Традиции казачьего воспитания.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции казачьего воспитания
Казачество всегда было мощным оплотом России не только на южных рубежах, оно участвовало в боевых действиях в различных частях страны и за её пределами.
Казаки – это, прежде всего, воины. Постоянно находясь на военной службе или у себя дома, они всегда были готовы с оружием в руках вступить на защиту своей станицы, своего государства.
С ранних лет мальчиков ежедневно учили стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. В пять лет казачата уже свободно держались в седле. Рукопашному бою учили с трёх лет, с семи лет обучали стрельбе, с десяти – рубке лозы.
Отцы частенько забирали сыновей в сменные сотни и увозили с собой на службу .А также в основе воспитания казака лежал труд: ежедневный, нелёгкий, с ранних лет. Мальчишек приучали к коню, к быкам, топору и косе, к различным сельскохозяйственным работам. В труде ковалась сила, ловкость, умение справляться с трудностями. Труд рождал достаток в семье « У казака доход не живёт без хлопот» - внушали казачатам с раннего детства. На свадьбе строго проверялись трудолюбие, умение и хватка молодых. Жениха всенародно проверяли « конём и, топором и борьбой». Невеста должна была принести из колодца воду на коромыслах, не расплескав ни капли, и угостить ею всех гостей, умело и сноровисто подмести комнату, помыть полы, приготовить на второй день свадьбы вторые блюда, накрыть свадебный стол и угостить гуляющих. Она должна быть истинной и сноровистой рукодельницей: всех гостей ( а их бывало более сотни) – одарить расшитыми кисетами, обязательными носовыми платками-утирками, покрывалами, рушниками и расшитыми фартуками, наволочками и занавесками, перчатками, варежками и носками.
«Работящим рукам – цены нет»-уверяли казаки. Испокон веков они ценили трудолюбие и презирали лень: «Труд – богатство, а лень – дурачество»
Самым святым чувством у казака была любовь к родине, к своему родному краю. И это чувство прививалось с самого раннего возраста « По казаку и Дон плачет», «Казаку всегда мила родная сторона», « Казаку честь – за Родину лечь» - гласят казачьи пословицы. Не случайно в присяге первыми словами новобранца были: «Беречь родину свою и веру свою» Воспитание в семье моральных качеств казака строилось в основном на принципах домостроя. Глава в семье – самый старый опытный казак. Слушаться его и почитать было первой заповедью. В казачьей присяге недаром было записано: « Чтить родителей своих»
В обед семья усаживалась за стол так: у окна, ближе к образам – отец семейства, слева от него, под образами, старый отец. Далее, справа и слева вдоль стола, по убывающей: старшие сыновья, средние сыновья, младшие сыновья, затем старшие дочери, средние дочери и снохи, младшие дочери и внуки, а замыкала стол «сама» - жена главы дома. С этого конца стола удобнее было подавать и убирать посуду. Еда передавалась по столу «самому» - отцу. Он ставил тарелку перед стариком, затем перед гостем или перед тем , кого хотел отметить. Могло быть так, что отец первую чашку ставил перед младшим сыном или внуком ,который принёс табель с отличными отметками. После того как еда была расставлена, отец предлагал: « Помолимся» Иногда он же читал молитву, но чаще это делал кто-то из младших детей. После молитвы разрезал каравай хлеба и раздавал ломти. Обронённый кусок хлеба следовало поднять, поцеловать, прочитать молитву и сказать: «Господи, прости» Обычно за столом ели молча. В Великий пост во время обеда читали святое Писание.
Молодёжь увлекалась кулачными боями, обычно по важным для общины событиям: сев, растряс лугов, праздники. Причём бои эти были не решением споров, а традиционным ритуалом – демонстрацией мужской силы, школой обучения молодёжи. Обычно сходились на кулачки хутор на хутор. Начинали драку подростки, бросали шапки, дразнили обидными словами. Затем в бой вступали юноши постарше, за ними – взрослые казаки. Дрались лоб в лоб (« сбоку – нельзя»), тех кто упал, не били. За соблюдением правил боя строго следили старые казаки.
В семнадцать лет юноши принимали участие в сборах. Осенью, зимой и весной, в свободное от полевых работ время, в хуторах и станицах проходили сборы казаков, на которых обучали молодёжь правильному седланию лошадей, правильной посадке, сборке и разборке оружия, наездничеству. Обучающиеся казаки должны были явиться на сборы на собственных лошадях, в традиционной одежде и с установленным оружием: винтовкой, пикой и шашкой. Обучались они под руководством опытных наставников из льготных урядников. Лучшие из молодых казаков допускались к состязаниям на призы. А наиболее искусные и ловкие в стрельбе и наездничестве награждались лошадью из войскового конного двора. Всё население станиц и хуторов следило за состязаниями молодёжи и гордилось подготовкой юных воинов. Молодёжь шла на службу подготовленной, поэтому казачьи войска и обладали высокими боевыми качествами. Молодёжь также имела в границах поселения свои места игрищ и карагодов.
Но самой главной задачей молодого казака была учёба. Особым уважением пользовались те, кому выпало счастье учиться в кадетском корпусе и в гимназии. Их приглашал на правление и поздравлял с началом каникул сам атаман. Студентов и юных кадетов даже старики называли по имени - отчеству.
Воспитание девочки отличалось от воспитания мальчика. Рождение девочки не праздновали так широко, как рождение мальчика. Однако появление на свет девочки было радостью – тихой, домашней. В девочке старались развить женственность, трудолюбие, отзывчивость.
Если мальчика настраивали на том, что он должен быть первым, то девочке внушали, что счастье, когда крепкая семья и достаток. Жизнь казачки была полна великих тревог и страданий, а трудов в ней было не меньше чем у казаков.
Девочку не показывали чужим людям, даже в церковь носили с закрытым кружевом лицом, боялись сглаза. Все девичьи праздники отмечались в семье, девочке дарили много подарков: ленточки, гребёнки, косынки и платочки в церковь ходить.
Девочки начинали работать с раннего возраста. Помогали матери мыть полы, стирать, ставить заплатки, пришивать пуговицы. С пяти лет учились вязать на спицах, крючком, вышивать и шить. Сначала девочка обшивала кукол, а потом членов семьи.
Была и особенная работа у девочек – нянчить младших детей в семье. Мальчики с пяти лет уходили с отцом на рыбалку, охоту, на сев, а принести им еду, заштопать одежду, постирать, была обязанностью девочки. К братьям сёстры относились с почтением, И не зря: мальчики уходили с отцом в военные походы с пяти лет и возвращались закалёнными воинами.
Девочек учили петь казачьи песни, плясать, соблюдать обычаи, старшие женщины. Когда девочка становилась девушкой, ей дедушка дарил серебряное колечко, девочка становилась невестой и начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь кончалась сватовством. В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главной дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи.
Основы казачьего воспитания передавались из поколения в поколение. «В семье лад – будет и клад», «Сумел родить – сумел и на коня посадить»
Домостроевский уклад жизни донского казачества во многом оправдывал себя. Он был с виду суров, но морально оправдан.
Казак- это особое состояние души, присущее лучшим представителям восточного славянства. А состояние души- это традиции, духовные ценности ,традиционная культура, чтобы всё это сохранить в 1998 году в станице Кумылженской был открыт Центр традиционной казачьей культуры «Кошав-гора» На протяжении многих лет люди собирали, охраняли, изучали богатую культуру казаков Хопра, Дона, Медведицы. Эти наработки воплотились в творчестве фольклорного ансамбля «Старина» и детского фольклорного ансамбля «Сполох», а в 2001 году в станице Поповской Кумылженского района был открыт кадетский корпус .Кадеты не оставляют без внимания ветеранов войны, одиноких людей пожилые пары, помогают им во всём. Они принимают участие в благоустройстве хуторов. Совместно с краеведом В.А. Апраскиным ежегодно путешествуют по родному краю, участвуют в таких акциях как «Живи, родник», в проекте «Долина дедов», по расчистке русла реки Едовли и других акциях. Каждый житель станицы Поповской скажет: «Кадеты достойно представляют казачество», традиции казачества не умрут никогда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок знаний "Традиции семейного воспитания"
Данный урок можно провести на день знаний...
"Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-393965-1397674610.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению по теме: «Традиции казачьей семьи»
Содержание данного мероприятия соответствует требованиям государственного стандарта. Учитель излагает материал доступно для понимания, в соответствии с возрастными и индивидуальными психолого-педагоги...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/14/picture-434252-1655207457.jpg)
Использование этнокультурных традиций в воспитании современных детей
Роль этнокультурных традиций сегодня. Формирование психологического пола школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/30/picture-461-1490877357.jpg)
Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.
Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200141-1576593766.jpg)
Технологическая карта урока кубановедения "Традиции казачьей семьи" Батищева Н.А
Технологическая карта урока кубановедения на тему "Традиции казачьей семьи"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/30/picture-29646-1640895442.jpg)
Классный час "Традиции казачьей семьи."
Расширение знаний учащихся об истории, быте, традициях казаков...