Классный час "Традиции казачьей семьи."
классный час (3 класс)
Расширение знаний учащихся об истории, быте, традициях казаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyychas2.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Традиции казачьей семьи.
Класс: 3 класс МБОУ СОШ №14 х. Красный Пахарь Минераловодского района
Учитель: Струкова Анна Ивановна
Дата проведения: 8 апреля 2021 г.
Цель: расширение знаний учащихся об истории, быте, традициях казаков.
Задачи: привить чувства патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: углубить знания об истории жизни ставропольских казаков, познакомить с казачьими традициями воспитания в семье; довести до понимания обучающихся роли казачества в воспитании мальчиков и девочек.
Метапредметные результаты:
познавательные УУД: развивать память, мышление, умение проводить исследовательскую работу, обобщать отдельные события, устанавливать причинно-следственную связь и формулировать выводы.
регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на мероприятии; высказывать свое предположение на основе работы с пословицами и дополнительными источниками, планировать свои действия;
коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать своё отношение, определять собственную позицию в отношении к казакам и казачеству, воспитывать любовь к отчему краю, родной земле, людям труда, казакам-защитникам Отечества.
Оборудование: демонстрационный материал, презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, цветные карандаши, клей, фломастеры, материал для рефлексии, компьютер, проекционная аппаратура.
Ход мероприятия
- Орг. момент.
Звучит казачья песня.
Ведущие (ученик и ученица в казачьих костюмах):
Здравствуйте, гости, званные,
Званные гости и желанные!
По казачьим традициям
Гостям поклон от нас низкий!
С доброй песней, словом к вам и любовью,
Мы встречаем вас с хлебом и солью!
Учитель: Итак, ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей)
Сегодня у нас необычное занятие. Мы проводим заседание клуба любознательных.
Какие цели мы поставим? (ответы детей)
-Мы поговорим с вами о том, о том, как жили казаки, как воспитывали своих детей и защищали Родину.
- Знакомство с особенностями быта казаков.
Дом - важный элемент традиционной народной культуры, у казаков они назывались хатами, были они обычно турлучными, т.е. плетенными и обмазанные несколько раз глиной, крыши были соломенными. Строили хаты с помощью соседей и родственников. Взаимопомощь - важный элемент культуры казаков.
- В доме обычно было две комнаты. В маленькой находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В большой стояли шкаф для посуды, комод, сундуки и т.д.
- Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».
- Распространенная деталь интерьера хаты с конца ХIХ в. - фотографии на стене, традиционные семейные реликвии.
- Работа с материалами выставки «Казачьи промыслы».
- Казаки – трудолюбивый народ. Главной их работой было – защита Родины, пограничных рубежей. В свободное от службы время, казаки занимались земледелием. Но, каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение подковывать своих коней, ковать брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю.
- Выделяли ткацкое производство и рукоделие. Уже с 7-9 лет девочки приучались к ткачеству, прядению, рукоделию. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя: рушники, настольники, рубахи и другие вещи. Неумение ткать и заниматься рукоделием считалось большим недостатком у любой женщины, особенно у казачки.
- Игра «Собери пазлы»
- Казачьи семейные традиции.
Своими традициями всегда отличалась казачья семья от других этнических семей. Семейный союз у казаков пользовался уважением. Большой считалась семья из тринадцати человек: отец, мать, родителя отца, два взрослых сына и семь малолетних детей. Среднее семейство насчитывало от шести до девяти душ, и малая семья состояла из четырех человек. Отношения членов семьи также регулировались правилами. Старшими в семье были родители.
Отец:
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами, ухаживал за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах, но основным занятием казака считалась служба.
Мать:
На плечи матери ложилась вся работа по дому, а также воспитание детей. Появление в семье детей – большая радость. В казачьей семье всегда по – особому радовались рождению мальчика: будущий воин родился! В дар приносили новорожденному «на зубок» стрелу, патрон с порохом, лук и ружье, давали потрогать маленькой ручонкой. На седьмой день малыша крестили, давали имя. Первый год жизни завершался очень важным обрядом: первой стрижкой. По традиции обряд первой стрижки совершала крестная мать малыша. Первые прядки срезанных волос будут храниться всю жизнь за именной иконкой.
- Воспитание мальчика – казачонка.
Сын
Строго воспитывали мальчиков в казачьих семьях.
Подготовка к службе начиналась уже с детства. Уже с 3-5 лет казачонка приучали к верховой езде. С пяти лет маленькие казачата уже помогали старшим: в поле пахать, в степи пасти коней, овец Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10 лет. Сначала пускали тонкой струйкой воду, и мальчик должен был разрезать струю клинком под прямым углом, чтобы не было брызг. Потом учили рубить лозу, сидя на бревне и только потом на боевом коне, оседланном по-боевому. Рукопашному бою учили с 3 лет. Ответственность казака перед миром наступала очень рано, с семи лет.
Учитель: О воинской службе казаки сложили пословицы, которые передавались из поколения в поколение. Я предлагаю вам собрать их.
- Работа в парах «Собери пословицу».
Учащиеся составляют и называют пословицы, объясняют их смысл:
- Терпи, казак, атаманом будешь.
- Казака ни с кем не спутаешь, пулями меченный, шрамами отмеченный.
- Отвага казаку - половина удачи.
- Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.
- У казака две опоры: плуг да сабля.
- Береженого Бог бережет, а казака сабля.
- Конь познается в езде, а казак – в беде.
- От безделья не бывает у казака веселья.
- Воспитание дочери.
Девочку воспитывали совсем по-другому, и ее рождение праздновалось не так широко, в семейном кругу. До трех месяцев девочку старались не показывать, даже крестить носили, прикрывая личико кружевами. Для того чтобы в жизни у девочки все ладилось. Для отца варили специальную кашу – пересоленную, наперченную, горчицей щедро политую. Съесть ее нужно было, даже не поморщиться, чтобы поменьше «горького» в жизни было.
С малых лет учили девочек быть трудолюбивыми, отзывчивыми, терпеливыми. Шить, вышивать и вязать учили с пяти лет. Главная забота у девочек – присматривать за младшими. Трехлетняя девочка уже могла присматривать за своим годовалым братишкой: накормить, переодеть, убаюкать, чтобы быстрее уснул, поиграть, когда проснется. Но главной для любой девочки – стать хорошей хозяйкой в доме. Казачка должна была научиться, вкусно готовить. Казачья кухня была довольно разнообразной. Самым популярным горячим блюдом была уха. Рецептов приготовления ее было множество. Но самая вкусная, конечно, та, что приготовлена на костре «с дымком». А какие пироги пекли казачки! Тут и большие кульбаки и маленькие пирожки. А начинки на любой вкус: с мясом, с рыбой, с кашей, с яблоками, с творогом, изюмом – все и не перечислишь.
Из напитков предпочитали казаки взвар из сухофруктов, квас, чай, морс и кофе. Привычку пить кофе привезли казаки из Турции. В каждом доме были специальные ступы для измельчения кофейных зерен. Пить кофе в одиночку, было не принято. Приглашали на кофе соседей или родственников, вели неспешные беседы, «гутарили».
- Игра «Казачьи балачки»
Казаки- очень общительные люди. У кубанкских казаков разговоры назывались балачки, а у донских – гуторки. Особенности слов есть и в языке и у терских казаков.
Вместо «отвечать» казак скажет «держать ответ»,
испугаться — «возыметь страх»,
умирать — «смертушку приять»,
разорять — «чинить разор»,
побить — «дать бубней»
- Отношения к старшим в казачьей семье.
Вся жизнь у казаков, в казачьих семьях строилась на соблюдении заповедей, традиций и обычаев. Важнейшими традициями были:
- преданность Родине, готовность защищать ее по первому зову.
- уважительное отношение к женщине (матери, сестре, жене);
- безмерное почитание гостя;
- уважительное отношение к старшим.
Берегли казаки и связь поколений. Где-то по привычке, а иногда и целеустремленно они поддерживали культ старших в семье, хранили и передавали их житейский опыт – ведь все это сплачивало семью и защищало от ударов судьбы.
Уважительное отношение к старшим принято и в каждой семье. Издавна считалось, что старик в доме – лицо почитаемое, воля его – закон для всех. Главную роль в семье играли дедушка и бабушка. Они мудрыми советами помогали избежать ошибки.
Они всегда говорили, что каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке. Каждый должен жить своим трудом, быть честным, смелым, добрым, отзывчивым, беспощадным в борьбе со злом, быть преданным Родине.
Родословную свою казаки должны были знать до «седьмого колена».
Если спросят сын иль дочка:
«Кем мой прадед был, скажи?»
Рассказать ведь им придется,
Лучше четко, от души.
И не мямлить, и не мяться,
Мол, не помню, хоть убей!
Вот обязан ты заняться
Родословною своей!
Учитель: Казаки жили по своим заповедям. Ребята, вспомните казачьи заповеди.
Казачьи заповеди.
- Чти старших, уважай старость, прислушивайся к их словам и избежишь многих ошибок;
- Береги честь смолоду;
- Погибай, а товарища выручай;
- Служи верно своему народу;
- Не совершай дурных поступков и удерживай от них других;
- Береги свою семью, чти отца и мать;
- Будь трудолюбив, живи своим трудом.
Учитель: Ребята! А в наши дни можно жить по этим заповедям?
(ответы учащихся)
Учитель: Действительно, можно и нужно, т.к. они учат любить Родину, учат товариществу, учат быть честными, трудолюбивыми, беречь своих близких.
Учитель: Одна из заповедей гласит, что каждый казак должен быть хорошим воином, честно служить своей Отчизне.
Учитель: Ребята, посмотрите, какие задачи стоят перед казаками в наши дни?
- воспитывать патриотов своей большой Родины – России
- служить Родине, как служили их отцы, деды и прадеды;
- хранить историю своего города, края;
- хранить самобытную культуру казачества;
- воспитывать на собственном примере детей, подростков, молодежь.
Какие из этих задач вы считаете для себя самыми значимыми?
Учитель: Любой народ крепок сознанием своей значимости в истории.И это доказывают своей жизнью казаки. Мы можем видеть, как они берегут, ценят свои традиции и в современном мире.
11.Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Нам осталось подвести итог, поработать в группах.
(звучит музыка) в это время учащиеся, распределенные по группам выполняют задания и представляют результаты своей работы.
Группа 1 (поэты) – пишут четверостишия по представленным рифмам:
(казак – благ, атак,
Казаки - нелегки, слава- держава, честь-есть, долг- Бог,
казачество-лихачество,
совесть- доблесть,
жили – не тужили,
будут- труд-найдут-сиганут-зажгут).
Группа 2 (художники) – готовят фотоколлаж на тему урока, готовятся к защите.
Группа 3 (аналитики) – составляют выводы, пожелания казакам, свои пожелания записывают на вырезанных цветных сердечках.
Подведение итога, рефлексии.
Ведущие:
И закончить хотелось бы такими словами, ставшими уже крылатыми:
Мы – казаки, мы любим труд,
Порядок, храмы вековые,
Свой долг, обычаи, уют,
Веселье, пляски огневые.
Казачества большая слава
Была и будет – долг и честь!
Оценит русская держава!
Казаки были! Будут! Есть!
Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Традиции и реликвии моей семьи"
Классный час для учеников 4 класса подводит итоги коллективного творческого дела "Откуда мы родом"...
Традиции казачьего воспитания.
Описывается традиционное воспитание в казачьих семьях мальчиков и девочек....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению по теме: «Традиции казачьей семьи»
Содержание данного мероприятия соответствует требованиям государственного стандарта. Учитель излагает материал доступно для понимания, в соответствии с возрастными и индивидуальными психолого-педагоги...
Технологическая карта урока кубановедения "Традиции казачьей семьи" Батищева Н.А
Технологическая карта урока кубановедения на тему "Традиции казачьей семьи"...
Классный час "Традиции моей семьи"
Сценарий занятий соответствует требованиям ФГОС НОО, используются интерактивные технологии для организации деятельности детей....
Классный час "Традиции моей семьи"
Традиции, загадки, игры...
Классный час "Традиции твоей семьи"
Сценарий мероприятия "Традиции твоей семьи"...