Приучение к туалету ребенка с РАС
методическая разработка (1 класс)

для развитие гигиенических навыков у детей с РАС требуются особые методы и подходы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx59.32 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В»

ДОКЛАД

Тема: Приучение к туалету ребенка с РАС

Подготовила:

Воспитатель Кулыгина А.Ю.

Прежде чем приступить не совершайте ошибок:

1.     Использования подгузника.

2.     Отсутствие поощрений.

3.     Наказания за то, что ребенок снова «сходил в штаны»

4.     Усаживание силой на горшок и унитаз.

Программа 1.

Отказ от использования подгузников. В норме одним из мотивирующих факторов для того чтобы ребенок стал проситься в туалет, является чувство дискомфорта. Памперсы сглаживают этот дискомфорт, поэтому следует прекратить использовать подгузники.

Стратегия 1. Ребенок чувствует дискомфорт после того как сходил «по-маленькому» или «по-большому» в штанишки (плачет, пытается снять с себя запачканную одежду). В таком случае обучение будет строиться следующим образом. Ребенок должен принять максимальное  участие в переодевании, сам снимать белье и относить его в ванну.

Необходимо фиксировать как часто и когда у ребенка дефекация и мочеиспускание. Сколько времени проходит между потреблением жидкости и опорожнением мочевого пузыря, в какое время суток у ребенка чаще происходит дефекация.  Когда данные собраны, начинаете «ловить» моменты, предоставляя ребенку возможность «правильно» сходить в туалет.

Важно! Учите ребенка сразу ходить в унитаз (если он подходит по росту, и у него нет страха унитаза), так как у ребенка с аутизмом легко формируется стереотип: привыкание не к горшку или унитазу, а к другим сосудам. Мальчиков старше 2х лет лучше сразу учить писать стоя.

После того как вы научились вовремя высаживать ребенка на унитаз, необходимо научить его ходить в туалет самостоятельно или проситься. Если ребенок может произносить звуки и слова, его учат, повторять за взрослым слова «Писать» или «Какать» (или  звуки «пи», «ка»). Неговорящих детей обучают брать взрослого за руку и вести к туалету или использовать специальную карточку pecs. Когда ребенок сам попросился в туалет, его следует поощрить, чтобы закрепить это поведение.

При обучении самостоятельности начинайте меньше помогать ребенку, давая больше возможности действовать самому. Первое самостоятельное посещение туалета также должно подкрепляться каким-либо существенным для ребенка стимулом.

Стратегия 2. Ребенок не реагирует на мокрую и грязную одежду.

Основное обучение будет проходить также как и в стратегии 1, но специфика обучения будет заключаться в том, что ребенку будет искусственно создаваться некоторый дискомфорт, который будет ассоциироваться с данной ситуацией:

     Снимать испачканную одежду ребенок должен самостоятельно (по возможности);

     Мыть ребенка водой, температура которой немного выше или ниже комфортной;

     Если ребенок понимает речь, спокойно сказать «Когда ты хочешь в туалет, надо садиться на горшок (унитаз)» (в какой-то степени это пустые слова, но они все чаще будут ассоциироваться с определенной реальностью).

В описанных случаях важна регулярность стула и опорожнения мочевого пузыря и наблюдательность родителей в отношении признаков в поведении ребенка, показывающих, что он хочет в туалет.

Стратегия 3. Ребенок не ходит в туалет из-за негативных эмоций, связанных с горшком или унитазом. Иногда такие эмоции являются последствием реакции страха, ребенка, что то пугает (например, звук спускаемой воды). В этом случае обучение проводится, используя горшок. 

Совет! Используйте горшок похожий на унитаз (только для малышей, из личного опыта).

https://2.bp.blogspot.com/-3OCcyPphWHc/W034nOVuxaI/AAAAAAAAFeA/tja0kSiuvvodxslnsldnDJOYQLX8eW-iACEwYBhgL/s200/Screenshot_20180716_112345.jpghttps://1.bp.blogspot.com/-avU1T1AsLeo/W034nMQi6wI/AAAAAAAAFeE/2OYtnmaUsGk7Mh4WhEzgJkdcLTuiOaiNgCEwYBhgL/s200/IMG-20180706-WA0046.jpg


   Детский писсуар                                                                                 Детский унитаз  
        Одновременно с этим следует проводить специальные занятия с психологом направленные на уменьшение страхов. Обучение должно строиться поэтапно с поощрением каждого шага, приближающего к желаемой цели.

Программа 2.

Перед тем как приступить к обучению следует до минимума свести проблемы с неприемлемым поведением (истерики, агрессию, самоагрессию), т.к. проблемное поведение серьезно затормозит процесс обучения. Программа подразумевает, что ребенок сможет оставаться на унитазе как минимум 15 минут подряд.

Мальчики и девочки начинают обучение сидя. Это упрощает тренировку дефекации одновременно с мочеиспусканием. Когда мальчики освоят программу пользования туалетом, можно учить их писать стоя. Приступая к этому этапу, нужно обучать мальчиков не стягивать штаны до самого пола, чтобы в дальнейшем избежать неловкости при пользовании общественным туалетом.

Чтобы научить ребенка опорожняться, когда его сажают на унитаз и воздерживаться от позывов в прочие время рекомендуется на первых порах отводить ребенка в санузел каждые 90 минут. Если он не опорожнился, следующий интервал сокращаем до 60 минут, получилось, вернулись к 90-минутному интервалу.

Ошибки!

1. Отводить ребенка в туалет слишком часто (например, каждые 30 мин). Опорожнение может не произойти, а ребенок вряд ли научится воздерживаться в течение такого периода времени. Наша задача научить ребенка ждать, пока он не попадет в туалет.

2. Отводить ребенка только когда он демонстрирует явную потребность в этом. Это формирует зависимость его от взрослых и вряд ли приведет к его самостоятельности.

Стратегия. Отведите ребенка в туалет и посадите на унитаз. Примерно каждые три минуты давайте подкрепление за то, что он хорошо сидит (пойте песенки, листайте книжки, дайте ребенку поиграть с игрушками и т.д.) Важно! Ребенок не должен увлечься игрой иначе не сможет сосредоточиться на процедуре. Если он опорожнился, устройте ему праздник из подкрепителей (стимул). Предоставление специального подкрепителя за результат поможет подчеркнуть важность произошедшего для ребенка. Как только он опорожнился, может выйти из туалета и вернуться к своим обычным занятиям, но через 90 минут нужно снова вернуть его в туалет. Если он просидел 15 минут и не опорожнился, нужно разрешить ему выйти из туалета и вернуться обратно с ним через 60 минут.

Если ребенок опорожнился вне туалета, он должен помочь все убрать, принимая как можно более активное участие. Не превращайте это в наказание! Ребенку просто нужно испытать на себе естественные последствия произошедшего. Если ребенок воспринимает саму возможность привести себя в порядок как  подкрепитель, то в этом случае  нужно от этого отказаться. В таком случае нужно несколько раз пройти с ребенком от того места где случилась неприятность до туалета. Не забывайте! Вы должны оставаться эмоционально нейтральными.

   КАК ТОЛЬКО ВЫ ПРИСТУПИЛИ К ЭТОМУ ОБУЧЕНИЮ,  БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ НАДЕВАЙТЕ НА РЕБЕНКА ПОДГУЗНИК!

 Даже если вы уходите из дома, забудьте про подгузники! Это довольно неудобно менять влажную и грязную одежду, искать, где помыться и т.д., но именно здесь проходит грань между успешным и неуспешным обучением пользованию туалетом.

Когда ребенок «неприятности» начинают случаться реже, начинайте увеличивать интервал между посещениями, добавляя по 15-30 минут. Помните! Наша задача чтобы ребенок чтобы ребенок просто начал самостоятельно ходить в туалет, что часто случается при увеличении интервалов.

Программа 3.

Если ребенок научился пользоваться туалетом должным образом, значит, он освоил не одно только умение делать свои дела в унитаз, а гораздо больше. Он овладел каждым из перечисленных ниже действий:

1. Распознает момент, когда нужно идти в туалет.

2. Умеет сдерживаться.

3. Входит в туалет.

4. Спускает штаны.

5. Садится на унитаз.

6. Делает свои дела в унитаз.

7. Использует туалетную бумагу по назначению.

8. Натягивает штаны.

9. Спускает воду.

10. Моет руки.

11. Вытирает руки.

Может быть, ваш ребенок уже умеет делать некоторые из этих вещей. Если это так, то, работая по данной программе, всегда давайте ему возможность выполнять их самостоятельно.

Наша задача научить ребенка навыку 6 «Делает свои дела в унитаз».

Шаг 1. В течение двух недель:

1. Продолжайте относиться к опорожнению ребенка так, как раньше. Если вы не высаживали его на горшок или унитаз, не начинайте делать это сейчас. Если вы его высаживали, записывайте, сделал или нет, он свои малые или большие дела за время, пока сидел.

2. Когда  ребенок просыпается утром, проверьте       его подгузники - сухие они или мокрые, чистые или грязные.

3. Проверьте то же самое час спустя и продолжайте проверки каждый час, пока он не ляжет спать.

4. Каждый раз записывайте, сухой он или мокрый, грязный или нет.

5. Переоденьте его, если во время проверки выяснится, что он намочил или испачкал штаны. Сделав это, вы при следующей проверке будете знать, случилось ли что-нибудь за прошедшее время. Постепенно он будет привыкать оставаться сухим.

Дневник наблюдений за большими и малыми делами

День 1

День 2

День 3

День 4

День 5

День 6

День 7

Время

Ш

Т

Ш

Т

Ш

Т

Ш

Т

Ш

Т

Ш

Т

Ш

Т

7.00

8.00

9.00

10.00

10.25

11.00

12.00

13.00

14.00

15.00

16.00

17.00

18.00

19.00

В графе «Штаны» (Ш) вы каждый час будете отмечать состояние его штаны. Условные обозначения:

С - если штаны сухие

М - если он помочился в штаны

Ст - если у него был стул

М/Ст - если произошло и то и другое

Разумеется, вам ненужно ждать целый час. В любой момент, когда у вас появляется подозрение, что ребенок мокрый, надо проверить его штаны и отметить в таблице время и результат проверки.

Графа «Туалет» (Т) если вы водите ребенка в туалет, результаты его пребывания в нем записывайте в эту графу аналогичным образом. (Помните, не надо начинать, если вы не делали этого раньше.)

С - если он не сделал малые дела в туалете и остался сухим

М - если он помочился в туалете

Ст - если у него был стул

М/Ст - если он сделал и то и другое.

Составление расписания на примере Ст - если у него был стул.

1. Возьмите дневник, который вы вели в течение двух недель, и обведите кружочком (лучше цветным, чтобы выделялся) каждый случай Ст.

2.  Подсчитайте, сколько раз на протяжении этих двух недель у ребенка был стул в 7.00, 8.00, 9.00 и т.д. Для каждого часа запишите соответствующую цифру в левой графе рядом с часом, к которому это относится.

Большинству детей присущ некоторый определенный график мочеиспускания и стула. В течение дня должно быть несколько периодов, когда стул более всего вероятен.

3.  Если у вашего ребенка регулярный и легко определимый график, то составить расписание высаживания его на унитаз будет легче. Каждый раз, когда у него обычно ожидается стул,  будьте готовы повести его в туалет за 15 минут до этого момента. Если  у  вашего  ребенка           стул  бывает  только  один  раз   и,  высадив  его  в  положенное время, вы убедитесь, что он сделал большие дела, не нужно тащить его в туалет до обеда второй раз. Если же он ничего не сделает, вам придется высадить его еще раз. Если и во второй раз у него не будет стула и в промежутках между проверками его штаны не запачкаются, его нужно будет высадить тогда, когда, в соответствии с вашим расписанием, придет время следующего похода в туалет.

4. Если у вашего ребенка нет регулярного или легко определимого графика, первый раз вам нужно повести его в туалет за 15 минут до первой записи о наличии стула. После этого следует высаживать ребенка каждые два часа. Если у него бывает стул только один раз в день, то после того, как он сделает свои большие дела, больше его водить в туалет не нужно.

5. Итак, сейчас вам нужно выбрать 2 - 4 наиболее подходящих периода в течение дня, когда вы будете учить ребенка ходить в туалет.

Придерживаться этого расписания вам следует в течение одной недели. По прошествии недели изучите свои записи и при необходимости измените, расписание так, чтобы оно больше соответствовало  графику  стула  ребенка.  Например,  если  вам кажется,  что  он  всегда  делает  свои дела через 25 минут после того, как вы его высаживаете на унитаз, вам следует отсчитать от этого момента 15 минут и проставить в расписании другие цифры. В течение первой недели не вносите в расписание никаких изменений! Вы сможете его подогнать в последующие недели, если ваши записи неизменно будут говорить о необходимости сделать это. (Не меняйте расписания только потому, в течение одного-двух дней стул у ребенка был в другое время или его не было вообще).

Главной причиной неудачи родителей при обучении ребенка умению пользоваться туалетом бывает то, что они не относятся серьезно к составлению хорошего расписания и четкому следованию ему.

Шаг 2.

Общая схема посещения туалета такова:

1. Приведите ребенка в туалет в указанное в расписании время или по его сигналу. Спустите его штанишки ниже колен (если он умеет все эти действия или часть из них выполнять самостоятельно, нужно побуждать его делать это).

2. Убедите его просидеть на унитазе 5 минут. Оставайтесь рядом с ним. Время от времени хвалите его за то, что он сидит, на унитазе («Молодец! Ты сидишь на унитазе!») и нетребовательным тоном объясняйте, что вот-вот ожидается.

3. Если он сделает свои дела, похвалите и наградите его.

4. Если он не сделает свои дела, снимите его с унитаза и на 10 минут выведите из туалета. Затем вернитесь туда снова для повторного 5-минутного сидения. Если он сделает свои дела, похвалите и наградите его.

Разумеется, вы не можете «требовать», чтобы ребенок сходил по большому в унитаз. Это лишь стеснит его и сделает успех менее вероятным. Вначале такие события нужно воспринимать как случайные, которые от него и не очень то требовались, ведь требовалось только посидеть.

В течение 20 минут дайте ребенку две возможности сходить по большому. Два раза с перерывом в 10 минут сажайте его на унитаз на 5 минут. Так ребенок сможет избежать разочарования и неудобства от слишком продолжительного сидения на унитазе. Даже если и при этом он не сделал больших дел, он успешно выполнит часть задания, и для начала вознаградите его просто за то, что он посидел.

Важно, чтобы постепенно вы начали приучать ребенка оставаться в туалете без вас. Начать делать это можно тогда, когда вы убедитесь, что он может продолжать сидеть на унитазе без вашей помощи и без словесных напоминаний.

Ведение записей продолжается в течение всего периода обучения ребенка умению делать свои дела в туалете. Прикрепите таблицу к стене недалеко от унитаза. Обведите кружочками часы, которые обозначены в вашем расписании как часы похода в туалет. Каждый раз, приводя его в туалет, отмечайте в таблице, сухой он или мокрый, испачкал ли штанишки (С, М, Ст) и что он сделал в туалете (С, М, Ст). Эта таблица имеет тот же вид, что и таблица, которой вы пользовались в течение двухнедельного периода. Отличие ее будет лишь в том, что теперь вы не будете делать отметки каждый час.

Конечно, эти программы гораздо легче описать, чем провести в жизнь. Заниматься по любой из этих программ – значит, бросать свои дела, чтобы повести с ребенком время в туалете. Это значит, каждый день скрупулезно отрабатывать этот нужный в жизни каждого ребенка навык.

Надеюсь, статья будет вам полезна. Выберите нужную вам программу, наберитесь терпения и ни в коем  случае не опускайте руки! Поощряйте ребенка за его удачи и оставайтесь нейтральными, если сразу ничего не получается.

Информационные источники:

1.        Общество помощи аутичным детям «ДОБРО» Аутичный ребенок проблемы в быту Авторы: М. Ю. Веденина, И. А. Костин, С. С. Морозова, О. Н. Окунева Д. Ю. Скворцов (оформление)

2.        Лиф Р., Макэкен Д. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме. /перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л.Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016.

3.        Брюс Л. Блейкер. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам.

4.        И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова  и др. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра: учеб. метод. пособие / гос. образоват. Учреждение высш. проф. Образования ХМАО – Югры «Сургут гос. пед. ун-т» - Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

5.        С.С. Морозова. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложнённых формах/ пособие для учителя дефектолога – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О приучении первоклассников к выполнению школьных правил".

В этой статье я попыталась  обобщить свой опыт работы с детьми, которые  первые недели в школе привыкают к новым условиям. Надеюсь, что простые советы помогут родителям поддержать детей в эт...

О приучении первоклассников к выполнению школьных правил.

В этой статье я попыталась обобщить многолетний опыт   работы с первоклашками. Надеюсь, что простые советы помогут и ребятам и их родителям....

Ребенок не приучен к труду, не слушается

Советы по коррекции поведения...

«Приучение к самостоятельности первоклассника»

Первый раз - в первый класс! начнем с самостоятельности!...

статья "Формирование культурно-гигиенических навыков: приучение к туалету"

Через формирование культурно-гигиенических навыков происходит таких значимых для всех родителей к черт характера ребенка как самостоятельность, терпение, опрятность. Формирование данных навыков служит...