Развитие творческих способностей в разных видах декоративно-прикладной деятельности у обучающихся с ОВЗ в группе продленного дня
статья (1 класс)

Лебедева Юлия Андреевна

Обзор и значение декоративно-прикладной деятельности на занятиях с обучающимися с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лебедева Юлия Андреевна —

воспитатель ГПД

ГБОУ школа № 502

Кировского района

Санкт-Петербурга

Развитие творческих способностей в разных видах

 декоративно-прикладной деятельности у обучающихся с ОВЗ

 в группе продленного дня

Рассмотрим один из способов развития творческих способностей детей  с ОВЗ в  декоративно-прикладной деятельности. Творческие способности обучающихся могут развиваться за счет сочетания различных художественных материалов и приемов декоративно-прикладного творчества. Декоративно-прикладная деятельность способствует развитию мышления, мелкой моторики рук, фантазии. Дети с ОВЗ, не менее талантливы и одарены, чем здоровые дети. Однако развитие способностей детей-инвалидов к здоровью требует особых условий, помощи и поддержки учителей, воспитателей и родителей.

Всем известно, что яркие впечатления ребенку дает искусство, во всех его проявлениях, будь то музыка, поэзия, театр. Но большинство детей удовлетворяют и вдохновляют непосредственное участие в процессе творчества. Среди множества доступных видов творческой и визуальной деятельности искусство и ремесла (декоративно-прикладная деятельность) занимают важное место в жизни ребенка с ОВЗ. Этот вид деятельности связан с эмоциональной и эстетической стороной жизни детей, в ней отражается особенность восприятия человека во всем мире. Занятия декоративно-прикладной деятельностью играют огромную роль в эмоциональном и эстетическом развитии детей, потому что этот тип искусства близок к творчеству детей, его яркость и элегантность привлекают внимание и радуют глаз.

Большим преимуществом является то, что для ребенка с ОВЗ подвластны  различные виды декоративно-прикладной деятельности, сложность одной задачи может варьироваться. Они могут достичь результатов и перейти к более сложной фазе, получая большое удовлетворение от результатов своего творчества.

Прикладное искусство имеет широкий спектр материалов, из которых можно изготовить различные изделия, это ткань, дерево, камень, бумага, металл, глина. Характерной особенностью является декоративность изделия, которая близка к творчеству ребенка, привлекает его яркостью и идентичностью. Одним из основных преимуществ является то, что ребенок видит результат своего творчества и может найти его в жизни.

Творчество-необходимое условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в различных жизненных ситуациях. И привлечение детей к творческой деятельности является обязательным, и чем раньше, тем лучше. По словам Л. С. Выготского, «Творческая деятельность - это деятельность человека, который создает что-то новое, не заботится о том, будет ли это творческая деятельность, какой-то внешний мир или знакомое создание ума или чувства, которое живет или находится только в самом человеке». Путем инвестирования в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность творческой деятельности порождает успех, что, в свою очередь, способствует интересу к процессу творчества.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни человека, что имеет большое значение в жизни детей с ОВЗ. В процессе творческой деятельности ребенок с потребностями увеличивает чувство собственной личной ценности, активно строит индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Их чувства и эмоции, а также знания и отношение ребенка легче выразить через визуальные образы, чем словесные. Если ребенок робкий и напуганный, не уверен в своих силах, не говорит, то для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческой деятельности, позволяет ребенку выйти из зажима.

Дети с ОВЗ имеют много ограничений в различных видах деятельности. Они не независимы и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получить опыт от других сверстников. Их мотивация для различных видов деятельности и способность приобретать навыки серьезно ограничена.

Трудности в развитии мира приводят к эмоциональным проблемам у таких детей (страх, беспокойство и т. д.). Часто мир кажется пугающим и опасным для них.

Цель декоративной и прикладной деятельности – не только дать навыки и приемы работы с различными материалами, но и освободить детей, дать им уверенность в своих силах.

Основная задача обучения и воспитания детей на занятиях состоит в том, чтобы воспитывать детей эмоционально позитивным отношением к различным ремеслам, формируя навыки работы с материалами.

В процессе обучения развивается восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-моторная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарем, формируется грамматическая система речи. Достижение такого единства представления и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами развития.

Работа с различными художественными материалами и методами стимулирует интерес детей к творчеству и мастерству и является предпосылкой для формирования творческой личности ребенка.

Работа с новыми материалами полезна, так как снимает страх неудачи, создает качество, необходимое для творчества: уверенность в себе, уверенность в себе, чувство собственного достоинства. Без самоуважения, уверенности в себе, нет места для творчества, нет никакого способа выпустить что-то. Декоративно-прикладная деятельность детей в группе продленного дня на клубных часах создает положительные эмоции. Дети активно участвуют в творчестве, создают интересные индивидуальные и коллективные произведения.

Бумага, картон, кожа – универсальный материал, доступный ребенку с ОВЗ, нашли широкое применение в работе на занятиях декоративно-прикладной деятельностью. Особенно привлекает школьников возможность создавать такие поделки, которые затем будут использоваться в играх, участвовать в выставках, в качестве подарка, дариться на праздники.

Благодаря различным действиям с бумагой, кожей, картоном, использующим различные способы и приемы, дети учатся эстетически понимать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и цвет внешнего вида в трансформированной форме.

Главная цель моей работы с обучающимися – воспитывать чувства прекрасного, желание своими руками сделать что – то красивое, необходимое обществу, школе, семье. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни, их свойствах.

С учетом своеобразия развития детей с нарушением интеллекта, и особой роли коррекционной школы, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1. Развивать эстетический вкус у воспитанников.

2. Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.

3. Обогащать имеющийся опыт эстетическими впечатлениями.

4. Приучать воспитанников к нравственно – эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

    Этапы работы над темой клубного часа:

1. Начальный этап «Работа по образцу». Ребята знакомятся со свойствами материалов, приемами изготовления; изготавливают конкретную поделку из данного ему материала по образцу, подражая воспитателю.

2. Промежуточный этап: «Совершенствование условных операций». Работа строится на основе возникающего у детей желания внести свои добавления, изменения в поделки, создаваемые по готовому образцу.

3. Завершающий (творческий) этап: «Работа по собственному замыслу». Ребенок сам будет решать, что он будет делать, а так как замыслы у детей с ОВЗ неустойчивы, зачастую меняются в процессе деятельности, то работа будет вестись по предложенному воспитателем произведению (загадке, прочитанной сказке, стихотворению, рассмотренной иллюстрации. Опорой на данном этапе будет являться детское продуктивное воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу.

Виды художественной деятельности:

Одним из интереснейших видов художественной деятельности является работа с бумагой.

Занятия аппликацией несут для детей большую пользу. Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Развивается мелкая моторика, потому что есть необходимость вырезать элементы, работать с мелкими деталями, раскладывать их и наклеивать.

Немаленькое влияние оказывает аппликация и на развитие творческих и умственных способностей детей. При занятии аппликацией ребенок знакомятся с цветами, формами, величинами, учится различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше. Кроме того, у детей вырабатывается творческий подход к созданию работ, развивается воображение, появляется способность выделять главное из большого количества объектов и видеть целое, которое состоит из деталей.

Особую роль в умственном и эстетическом развитии ребенка играют занятия лепкой. В конечном счете такие занятия способствуют формированию не только специфических качеств, т. е. необходимых только для этой и подобной деятельности, а общезначимых. Эти занятия при правильной их организации развивают умственные способности детей, расширяют художественный кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

В непосредственной образовательной деятельности по лепке мы используем соленое тесто и пластилин. Лепка очень полезна для развития воображения у детей, ловкости и подвижности маленьких пальчиков. Известно, что руки обладают памятью. То, к чему прикоснулся человек вспомнится быстрее, чем-то что увидел.

Лепка занимает особе место в развитии ребенка. При соприкосновении с тестом или пластилином происходит массаж определенных точек на ладонях и пальцах ребенка, активизирующих работу клеток головного мозга, а вместе с этим развиваются речь и интеллект. При регулярных занятиях лепкой укрепляются мышцы рук ребенка, а также вырабатывается усидчивость и аккуратность. В процессе лепки у детей особенно ярко проявляется тактильная активность, которая напрямую связана с формированием фантазии. Психологи установили, что существует прямая связь между интеллектуальными способностями и развитием фантазии у ребенка. Таким образом на занятиях по лепке закладывается основа для умственного развития ребенка.

       Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки, красивые камушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом.

При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста.

     Квиллинг – это искусство бумагокручения. Это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Квиллинг еще называют бумажной филигранью. Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях. Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате. В процессе работы у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Делая что–либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых

    Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Оно знакомит детей с основными геометрическими понятиями, происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оно позволяет сделать подарок своими руками.              

Занимаясь рукоделием, ребёнок учиться доводить начатое дело до конца. Это антидепрессант, который обладает поразительной возможностью останавливать ход времени, отгораживая творца от неприятностей и дурных настроений. Рукоделие дарит детям позитивное отношение к миру. Уважение к своему труду постепенно перейдет в уважение к труду других людей. Уважение к чужому труду переходит в бережное отношение к вещам.

Ребёнок сможет делать подарки своим друзьям, а подарки ручной работы всегда ценятся очень высоко. Рукоделие развивает усидчивость, терпение и произвольное внимание, которые являются ценными качествами для школьных знаний.

 Решение основных задач развития творческих способностей детей приводит к возникновению в их деятельности элементов новизны и оригинальности, к усложнению их творческих замыслов. Развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению, можно совершенствовать свое мастерство бесконечно.

 Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять, и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

  Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.  

На занятиях используются доступные для детей с ОВЗ виды практической деятельности. Переход к сложным формам ручной работы с помощью инструментов улучшает мелкую моторику рук. Крайне важно, чтобы учащиеся овладевали способностью выражать требования и желания, могли задавать вопросы и отвечать на них, то есть мы, как учителя, вносим вклад в формирование диалоговой речи ученика.

На первый взгляд, освоение этих методов с детьми ОВЗ кажется невозможным, но большое желание прикоснуться к прекрасному помогает им учиться. В результате повышается самооценка, развиваются творческие способности, интерес к работе переполняется.

Развитие творческих способностей может быть не одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но можно дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческой работы. Для этого нужно выбирать выполнимо с точки зрения объема и сложности задачи, чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. При выполнении заданий дети предоставляют различные виды помощи, поощрения: кто-то из них достаточно одобряет улыбку, поощряет слова, кому-то нужно дополнительное объяснение, кому-то нужна совместная работа со взрослым. Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям, выполняют задания в группах. Итак, от занятий до занятий: дети все чаще открываются творчески, удаляются внутренние психологические зажимы; они учатся выражать свои чувства и эмоции радости.

Все занятия, проводятся в атмосфере доброты, доверия, понимания и указывают на широкое пространство для творчества. Требуется, конечно, постоянно корректировать деятельность ребенка, помогать ему исправлять ошибки. Результатом такого творения являются выставки. Искусство и ремесла обогащают творческие стремления детей трансформировать мир, развивать нестандартное мышление, свободу, эмансипацию, индивидуальность, способность смотреть и наблюдать.

Занимаясь искусством и ремеслами, дети знакомятся с различными материалами, своими свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые принесут им пользу в дальнейшей жизни.

В целом, декоративно-прикладная деятельность,  позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности" Отчёт по теме самообразования

«Создание оптимальных условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся в различных видах деятельности»...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

Проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"

В презентации представлен проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Статья будет интересна учителям начальных классов. Дети младшего школьного возраста – это самый благоприятный период для развития творческих способностей. В статье приведены примеры упражнений, которы...