю вам задание. По описанию внешнего вида растения, определить его название и показать на доске.
а) Это вечнозелёное хвойное дерево. Оно растёт по всей лесной и лесостепной зоне. Хвоя этого растения длинная, сизо-зеленая. Хвоинки располагаются попарно. В жаркие летние дни по стволу дерева сбегают маленькие капельки смолы, а ароматный запах заполняет весь лес. (Сосна обыкновенная)
б) Это многолетнее травянистое растение. Растёт на лугах, в кустарниках. Стебли многочисленные, прямостоячие или поднимающиеся высотой до 40-65 см. Цветки растения бывают белой, жёлтой, розовой и вишнёвой окраски. Это растение любят кушать коровы. (Клевер ползучий)
в) Это однолетнее травянистое растение, одна из важнейших масленичных культур. Высота растения достигает до 2 метров. Во время цветения выделяет нектар, который собирают и перерабатывают пчёлы. Цветы этого растения имеют ярко – жёлтую окраску. В народе это растение называют «дитя солнца». (Подсолнечник)
г) Это двухлетнее травянистое растение семейства Паслёновых. Растёт повсюду как сорняк. Высота растения достигает до 60-70см. Цветки растения грязно-жёлтого цвета с сетью фиолетовых жилок. Плод – коробочка с крышечкой, многосемянная. Все части растения очень ядовиты. (Белена чёрная)
Слайд №16.
6 страница «Животный мир Ростовской области»
Богат и разнообразен животный мир нашей области. Ранней весной первыми из нор выходят суслики. Высоко в небе ещё слышны крики пролетающих гусей и уток. Из-под кочек, кучи камней начинают выползать жабы. В кустарниках, суетясь и пофыркивая, разыскивает по ночам себе еду колючий ёж. Крот прокладывает себе ходы, выбрасывая на поверхность кучу свежей земли. В восточных районах области просыпаются от спячки земляные зайцы – тушканчики. Они начинают свои ночные походы за луковицами и клубнями степных растений.
(Сообщение о тушканчике). Приложение №3.
Слайд №17
В природе наблюдается сильное оживление и в птичьем мире. Прилетают грачи, скворцы, а за ними ласточки. Ранним утром в степи слышится пение жаворонка. В рощах и балках поют свои песни чёрные и певчие дрозды, соловьи. Птицы создают пары и сразу приступают к строительству гнёзд. У них начинается очень непростая, ответственная пора – время выведения птенцов.
Сообщение о дрофе, розовом скворце. (Приложение №3).
Слайд № 18
Бьёт ключом жизнь в реках и озёрах. Вблизи пресных водоёмов водятся ужи, озёрные лягушки, зелёные жабы, чесночницы. По берегам можно встретить ондатру, нутрию, выхухоль.
Сообщение о выхухоле. (Приложение №3).
Слайд № 19
В камышах и в укромных местах по берегу строят свои гнёзда утки, гуси, лебеди, розовые и кудрявые пеликаны, кулики. На водоёмах можно встретить птиц редких видов таких как: журавль-красавка, колпица, белая цапля.
Слайд № 20
С наступлением жары многие животные, как и растения, проводят в состоянии покоя. В своих норках и подземных убежищах от жары прячутся сурки-байбаки, суслики, тушканчики, ежи, барсуки.
Слайд № 21
В лесных зарослях можно встретить дикую свинью с выводком полосатых поросят, которые ни на шаг не отстают от своей грозной мамаши. Возле глубокой норы резвятся лисята, а их мать зорко наблюдает за ними. Как только они немного подрастут, хитрая мать научит своих детей охотится за добычей. В лесных зарослях прячутся со своими малышами косули, лосихи. Они передвигаются по лесу бесшумно, стараясь не попасть в лапы злого хищника - волка.
Сообщение о сайгаке. (Приложение №3).
Слайд № 22
Издавна донской край славится рыбой. В Дону и других реках и озёрах водятся около 70 видов рыб.
- Ребята, какие рыбы водятся в наших реках?
В водоёмах нашей области водятся: карась, сельдь, окунь, лещ, карп, щука, судак, сом, белуга, осётр, севрюга.
Слайд № 23
7 страница «Красная книга Ростовской области»
В нашем крае проводится большая работа по охране растительного и животного мира. На территории области созданы 7 заказников Федерального и 27 областного значения. В них не разрешается пасти скот и охотится на животных. В 1995 году был создан Государственный природный заповедник «Ростовский», состоящий из 4 участков расположенных на территории Орловского и Ремонтненского районов.(показать на карте)
- Ребята, а как вы думаете, почему некоторые растения и животные, занесены в Красную книгу? (Их стало мало, по вине человека)
В Красные книги России и Ростовской области занесены:
Растения – тюльпаны Биберштейна и Шренка, ковыль, катран, астрагал, васелёк.
Слайд № 24
Насекомые – богомол, дыбка степная, жук - олень, бабочка - павлиний глаз;
Слайд № 25
пресмыкающиеся – четырёхполосый, узорчатый полоз, степная гадюка;
Слайд № 26
птицы – дрофа, стрепет, серая куропатка, розовый скворец, филин, журавль - красавка, колпица, степной орёл, мохноногий сыч, огарь;
Слайд № 27
Звери – выхухоль, лось, олень европейский, олень пятнистый, косуля, кабан, бобёр, сурок – байбак, барсук, хорёк.
- Ребята, какие правила поведения надо соблюдать каждому из нас, чтобы не наносить вред окружающей нас природе? (Дети называют правила)
Давайте прочитаем и запомним эти правила.
Слайд №28
1. Нельзя рвать много цветов.
2. Нельзя брать домой маленьких животных.
3. Нельзя шуметь в лесу.
4. Нельзя разорять гнёзда птиц и жилища животных.
5. Нельзя разжигать костры в лесу.
6. Нельзя оставлять в лесу мусор.
- Если каждый из нас будет соблюдать эти правила, то окружающая нас природа станет чище и богаче.
Слайд№29
8 страница «Промышленность Ростовской области»
-Ребята, давайте перечислим отрасли промышленности Ростовской области.
Машиностроение («Ростсельмаш» - комбайны, «Роствертол» - вертолёты, «ТагАЗ» - новые автомашины «Дэу», «Хёндэ-Акцент», «Хёндэ-Соната», «НЭВЗ» - электровозы. «Атоммаш»- атомные реакторы.
Химическое производство (Лекарства, краски, игрушки, школьные принадлежности, изделия из пластмассы, волокна лавсана)
Электроэнергетика (Гидроэлектростанции, атомная электростанция
г. Волгодонск, теплоэлектростанции)
Чёрная и цветная металлургия (Металлургические заводы: г. Таганрог – производство труб, г. Красный Сулин – сталь, сварочные электроды)
Лёгкая промышленность («Глория-Джинс»- одежда из джинсовой ткани, фабрики, комбинаты- пошив одежды и обуви)
Пищевая промышленность (кондитерские, хлебопекарни, мясокомбинаты, молокозаводы).
Слайд№30
9 страница «Сельское хозяйство Ростовской области»
На Дону сельским хозяйством занимаются более половины жителей области.
- Ребята, назовите отрасли сельского хозяйства нашего края.
Полеводство (Выращивание полевых культур - пшеница, овёс, ячмень, кукуруза, подсолнечник).
Садоводство (Выращивание плодовых деревьев – яблоки, груши, сливы, абрикосы и винограда)
Овощеводство (Выращивание овощей – капуста, помидоры, огурцы, перец).
Лесоводство (Посадка сосен, кленов, берёз, ясеня)
Коневодство (Выведение лошадей будёновской и донской породы)
Свиноводство (Разведение свиней различных пород)
Птицеводство (Выращивание уток, кур, гусей, индеек)
Овцеводство (Разведение овец различных пород)
Разведение крупного и мелкого рогатого скота (Выращивание коров, коз)
4. Заключительная часть
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Давайте вспомним, о чём сегодня мы с вами говорили на уроке?
5. Исполнение песни «Мы дети твои, Россия»
(Приложения №4, №5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я помню, я горжусь."
Классный час, посвящённый Дню победы...
Презентация к единому всекубанскому классному часу посвящённому празднованию 70-летия победы в ВОВ " Помню, горжусь"
Презентация включает материал о детях-героях ВОВ, детях -героях Кубани...
презентация к классному часу "Все, чем я горжусь"
Классный час приурочен к 85-летию п.Атяшево Республики Мордовия.Урок проводился в 3 «А» классе и был подготовлен совместно с шефами – учениками 7 «А» класса. Сопровождение - красочная презентация с фо...
Классный час "Горжусь своим прадедом!"
В ходе классного часа дети рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, об их жизни в годы Великой Отечественной войны, читают стихи и поют песни о войне, Победе и мире....
Конспект классного часа 3 класс "Я тобой горжусь"
Преставляю вашему вниманию конспект классного часа для 3 класса на тему: "Я тобой горжусь"Цель: научиться работать с детьми в технике оригами, создать фигурку зайчика....
Классный час. «Я помню! Я горжусь!»
Цели и задачи классного часа:§ воспитание чувства гордости и любви к Родине.§ воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, с...
Конспект классного часа "Как заслужить уважение" (работа по сказке "Я тобой горжусь" )(4 кл)
Цели: формировать представление о разнообразии и единстве понятий уважения и гордости.· Ознакомить учащихся с понятиями уважение, гордость·...