Проект "Растения тоже"
проект (3 класс)
В данной исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос: есть ли необходимость в сохранении и бережном отношении растений?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_tozhe.ppt | 1.4 МБ |
rasteniya_tozhe.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Оглавление
Стр.
1. Введение
Актуальность …………………………………………………………….. 3
Гипотеза ………………………………………………………………….. 4
Проблемный вопрос ……………………………………………………....4
Цель ………………………………………………………………………..4
Задачи ……………………………………………………………………...4
2. Основная часть
2.1. Из истории растений ……………………………………………..5
2.2. Растения в символах ……………………………………………...5
2.3 Исследование ……………………………………………………..6
2.4 Опыты ученых ……………………………………………………...8
2.5. Влияния музыки на развитие растений………………………….. 9
3. Заключение …………………………………………………………..11
4. Список литературы ………………………………………………….12
5. Приложение …………………………………………………………..13
Актуальность исследования
С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Вопрос взаимодействия человека с окружающей средой актуален и теперь. Безумный 20 век принес человечеству одновременно с потоком изобретений и немало проблем, природа нашей планеты молниеносно скудеет. Ни для кого не секрет, сколь пагубно ныне сказывается на окружающем мире деятельность человека.
Республика Марий Эл расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, в среднем течении Волги. Большая часть республики приходится на левобережье Волги. Основным сырьевым ресурсом и главным природным богатством нашей республики является древесина. Лесами покрыто свыше половины территории республики, площадь 1,3 млн. гектаров: преимущественно преобладают ценные хвойные породы - сосна, пихта и ель. В результате знакомства с литературными источниками, с публикациями в газетах, мы выяснили, что из-за незаконной вырубки ежегодно леса Марий Эл теряют более 10 тысяч кубометров древесины. За последние 2 года в республике было зарегистрировано более 460 лесных пожаров на площади 76 тыс. га леса. Отрицательное влияние человека на природу возросло в наши дни до такой степени, что даже при жизни одного поколения ощутимо меняется облик Земли. За последние тридцать-сорок лет на планете людей исчезли многие виды растений. Кислотные дожди губят почву, на планете леса вырубаются со скоростью 20 га в минуту.
С целью определить, насколько тема, выбранная нами для исследования, актуальна, интересна, востребована, перспективна, мы провели опрос. Респондентами стали учащиеся и жители с.Семеновки, учителя. Всего было опрошено 23 человека. Было предложено 3 вопроса. Анализ ответов позволяет сделать следующие выводы: в г.Йошкар-Оле существует проблема чистого воздуха (83%), вырубка зеленых насаждений в черте города. Анализ опроса показывает, что работа будет интересна и может быть востребована.
Растительный мир сегодня насчитывает 500 тысяч разновидностей. На Земле встречаются самые разные растения по внешнему виду, размеру и продолжительности жизни. На первый взгляд они ничем не похожи на других живых существ - животных, людей. Мы не замечаем, как они дышат, питаются, двигаются.
Гипотеза: Растение – это живой организм.
Проблемный вопрос: Нужно ли растения беречь и относится к ним с уважением?
Цель работы: изучение общих признаков у растений и людей.
Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать научно – популярную литературу по теме «Растения».
- Узнать, какую роль играют растения в жизни человека.
- Доказать, что растения – живые существа.
- Провести опыты по определению дыхания, движения и питания растений.
- Изучить эксперименты, проводимые учеными о чувствительности, обладании памятью растениями.
4. Узнать, как влияет музыка на растения.
5. Обобщить наблюдения и сделать выводы.
6. Предложить свои способы решения проблемы.
2. Основная часть
2.1. Из истории растений [1]
Ученые считают, что планета Земля сформировалась 4,5 млрд лет назад, где обычными явлениями были извержения вулканов и падения метеоритов. Первыми обитателями Земли были бактерии-анаэробы, то есть они не использовали для дыхания кислород, которого ещё не было в атмосфере.
Первые простейшие одноклеточные водоросли и грибы появились около 2 млрд лет назад. Ученые считают, что сине-зеленые водоросли и грибы — первые представители растительного мира на Земле. Это низшие растения. В то же время появились первые многоклеточные растения. Развитие жизни на Земле, появление растений были тесно связанны с процессом фотосинтеза.
Фотосинтез — это важнейший природный процесс, когда при взаимодействии солнечного света, воды и углекислого газа образуется органическое вещество и свободный кислород. Считают, что впервые процесс фотосинтеза стал идти в бактериях. Около 400 млн лет назад возникли первые более сложные растения. Они напоминали современные папоротники. Папоротники первыми имели корень, стебель и листья. Это признаки высших растений. Ко времени появления динозавров Земля уже была покрыта лесами. Эти растения размножались семенами. Растительный мир сегодня насчитывает 500 тысяч разновидностей.
Лес - главное достояние Марийского края, занимает половину (около 57%) территории Республики. Он богат вечнозелеными ельниками и светлыми березовыми рощами, могучими дубравами и знаменитыми "корабельными" сосновыми лесами. Земля покрыта сплошным ковром зеленых мхов, обильными зарослями ягодников.
Листья поглощают воздух, содержащий углекислый газ. Между этим газом и водой в хлоропластах под действием солнечного света протекает химическая реакция и образуется крахмал или сахар. Оставшаяся неиспользованной большая часть воздуха, обогащенного кислородом, образующимся во время протекания фотосинтеза, выделяется в атмосферу через устьица - маленькие отверстия между клетками на нижней стороне листа. Без чего человек не сможет жить? Без кислорода. Человек дышит и поэтому живет.
2.2. Растения в символах [5]
Люди растению придают особое значение. Каждое государство, субъект государства, административная единица имеет сою символику Флаги и гербы, на некоторых есть изображение растений. Растения на гербах часто рассказывают о природе страны или об ее хозяйстве, о политических и духовных ценностях государств. Например, флаг Белиз, Цветочные символы британских стран, флаг Ливана; герб Белгородской области , герб Тукумана, герб города Ломоносов и т.д.
В городе Нежин на Украине 16 декабря 2005 года, официально открыт памятник нежинскому огурцу. Памятник картофелю поставлен в Новгородской области. Памятник арбузу в городе Дьярбакыр (Турция).
Художники в своих картинах часто изображают растения, передавая красоту природы. Поэты слагают стихотворения о растительном мире. У всех народов есть загадки, пословицы, поговорки о растениях.
2.3. Исследование [3], [4]
Зелёный таинственный мир растений может заинтересовать как взрослых, так и детей, постепенно вовлекая их в наблюдения. Смотря на растения, можно подумать, что они как будто безжизненны. Правда ли это, и как это происходит, нам захотелось провести исследовательскую работу, увидеть, узнать своеобразие и тайну их жизни. А прежде всего сравнить, что общего у людей и растений.
Методика проведения исследования:
Работа выполнялась в январе-феврале 2012г.
При выполнении работы были использованы следующие методы:
анализ научно - популярной литературы;
методы исследования: сбор информации из книг, журналов, газет; анализ (опрос, наблюдение); обобщение; эксперимент (методы исследования растений)
Отбор растений:
Для проведения опытов были взяты семена огурцов, фасоли, гороха; цветы хризантемы с белыми цветками.
Методы исследования:
- Определение питания.
- Определение дыхания.
- Определение движения.
- Определение чувствительности. (Опыты Клива Бакстера)
- Определение обладании памятью. (Опыты Клива Бакстера).
- Определение влияния музыки на развитие растения.
Результаты исследования.
- Определение питания.
Люди питаются, а как проследить за питанием растений? Питание растений – это процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. У растений 2 способа питания: воздушное и почвенное. Корни растений поглощают из почвы воду и минеральные вещества, которые по проводящим тканям под действием корневого давления транспортируется в лист.
Опыт №1 (Приложение 1)
Мы поставили две белые хризантемы в вазу с водой(1000 мл). В одну вазу добавили в воду пищевой краситель синего цвета. Через 3 дня белые цветы стали синими. Следовательно, растения впитали окрашенную воду… Уровень воды в вазе со второй хризантемой сначала эксперимента изменился (уменьшился до 830мл).
Вывод: Следовательно, растение питается!
- Определение дыхания.
Воздушное питание осуществляется листьями, поглощая из воздуха углекислый газ и энергию солнечного света, а из почвы воду. Растения образуют в листьях питательные вещества и выделяют в воздух кислород. Этот процесс называется фотосинтезом.
В результате фотосинтеза в атмосферу поступает кислород. Этот кислород необходим для дыхания всех живых организмов. Растения всей земли производят ежесекундно 3тысячи тонн кислорода. Люди дышат, а как увидеть дыхание у растений?
Опыт №2 (Приложение 2)
1.Лист поместили в колбу и отверстие закрыли ватным тампоном. Колбу поместили в тёмный шкаф, на сутки.
2. Горящую лучину опустили в сосуд.
3. Лучина потухла.
Вывод: в сосуде углекислый газ, лучина не горит. Таким образом, растения, как и все живые организмы на земле дышат. Дыхание важнейший физиологический процесс, в результате которого происходит выделение энергии, необходимый для жизнедеятельности растительного организма. Растение дышит как все организмы. Дыхание происходит непрерывно днем и ночью. Дышат все органы растения: и корень, и лист, и побег. На свету лист и дышит, и производит кислород. В темноте лист только дышит, то есть поглощает кислород и выделяет углекислый газ.
Первые точные исследования процесса дыхания у растений принадлежат Соссюру (1804).
3) Определение движения.
Мир растений кажется нам неподвижным, но если внимательно понаблюдать за растениями, не трудно убедиться, что это далеко не так. Движение – это изменение положения тела в пространстве. Так что же представляет собой движение растений и чем они определяются. Прежде всего, они растут, и значит, совершают ростовые движения. Мы можем наблюдать движение растений под действием света.
Опыт №3 (Приложение 3)
Мы посадили семена огурцов и отмечали изменения в их росте. На третьи сутки семена взошли и потянулись к свету.
Как увидеть движение растений? Тогда мы развернули ящик с рассадой другой стороной (отклонение от центра составлял 55 градусов). Через 4 часа ростки почти выпрямились, а еще через 4,5 часа растения снова повернулись в направлении источника света (отклонение от центра составило 30 градусов).
Вывод: растения совершают движение. Движения вызваны односторонним раздражением растения каким-либо внешним фактором: светом, силой тяжести, химическими веществами.
2.4. Определение чувствительности и обладании памятью. Опыты ученых [7]
(Приложение 4)
Опыты с растениями проводил американский исследователь Клив Бакстер. Он решил проверить какова будет реакция растения на поливку. С насыщением растения влагой повышается его электропроводимость. Бакстер подключил к растению так называемый «детектор лжи». Каково же было его удивление, когда полиграф зафиксировал абсолютно противоположное явление. А именно – понижение электропроводности растения. Значит - растения чувствительны!
Исследователь решил проверить реакцию растения на физическое воздействие. А именно – он решил поджечь один из листков растения. Полиграф зафиксировал сильный всплеск на энцифалограмме ещё до того как Бакстер поднёс спичку к листу. Вывод из этого напрашивается следующий: растения не просто чувствуют – они читают мысли…
Другой опыт с растениями показал, что растения обладают памятью. Из компании добровольцев наугад был выбран один человек, который должен был в тайне ото всех причинить вред растению на глазах у его точно такого же соседа. Кем окажется этот человек никто из собравшихся не знал. Когда к «зелёному свидетелю» по очереди подводили людей, растение бурно отреагировало (в виде всплеска на энцифалограмме) на убийцу соседа.
Вывод: растения чувствительны и обладают памятью.
2.5. Определение влияния музыки на развитие растения.
Опыт №5 (Приложение5)
Сейчас уже ни для кого не секрет, что растения чувствуют музыку.
Для исследований были куплены семена гороха и фасоли. Эксперимент проводился в домашних условиях. Средняя температура 20 градусов. Для выращивания растений использовалась нефильтрованная, отстоянная вода из крана. Три блюдца для гороха и три для фасоли. По одному блюдцу с семенами, которым проигрывалась спокойная классическая музыка; по одному, которым проигрывалась «рок» музыка и по одному– без музыки. Проигрывалась по 15 минут двум блюдцам (гороха и фасоли) классическую музыку, второй паре «рок». Музыка каждый день была одна и та же и одной громкости, блюдца ставились на расстоянии 50 см от динамика. На десятый день, были проведены измерения каждого растения.
Результаты: рок отрицательно влияет на прорастание семян гороха – не проросли все семена. Классическая музыка благоприятно влияет на прорастание семян. Противоположная картина с семенами фасоли. Быстрее и большее количество взошли семена, которые «слушали» рок, остальные варианты приблизительно одинаковы. Во всех вариантах проросли не все семена.
Вывод: классическая музыка благоприятно влияет на рост гороха, в то время как на фасоль «тяжёлая». Разная музыка по-разному влияет на растения. Растения чувствуют музыку.
После изучения литературы по данной теме, изучения собственных исследований, мы пришли к следующим выводам:
Выводы:
В данной исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос: есть ли необходимость в сохранении и бережном отношении к растениям? На основе проведенных опытов, можно сделать следующие выводы:
1. Растения, как и все живые организмы на земле дышат, то есть поглощают кислород из воздуха, а выделяют углекислый газ.
2. Растения двигаются.
3. Растения питаются, поглощая воду.
4. Растения чувствительны, читают мысли, обладают памятью.
5. Растения играют важное значение в жизни человека: выделяют кислород, которым мы дышим. Дыхание у растений происходит через устьица.
Зная, как растут растения, можно с уверенностью сказать: растения – тоже живые существа.
А вот как пишет Анна Сенькова о растениях в стихотворении «Цветы».
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
Есть, есть душа у каждого цветка.
Предложения:
- Обучающиеся проводят в школе по 5 и более часов. В кабинетах, кроме проветривания, а в зимнее время года из-за низкой температуры не всегда можно открывать фрамугу, можно предложить разводить цветы, которые очищают воздух, например, такие как хлорофитум, мирт, цитрусовые (обладают бактерицидными свойствами, а частицы тяжелых металлов поглащают аспарагусы); кипарис, туя, криптомерия выделяют ионы, делая воздух легким и свежим.
- Создание отряда «Зеленая «полиция».
- Возродить традицию в школе «Аллея выпускников».
- Экологическое образование населения. Пропаганда экологических знаний через СМИ. Провести акцию под девизом «Сохраним родные рощи и леса!», «Йошкар-Ола - самый «зеленый» город России». Знакомить с экологическими проблемами учащихся своей школы, родителей.
3.Заключение.
В современных условиях важное значение приобрела проблема рационального использования и охраны лесов. Сохранение лесов, ее экономное использование – одна из актуальных проблем, решение которой является важной государственной задачей, но, вместе с тем, в значительной степени зависит от каждого из нас. Даже акции по озеленению дворов, аллей, бульваров может помочь человеку сохранить воздух чистым, а, следовательно, и сохранить собственное здоровье.
Для себя я наметила, что следующим этапом нашей работы будет сбор информация и проведение эксперимента по теме: «Почва. Влияние почвы на рост растений». Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.
4. Список литературы, используемых интернет-источников.
1. Лукьянова А.В. Настоящая ботаника для мальчиков и девочек (Серия «Тайны и секреты обыденных явлений»). – М.: «Интеллект-Центр», 2008.
2. Разумовская О.К., Козловский Е.Г. Встреча с растениями (познавательная ботаника с викторинами и кроссвордами). – М.: «Грамотей», 2002.
3. Большая энциклопедия экспериментов
4. poznanie.info
5. potomy.ru
6. http://www.genon.ru
7. http://hronist.ru/opyty-s-rasteniyami-kotorye-pokazali-chto-rasteniya-chuvstvuyut-i-dazhe-obshhayutsya-s-sobratyami-na-drugix-planetax/
Приложения
На десятый день, были проведены измерения каждого растения по следующим показателям:
Горох | Классическая музыка | «Рок» музыка | Без музыки |
длина стебля /см/ | |||
количество больших листьев /шт./ | |||
количество маленьких листьев /шт./ |
Фасоль | Классическая музыка | «Рок» музыка | Без музыки |
длина стебля /см/ | |||
количество больших листьев /шт./ | |||
количество маленьких листьев /шт./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шавалеева Г.Ш. Мы тоже хотим олимпийцами быть.
Взрослые просто обязаны создавать благоприятные условия для того, чтобы дети могли активно физически развиваться, т. е. отвести для этого место и время. Главная наша задача – придать двигательной деят...
Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"
Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....
Деревья тоже воевали
Сценарий литературно-музыкальной композиции...
Беседа с родителями "Ребёнок тоже человек"
Беседа по правовой тематике...
классный час "Эта планета тоже моя"
Классный час о дружбе между животными и людьми, а также о дружбе между животными...
"Мы тоже хотим космонавтами стать"
Викторина – конкурс «Мы тоже хотим космонавтами стать»Цель:способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями рус...
С одарённым ребёнком тоже трудно общаться
Мысли для размышления родителей...