Проект "Растения тоже"
проект (3 класс)

В данной исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос: есть ли необходимость в сохранении и бережном отношении  растений? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rasteniya_tozhe.ppt1.4 МБ
Файл rasteniya_tozhe.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                        Оглавление                                                                    

                                                                                                                      Стр.

1. Введение                                                                          

Актуальность …………………………………………………………….. 3

Гипотеза ………………………………………………………………….. 4

Проблемный вопрос ……………………………………………………....4    

Цель ………………………………………………………………………..4

Задачи ……………………………………………………………………...4

        

2.  Основная часть                                                            

  2.1.   Из истории растений ……………………………………………..5

  2.2.  Растения в символах ……………………………………………...5

  2.3   Исследование ……………………………………………………..6

  2.4  Опыты ученых ……………………………………………………...8

  2.5. Влияния музыки на развитие растений………………………….. 9

3.   Заключение …………………………………………………………..11

4.   Список литературы ………………………………………………….12

5.  Приложение …………………………………………………………..13

Актуальность исследования

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Вопрос взаимодействия человека с окружающей средой актуален и теперь. Безумный 20 век принес человечеству одновременно с потоком изобретений и немало проблем, природа нашей планеты молниеносно скудеет. Ни для кого не секрет, сколь пагубно ныне сказывается на окружающем мире деятельность человека.

Республика Марий Эл расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, в среднем течении Волги. Большая часть республики приходится на левобережье Волги. Основным сырьевым ресурсом и главным природным богатством нашей республики является древесина.    Лесами покрыто свыше половины  территории республики, площадь  1,3 млн. гектаров: преимущественно  преобладают ценные хвойные породы - сосна, пихта и ель.  В результате знакомства с литературными источниками, с публикациями в газетах, мы выяснили, что из-за незаконной вырубки ежегодно леса Марий Эл теряют более 10 тысяч кубометров древесины. За последние 2 года в республике было зарегистрировано более 460 лесных пожаров на площади  76 тыс. га леса. Отрицательное влияние человека на природу возросло в наши дни до такой степени, что даже при жизни одного поколения ощутимо меняется облик Земли. За последние тридцать-сорок лет на планете людей исчезли многие виды растений. Кислотные дожди губят почву,  на планете леса  вырубаются со скоростью 20 га в минуту.

С целью определить, насколько тема, выбранная нами для исследования, актуальна, интересна, востребована, перспективна, мы провели опрос. Респондентами стали учащиеся и жители с.Семеновки, учителя.  Всего было опрошено 23 человека. Было предложено 3 вопроса. Анализ ответов позволяет сделать следующие выводы: в г.Йошкар-Оле существует проблема чистого воздуха  (83%), вырубка зеленых насаждений в черте города. Анализ опроса показывает, что  работа будет интересна и может быть востребована.

Растительный мир сегодня насчитывает 500 тысяч разновидностей. На Земле встречаются самые разные растения по внешнему виду, размеру и продолжительности жизни. На первый взгляд они ничем не похожи на других живых существ - животных, людей. Мы не замечаем, как они дышат, питаются, двигаются.  

Гипотеза:  Растение – это живой организм.

Проблемный вопрос: Нужно ли растения беречь и относится к ним с уважением?

Цель работы:  изучение общих признаков у растений и людей.

Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научно – популярную  литературу по теме «Растения».
  2. Узнать, какую роль играют растения в жизни человека.
  3. Доказать, что растения – живые существа.
  1.  Провести опыты по определению дыхания, движения и питания   растений.
  2. Изучить эксперименты, проводимые учеными о чувствительности, обладании   памятью растениями.

      4.   Узнать, как влияет музыка на растения.

      5.   Обобщить наблюдения и сделать выводы.

      6.   Предложить свои способы решения проблемы.

2.  Основная часть

2.1.  Из истории растений  [1]

Ученые считают, что планета Земля сформировалась 4,5 млрд лет назад, где обычными явлениями были извержения вулканов и падения метеоритов. Первыми обитателями Земли были бактерии-анаэробы, то есть они не использовали для дыхания кислород, которого ещё не было в атмосфере.

Первые  простейшие одноклеточные водоросли и грибы появились около 2 млрд лет назад. Ученые считают, что сине-зеленые водоросли и грибы — первые представители растительного мира на Земле. Это низшие растения. В то же время появились первые многоклеточные растения. Развитие жизни на Земле, появление  растений были тесно связанны с процессом фотосинтеза.

Фотосинтез — это важнейший природный процесс, когда при взаимодействии солнечного света, воды и углекислого газа образуется органическое вещество и свободный кислород. Считают, что впервые процесс фотосинтеза стал идти в бактериях.    Около 400 млн лет назад возникли первые  более сложные растения. Они напоминали современные папоротники. Папоротники первыми имели корень, стебель и листья. Это признаки высших растений. Ко времени появления динозавров Земля уже была покрыта лесами. Эти растения размножались семенами.    Растительный мир сегодня насчитывает 500 тысяч разновидностей.

Лес - главное достояние Марийского края, занимает половину (около 57%) территории Республики. Он богат  вечнозелеными ельниками  и светлыми березовыми рощами,  могучими дубравами и знаменитыми "корабельными" сосновыми лесами. Земля покрыта сплошным ковром зеленых мхов, обильными зарослями ягодников.

 Листья поглощают воздух, содержащий углекислый газ. Между этим газом и водой в хлоропластах под действием солнечного света протекает химическая реакция и образуется крахмал или сахар.  Оставшаяся неиспользованной большая часть воздуха, обогащенного кислородом, образующимся во время протекания фотосинтеза, выделяется в атмосферу через устьица - маленькие отверстия между клетками на нижней стороне листа. Без чего человек не сможет жить? Без кислорода. Человек дышит и поэтому живет.

2.2. Растения в символах [5]

Люди растению придают особое значение. Каждое государство, субъект государства, административная единица имеет сою символику Флаги и гербы, на некоторых есть изображение растений. Растения на гербах часто рассказывают о природе страны или об ее хозяйстве, о политических и духовных ценностях государств. Например, флаг Белиз, Цветочные символы британских стран, флаг Ливана; герб Белгородской области , герб Тукумана, герб города Ломоносов и т.д.

В городе Нежин на Украине 16 декабря 2005 года, официально открыт памятник нежинскому огурцу. Памятник картофелю  поставлен в Новгородской области. Памятник арбузу в городе Дьярбакыр (Турция).        

Художники в своих картинах часто изображают  растения, передавая красоту природы.    Поэты слагают стихотворения о растительном мире.   У всех народов есть загадки, пословицы, поговорки о растениях.

2.3.  Исследование [3], [4]

Зелёный таинственный мир растений может заинтересовать как взрослых, так и детей, постепенно вовлекая их в наблюдения. Смотря на растения, можно подумать, что они как будто безжизненны. Правда ли это, и как это происходит,  нам  захотелось провести исследовательскую работу, увидеть, узнать своеобразие и тайну их жизни. А прежде всего сравнить, что общего у людей и растений.

Методика проведения исследования:

Работа выполнялась в январе-феврале  2012г.

При выполнении работы были использованы следующие методы:

        анализ научно - популярной литературы;

        методы исследования: сбор информации из книг, журналов, газет; анализ (опрос, наблюдение); обобщение; эксперимент (методы исследования растений)

Отбор растений:

Для проведения опытов были взяты семена огурцов, фасоли, гороха; цветы хризантемы с белыми цветками.

Методы исследования:

  1. Определение питания.
  2. Определение дыхания.
  3. Определение движения.
  4. Определение чувствительности. (Опыты Клива Бакстера)
  5. Определение обладании памятью. (Опыты Клива Бакстера).
  6. Определение влияния музыки на развитие растения.

Результаты исследования.

  1. Определение питания.

Люди питаются, а как проследить за питанием растений? Питание растений – это процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. У растений 2 способа питания: воздушное и почвенное. Корни растений поглощают из почвы воду и минеральные вещества, которые по проводящим тканям под действием корневого давления транспортируется в лист.

Опыт №1 (Приложение 1)

         Мы поставили две белые хризантемы в вазу с водой(1000 мл). В одну вазу добавили в воду пищевой краситель синего цвета.  Через 3 дня белые цветы стали синими. Следовательно, растения впитали окрашенную воду…  Уровень воды в вазе со второй хризантемой сначала эксперимента изменился (уменьшился до 830мл).

Вывод: Следовательно, растение питается!

  1. Определение дыхания.

Воздушное питание осуществляется листьями, поглощая из воздуха углекислый газ и энергию солнечного света, а из почвы воду. Растения образуют в листьях питательные вещества и выделяют в воздух кислород. Этот процесс  называется фотосинтезом.

В результате фотосинтеза в атмосферу поступает кислород. Этот кислород необходим для дыхания  всех живых организмов. Растения всей земли производят ежесекундно 3тысячи тонн кислорода. Люди дышат, а как увидеть дыхание у растений?

Опыт №2 (Приложение 2)

1.Лист поместили в колбу и отверстие закрыли  ватным  тампоном.  Колбу поместили в тёмный шкаф, на сутки.

2. Горящую лучину опустили в сосуд.

3. Лучина потухла.

Вывод: в сосуде углекислый газ, лучина не горит. Таким образом, растения, как и все живые организмы на земле дышат.  Дыхание важнейший физиологический процесс, в результате которого происходит выделение энергии, необходимый для жизнедеятельности растительного организма.  Растение дышит как все организмы. Дыхание происходит непрерывно днем и ночью. Дышат все органы растения: и корень, и лист, и побег. На свету лист и дышит, и производит кислород. В темноте лист только дышит, то есть поглощает кислород и выделяет углекислый газ.

Первые точные исследования процесса дыхания у растений принадлежат Соссюру (1804).

        3)        Определение движения.

Мир растений кажется нам неподвижным, но если внимательно понаблюдать за растениями, не трудно убедиться, что это далеко не так. Движение – это изменение положения тела в пространстве. Так что же представляет собой движение растений и чем они определяются. Прежде всего, они растут, и значит, совершают ростовые движения. Мы можем наблюдать  движение растений  под действием света.

Опыт №3 (Приложение 3)

Мы  посадили семена огурцов и отмечали  изменения  в их росте. На третьи сутки семена взошли и потянулись к свету.

Как увидеть движение растений? Тогда мы  развернули   ящик с рассадой другой стороной (отклонение от центра составлял 55 градусов). Через 4 часа ростки почти выпрямились, а еще через  4,5 часа  растения снова повернулись  в направлении источника света (отклонение от центра составило 30 градусов).

Вывод: растения совершают движение. Движения вызваны односторонним раздражением растения каким-либо внешним фактором: светом, силой тяжести, химическими веществами.

2.4.        Определение чувствительности и  обладании памятью. Опыты ученых [7]

          (Приложение 4)

Опыты с растениями проводил американский  исследователь  Клив Бакстер. Он решил проверить какова будет реакция растения на поливку. С насыщением растения влагой повышается его электропроводимость. Бакстер подключил к растению так называемый «детектор лжи». Каково же было его удивление, когда полиграф зафиксировал абсолютно противоположное явление. А именно – понижение электропроводности растения. Значит -  растения чувствительны!

  Исследователь решил проверить реакцию растения на физическое воздействие. А именно – он решил поджечь один из листков растения. Полиграф зафиксировал сильный всплеск на энцифалограмме ещё до того как Бакстер поднёс спичку к листу. Вывод из этого напрашивается следующий: растения не просто чувствуют – они читают мысли…

 Другой опыт с растениями показал, что растения обладают памятью.  Из компании добровольцев наугад был выбран один человек, который должен был в тайне ото всех причинить вред растению на глазах у его точно такого же соседа. Кем окажется этот человек никто из собравшихся не знал. Когда к «зелёному свидетелю» по очереди подводили людей, растение бурно отреагировало (в виде всплеска на энцифалограмме) на убийцу соседа.

Вывод: растения чувствительны и обладают памятью.

2.5.   Определение влияния музыки на развитие растения.

Опыт №5  (Приложение5)

Сейчас уже ни для кого не секрет, что растения чувствуют музыку.

Для исследований были куплены семена гороха и фасоли. Эксперимент проводился в домашних условиях. Средняя температура 20 градусов. Для выращивания растений использовалась нефильтрованная, отстоянная вода из крана.  Три блюдца для гороха и три для фасоли. По одному блюдцу с семенами, которым проигрывалась спокойная классическая музыка; по одному, которым проигрывалась «рок» музыка и по одному– без музыки.  Проигрывалась по 15 минут  двум блюдцам (гороха и фасоли) классическую музыку, второй паре «рок». Музыка каждый день была одна и та же и одной громкости, блюдца ставились на расстоянии 50 см от динамика. На десятый день, были проведены измерения каждого растения.

Результаты: рок отрицательно влияет на прорастание семян гороха – не проросли все семена. Классическая музыка благоприятно влияет на прорастание семян. Противоположная картина с семенами фасоли. Быстрее и большее количество взошли семена, которые «слушали» рок, остальные варианты приблизительно одинаковы. Во всех вариантах проросли не все семена.

Вывод: классическая музыка благоприятно влияет на рост гороха, в то время как на фасоль «тяжёлая». Разная музыка по-разному влияет на растения. Растения чувствуют музыку.

После изучения литературы по данной теме, изучения собственных исследований, мы пришли к следующим выводам:

Выводы:

В данной исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос: есть ли необходимость в сохранении и бережном отношении к растениям?  На основе проведенных опытов, можно сделать следующие выводы:

1.        Растения, как и все живые организмы на земле дышат,  то есть поглощают  кислород из воздуха, а выделяют углекислый газ.

2.        Растения двигаются.

3.        Растения питаются, поглощая воду.

4.        Растения чувствительны,  читают мысли, обладают памятью.

5.        Растения играют важное значение в жизни человека: выделяют кислород, которым мы дышим. Дыхание у растений происходит через устьица.

        Зная, как растут растения, можно с уверенностью сказать: растения – тоже живые существа.

А вот как пишет Анна Сенькова о растениях в стихотворении «Цветы».                                

У каждого цветка есть жизни срок,

Есть время детства, юности, цветенья,

Плодоношенья, старости порог,

Есть время сна и время пробужденья.

Есть, есть душа у каждого цветка.

Предложения:

  1. Обучающиеся проводят в школе по 5 и более часов. В кабинетах, кроме проветривания, а в зимнее время года из-за низкой температуры не всегда можно открывать фрамугу, можно предложить разводить цветы, которые очищают воздух, например, такие как хлорофитум, мирт, цитрусовые (обладают бактерицидными свойствами, а частицы тяжелых металлов поглащают аспарагусы); кипарис, туя, криптомерия выделяют ионы, делая воздух легким и свежим.
  2. Создание отряда «Зеленая «полиция».
  3. Возродить традицию в школе «Аллея выпускников».
  4. Экологическое образование населения. Пропаганда экологических знаний через СМИ. Провести акцию под девизом «Сохраним родные рощи и леса!», «Йошкар-Ола - самый «зеленый» город России».  Знакомить с экологическими проблемами учащихся своей школы, родителей.

3.Заключение.

В современных условиях важное значение приобрела проблема рационального использования и охраны лесов. Сохранение лесов, ее экономное использование – одна из актуальных проблем, решение которой является важной государственной задачей, но, вместе с тем, в значительной степени зависит от каждого из нас. Даже акции по озеленению дворов, аллей, бульваров  может помочь человеку сохранить воздух чистым, а,  следовательно,  и сохранить собственное здоровье.

Для себя я наметила, что следующим этапом нашей работы будет сбор информация и проведение эксперимента по теме: «Почва. Влияние почвы на рост растений». Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.

4.  Список литературы, используемых интернет-источников.

1.        Лукьянова А.В. Настоящая ботаника для мальчиков и девочек (Серия «Тайны и секреты обыденных явлений»). – М.: «Интеллект-Центр», 2008.

2.        Разумовская О.К., Козловский Е.Г. Встреча с растениями (познавательная ботаника с викторинами и кроссвордами). – М.: «Грамотей», 2002.

3.        Большая энциклопедия экспериментов

4.        poznanie.info

5.        potomy.ru

6.        http://www.genon.ru

7.        http://hronist.ru/opyty-s-rasteniyami-kotorye-pokazali-chto-rasteniya-chuvstvuyut-i-dazhe-obshhayutsya-s-sobratyami-na-drugix-planetax/

Приложения

На десятый день, были проведены измерения каждого растения по следующим показателям:

Горох

Классическая музыка

«Рок» музыка

Без музыки

длина стебля /см/

количество больших листьев /шт./

количество маленьких листьев /шт./

Фасоль

Классическая музыка

«Рок» музыка

Без музыки

длина стебля /см/

количество больших листьев /шт./

количество маленьких листьев /шт./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шавалеева Г.Ш. Мы тоже хотим олимпийцами быть.

Взрослые просто обязаны создавать благоприятные условия для того, чтобы дети могли активно физически развиваться, т. е. отвести для этого место и время. Главная наша задача – придать двигательной деят...

Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"

Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....

Деревья тоже воевали

Сценарий литературно-музыкальной композиции...

Беседа с родителями "Ребёнок тоже человек"

Беседа по правовой тематике...

классный час "Эта планета тоже моя"

Классный час о дружбе между животными и людьми, а также о дружбе между животными...

"Мы тоже хотим космонавтами стать"

Викторина – конкурс «Мы тоже хотим космонавтами стать»Цель:способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями рус...

С одарённым ребёнком тоже трудно общаться

Мысли для размышления родителей...