Применение сервисов веб. 2.0. на занятиях как средство развития ИКТ-компетентности младших школьников
статья (2 класс)

Статья на тему "Применение сервисов веб. 2.0. на занятиях как средство развития ИКТ-компетентности младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья подготовлена воспитателем ГПД

Лебедевой Полиной Владиславовной

на тему «Применение сервисов веб 2.0. на занятиях как средство развития ИКТ-компетентности младших школьников.»

Мы живем в мире стремительно развивающихся технологий. Наиболее восприимчивыми к информационным потокам, в силу возрастных особенностей, являются учащиеся начальной школы.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Ему все сложнее удержать их внимание и интерес на занятии с помощью традиционных методик. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в нашем, быстро меняющемся мире, переполненном информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться.

Актуальность использования web-сервисов в работе учителей начальных классов на современном этапе не вызывает сомнений, поскольку в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте говорится о внедрении инновационных технологий, прежде всего для того, чтобы улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в школьном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».  

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формировании универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает, с учетом специфики каждого учебного предмета, избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Учебная ИКТ-компетентность, как способности решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностям младшего школьника. Ее частью является общая (общепользовательская) ИКТ-компетентность младшего школьника.

ИКТ-компетентность – «уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности».

Информационная грамотность – это умение самостоятельно обрабатывать  информацию  с применением технологических средств.

Использование ИКТ в формировании информационной грамотности младших школьников в нашем исследовании определяется следующими причинами:

  • Возможностью индивидуализации образовательного процесса
  • Возможностью мотивации к учебной деятельности
  • Возможностью самостоятельной деятельности обучающегося
  • Возможностью наглядного представления учебного материала
  • Возможностью организации интерактивных форм обучения.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий, для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

ИКТ-компетентность - это становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ- компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. При этом более эффективный способ формирования ИКТ- компетентности учащихся - интегративные межпредметные проекты, внеурочная деятельность. В то же время, освоение ИКТ-компетентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ- компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД.

Формы работы с сервисами Web 2.0 могут быть различными: фронтальная, индивидуальная, групповая.

При проведении занятиях на разных этапах можно использовать сервис Web 2.0 LearningApps.org;

Данный сервис – это своего рода конструктор для создания интерактивных учебных модулей по разным предметным дисциплинам для применения на внеклассной работе.

Онлайн-сервис позволяет создавать собственные упражнения, задания, приложения, сохранять их в различных форматах, использовать готовые модули из библиотеки, свободно обмениваться информацией между пользователями, создавать классы и записывать туда учеников, организовывать работу обучающихся.

При проведении занятий на разных этапах можно использовать сервис Word's Cloud - Облако слов.

Облако слов представляет собой изображение составленное на основе текста. Воспользовавшись сервисом Word's Cloud мы получаем картинку, в формате png, составленную из слов содержащихся в предоставленном вами тексте. Слова в облаке будут разного размера и цвета. Размер и цвет будет зависеть от частоты появления данного слова в тексте.

При проведении дистанционных занятий можно использовать сервис «Яндекс.учебник».

Яндекс.Учебник — это сервис с заданиями по математике и русскому языку для 2—4 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. Задания составлены на основе примерных программ по русскому языку и математике и соответствуют ФГОС начального общего образования.

Например, на занятии связанным с  окружающим миром по теме «Природные зоны»,  можно предложить обучающимся отсканировать QR код и перейти на задание, в котором предлагается разделить животных на две группы: те, кто живет в пустыне и те, кто живет в степи. Так обучающиеся закрепят свои знания по данной теме.  

На занятии, связанным с русским  языком, например, тема «Работа с текстом» на этапе закрепления знаний можно сгенерировать облако слов, в котором располагаются основные понятия по данной теме. Обучающиеся выбирают понятия, относящиеся к теме занятияи объясняют значения используемых слов. При такой работе все учащиеся участвуют в обсуждении

На занятии по математике на этапе актуализации знаний можно предложить карточку с заданием в Яндекс.Учебнике.

Карточки Яндекс.Учебника можно использовать на занятии или в качестве домашнего задания.

Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем составляют основу понятия «компетентность».

Использование услуг Web 2.0 в системе образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения путем укрепления исследований, поиска информации и аналитических методов работы с информацией. Следовательно, сервисы Web 2.0 являются эффективным средством повышения познавательной заинтересованности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....