Сценарий внеурочного материала "Казачок Дона. Региональный компонент"
план-конспект занятия (4 класс)

Лозовая Наталья Петровна

Внеурочное мероприятие посвящено культуре Донского казачества. Ребята познакомятся с казачьим фольклором, песнями, танцами. Станут активными участниками игр и развлечений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие по казачеству

 для учащихся

1-4 классов

Фестиваль

«Казачок Дона»

Подготовила: учитель начальных классов

                                                                 Лозовая Наталья Петровна

Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе сохранения традиций и обычаев казачества, гордости за героическое прошлое казаков.

Задачи: 

-объединение детей из разных школ Тацинского района на основе ознакомления с культурой казачества;

- стимулирование сохранения самобытного донского творчества;

-развитие творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области;

Ход праздника

Фонограмма № 1 (песня ведущих)

Фонограмма № 2 (фон)

Ведущий 1: Здорово ночевали, казаки и казачки!

Ведущий 2: Здравствуйте, гости званые и желанные!

Ведущий 1: Всех привечаем и душевно встречаем!

Ведущий 2: Рады всех вас видеть! 

Ведущий 1: Все ли вы пожаловали на наш праздник?

Ведущий 2: Все уселись, всем удобно?

Ведущий 1: Гости дорогие!    

                      Вам ли сегодня по домам сидеть?

                      Да в окно глядеть?

                      Грустить да печалиться?          

Ведущий 1: Здесь для вас, гостей дорогих,

                      Будет праздник большой,

                      Праздник радостный.

Ведущий 2: Как у нас на Дону зорьки ясные, 

Ведущий 1: Как у нас на Дону ветры – ястребы. 

Ведущий 2: Как у нас на Дону люди сильные

Ведущий 1: Прославляют землю изобильную.

Ведущий 2: А по донским традициям

                 Всем гостям поклон наш низкий

                 С добрым словом и любовью

                 С хлебом-солью, хлебом-солью!

                                        ВЫНОСЯТ КАРАВАЙ

Ведущий1: Дорогие друзья, сегодня мы рады вас видеть на традиционном фестивале «Казачок Дона»!

Ведущий 2: Сегодня на наш фестиваль прибыли гости из разных уголков нашего района. Давайте встретим их бурными и тёплыми аплодисментами! Это казаки и казачки из Жирновской школы, Быстрогорской школы, Тацинской №1, Тацинской №2, Тацинской №3, Михайловской, Углегорской, Зазерской, Исаевской, Ермаковской школы.

Фестиваль «Казачок Дона» - 2018 объявляется открытым. Прошу всех встать.

                                    Фонограмма № 3 (гимн казачества 1 куплет)

                                                  Фонограмма № 4 (фон)

   

Ведущий 1: Средь донских степных полей

                      И белесых ковылей,

                      Воды Дона где текут,

                      Казаки давно живут.

Ведущий 2: Гордый и лихой народ

                      Заслужил себе почёт:

                      Храбрость, мужество, отвагу

                      На своих плечах несёт.

Ведущий 1: Честью с детства дорожат,

                     Любят холить жеребят,

                     Из лозы корзины вьют,

                     Песни звонкие поют.

Ведущий 2: Встречайте казачат из Ермаковской школы.

Фонограмма № 5 (Песня Ермаковская СОШ)

Фонограмма № 6 (фон)

 Ведущий 2: А поведайте-ка нам казачатки:

- Чем же занимались казаки на дону? (виноградорство, рыбалка выращивали сады, земледелием)

- Кто же главный у казаков? (атаман)

- А как зовут помощника атамана? (есаул)

- А где выбирают атамана? (на кругу)

- А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (любо)

 Ведущий 1: Все помнят, что казаки – это вольные люди, и в речи их были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их сейчас и вспомним. Я вам буду называть русские слова, а вы мне их по - казачьи называйте.

Шелковица –тютина

Командир – атаман

Обрыв – яр

Очень – дюже

Кастрюля – чугунок

Полотенце- рушник

Дом – курень

Говорить – гутарить

Отец – батя

Компот – узвар

Город – станица

Большая комната – горница

Ведущий 2: Во станице погулять

                Вышли казачата.

                Веселятся от души

                Парни и девчата.

Ведущий 1: Ой, стук – перестук.

                С каблука на каблук,

                Заходили каблуки,

                Аж трещат половики.

Ведущий 2: Встречайте казачат из Михайловской школы.

                         Фонограмма № 7  (Танец Михайловская СОШ)

Ведущий 1: Нет на свете плясок краше,

                      Если вдруг казак запляшет,

                      Если хором запоёт –

                      Удивит любой народ.

Ведущий 2: И не даром на Руси

                      Всем знакомы казаки.

                      Что же, гости дорогие,

                      Посидим и мы рядком,

                      Да поговорим ладком,

                      И на жизнь казачью вместе

                      Подглядим одним глазком.

     - Встречайте, казаки и казачки из _____________________школы!

                                               

                                              ИНСЦЕНИРОВКА

Ведущий 1: Ну и здорово играли – любо-дорого глядеть.

                 А не сыграть ли нам в игры-забавушки

                 Озорные да распотешные?

Ведущий 2: У кого там хмурый вид?
                     Снова музыка звучит! 
                     Собирайся, детвора, 
                     Ждёт казачья вас игра!

(Проводится игра ''Утёнок". Мальчики и девочки в зале повторяют за ведущими)

Ведущий 1: Как ты, утёнок по полю, летаешь? 
Ведущий 2Вот как я, утёнок, по полю летаю (машет руками)
Ведущий 1: 
Как ты, утёнок, гнездо совиваешь? 
Ведущий 2Вот так совиваю (крутит руками) 
Ведущий 1: Как ты утёнок пера нащипаешь?
Ведущий 2: Вот так нащипаю (щиплет рубашку)

Ведущий 1: Как ты, утёнок, цыплят выводишь?
Ведущий 2: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак)
Ведущий 1: Как ты их всех разгоняешь?
Ведущий 2: Вот разгоняю! (топает ногами)

Фонограмма № 8 (Танец Углегорская СОШ)

Фонограмма № 9 (фон)

Ведущий 1: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга. 

Ведущий 2: Как это? 

Ведущий 1: А вот как!

- Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала? 

Ведущий 2: Начни! 

Ведущий 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала? 
Ведущий 2: А я знаю другую сказку. 

Ведущий 1: Какую? 

Ведущий 2: Мы с тобой шли? 
Ведущий 1: Шли! 
Ведущий 2: Кожух нашли? 

Ведущий 1: Нашли!

Ведущий 2: Я тебе его дала? 
Ведущий 1: Дала! 
Ведущий 2: Ты его взяла? 

Ведущий 1: Взяла! 

Ведущий 2: И где же он? 

Ведущий 1: Что? 

Ведущий 2: Да кожух!

Ведущий 1: Какой? 

Ведущий 2: Мы с тобой шли?

Ведущий 1: Шли! А поняла! Это длится до бесконечности! 

Ведущий 2: Наконец –то! А я уж думала не догадаешься! Но сейчас я предлагаю вашему вниманию очень интересную докучную сказку «Зеркало» в исполнении казачат из Быстрогорской школы.

ИНСЦЕНИРОВКА  (Быстрогорская СОШ)

Ведущий 2: Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы.                                                   

Ведущий 1: В понедельник казаки рубашку не меняли: напасть будет. 

Ведущий 2: Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло. 

Ведущий 1: А у нас казачки есть,

                 Что не можно глаз отвесть.

                 А как песню запоют –

                 Сразу ноги в пляс идут!

Ведущий 2: Встречайте казачат из Тацинской школы № 1!

Фонограмма № 10 (Танец СОЩ № 1)

Ведущий 1: Казачьи песни слушать – что мёд ложкой кушать!

Ведущий 2: Где казачья песня ведется, там весело живётся! А не сыграть ли нам, казачата, песню? Приглашаю казачат из Жирновской СОЩ!

                         Фонограмма № 11  (Песня Жирновская СОШ)                                         

                                       ИНСЦЕНИРОВКА  

Ведущий 2: Ребята, мы с вами живём в удивительно красивом уголке России – Донском казачьем крае. Очень много можно рассказать о нём.

Ведущий 1: Всех не спеть нам славных песен,

                      Добрых слов всех не сказать.

Ведущий 2: Ведь Донской наш край - чудесный,

                      Как и вся Россия – мать. 

Ведущий 1: Нет края на свете красивей,
                     Нет  Родины в мире светлей!
Ведущий 2: Россия, Россия, Россия, –
                     Что может быть сердцу милей !                  

Ведущий 1: Мы – жители Донского края, мы – казаки, но прежде всего, мы – Россияне, жители большой и могучей страны. 

Ведущий 2: Встречайте казачат из Тацинской школы № 2.   

                                                      Фонограмма № 12

Ведущий 1: Мы хотим, чтоб птицы пели,
                     Чтоб весной ручьи звенели,
                     Чтобы солнце землю грело,
                     Чтоб берёзка зеленела!
Ведущий 2: Чтоб у всех мечты сбывались,
                     Чтобы все вокруг смеялись,
                     Чтобы детям снились сны,
                     Чтобы не было войны!

Ведущий 1: Наша Донская земля богата историческими событиями и интересными людьми.

Ведущий 2: Мы знакомимся с истоками нашей донской культуры на уроках казачества. А, то, что мы сегодня показали - это маленькая частица нашей большой истории.

Ведущий 1: Мы желаем, чтобы каждый из вас в будущем был достойным гражданином России, а в сердце всегда носил любовь к нашей Донской земле.

Ведущий 2: Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем за ваше тепло, за ваше участие, за ваши добрые улыбки!
Вот и настал момент прощанья, 
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

                         Фонограмма № 13 (Песня ведущих)

Ведущий 2: Но наш фестиваль на этом не заканчивается, приглашаем всех на работу творческих площадок в парк им. Нечаева.

«Аукцион пословиц и загадрк» - у фонтана;

«Конкурс рисунков на асфальте» и «Казачьи игры» - на территории детской площадки и площадь;

«Юный атаманец» - малая сцена;

«Конкурс частушек» - у фонтана;

- Желаем всем удачи и хорошего настроения!


ЧАСТУШКИ:


1.Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду.
Шерсть смотали мы в клубок, 
Выйдет шёлковый платок.


2.Закудахтал пес Барбос, 
В конуре яичко снес.
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.


3. Из-за Дона, из-за гор 
Едет дедушка Егор. 
Дети на телятках 
Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.


5.Сидит ёжик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок, 
На ноге фуражка.


6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок, 
А на дубе воронок.


7.Две вороны на юру
Раскричались поутру: 
Кар да кар, кар да кар, 
Вот устроили базар.

ПОГОВОРКИ

- Казаком быть – не разиня рот ходить. 

- Гриб хорош белый, а казак умелый. 

- Казачьему роду нет переводу; 

- Казачья голова, что под дождиком трава; 

- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет; 

- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев; 

- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать; 

- Казак с конем и ночью и днем; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению национально-регионального компонента (Челябинская область) во внеурочное время.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется в образовательном учр...

Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...

Сценарий внеклассного мероприятия с региональным компонентом

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы. Саратовская область...

Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "Наша страна - Россия". "Моё село родное"

Региональный компонент к занятию "Наша страна -  Россия" об одном из  тамбовских  сёл....

Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "День народного единства" "Пётр Васильевич Летуновский. Имя на здании нашей школы"

Региональный компонент к занятию "День народного единства"  об участнике Великой Отечественной войны, уроженце Тамбовской области П.В.Летуновском...

Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "165-летие К.Э.Циалковского" "Иван Владимирович Мичурин"

Региональный компонент к внеурочному занятию "165-летие К.Э.Циалковского" о тамбовском учёном-селекционере И.В.Мичурине....

Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "Дент пожилых людей" "Светлый праздник Пасха""

Региональный компонент к занятию "День пожилых людей"  о праздновании Пасхи в тамбовском селе....