О приучении первоклассников к выполнению школьных правил.
статья (1 класс) по теме

Слуцкая Светлана Александровна

В этой статье я попыталась обобщить многолетний опыт   работы с первоклашками. Надеюсь, что простые советы помогут и ребятам и их родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О  приучении  первоклассников  к  выполнению  школьных  правил.

Уровень развития большинства современных детей семи лет достаточно высок: их отличает хорошее речевое развитие, все они знают буквы, многие умеют читать и считать. В школу дети приходят  с « запасом» песен, стихов, общественных представлений и общечеловеческих умений.

Семилетние дети пытливы. Внимание взрослых к их развитию способствует формированию ценнейших черт личности школьника: любознательности, наблюдательности, активности.

Младший школьный возраст – ответственный период, в течение которого «…происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях людей, в общественных мотивах и задачах их деятельности.На этой основе у детей возникает тенденция к осуществлению серьезной, общественно значимой и оцениваемой деятельности.» ( Д.Б.Эльконин )

В семилетнем возрасте дети легко вступают в контакты, но к выполнению новых норм и правил школьной жизни они не подготовлены. Воспитанники детских садов более дисциплинированы, и им нужно помогать развивать полученные ранее навыки.

Личность ребенка формируется в деятельности, поэтому работа в школе направлена на организацию различных, видов работ: игровой, трудовой, познавательной и т.д.

 И тут и родителям и учителям важно поощрять ребенка и , оценивая его личные успехи, не сравнивать с успехами других. Важно отмечать старания, прилагаемые ребенком для достижения успеха.Не все получается с первого раза хорошо. И тут нужно ( родителям и воспитателям), оценивать личные результаты ребенка, сопоставляя их с его прошлыми успехами, отмечать движение вперед.

В процессе обучения у детей возникает обобщенное восприятие и ориентировка на учебно – трудовую деятельность, что является основой для последующего формирования прилежания, научного мышления и нравственного поведения.

Совсем не стоит забывать о роли игры в приучении детей к соблюдению школьных правил. Нельзя «передерживать» маленького ученика в ситуации решения трудовой задачи.Все психологи и педагоги знают, что не наигравшиеся дети испытывают  большие  сложности в дальнейшей адаптации в учеб ной и социальной сфере. Игра должна соответство вать месту и времени. На уроке игра помогает решить учебную задачу, а в свободное время ребенок реали зует в игре свои социальные функции.

Еще в детском саду дети знакомятся с простыми правилами и нормами поведения. Но эти правила становятся регуляторами поведения тогда, когда воспитанники становятся учениками и вливаются в школьный коллектив.

Регламентированная жизнь школы и класса помогает детям правильно строить отношения с одноклассника ми, соблюдать режим, принимать верные решения в различных ситуациях.

И вот тут-то и нужно проявить чуткость и родителям и педагогам. Ведь нельзя разработать правила на все случаи жизни! Поэтому нужно учиться слушать и слышать своих детей. Поощряйте маленьких учеников к рассказам о том, что произошло за весь день.Пускай рассказывают  обо всем. А Вам придется набраться терпения и слушать. Не читайте им при этом мораль! От этого сложно удержаться, но этого делать нельзя, т.к. можно лишиться доверия ребенка. Создавайте «территорию слышимости», ребенок поймет,что его слышат, понимают, интересуются им. И ваш маленький ученик будет стараться не огорчить Вас.Ну а вы, в свою очередь, будете иметь возможность под талкивать ребенка к верным решениям, подстраховы вать его, быть в курсе его эмоциональных побед и по ражений. Вот тут вы вместе и  вырабатываете алгоритм общественного поведения.

Важное условие успешной работы по приучению первоклашек к выполнению школьных правил – соблюдение преемственности в работе учителя, воспитателя и родителей.

Закрепление правил происходит  в деятельности учащихся. На уроках учитель использует различные технологии, которые помогают учащимся решать учебные и образовательные задачи, попутно вырабатывая и усваивая алгоритмы собственного поведения.

Во внеурочной деятельности совместная работа над проектами, поездки в театры и музеи, мероприятия в классе помогают ребятам совместно решать возникающие задачи, улаживать конфликты и недоразумения. Дети учатся договариваться. Прогнозирование ожидаемого результата и сравнивание его с реальными достижениями помогает ребятам самостоятельно корректировать свое поведение и ориентироваться на достижение оптимального результата.

Маленьким школьникам легче увидеть чужие недостатки, чем свои. Поэтому ведущая роль в этом процессе все же принадлежит взрослым.

Resource id #2892


Предварительный просмотр:

О  приучении  первоклассников  к  выполнению  школьных  правил.

Уровень развития большинства современных детей семи лет достаточно высок: их отличает хорошее речевое развитие, все они знают буквы, многие умеют читать и считать. В школу дети приходят  с « запасом» песен, стихов, общественных представлений и общечеловеческих умений.

Семилетние дети пытливы. Внимание взрослых к их развитию способствует формированию ценнейших черт личности школьника: любознательности, наблюдательности, активности.

Младший школьный возраст – ответственный период, в течение которого «…происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях людей, в общественных мотивах и задачах их деятельности.На этой основе у детей возникает тенденция к осуществлению серьезной, общественно значимой и оцениваемой деятельности.» ( Д.Б.Эльконин )

В семилетнем возрасте дети легко вступают в контакты, но к выполнению новых норм и правил школьной жизни они не подготовлены. Воспитанники детских садов более дисциплинированы, и им нужно помогать развивать полученные ранее навыки.

Личность ребенка формируется в деятельности, поэтому работа в школе направлена на организацию различных, видов работ: игровой, трудовой, познавательной и т.д.

 И тут и родителям и учителям важно поощрять ребенка и , оценивая его личные успехи, не сравнивать с успехами других. Важно отмечать старания, прилагаемые ребенком для достижения успеха.Не все получается с первого раза хорошо. И тут нужно ( родителям и воспитателям), оценивать личные результаты ребенка, сопоставляя их с его прошлыми успехами, отмечать движение вперед.

В процессе обучения у детей возникает обобщенное восприятие и ориентировка на учебно – трудовую деятельность, что является основой для последующего формирования прилежания, научного мышления и нравственного поведения.

Совсем не стоит забывать о роли игры в приучении детей к соблюдению школьных правил. Нельзя «передерживать» маленького ученика в ситуации решения трудовой задачи.Все психологи и педагоги знают, что не наигравшиеся дети испытывают  большие  сложности в дальнейшей адаптации в учеб ной и социальной сфере. Игра должна соответство вать месту и времени. На уроке игра помогает решить учебную задачу, а в свободное время ребенок реали зует в игре свои социальные функции.

Еще в детском саду дети знакомятся с простыми правилами и нормами поведения. Но эти правила становятся регуляторами поведения тогда, когда воспитанники становятся учениками и вливаются в школьный коллектив.

Регламентированная жизнь школы и класса помогает детям правильно строить отношения с одноклассника ми, соблюдать режим, принимать верные решения в различных ситуациях.

И вот тут-то и нужно проявить чуткость и родителям и педагогам. Ведь нельзя разработать правила на все случаи жизни! Поэтому нужно учиться слушать и слышать своих детей. Поощряйте маленьких учеников к рассказам о том, что произошло за весь день.Пускай рассказывают  обо всем. А Вам придется набраться терпения и слушать. Не читайте им при этом мораль! От этого сложно удержаться, но этого делать нельзя, т.к. можно лишиться доверия ребенка. Создавайте «территорию слышимости», ребенок поймет,что его слышат, понимают, интересуются им. И ваш маленький ученик будет стараться не огорчить Вас.Ну а вы, в свою очередь, будете иметь возможность под талкивать ребенка к верным решениям, подстраховы вать его, быть в курсе его эмоциональных побед и по ражений. Вот тут вы вместе и  вырабатываете алгоритм общественного поведения.

Важное условие успешной работы по приучению первоклашек к выполнению школьных правил – соблюдение преемственности в работе учителя, воспитателя и родителей.

Закрепление правил происходит  в деятельности учащихся. На уроках учитель использует различные технологии, которые помогают учащимся решать учебные и образовательные задачи, попутно вырабатывая и усваивая алгоритмы собственного поведения.

Во внеурочной деятельности совместная работа над проектами, поездки в театры и музеи, мероприятия в классе помогают ребятам совместно решать возникающие задачи, улаживать конфликты и недоразумения. Дети учатся договариваться. Прогнозирование ожидаемого результата и сравнивание его с реальными достижениями помогает ребятам самостоятельно корректировать свое поведение и ориентироваться на достижение оптимального результата.

Маленьким школьникам легче увидеть чужие недостатки, чем свои. Поэтому ведущая роль в этом процессе все же принадлежит взрослым.

Resource id #2894

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоролик "Школьные правила" сделан учащимися 4 "В" класса

Видеоролик "Школьные правила" сделан учащимися 4 "В" класса. Цель; закрепление модального глагола "must". http://www.youtube.com/watch?v=ZSf7cpbzwW8&feature=youtu.be...

"О приучении первоклассников к выполнению школьных правил".

В этой статье я попыталась  обобщить свой опыт работы с детьми, которые  первые недели в школе привыкают к новым условиям. Надеюсь, что простые советы помогут родителям поддержать детей в эт...

Школьные правила в стихах.

Правила в стихах для классного часа в 1 классе....

Родительское собрание «Выполнение школьных заданий в домашних условиях»

В данной презентации даются рекомендации по выполнению школьных заданий в домашних условиях                              ...

Особенности формирования жизненно важной компетенции – заботы о своем здоровье, в частности приучение к ежедневному выполнению комплекса физических упражнений, обучающихся с РАС.

В статье рассматриваются особенности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации комплекса упражнений, а также обосновывается его значимость для обучающихся с РАС....

Доклад на родительское собрание на тему «Как помочь первокласснику с выполнением домашнего задания. Методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку»

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни...