Статья «Причины неуспеваемости младших школьников»
статья

Агапитова Валентина Игоревна

Статья поможет учителям начальных классов познакомиться с причинами неуспеваемости младших школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Агапитова  Валентина Игоревна

учитель начальных классов

ГБОУ школы № 371

Московского района Санкт – Петербурга

Статья «Причины неуспеваемости младших школьников»

Роль начальной школы в жизни ребенка чрезвычайно велика. Это связано с тем, что начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательств и аксиом, теорем, правил и определений, потому что именно в этот период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы.

В начальной школе формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

Если отсутствуют грубые нарушения здоровья, развития, то ребёнку можно оказать своевременную и адекватную его проблемам помощь. Но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности.

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).

Причинами школьной неуспеваемости являются: соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; неподготовленность к школьному обучению, социальная и педагогическая запущенность; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей, испытывающих трудности в обучении, значительную часть которых (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Проблемы, связанные с неуспеваемостью, в начальных классах становятся центральными по своей значимости и наиболее тяжелыми с точки зрения перспектив развития ребенка. Отставание в учении, начинающееся с первого класса, принято называть ранней неуспеваемостью. Отметим, что значительно реже встречается поздняя неуспеваемость, возникающая при переходе в средние классы. Как считают Н. А. Мeнчинская и Г. Г. Сабурова, неуспевающими в средних классах становятся ученики с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний, не привыкшие в начальной школе к систематическому умственному труду. Вследствие этого они теряют интерес к учению и запускают учебу при столкновении с первыми же неудачами при освоении более сложной учебной программы.

Предполагается, что первопричиной и ранней и поздней неуспеваемости становятся неблагополучные условия обучения и воспитания детей, приводящие в первом случае к неадекватному развитию интеллекта и личности, во втором — главным образом, к неадекватному развитию личности ребенка. Рассматривая вопросы ранней неуспеваемости, в психологопедагогической литературе перечисляются разнообразные — "внешние" (особенности обучения и воспитания детей) и "внутренние" (особенности детского развития) причины. Все они сводятся к трем факторам — социальному, физиологическому и психологическому. Возможно, роль этих факторов неодинакова в разные возрастные периоды и разные периоды обучения. В наиболее сложные периоды развития (кризис 7 лет и адаптация к обучению в школе, пубертатный кризис) могут преобладать физиологические и психологические причины, в остальные периоды наиболее значимыми могут оказаться социальные причины.

O причинах неуспеваемости по-разному судят и непосредственные участники учебно-воспитательного процесса. Современные учителя чаще всего ссылаются на отсутствие у детей здоровья (физиологический фактор), семейные проблемы и педагогическую запущенность, с которыми дети приходят в школу, сложность программы (социальный фактор), тревожность и низкую самооценку детей (психологический фактор). Родители видят основные причины неуспеваемости в неинтересном преподавании учебных предметов, отсутствии индивидуального подхода к ребенку со стороны учителя, больших учебных нагрузках (социальный фактор), лени и недостатках внимания детей (психологический фактор). Без предварительной диагностики невозможно оказание помощи ученику, планирование совместных действий школьного психолога, учителя и родителей, использование определенного типа коррекционных занятий. Именно поэтому выявление причин неуспеваемости является задачей, важной и в теоретическом, и в практическом плане. Следует иметь в виду возможность комплекса причин, вызвавших отставание в учении конкретного ребенка. Одна из этих причин будет основной (доминирующей, первичной).

 Определяя причины школьной неуспеваемости, необходимо различать причины и следствия отставания в учении, учитывать их взаимосвязи и системный характер проявления. Такой подход позволяет выявить первичную, доминирующую причину неуспеваемости, оказывающую решающее влияние на построение учебной деятельности и развитие ребенка и снижающую компенсаторные возможности позитивных, сохранных качеств личности, на которую наслаиваются вторичные причины, усугубляющие сложившуюся ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость- отставание в учении. при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространённому мнению...

Причины неуспеваемости младших школьников

Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников

В таблице представлены основные трудности в учебной деятельности младших школьников и их возможные психологические причины....

Статья "Причины неуспеваемости младших школьников"

В статье раскрываются основные причины неуспеваемости младших школьников, даются памятки учителям по оказанию дифференцированной помощи таким учащимся....

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Статья на тему "Причины неуспеваемости младших школьников"

   В данной статье рассматриваются во взаимосвязи понятия "неуспеваемость" и "отставание" в учебно-воспитательном процессе младших школьников, показаны причины их ...