Сценарий внеурочного материала "Казачок Дона. Региональный компонент"
план-конспект занятия (4 класс)
Внеурочное мероприятие посвящено культуре Донского казачества. Ребята познакомятся с казачьим фольклором, песнями, танцами. Станут активными участниками игр и развлечений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеурочного мероприятия "Казачок Дона" | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие по казачеству
для учащихся
1-4 классов
Фестиваль
«Казачок Дона»
Подготовила: учитель начальных классов
Лозовая Наталья Петровна
Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе сохранения традиций и обычаев казачества, гордости за героическое прошлое казаков.
Задачи:
-объединение детей из разных школ Тацинского района на основе ознакомления с культурой казачества;
- стимулирование сохранения самобытного донского творчества;
-развитие творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области;
Ход праздника
Фонограмма № 1 (песня ведущих)
Фонограмма № 2 (фон)
Ведущий 1: Здорово ночевали, казаки и казачки!
Ведущий 2: Здравствуйте, гости званые и желанные!
Ведущий 1: Всех привечаем и душевно встречаем!
Ведущий 2: Рады всех вас видеть!
Ведущий 1: Все ли вы пожаловали на наш праздник?
Ведущий 2: Все уселись, всем удобно?
Ведущий 1: Гости дорогие!
Вам ли сегодня по домам сидеть?
Да в окно глядеть?
Грустить да печалиться?
Ведущий 1: Здесь для вас, гостей дорогих,
Будет праздник большой,
Праздник радостный.
Ведущий 2: Как у нас на Дону зорьки ясные,
Ведущий 1: Как у нас на Дону ветры – ястребы.
Ведущий 2: Как у нас на Дону люди сильные
Ведущий 1: Прославляют землю изобильную.
Ведущий 2: А по донским традициям
Всем гостям поклон наш низкий
С добрым словом и любовью
С хлебом-солью, хлебом-солью!
ВЫНОСЯТ КАРАВАЙ
Ведущий1: Дорогие друзья, сегодня мы рады вас видеть на традиционном фестивале «Казачок Дона»!
Ведущий 2: Сегодня на наш фестиваль прибыли гости из разных уголков нашего района. Давайте встретим их бурными и тёплыми аплодисментами! Это казаки и казачки из Жирновской школы, Быстрогорской школы, Тацинской №1, Тацинской №2, Тацинской №3, Михайловской, Углегорской, Зазерской, Исаевской, Ермаковской школы.
Фестиваль «Казачок Дона» - 2018 объявляется открытым. Прошу всех встать.
Фонограмма № 3 (гимн казачества 1 куплет)
Фонограмма № 4 (фон)
Ведущий 1: Средь донских степных полей
И белесых ковылей,
Воды Дона где текут,
Казаки давно живут.
Ведущий 2: Гордый и лихой народ
Заслужил себе почёт:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несёт.
Ведущий 1: Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Ведущий 2: Встречайте казачат из Ермаковской школы.
Фонограмма № 5 (Песня Ермаковская СОШ)
Фонограмма № 6 (фон)
Ведущий 2: А поведайте-ка нам казачатки:
- Чем же занимались казаки на дону? (виноградорство, рыбалка выращивали сады, земледелием)
- Кто же главный у казаков? (атаман)
- А как зовут помощника атамана? (есаул)
- А где выбирают атамана? (на кругу)
- А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (любо)
Ведущий 1: Все помнят, что казаки – это вольные люди, и в речи их были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их сейчас и вспомним. Я вам буду называть русские слова, а вы мне их по - казачьи называйте.
Шелковица –тютина
Командир – атаман
Обрыв – яр
Очень – дюже
Кастрюля – чугунок
Полотенце- рушник
Дом – курень
Говорить – гутарить
Отец – батя
Компот – узвар
Город – станица
Большая комната – горница
Ведущий 2: Во станице погулять
Вышли казачата.
Веселятся от души
Парни и девчата.
Ведущий 1: Ой, стук – перестук.
С каблука на каблук,
Заходили каблуки,
Аж трещат половики.
Ведущий 2: Встречайте казачат из Михайловской школы.
Фонограмма № 7 (Танец Михайловская СОШ)
Ведущий 1: Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоёт –
Удивит любой народ.
Ведущий 2: И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
Что же, гости дорогие,
Посидим и мы рядком,
Да поговорим ладком,
И на жизнь казачью вместе
Подглядим одним глазком.
- Встречайте, казаки и казачки из _____________________школы!
ИНСЦЕНИРОВКА
Ведущий 1: Ну и здорово играли – любо-дорого глядеть.
А не сыграть ли нам в игры-забавушки
Озорные да распотешные?
Ведущий 2: У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждёт казачья вас игра!
(Проводится игра ''Утёнок". Мальчики и девочки в зале повторяют за ведущими)
Ведущий 1: Как ты, утёнок по полю, летаешь?
Ведущий 2: Вот как я, утёнок, по полю летаю (машет руками)
Ведущий 1: Как ты, утёнок, гнездо совиваешь?
Ведущий 2: Вот так совиваю (крутит руками)
Ведущий 1: Как ты утёнок пера нащипаешь?
Ведущий 2: Вот так нащипаю (щиплет рубашку)
Ведущий 1: Как ты, утёнок, цыплят выводишь?
Ведущий 2: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак)
Ведущий 1: Как ты их всех разгоняешь?
Ведущий 2: Вот разгоняю! (топает ногами)
Фонограмма № 8 (Танец Углегорская СОШ)
Фонограмма № 9 (фон)
Ведущий 1: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.
Ведущий 2: Как это?
Ведущий 1: А вот как!
- Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ведущий 2: Начни!
Ведущий 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ведущий 2: А я знаю другую сказку.
Ведущий 1: Какую?
Ведущий 2: Мы с тобой шли?
Ведущий 1: Шли!
Ведущий 2: Кожух нашли?
Ведущий 1: Нашли!
Ведущий 2: Я тебе его дала?
Ведущий 1: Дала!
Ведущий 2: Ты его взяла?
Ведущий 1: Взяла!
Ведущий 2: И где же он?
Ведущий 1: Что?
Ведущий 2: Да кожух!
Ведущий 1: Какой?
Ведущий 2: Мы с тобой шли?
Ведущий 1: Шли! А поняла! Это длится до бесконечности!
Ведущий 2: Наконец –то! А я уж думала не догадаешься! Но сейчас я предлагаю вашему вниманию очень интересную докучную сказку «Зеркало» в исполнении казачат из Быстрогорской школы.
ИНСЦЕНИРОВКА (Быстрогорская СОШ)
Ведущий 2: Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы.
Ведущий 1: В понедельник казаки рубашку не меняли: напасть будет.
Ведущий 2: Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.
Ведущий 1: А у нас казачки есть,
Что не можно глаз отвесть.
А как песню запоют –
Сразу ноги в пляс идут!
Ведущий 2: Встречайте казачат из Тацинской школы № 1!
Фонограмма № 10 (Танец СОЩ № 1)
Ведущий 1: Казачьи песни слушать – что мёд ложкой кушать!
Ведущий 2: Где казачья песня ведется, там весело живётся! А не сыграть ли нам, казачата, песню? Приглашаю казачат из Жирновской СОЩ!
Фонограмма № 11 (Песня Жирновская СОШ)
ИНСЦЕНИРОВКА
Ведущий 2: Ребята, мы с вами живём в удивительно красивом уголке России – Донском казачьем крае. Очень много можно рассказать о нём.
Ведущий 1: Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Ведущий 2: Ведь Донской наш край - чудесный,
Как и вся Россия – мать.
Ведущий 1: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Ведущий 2: Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей !
Ведущий 1: Мы – жители Донского края, мы – казаки, но прежде всего, мы – Россияне, жители большой и могучей страны.
Ведущий 2: Встречайте казачат из Тацинской школы № 2.
Фонограмма № 12
Ведущий 1: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб берёзка зеленела!
Ведущий 2: Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!
Ведущий 1: Наша Донская земля богата историческими событиями и интересными людьми.
Ведущий 2: Мы знакомимся с истоками нашей донской культуры на уроках казачества. А, то, что мы сегодня показали - это маленькая частица нашей большой истории.
Ведущий 1: Мы желаем, чтобы каждый из вас в будущем был достойным гражданином России, а в сердце всегда носил любовь к нашей Донской земле.
Ведущий 2: Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем за ваше тепло, за ваше участие, за ваши добрые улыбки!
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Фонограмма № 13 (Песня ведущих)
Ведущий 2: Но наш фестиваль на этом не заканчивается, приглашаем всех на работу творческих площадок в парк им. Нечаева.
«Аукцион пословиц и загадрк» - у фонтана;
«Конкурс рисунков на асфальте» и «Казачьи игры» - на территории детской площадки и площадь;
«Юный атаманец» - малая сцена;
«Конкурс частушек» - у фонтана;
- Желаем всем удачи и хорошего настроения!
ЧАСТУШКИ:
1.Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду.
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шёлковый платок.
2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес.
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
3. Из-за Дона, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.
5.Сидит ёжик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7.Две вороны на юру
Раскричались поутру:
Кар да кар, кар да кар,
Вот устроили базар.
ПОГОВОРКИ
- Казаком быть – не разиня рот ходить.
- Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению национально-регионального компонента (Челябинская область) во внеурочное время.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется в образовательном учр...
Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...
Сценарий внеклассного мероприятия с региональным компонентом
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы. Саратовская область...
Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "Наша страна - Россия". "Моё село родное"
Региональный компонент к занятию "Наша страна - Россия" об одном из тамбовских сёл....
Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "День народного единства" "Пётр Васильевич Летуновский. Имя на здании нашей школы"
Региональный компонент к занятию "День народного единства" об участнике Великой Отечественной войны, уроженце Тамбовской области П.В.Летуновском...
Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "165-летие К.Э.Циалковского" "Иван Владимирович Мичурин"
Региональный компонент к внеурочному занятию "165-летие К.Э.Циалковского" о тамбовском учёном-селекционере И.В.Мичурине....
Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "Дент пожилых людей" "Светлый праздник Пасха""
Региональный компонент к занятию "День пожилых людей" о праздновании Пасхи в тамбовском селе....