Классный час "Традиции моей семьи"
классный час (2 класс)
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
"Адаптивная школа - детский сад №76"
Классный час на тему:
«Традиции моей семьи»
Составила и провела:
учитель начальных классов
Боярская С.Г.
Омск
Тема: Традиции моей семьи.
Цели:
Познакомить детей с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.
Воспитывать интерес и любовь к семейным традициям.
Развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи.
Ход урока
1. Орг.момент
Здравствуйте, дорогие ребята!
Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
2. Знакомство с темой. Основная часть.
- Почему часто говорят, что слово семья означает «семь я»? А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение.
Как появилось слово «семья»
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
Что же такое семья? На этот вопрос мы постараемся с вами найти ответ.
Ребята, перед вами два сердца. (Контур сердца.) Как по-вашему мнению это добрые сердца? (Холодные.)
А вспомните, у какого сказочного героя было похожее сердце? (Кай. Г.Х.Андерсен “Снежная королева”.) Какие поступки совершал Кай с ледяным сердцем? (Это и грубость, и предательство, и зависть, и жадность…) А нам надо попробовать растопить ледяные, холодные сердца. Для этого надо вспомнить все добрые дела, которые вы сделали и наполнить эти сердца добротой.
(Дети выходят, говорят о своем добром поступке, потом наклеивают красное маленькое сердце на большое.)
Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реки, реки – в море добра. И только такие добрые сердца способны создать что-то особенное, способны дать ростки самому прекрасному на земле – семье.
Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше».
Не малую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. А в ваших семьях есть эти традиции? Расскажите нам о них (Дети рассказывают.) Очень хорошо. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье? (Учащиеся рассказывают о своих близких.)
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть семьи, где сформировались династии? (Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.)
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.
Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.
– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать семейные альбомы?
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей
У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
– Ребята, у кого дома хранится самая древняя вещь?
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
– Ребята, какие блюда стали традиционными за вашими семейными праздниками?
Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
– Какие праздники отмечают в вашей семье? (Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.)
Будни это тяжелый труд всех членов семьи. Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и .т.д. Но в семье как же без праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.
Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.
Какое счастье, когда вся семья в сборе, пусть даже каждый занят своим делом, но он здесь рядом, может в другой комнате папа смотрит телевизор, мама на кухне готовит ужин, а ты в своей комнате занят чем-то очень важным. Но вы все вместе, в вашем уютном и теплом доме.
Физ. минутка
3. Рассказ о соблюдении семейных традиций.
4. Заключительная часть. Игра.
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
5. Подведение итогов.
Вы счастливые дети, потому, что «Счастлив тот, кто счастлив дома». Это семейное счастье, благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами. Ваш родной дом – это место, где вы творите, размышляете, обогащаетесь жизненным опытом, усваиваете все жизненные основы. Только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее. Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Традиции и реликвии моей семьи"
Классный час для учеников 4 класса подводит итоги коллективного творческого дела "Откуда мы родом"...
Классный час "Праздники страны - праздники моей семьи"
Путешествие по основным праздникам Казахстана с рекомендациями как весело отмечать гос. праздники в кругу семьи...
Классный час "История моей семьи"
Материал рассказывает о семейных увлечениях и интересах....
классный час презентация проектов "История моей семьи в истории моей страны!
классный час - презентация проектов....
Классный час "История моей семьи в годы Великой отечественной войны"
Данный материал можно использовать для проведения классного часа в начальной школе и среднем звене ко Дню Победы. Данный классный час имеет огромное нравственное значение в воспитании учащихся. Ос...
Классный час 4класс. "Традиции моей семьи"
Цель классного часа- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, сплочение коллектива родителей и учащихся . Родители и учащиеся делятся своими семейными традициями, работают в группа...
Классный час "Моей семьи война коснулась"
Классный час "Моей семьи война коснулась"...