статья "Формирование культурно-гигиенических навыков: приучение к туалету"
статья

Елкина Надежда Викторовна

Через формирование культурно-гигиенических навыков происходит таких значимых для всех родителей к черт характера ребенка как самостоятельность, терпение, опрятность. Формирование данных навыков служит первой ступенькой к формированию здорового образа жизни, уважению к своему телу, а в дальнейшем к своей личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков: приучение к туалету

Через формирование культурно-гигиенических навыков происходит развитие

таких значимых для всех родителей черт характера ребенка как самостоятельность, терпение, опрятность. Формирование данных навыков служит первой ступенькой к формированию здорового образа жизни, уважения к своему телу, а в дальнейшем к своей личности.

Один из самых естественных и самых коротких способов формирования навыков –  включение их в режимные моменты. Соответственно, встает вопрос о необходимости режима дня для ребенка раннего возраста.  Соблюдение режима и распорядка дня способствует развитию самоорганизации, стимулирует развитие общей структуры деятельности, которая в свою очередь ведет к развитию умения планировать ее. И все это впоследствии становится одним из ключевых моментов успешного обучения в школе и организации своей жизнедеятельности.

Из практики общения с родителями самым сложным оказывается формирование такого навыка, как приучение к горшку. Хорошие рекомендации по этому поводу дает психолог Анастасия Тимощенко:

  1. Первое, что нужно сделать - запастись терпением, потому что ВСЕ ЛЮДИ НАУЧАЮТСЯ ХОДИТЬ В ТУАЛЕТ. Рано или поздно это произойдет и с вашим ребенком, будьте уверены!
  2. Поставить горшок в туалет и объяснить ребенку, что сюда все люди ходят писать и какать;
  3. Следить за ребенком,  когда вы увидите, что ему пора на горшок, предложить это сделать. Если ребенок отказывается, можно через некоторое время предлагать снова и снова сходить на горшок, без применения силы;
  4. Оставлять ребенка наедине с горшком, чтобы он сам решил, что он будет делать, дать ребенку выбор;
  5. Если ребенок сходил на горшок, похвалить его, дать возможность смыть в унитаз свое творение. Если ребенок не сходил на горшок, спокойно, без нотаций принять его выбор;
  6. Если ребенок пописал или покакал на пол, не ругать. Сообщить ему, что сейчас он пописал или покакал, надо теперь вытереть за собой и поменять белье. Идете за тряпкой вместе с ребенком, он самостоятельно убирает за собой, потом меняете ему одежду и считаете инцидент исчерпанным.
  7. Нельзя насильно раздевать ребенка. Тем самым вы нарушаете его границы. Конечно, родители устанавливают правила в доме: где можно ходить в туалет, а где это делать нельзя, ведь ребенок пришел в семью к родителям, а не наоборот. Но все, что касается тела ребенка, его личных желаний, потребностей – это его собственность. Поэтому для того, чтобы раздеть ребенка, нужно его об этом спросить, предложить ему раздеться, чтобы пописать или покакать. Если ребенок сопротивляется при раздевании, значит, он вам не доверяет или не хочет сейчас раздеваться.

Очень важно понимать физиологическую сторону этого процесса. Временные рамки можно установить между 1,5-2,5 годами. К 3 годам здоровый ребенок уже может быть способен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации.

Современная медицина рекомендует начинать высаживать ребенка на горшок тогда, когда ребенок будет к этому готов физиологически и психологически. Чтобы понять, готов ли уже ваш ребенок начинать знакомство с горшком, убедитесь, что он:

  • проявляет интерес к самому горшку;
  • понимает, что делают другие дети или взрослые в туалете;
  • каким-либо образом умеет демонстрировать то, что он хочет на горшок (переминается с ноги на ногу, зажимает ножки, говорит пи-пи или ка-ка);
  • умеет или стремится снимать штанишки;
  • знает название частей тела и одежды;
  • демонстрирует отвращение к грязному подгузнику или мокрой одежде.

Родителям важно понимать, как формируется навык туалета. Условно можно выделить четыре этапа:

  1. Распознание. Ребенок научается «слышать» сигнал от своего тела о том, что он хочет в туалет.
  2. Удержание. Ребенок становится способным какое-то время контролировать желание сходить в туалет «прямо здесь». Родителям важно понимать, что удержание происходит не с помощью мышц, а «головой» (отслеживание и контроль сигнала головным мозгом)
  3. Заявление. Ребенок заявляет о потребности и направляется ее реализовывать.
  4. Успешное завершение процесса!

И помните, терпение – лучший Ваш союзник на период приучения к горшку!

 педагог-психолог Елкина Н.В.

Для подготовки статьи, использовались источники:

https://interactive-plus.ru/ru/article/469099/discussion_platform

https://psychologies.today/kak-priuchit-rebenka-k-gorshku-bez-travm/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога –наставника Ивановой С.В. На тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе».

План работы  педагога –наставника  На  тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе»....

Статья по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков...

Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...

Приучение к туалету ребенка с РАС

для развитие гигиенических навыков у детей с РАС требуются особые методы и подходы...

Статья на тему : " Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания"

Материал содержит рекомендации родителям и педагогам по формированию у детей культурно-гигиенических навыков....

"Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Максимальное  овладение  навыками  самообслуживания,  умение ориентироваться  в  окружающем  мире  самостоятельно,  насколько  это возможно,  -...