Занятие по внеурочной деятельности «Есть где-то кошачья планета…»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Разукова Елена Валерьевна

Занятие способствует формированию представлений о кошках, их внешнем виде, особенностях обитания, питания, представлений людей как о символе домашнего очага.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razukova_e.v.est_gde-to_koshachya_planeta.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

           МКОУ «Мельниковская средняя общеобразовательная школа»

Алтайского края, Новичихинского района,

село Мельниково, пер. Школьный,1

                  Занятие по внеурочной деятельности

                               

                                                   

«Есть где-то кошачья планета…»

                                                                 

                                                                  Подготовила

                                                                  учитель начальных классов

                                                                  Разукова Елена Валерьевна

                                           с. Мельниково

Программное содержание: Формирование представлений о кошках, их внешнем виде, особенностях  обитания, питания, представлении людей  как о символе домашнего очага.  Воспитание бережного отношения к природе.

Задачи мероприятия. 

  1. Расширение экологических представлений младших школьников.
  2. Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру.
  3. Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Цели: 1. углубить знания учеников о кошках;

            2. учить доброжелательному отношению к природе и животным;

            3. развивать внимание и речь;

УУД  (формируемые на данном занятии)

Общеучебные: учащиеся расширят свои знания о кошках, научатся отличать кошек разных пород  по внешнему виду, получат возможность самим изготовить фигурки кошек, как символ домашнего очага.

Метапредметные:

Коммуникативные - сотрудничать с одноклассниками,  выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности,   оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.

Регулятивные:   оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?";

  • Познавательные:  использовать ранее полученные знания. 
  • Личностные: проявлять уважение к старшим, одноклассникам. Бережно относиться к природе.

Методы и приемы:

Игровой, словесный, наглядный.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, электронный микроскоп, шерсть кошек разных пород, клеенки, пластилин, стеки.

 «Есть где-то кошачья планета…»

Если у вас есть кошка, вы возвращаетесь не в дом, а домой. (Пэм Браун)

Ход занятия

1 Организационный момент.

(Ученики сидят  за партами по 4-5 человек)

-  Ребята! Сегодня на занятии у нас много гостей.

Повернитесь к ним. Поздоровайтесь.

- Повернитесь ко мне. Здравствуйте, я вас очень люблю. Сядьте поудобнее Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. 

-Ребята, я вижу что у вас хорошее настроение.  Чтобы оно стало еще лучше, я предлагаю вам послушать песню, хотите?

( исполняется песня А.Усачёва «Кошачья планета»)

Есть где-то Кошачья планета.

Там кошки, как люди живут:

Читают в постели газеты

И кофе со сливками пьют.

У них есть квартиры и дачи,

Машины и прочий комфорт.

Они обожают рыбачить

И возят детей на курорт.

Летают в заморские страны,

Находят алмазы с кулак.

Сажают на клумбах тюльпаны

И даже разводят собак.

Роскошная жизнь на планете

У кошек, котов и котят!

Но странные жители эти

Все время о чем-то грустят…

Как много игрушек хороших!

Как много пластинок и книг!

Вот нет только кошек у кошек.

Ах, как же им грустно без них!..

2 Тема занятия:

   - Ребята, какой вы представили Кошачью планету? (Она красивая, необычная,  далёкая.  Населяют её кошки,  коты  и котята)

   - Как живут ее жители? (Они живут как люди на нашей планете Земля)

На доску вывешивается Кошачья планета

   - А на нашей планете, в наших домах живут кошки? (Конечно, живут)

   - Поднимите руки, у кого дома есть кошки.

    -Кошка – домашнее животное, потому что живёт рядом с человеком, ловит мышей.

    - Как вы заботитесь о своих питомцах?

   - Мы их любим, кормим, лечим, заботимся о них. За кошками интересно наблюдать, можно поиграть с ними; погладить, приласкать, накормить.

СЛАЙД 2

-В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всякие почести

-В Европе в Средние века кошку преследовали

  - КОШКА - домашнее животное, очень любимое на Руси. В русских сказках кошка — очень смышленое существо, способное даже говорить по-человечески. По народным поверьям, трехшерстная кошка приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия.
 - На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

   -Кошка – это символ семейного уюта, тепла, добра и любви.

   - Пословица гласит «Если у вас есть кошка, вы возвращаетесь не в дом, а домой.»

   - Чего много на Кошачьей планете? (На этой планете много игрушек хороших, много пластинок и книг)

   - А чего не хватает жителям Кошачьей планеты? (У них в домах не живут кошки)

   - Вот нет только кошек у кошек, ах, как же им грустно без них!..

    -Вы видите перед собой пластилин и, наверно, догадались чем вы будете сегодня заниматься?

   - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии?

3 Постановка целей занятия:

   Давайте, мы слепим забавных кошек, котов и котят, чтобы у жителей Кошачьей планеты в домах тоже было уютно и тепло, царили доброта , веселье и любовь ! Когда-нибудь космонавты, исследуя космическое пространство, найдут Кошачью планету. Тогда мы передадим свои поделки её жителям. Наши коты и кошки оживут и поселятся на этой необычной планете. А мы с вами обрадуемся, узнав, что кошачий народ больше не грустит!

-А что вы знаете об этих животных?

-А что хотели бы узнать?

-Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам продолжить прогулку по Кошачьей планете.

Фонограмма «Мяуканье кошек»

СЛАЙД 3

На всей планете живёт более 400 миллионов домашних кошек

-Посмотрите внимательно на изображение кошки.

-Назовите части тела кошечки.

-Какой формы мордочка? Глаза? (Ответы детей – голова, туловище, когти, глаза и т. д.)

-Кошка — красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью.

СЛАЙД 4

-Ребята, а что вы знаете о повадках кошек? (Ответы детей) 

- Действительно, кошка ведет не совсем обычный образ жизни.  Кошка активна как днем, так и ночью, в зависимости от конкретных условий проживания. Экономно сохраняет и расходует свою энергию благодаря сну.  Кошки–самые ленивые млекопитающие: спят примерно
18 часов в сутки

СЛАЙД 5

- У кошек очень развиты органы чувств, за исключением вкусовых. Зрение у кошки в 6 раз острее, чем у человека, а  слух кошки совершеннее в 3 раза . Она узнает знакомого человека за 100 метров. Кошка способна поворачивать голову почти на 180 градусов (как сова). Кошки - отличные акробаты. У них очень гибкое тело и цепкие когти. Кошки чувствуют запахи в 14 раз сильнее, чем мы с вами.

СЛАЙД 6

Что любит кушать кошка? (Ответы детей).  

-Значит, кошка, это какое животное?

-Кошка – хищник, поэтому питается животной пищей: мышами, мясом, яйцами.

Работа с микроскопом

-Посмотрите на экран, что вы видите?

-Это кошачья шерсть. Если животное покрыто шерстью, то к какой группе мы его относим? Кошка – зверь, потому что у неё есть шерсть.

-Когда вы гладите кошку, что вы чувствуете? Какая шерстка на ощупь?  

У кошки она мягкая и пушистая. Она сама следит за чистотой своей шерсти, моет и увлажняет её.

-Чем отличаются шерстинки друг от друга?

-От чего зависит окраска, длина шерстинок? От  породы кошки.

СЛАЙД 7

-Кошки бывают длинношёрстые и короткошёрстные.   (Рассматривают иллюстрации.)

Домашняя кошка - законная наследница первых кошек, прирученных древними египтянами..

Некоторые ученые высказывают утверждение, что не человек приручил кошку, а кошка "приручила" к себе человека.

СЛАЙД 8

Сибирская кошка

Кошка: крупная, тяжелая, с суровым, как будто немного из-под бровей взглядом, независимая, но любящая своего хозяина.

Сибиряки – одни из самых сообразительных, легко обучаемых, отличающиеся верностью именно

к хозяину, а не к дому.

 

СЛАЙД 9

Персидские кошки.

   Шерсть длинная и шёлковистая, с сильно развитым густым воротником, хвост (довольно короткий) покрыт особенно густой и длинной шерстью и кажется пушистым. Ноги короткие, голова круглая, нос короткий.

Кошки доброжелательны, общительны, а также безгранично преданы своему хозяевам. Чаще они веселы и игривы, прекрасно ладят с людьми, с другими животными.

СЛАЙД 10

Сиамская кошка.

Своим название обязаны они территории проживания, а именно государству Таиланд, ранее называвшегося Сиамом. Кошечки обладают ярким и довольно уникальным характером. Животные ласковы, добры и очень доверчивы. У сиамских кошек портится характер в результате невнимания к ним хозяев.

 Она среднего размера, корпус длинный; задние ноги немного длиннее передних. Голова длинная, уши большие, крепкий подбородок, нос длинный. Шея длинная, нежная. Лапы маленькие, овальные. Хвост длинный, прямой. Глаза яркие, светящие, голубого цвета. Шерсть короткая, нежная, блестящая, плотно прилегает.

СЛАЙД 11

   Кошка донской сфинкс.

  Это дружелюбные, игривые кошки, которые лишены агрессивности. Очень любят общество людей. Быстро находят общий язык с другими домашними животными.

Донской сфинкс - это порода, с полным или же частичным отсутствием шерсти. 

СЛАЙД 12

Русские голубые кошки

Благодаря своей независимости, они легко приспосабливаются к условиям жизни. И в силу своего дружелюбия, русские голубые с удовольствием воспринимают общество другой кошки.

СЛАЙД 13

Гималайская кошка

Гималайцы требовательнее и предприимчивее персов, но при этом послушны и не такие эмоциональные, как сиамские кошки. Нежные и, умны, ласковые и преданные друзья. Красивы, энергичны..

- Ребята, может быть у кого-то из вас живут дома кошки этих пород?

4.Физминутка

Волшебная палочка

- А сейчас я превращаюсь в фею и предлагаю вам поиграть в игру «Кот и мыши ».

Учитель:

Подойдите ко мне.

Встаньте в круг.

Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В  кошек, мышек превратитесь.

Учитель выбирает кота.  Игра " Кот и мыши".
Музыка: Т.Ломова " Мыши". Исходное положение-ребёнок (кот) сидит на корточках у короткой стены зала с закрытыми глазами. Дети (мыши)-у противоположной стены в норе ( за условной чертой).Такты 1-12(пиано)- мыши появляются из норы, бесшумно движутся по залу ( ищут пищу),постепенно приближаясь к коту. Кот делает вид, что спит. Трогать кота нельзя. Такты 13-16(форте) Кот открывает глаза, вскакивает и ловит мышей, которые стремительно убегают обратно в нору. Пойманные мыши выбывают из игры. Игра повторяется.

Проиграть несколько раз 2-3.

Учитель:

-Но быстро день кончается,
Кошачьи игры прекращаются.

 Кошки, мышки вокруг себя повернитесь

в мальчиков и девочек снова превратитесь.

 5. Практическая часть.

- Прежде чем приступить к работе, давайте объединимся в группы. Вы это сделаете сами по желанию, или, может быть это сделаю я?

- Распределитесь в группы.

- Что вам понадобится для работы? (пластилин, клеенки, дощечки, стеки.

- Возьмите все необходимое и сядьте на свои места.

-Лепить кошек очень занятно, ведь они бывают самые разные: полосатые…Какие еще?

( Пятнистые, трехшёрстные, пушистые, лохматые и с гладкой короткой шерстью)

СЛАЙД 14

- Вот такими их и изобразили художники-мультипликаторы, каждая «мультяшная» кошка необычна, со своим характером.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением кошек – героев мультипликационных фильмов)

    - Попробуйте угадать, какой характер у каждой из этих нарисованных кошек.

    - Как вы догадались? Что вам подсказало?

( выражение на мордочке кота, поза, цвет и линии, которые использовал художник, придумывая своего мультипликационного героя)

    - А какого кота вы хотели бы поселить на Кошачьей планете, какой он будет по окраске, характеру?  

    - Как можно передать характер кота? ( коллективное обсуждение)  

 ( соня, лакомка, обжора, хитрец, хвастун, весельчак, озорник)

 - Какие еще детали помогут лучше передать характер вашего кота?(Обсуждение в группах)

    - Конечно, у каждой кошки свой характер. Но и у каждой кошки своя неповторимая окраска, шерстка.

    - Кошки разные по характеру, разные по своей окраске, с разной шёрсткой… А что у них общего? ( Строение)

    - Из каких основных частей состоит тело кота? -Какой они формы? -Как их можно слепить?

( Один из ребят рассказывает из каких  частей состоит  кошка.) 

-Из каких частей состоит мордочка кота?

-Какой они формы?

-Что мы должны помнить при работе с пластилином?( повторение технолог. приемов работы с пластилином)

Правила безопасной работы с пластилином

1.  Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.  По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

- Ребята, обсудите в группах, каких кошек, котов и котят вы будете лепить.

- Обсудите окраску, характер. Выберите того, кто представит вашу работу. Ребята, не забывайте правила работы в группе.

- уважать позицию товарища;

- не обижать и не обижаться;

- быть внимательным;

- соблюдать тишину;

- слушать и слышать друг друга;

- участвовать всем.

6. Творческая работа.

      - Теперь закройте глаза. Подумайте, какого кота вы поселите на Кошачьей планете, какой      у него будет характер, какой цвет пластилина лучше подойдет для вашего замысла. Может кто-то даст имя своей кошке или своему коту.

      - Где-то далеко грустят жители необычной планеты, давайте порадуем их – придумаем из пластилина забавных друзей – кошек и котов. Фантазёры за работу!

 ( Дети лепят под музыку – сборник пьес и песен о кошках)

   7.Итог занятия. 

После завершения работы поделки кошек вывешиваются на планету и  рассматриваются (Организация мини-выставки)

 

Каждая группа представляет свою работу.

       - Кому удалось передать характер своей кошки?

       - Кому удалось нарисовать необычную шёрстку? Какой материал использован?

       - Чья кошка самая яркая?

        - Чья кошка самая аккуратная?

        -  Все ваши поделки мы отправим на Кошачью планету. Спасибо всем! Не забывайте заботиться о кошках, живущих рядом, пусть они тоже не грустят.  «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Антуан де Сент Экзюпери

8. Рефлексия.

-Ребята, сравните свое настроение с котятами и выберите того, который определяет ваше настроение. Покажите.

-Я рада, что вам было интересно. Будем стараться, чтобы нам всегда было интересно и познавательно .

-Спасибо за занятие, вы большие молодцы!

-Всего вам хорошего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по окружающему миру на тему: « День Космонавтики. Планета Земля».

Внеклассное занятие по окружающему миру на тему:« День Космонавтики. Планета Земля».2 классЦели: 1.      Познакомить ребят с праздником 12 апреля, почему его отмеча...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Планета здоровья» во 2 классе по теме: «Наше питание»

Конспект занятия по внеурочной деятельности курса "Планета здоровья"...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Методическая разработка. Исследовательская деятельность. "Есть ли рыцари сегодня?"

Методическая разработка. Исследовательская деятельность. "Есть ли рыцари сегодня?"...

Две песенки из мюзикла «Кошачья планета»

Описание мюзикла "Кошачья планета", созданного на стихи Б.Заходера и ноты к двум песням, автор музыки Захаренко Г.А....

Конспект занятие по внеурочной (научно-познавательной) деятельности. Планеты-гиганты.

Предназначается для внеурочных занятий по научно-познавательной деятельности. Занятие направлено на расширение и углубление знаний обучающихся по теме "Планеты Солнечной системы"(Окружающий ...

Внеурочное занятие на тему: 5 самых необычных животных на планете.

Материал подходит для внеурочного занятия, также можно использовать как полноценный урок....