Экоурок «Учимся обращаться с отходами»
учебно-методический материал (4 класс)

Валеева Елена Динафовна

Цель экоурока: Формирование экологической культуры и экологического образования младших школьников и в части правильного обращения с отходами и сознательного поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Экоурок «Учимся обращаться с отходами»

Цель: Формирование экологической культуры и экологического образования младших школьников и в части правильного обращения с отходами и сознательного поведения в природе.

Задачи:

1.Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах в мире, в Республике Башкортостан, в родном селе Тюрюшево.

2. Показать некоторые пути решения экологических проблем.

3.Привлечь внимание к комплексному подходу утилизации отходов.

4.Показать ответственность каждого при решении данной проблемы.

Планируемые УУД:

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-формирование представления о проблеме утилизации отходов и выявления основных причин загрязнения природы;

-формировать умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках;

-формирование умения описывать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков;

-формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

-формирование умения применять полученные знания в классификации данных предметов с целью формулировки возможности решения проблемы окружающего мира;

Коммуникативные УУД:

-формировать умение взаимодействовать при работе в группах, как одной из форм исследовательской деятельности;

-развивать навык работы с информацией: учить обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другую;

-уметь перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего коллектива;

-обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в селе и в природном окружении;

-необходимость раздельного сбора мусора;

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

-оценивать свои достижения.

Личностные УУД:

-оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- формирование активного природоохранного сознания учащихся и их родителей.

     Оборудование: ватманы для конкурса плакатов; карточки с изображением различных отходов; карточки с соответствующим периодом разложения; бумажные, стеклянные, пластмассовые и металлические упаковки из-под мусора; большие коробки, имитирующие контейнеры; перчатки для сбора мусора; презентация.

   Участники: учащиеся 1-4 классов.

Ход занятия:

1.Вводная беседа.

-Ребята, что мы называем окружающей средой? (Всё, что окружает нас)

-А что такое экология? (Это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.)

-Правильно. Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» -наука. Можно сказать, что экология-это наука о доме. У всех вас есть дом. Ребята, как вы держите свой дом: в чистоте или беспорядке? (Ответы учащихся)

- Для нас домом является вся наша огромная планета Земля. Сейчас наш природный дом оказался в беде, в опасности. Почему так получилось? (Ответы детей). Поэтесса Венера Рудько обращается к нам в своем стихотворении Берегите люди, прошу вас, берегите,

Матушку Природу, чистой сохраните.

Оглянитесь люди, сколько много зла,

Мусором и грязью, планета обросла.

 -Предположите, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии?

Чтобы ответить на это вопрос, давайте посмотрим несколько картинок. (Просмотр слайдов из презентации, где изображены свалки мусора. Ответы детей)

-Сегодня мы с вами поговорим о мусоре и научимся   правильно утилизировать отходы. Сейчас я покажу вам самую крупную свалку на планете, которая расположена на севере Тихого океана.

     (Просмотр слайдов в презентации.)

    - Площадь этой свалки -6тыс.кв.километров. Эта свалка является большим мусорным пятном. Оно представляет собой невообразимых размеров гору мусора, скопившегося за столетие в водах Тихого океана. В течение множества лет океанские течения приносили сбрасываемый в воду мусор в один и тот же район. Сегодня его скопление представляет собой остров размером с США. Состоит преимущественно из пластика. Пластик под воздействием солнечных лучей распадается на мелкие гранулы и покрывает дно океана, где разрушает обычную среду обитания глубоководных обитателей. Большое количество долговечного пластика оказывается в желудках морских птиц и животных.

      В нашей республике ситуация не менее печальна. На сегодняшний день у нас насчитывается более 3 000 несанкционированных свалок. Вот свалки которые находятся на территории нашей республики. (Просмотр слайдов).

 -Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора? Сколько раз в день вы выносите мусор? Куда вы бросаете мусор? (Ответы детей)

-Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее на свалки, так как они не оборудованы. На каждого жителя России приходится более 400 кг мусора. Только 15% из них перерабатываются на заводах.

2. Проблемно-поисковая деятельность учащихся.

 Работа в группах.

-Ребята, сейчас вы поработаете в группах, обсудите вопросы и предложите свои ответы и решения.

     1-е задание: Чем плохи свалки?

(Предполагаемые ответы детей: Огромная территория, отравляют почву и воздух).

      Вывод: Огромные свалки, под воздействием дождя и снега начинают гнить, гореть и отравлять воздух на многие километры. Этим она воздействует и на изменение климата. Весной ядовитые вещества попадают в реки, где мы купаемся, пьем воду. Через отравленный воздух, воду и почву организм человека начинает болеть. Свалка занимает место, где можно было бы сеять культурные растения или вырастить сад.

  2-е задание: Почему мусора стало так много?

(Предполагаемые ответы учащихся: потому что численность населения растет, соответственно и отходы накапливаются, а не исчезают. Мы бросаем в мусор все подряд.)

     Вывод: Отходы прибывают, но никуда не исчезают.

3-е задание: Ребята, подумайте, вспомните, что вы выносите на мусор? (Предполагаемые ответы учащихся: в основном на мусор идут пластиковые бутылки от молока, кефира, йогурта, минеральной воды, средств бытовой химии, пластиковые стаканчики из-под сметаны и йогурта, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки, старая одежда, старая обувь, конфетные фантики, отходы от продуктов и повторно они никак не используются, а только выбрасываются в мусорные баки.)

      Вывод: В отходы выбрасываются буквально все.

4-е задание: Как сортировать отходы?

   (Предполагаемые ответы учащихся: отходы можно попробовать разделить на группы)

     Вывод: Отходы можно разделить на группы: пищевые отходы, опасные отходы, вторичное сырье. Мы живем в сельской местности, поэтому пищевые отходы можно давать домашнему скоту. Некоторые люди выносят даже сорняки с огородов. Что можно с ними делать? (Можно собирать их в отдельной емкости и это будет хорошим перегноем для огорода.)

   - Ребята, в наших домах есть электричество. И обязательно в каждом доме присутствуют энергосберегающие лампочки, батарейки от пультов, игрушек, часов, а в домашней аптечке находится градусник, для измерения температуры тела. Все эти предметы входят в число опасных отходов. Они подлежат особому контролю по их сбору и утилизации.

     В 2016 году в нашей республике начал свою работу Всероссийский природоохранный социальный проект «Экобокс». В городах установлены контейнеры оранжевого цвета. На специализированном транспорте осуществляется сбор и транспортирование опасных отходов на заводы по их обезвреживанию. В сельских местностях эти отходы мы должны не выбрасывать, а собирать их и потом сдавть. В республике для сбора таких опасных отходов существует экомобиль, который по заявкам осуществляет сбор таких отходов по районам.

       5-е задание: Сколько времени разлагаются различные виды отходов?

-Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам поиграть в игру.

Учитель раздает группам карточки с изображением различных отходов: пластиковая бутылка, стеклянная бутылка, газета, консервная банка, кожура от мандарина, платочек, батарейка, ртутная лампочка и просит определить, какой отход сколько будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.

   Далее учащиеся сверяют свои решения с ответами на слайде. Пищевые отходы-от 2 до 5 недель, бумага-от2 до 10 лет, консервные банки-100 лет, пластиковые бутылки -500 лет, стеклянная бутылка –более 100 лет, ртутная лампочка, батарейка-опасный отход загрязняет окружающую среду.

     6-е задание: Как можно сократить количество отходов?

(Предполагаемые ответы учащихся:

-вместо одноразовой пластиковой посуды можно использовать более стойкую посуду;

-ненужную одежду и обувь передавать тем, кто в этом нуждается;

-в магазин предпочтительнее ходить с матерчатой сумкой;

-полиэтиленовые пакеты использовать повторно;

-бумагу можно сдавать на макулатуру и так помочь сберечь дерево;

-можно организовать сбор стеклянных бутылок для вторичного использования;

-металлолом нужно сдавать в пункты сбора металлолома.

  - А еще, ребята, нам всем нужно научиться сортировать мусор, который можно использовать повторно или перерабатывать.Мусорные контейнеры имеют свой собственный цвет, который указывает на тип отходов:

-синий контейнер-для сбора бумаги;

-зеленый контейнер-для стеклянных отходов;

-желтый контейнер-для пластика;

-оранжевый контейнер-для опасных отходов

Игра «Раздельный сбор мусора»

-Я предлагаю вам сложить мусор в коробки . Коробки наши тоже разного цвета как контейнеры для мусора: синего, зеленого, желтого, оранжевого.

     Ребята одевают резиновые перчатки и складывают мусор отдельно по коробкам. В конце проверяют выполненное задание.

   7-е задание.  Что делать с отходами?

    Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Захоронение на полигонах. Но это очень вредно для окружающей среды и для людей. На захоронение можно отправить те отходы, которые не подлежат переработке.
  2. Сжигание. Если отходы сжигать их объем уменьшается, но это самый дорогостоящий способ обращения с отходами. Для этого нужны мусоросжигательные заводы.
  3. Вторичная переработка. Мы можем использовать старые, ненужные вещи для изготовления поделок на уроках технологии.
  4. Компостирование. Пищевые отходы, листья, траву можно переработать с помощью компостирования. В результате отходы превращаются в компост или перегной, который служит хорошим удобрением для почвы.
  5. Обезвреживание и утилизация.

- В нашем селе каждую неделю приезжает специальная машина и увозит  мусор на полигоны. Там мусор сортируется: полиэтилен и пластиковые бутылки предприниматели забирают для дальнейшей переработки. А бумажные отходы сдаются в картонный комбинат г.Туймазы. В этом же городе началось строительство комплекса по сортировке мусора. Сегодня вы узнали что нужно сделать, чтоб отходов было меньше и какой вклад в это дело можете внести вы, младшие школьники.

3.Ярмарка идей. Группы предлагают как можно отходам подарить вторую жизнь, т.е. использовать вторично.

4. Рефлексия.

-Я надеюсь наш экоурок был полезен для вас. Вы многое узнали и запомнили. И помните чисто бывает не там где убирают, а там где не сорят.

           Вы оглянитесь, мир прекрасен!

           Давайте же его беречь,

           Ведь без заботы он погаснет.

            Не загрязняй его и не калечь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Большое тихоокеанское мусорное пятно - явление абсолютно уникальное . Оно представляет собой невообразимых размеров гору мусора антропогенного происхождения, скопившегося за столетие в водах Тихого океана между 135°—155° западной долготы и 35°—42° северной широты. В течение множества лет океанские течения приносили сбрасываемый в воду мусор в один и тот же район. Сегодня его скопление представляет собой остров размером с США.

Слайд 6

Существование такого мусорного «острова» - это еще не самое страшное. Пластик, как известно, не поддается разложению, однако с течением времени распадается на мелкие кусочки размером с планктон. В верхних слоях океанской воды в шесть раз больше пластика, чем планктона - легкий пластик не тонет и плавает всего в нескольких десятках сантиметров от поверхности воды, тем самым привлекая рыб. Большое количество долговечного пластика оказывается в желудках морских птиц и животных, в частности, морских черепах и черноногих альбатросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский экоурок - 2016 "Хранители воды"

Общероссийский образовательный проект «Хранители воды» реализуется по инициативе компании PepsiCo, при поддержке Зеленого движения России ЭКА и Федеральной целевой программы «Вода Росси...

Экоурок "Хранители воды"

Занятие-игра. Цель занятия — развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России и стимулировать их совершать практические шаги по водосбережению в повседневной жизни....

Экоурок по окружающему миру Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)

Класс: 4.УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»  Тип урока: «Открытие новых знаний»Цель...

Материалы для экоурока "Как бороться с мусорным монстром"

Материал для экоурока "Как  бороться с мусорным монстром"...

Экоурок

Экоурок "Соседи по планете"...

ЭКОУРОК Тема: «Разделяй с нами. Ноль отходов. Куда девается мусор, и откуда в снежках грязь?»

ЭКОУРОКТема: «Разделяй с  нами. Ноль отходов. Куда девается мусор, и откуда в снежках грязь?»Цели урока: формировать представления об источниках бытового мусора и способах его утилиза...