«В единстве народа – наша сила"
методическая разработка (4 класс)

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Патриотическое воспитание школьников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, школе, природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.odt27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Лучшая методическая разработка по патриотическому воспитанию»

 «В единстве народа – наша сила»

                                                                  Автор  :Каретникова Ульяна Геннадьевна

Место работы (общественная организация): Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей" г. Балашова Саратовской области

Должность: учитель начальных классов.

2021

Пояснительная записка

        Актуальность выбранной темы состоит в том, что патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Патриотическое воспитание школьников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, школе, природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам. Всем понятно, что школа своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы  приобщить детей к истории малой родины, а значит и страны. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего», а у подрастающего поколения на современном этапе наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, её культурным достижениям и корням. Разработка, подготовка и  проведение данного мероприятия патриотического направления очень важно в воспитании подрастающего поколения, ведь формирование ответственного отношения к своей стране начинается с детства. Вопросы патриотического воспитания  актуальны сегодня, как никогда. Воспитание юного гражданина и патриота становится определяющим фактором в деле сохранения независимости, стабильности и безопасности нашего государства. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

 «Что значит быть патриотом?

Любить - да, но не только любить землю свою,

но и обязательно, что-то конкретное

для неё делать».

(В.  Розанов).

Цели мероприятия:

 -расширить и систематизировать знания учащихся о своей малой Родине, о родном крае, как о месте, где человек родился и живёт;

 -воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, любовь к  Родине, уважение к историческому прошлому истории своей страны;

 - формировать нравственные качества учащихся.

Задачи:

Образовательная:

-познакомить обучающихся с историей возникновения государственного праздника Российской Федерации - День народного единства;

-познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, с ролью патриотизма в будущем страны.

-развивать и углублять знания об истории, культуре и природе родного края и страны.

Развивающая:

 -способствовать формированию интереса  к истории Российского государства;

  • расширение кругозора и обогащение словарного запаса учащихся;
  • развивать и углублять знания об истории, культуре и природе родного края и страны.

Воспитательная:

  • воспитание  уважения к историческому прошлому своей истории, к Родине,
  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества.

Форма проведения:внеклассное мероприятие.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Методы и приёмы: беседа, игра, активное слушание, ответы на вопросы, поощрение.

Класс: 4 класс.

Возрастные группы обучающихся: 9 -11 лет

Ожидаемые результаты: Активное участие учащихся в мероприятии и успешное участие во  Всероссийском конкурсе рисунков «Сила России — наш народ!»

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята! 4 ноября в нашей стране  отмечается один из главных государственных праздников - День народного единства. Что же это за праздник и почему его празднует вся наша страна?

  Ученик:

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

 Когда великой силой он движется вперёд.

Во славу тех героев  живём одной судьбой.

Сегодня День Единства мы празднуем с тобой!

Учитель: Этот день  отмечается в России с 2005 года. Праздник посвящён Родине и дружбе между народами, её населяющими. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность,  любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.

Ученик 1.Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!

Ученик 2.

В единстве, братстве сила наша,
И нас врагу не победить!
Так пусть становится все краше
Страна, где довелось нам жить!

Ученик 3.

Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими.
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!

Учитель:Праздничное мероприятие, посвящённое Дню народного единства объявляется открытым! Звучит Гимн России.

- Слово предоставляется директору лицея Шатух Ольге Николаевне.

Учитель: 4 ноября - праздник нашего народа и нашей страны. Глубокий смысл заложен в этом празднике. Вспомним, что нам известно о нём, узнаем историю его происхождения.

- Ребята, как вы понимаете, что такое народ? (Ответы детей)

-А как вы понимаете, что такое - единение? (Ответы детей)

- Правильно. Единение – это, когда все люди вместе.

- А как вы думаете, кто такие патриоты?(Ответы детей)

  • Что же нас всех объединяет? Правильно, наша Родина.

Учитель: У каждого человека есть родина. Родину, как и родителей, не выбирают. Для нас родина - это место, где мы родились, это наши родители, родственники. Родина - это дом и двор, где играете с друзьями. Но «малая» родина немыслима и без родины «большой» - великой и необъятной России. Россия! Это родина наших предков.

- День народного единства  связан с событиями 1612 года - подвигом людей, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения. Ведь единение народа - это историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее.

- Ребята, но  не всегда Россия была сильным и единым государством. Были в России трудные времена. На протяжении всей истории страна много раз подвергалась испытанию на прочность,  переживала времена, когда нарушалось её единство.  400 лет тому назад вражеские нашествия разорили страну. Русская земля была занята врагами - поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретёт былого могущества. Но люди не хотели мириться с гибелью своего государства. Среди русского народа нашлись два мудрых человека. Один из них был выходец из простого народа, его имя Кузьма Минин, другой - князь Дмитрий Пожарский. Они обратились ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!» И стали они собирать народ в войско, ополчение. Против захватчиков объединились народы Русской земли. Почти целый год собирали русские люди силы. Ковали мечи, лили пушки и ядра к ним. Люди приносили свои драгоценности, деньги, чтобы одеть и вооружить войско. Большим войском ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за Москву была упорной и кровопролитной. Храбро сражались ополченцы и победили польского врага. Так вся русская земля была освобождена от иноземных захватчиков. В трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью. Теперь мы празднуем День народного ополчения, народного единства,  как заслуженный праздник. За героизм, за мужество и отвагу в Москве  на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому.

Ученик 1.Четыре века пролетели
Над Русью нашей с той поры,
Когда в бою мечи звенели,
И поднимались топоры.
Ученик 2.  Пожарский с Мининым спаяли
И сберегли родную Русь.
Сошлись посадский и боярин
На свой великий ратный труд.
Ученик 3.  И этот день в веках не сгинул,
Он в памяти людской живёт.
России не иссякнет сила -
Ведь эта сила - наш народ!

Ученик 1:

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня поговорим о том богатстве, которое есть в русском языке от русского народа. Это пословицы и поговорки. Они  сами рассказывают о том, как важны в нашей жизни.

  • Пословицы:

1.Без любви к человеку, нет любви к родине.

2.Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3.Где кто родится, там и пригодится.

4.Если народ един, то он непобедим.

5.Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

6.Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

7.Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

8.Родина - мать, умей за неё постоять.

9. Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.

10. Человек без родины — соловей без песни.

Учитель: Какие пословицы знаете вы? (Ответы детей)

  • Россия – многонациональная страна. У каждого народа есть свои обычаи, история, кухня, праздники, национальные костюмы, музыка. Многие народы живут в нашем городе, нашей стране. Я  предлагала вам на дом раскраски с народными национальными костюмами народов России для самостоятельного раскрашивания. Готовы раскраски?  Давайте разместим свои  работы на одном полотне, чтобы получился красочный тематический коллаж.

  •  Поговорим сегодня о самом дорогом для человека - о Родине! Несколько слов о малой родине, о нашем любимом городе Балашове.

 Ученик 1. Его   огни  сверкают  молодо

                  В  туманной  дымке  вечеров…

                  Не  знаю  я  милее  города,

                  Чем  наш  любимый Балашов.

Так писал о Балашове наш  земляк  Николай  Егорович  Палькин.

   Ученик 2. Предание  о  граде  Балашове   

    Ещё  был  грозен  хан  Нагайский

И  неспокойны  казаки,

Ещё  искали  жизни  райской

За  вольным  Доном  мужики.

Быть  может,  беглым  был  Балашка,

Одно  лишь  верно,  что  -  не  вор,                                    

Продав  последнюю  рубашку,

Купил  он  в  дальний  путь  топор.

Он  шел  на  Запад,  как  лазутчик,

Вдали  от  городов  и  сёл,

Крестьянский  нюх,  ума  попутчик,                                  

Его  к  лесам  Хопра  привёл.                                          

И  тут  …  сдавили  горло  спазмы,

Когда  взглянул  себя  окрест:

«Вот  здесь  и  будет  хутор,  

Разве  есть  что-то  лучше  этих  мест?!» -

Воскликнул  он.

И  закипела   работа  в  мастерских  руках.

Великое  свершилось  дело,

Рожденное,  чтоб  жить  в  веках.

Завел  он  скот,  засеял  пашню.

Женился,  вырастил  детей.

И  хутор  стал  однажды  важным

И  перспективным  для  властей.

Так  хутор  стал  селом  дворцовым,

С  добавкой  в  триста  душ  крестьян,

И  величался -  Балашово,

И  бесконечно  возрастал.

А  вскоре  статус  свой  исправил,-

Уездным  стал.  Хвала  ему!

Зерном   губернию  прославил

И  лучшим  земством  Русь  саму!

 

…Балашка  был  не  Пётр  Первый,

И  родом-племенем  забыт.

Но  город  наш,  герою  верный,

Его  фамилией  звучит!        

 Ученик 3. 7  ноября  1780  года  царским  указом  дворцовое  село  Балашово  было  преобразовано  в  уездный  город  Балашов.

Учитель: Спасибо, ребята! Скажите мне, во имя чего наши далёкие предки совершали подвиги, жертвовали своей жизнью? ( Во имя Родины)
-Давайте, подробно разберём, что означает понятие патриотизм и кто же такой патриот?

Ученик 1. Давайте заглянем в словарь  и узнаем, как объясняет это слово Сергей Иванович Ожегов. (Работа учащихся толковыми словарями Ожегова).

Учитель: Ребята, что же вы узнали? (ответы детей)

  •  «Патриотизм» - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
  • «Патриот» -это человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Учитель: Молодцы, ребята! С далёких времён наша страна подвергалась нападениям и  вторжениям, но  не была побеждена. Наши предки, ценой своей жизни и свободы отвоевали нашу Родину-нашу Россию. Настоящий патриот должен знать историю своей страны. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры. И  сегодня мы поиграем в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. У меня есть волшебная шкатулка, в которой хранятся народные игры. Хотите узнать какие там игры? Но чтобы сундучок открылся, надо сказать, волшебные слова: Раз, два, три посмотри , что есть внутри!

Русская народная игра «Клубочек». Учитель достаёт клубочек. Правила игры:Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник(узелок) ведёт за собой всю цепочку, и не спеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком». Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их, и за узелком выпутываются из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных. Тонка ниточка не рвись, поскорее раскрутись! Когда клубок раскрутился и все встали в круг, говорят слова:  Я за ниточку бралась, тонка нить оборвалась!  Все участники демонстративно «разрывают» руки.

  • Учитель: Понравилась игра, ребята? Посмотрим, что ещё есть в  шкатулке ? Достаёт ложку. Игра «Ложка». На расставленных по кругу стульях, лежат ложки. Играющих на одного больше, чем стульев. Под музыку дети бегают вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, выбывает из игры. Итак, начали!
  • Следующая игра «Шляпа». Надев шапку, нужно сказать, что вы сделаете для города, для Родины. Все встали в круг. После  ответа, передаём шапку по кругу друг другу.  ( Примерные ответы детей: Я посажу дерево. Я построю дом. Я буду заниматься спортом. Буду хорошо учиться. Научусь играть в шахматы. Я буду олимпийским чемпионом, и завоёвывать победы. Я буду любить свой город, не буду сорить. Буду любить свою Родину. Буду изучать её историю. Я буду военным, буду защищать свою Родину.

Ребята, вы большие молодцы! Отличные пожелания! Мне бы очень хотелось, чтобы вы стали достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои - космонавты, прославившие Россию во всем мире, как ваши близкие люди - добрые, трудолюбивые. Трудно быть настоящим патриотом своей страны, но это очень почётно! Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолевать! Чтобы с гордостью сказать:«Мы - патриоты!»

  • Учитель: В этот знаменательный для всего нашего государства день, хотелось бы, чтобы никто из нас не забывал, что лишь в единстве и согласии наш народ - великая сила, что лишь все вместе мы сможем достичь процветания и благополучия нашей страны.  Чтоб стояла земля наша русская - любите Россию и помните, что только в единении да сплочённости народа мы сильны!
    Ребята, давайте вместе создадим « Солнышко единства», которое будет «согревать» своими лучами всех россиян. Дети встают в круг, звучит песня « Я, ты, он, она вместе - целая страна». А сейчас друзья,   приглашаю всех на  флешмоб.
    Давайте поздравим друг друга, пожелаем успехов, счастья, радости, добра, меньше невзгод и побольше единства. С праздником, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сила России - в единстве народов.

Классный час формирует и развивает чувство патриотизма; обосновывает необходимость мирного сосуществования людей различных национальносте....

Кл.час "Сила Руси в единстве народов"

Кл.час "Сила Руси в единстве народов"...

"Сила России – в единстве народов" классный час в 1 классе

"Сила России – в единстве народов" классный час  в 1 классе...

Сила России - в единстве народов.

Классный час развивает чувство патриотизма, обосновывает  необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей....

Сценарий спортивного мероприятия, посвященное Дню народного единства "В единстве наша сила!"

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.  Закрепилять знания о флаге, гербе и гимне России. Развивать интерес к народным играм. Воспитывать уважение к людям ра...

Классный час "Сила России в единстве народов".

Разработка классного часа направлена на формирование  и развитие чувства патриотизма....

«В единстве наша сила» (викторина ко Дню народного единства)

laquo;В  единстве наша сила»(викторина ко Дню народного единства)Цель: Содействовать гражданско – патриотического воспитанию детей. Задачи:1.     В...