Экоурок «Учимся обращаться с отходами»
учебно-методический материал (4 класс)
Цель экоурока: Формирование экологической культуры и экологического образования младших школьников и в части правильного обращения с отходами и сознательного поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekourok_uchimsya_obrashchatsya_s_othodami.docx | 20.59 КБ |
prezentatsiya_uchimsya_obrashchatsya_s_othodami.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Экоурок «Учимся обращаться с отходами»
Цель: Формирование экологической культуры и экологического образования младших школьников и в части правильного обращения с отходами и сознательного поведения в природе.
Задачи:
1.Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах в мире, в Республике Башкортостан, в родном селе Тюрюшево.
2. Показать некоторые пути решения экологических проблем.
3.Привлечь внимание к комплексному подходу утилизации отходов.
4.Показать ответственность каждого при решении данной проблемы.
Планируемые УУД:
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-формирование представления о проблеме утилизации отходов и выявления основных причин загрязнения природы;
-формировать умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках;
-формирование умения описывать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков;
-формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
-формирование умения применять полученные знания в классификации данных предметов с целью формулировки возможности решения проблемы окружающего мира;
Коммуникативные УУД:
-формировать умение взаимодействовать при работе в группах, как одной из форм исследовательской деятельности;
-развивать навык работы с информацией: учить обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другую;
-уметь перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего коллектива;
-обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в селе и в природном окружении;
-необходимость раздельного сбора мусора;
Регулятивные УУД:
-понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
-оценивать свои достижения.
Личностные УУД:
-оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- формирование активного природоохранного сознания учащихся и их родителей.
Оборудование: ватманы для конкурса плакатов; карточки с изображением различных отходов; карточки с соответствующим периодом разложения; бумажные, стеклянные, пластмассовые и металлические упаковки из-под мусора; большие коробки, имитирующие контейнеры; перчатки для сбора мусора; презентация.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Ход занятия:
1.Вводная беседа.
-Ребята, что мы называем окружающей средой? (Всё, что окружает нас)
-А что такое экология? (Это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.)
-Правильно. Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» -наука. Можно сказать, что экология-это наука о доме. У всех вас есть дом. Ребята, как вы держите свой дом: в чистоте или беспорядке? (Ответы учащихся)
- Для нас домом является вся наша огромная планета Земля. Сейчас наш природный дом оказался в беде, в опасности. Почему так получилось? (Ответы детей). Поэтесса Венера Рудько обращается к нам в своем стихотворении Берегите люди, прошу вас, берегите,
Матушку Природу, чистой сохраните.
Оглянитесь люди, сколько много зла,
Мусором и грязью, планета обросла.
-Предположите, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии?
Чтобы ответить на это вопрос, давайте посмотрим несколько картинок. (Просмотр слайдов из презентации, где изображены свалки мусора. Ответы детей)
-Сегодня мы с вами поговорим о мусоре и научимся правильно утилизировать отходы. Сейчас я покажу вам самую крупную свалку на планете, которая расположена на севере Тихого океана.
(Просмотр слайдов в презентации.)
- Площадь этой свалки -6тыс.кв.километров. Эта свалка является большим мусорным пятном. Оно представляет собой невообразимых размеров гору мусора, скопившегося за столетие в водах Тихого океана. В течение множества лет океанские течения приносили сбрасываемый в воду мусор в один и тот же район. Сегодня его скопление представляет собой остров размером с США. Состоит преимущественно из пластика. Пластик под воздействием солнечных лучей распадается на мелкие гранулы и покрывает дно океана, где разрушает обычную среду обитания глубоководных обитателей. Большое количество долговечного пластика оказывается в желудках морских птиц и животных.
В нашей республике ситуация не менее печальна. На сегодняшний день у нас насчитывается более 3 000 несанкционированных свалок. Вот свалки которые находятся на территории нашей республики. (Просмотр слайдов).
-Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора? Сколько раз в день вы выносите мусор? Куда вы бросаете мусор? (Ответы детей)
-Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее на свалки, так как они не оборудованы. На каждого жителя России приходится более 400 кг мусора. Только 15% из них перерабатываются на заводах.
2. Проблемно-поисковая деятельность учащихся.
Работа в группах.
-Ребята, сейчас вы поработаете в группах, обсудите вопросы и предложите свои ответы и решения.
1-е задание: Чем плохи свалки?
(Предполагаемые ответы детей: Огромная территория, отравляют почву и воздух).
Вывод: Огромные свалки, под воздействием дождя и снега начинают гнить, гореть и отравлять воздух на многие километры. Этим она воздействует и на изменение климата. Весной ядовитые вещества попадают в реки, где мы купаемся, пьем воду. Через отравленный воздух, воду и почву организм человека начинает болеть. Свалка занимает место, где можно было бы сеять культурные растения или вырастить сад.
2-е задание: Почему мусора стало так много?
(Предполагаемые ответы учащихся: потому что численность населения растет, соответственно и отходы накапливаются, а не исчезают. Мы бросаем в мусор все подряд.)
Вывод: Отходы прибывают, но никуда не исчезают.
3-е задание: Ребята, подумайте, вспомните, что вы выносите на мусор? (Предполагаемые ответы учащихся: в основном на мусор идут пластиковые бутылки от молока, кефира, йогурта, минеральной воды, средств бытовой химии, пластиковые стаканчики из-под сметаны и йогурта, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки, старая одежда, старая обувь, конфетные фантики, отходы от продуктов и повторно они никак не используются, а только выбрасываются в мусорные баки.)
Вывод: В отходы выбрасываются буквально все.
4-е задание: Как сортировать отходы?
(Предполагаемые ответы учащихся: отходы можно попробовать разделить на группы)
Вывод: Отходы можно разделить на группы: пищевые отходы, опасные отходы, вторичное сырье. Мы живем в сельской местности, поэтому пищевые отходы можно давать домашнему скоту. Некоторые люди выносят даже сорняки с огородов. Что можно с ними делать? (Можно собирать их в отдельной емкости и это будет хорошим перегноем для огорода.)
- Ребята, в наших домах есть электричество. И обязательно в каждом доме присутствуют энергосберегающие лампочки, батарейки от пультов, игрушек, часов, а в домашней аптечке находится градусник, для измерения температуры тела. Все эти предметы входят в число опасных отходов. Они подлежат особому контролю по их сбору и утилизации.
В 2016 году в нашей республике начал свою работу Всероссийский природоохранный социальный проект «Экобокс». В городах установлены контейнеры оранжевого цвета. На специализированном транспорте осуществляется сбор и транспортирование опасных отходов на заводы по их обезвреживанию. В сельских местностях эти отходы мы должны не выбрасывать, а собирать их и потом сдавть. В республике для сбора таких опасных отходов существует экомобиль, который по заявкам осуществляет сбор таких отходов по районам.
5-е задание: Сколько времени разлагаются различные виды отходов?
-Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам поиграть в игру.
Учитель раздает группам карточки с изображением различных отходов: пластиковая бутылка, стеклянная бутылка, газета, консервная банка, кожура от мандарина, платочек, батарейка, ртутная лампочка и просит определить, какой отход сколько будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.
Далее учащиеся сверяют свои решения с ответами на слайде. Пищевые отходы-от 2 до 5 недель, бумага-от2 до 10 лет, консервные банки-100 лет, пластиковые бутылки -500 лет, стеклянная бутылка –более 100 лет, ртутная лампочка, батарейка-опасный отход загрязняет окружающую среду.
6-е задание: Как можно сократить количество отходов?
(Предполагаемые ответы учащихся:
-вместо одноразовой пластиковой посуды можно использовать более стойкую посуду;
-ненужную одежду и обувь передавать тем, кто в этом нуждается;
-в магазин предпочтительнее ходить с матерчатой сумкой;
-полиэтиленовые пакеты использовать повторно;
-бумагу можно сдавать на макулатуру и так помочь сберечь дерево;
-можно организовать сбор стеклянных бутылок для вторичного использования;
-металлолом нужно сдавать в пункты сбора металлолома.
- А еще, ребята, нам всем нужно научиться сортировать мусор, который можно использовать повторно или перерабатывать.Мусорные контейнеры имеют свой собственный цвет, который указывает на тип отходов:
-синий контейнер-для сбора бумаги;
-зеленый контейнер-для стеклянных отходов;
-желтый контейнер-для пластика;
-оранжевый контейнер-для опасных отходов
Игра «Раздельный сбор мусора»
-Я предлагаю вам сложить мусор в коробки . Коробки наши тоже разного цвета как контейнеры для мусора: синего, зеленого, желтого, оранжевого.
Ребята одевают резиновые перчатки и складывают мусор отдельно по коробкам. В конце проверяют выполненное задание.
7-е задание. Что делать с отходами?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Захоронение на полигонах. Но это очень вредно для окружающей среды и для людей. На захоронение можно отправить те отходы, которые не подлежат переработке.
- Сжигание. Если отходы сжигать их объем уменьшается, но это самый дорогостоящий способ обращения с отходами. Для этого нужны мусоросжигательные заводы.
- Вторичная переработка. Мы можем использовать старые, ненужные вещи для изготовления поделок на уроках технологии.
- Компостирование. Пищевые отходы, листья, траву можно переработать с помощью компостирования. В результате отходы превращаются в компост или перегной, который служит хорошим удобрением для почвы.
- Обезвреживание и утилизация.
- В нашем селе каждую неделю приезжает специальная машина и увозит мусор на полигоны. Там мусор сортируется: полиэтилен и пластиковые бутылки предприниматели забирают для дальнейшей переработки. А бумажные отходы сдаются в картонный комбинат г.Туймазы. В этом же городе началось строительство комплекса по сортировке мусора. Сегодня вы узнали что нужно сделать, чтоб отходов было меньше и какой вклад в это дело можете внести вы, младшие школьники.
3.Ярмарка идей. Группы предлагают как можно отходам подарить вторую жизнь, т.е. использовать вторично.
4. Рефлексия.
-Я надеюсь наш экоурок был полезен для вас. Вы многое узнали и запомнили. И помните чисто бывает не там где убирают, а там где не сорят.
Вы оглянитесь, мир прекрасен!
Давайте же его беречь,
Ведь без заботы он погаснет.
Не загрязняй его и не калечь!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Большое тихоокеанское мусорное пятно - явление абсолютно уникальное . Оно представляет собой невообразимых размеров гору мусора антропогенного происхождения, скопившегося за столетие в водах Тихого океана между 135°—155° западной долготы и 35°—42° северной широты. В течение множества лет океанские течения приносили сбрасываемый в воду мусор в один и тот же район. Сегодня его скопление представляет собой остров размером с США.
Существование такого мусорного «острова» - это еще не самое страшное. Пластик, как известно, не поддается разложению, однако с течением времени распадается на мелкие кусочки размером с планктон. В верхних слоях океанской воды в шесть раз больше пластика, чем планктона - легкий пластик не тонет и плавает всего в нескольких десятках сантиметров от поверхности воды, тем самым привлекая рыб. Большое количество долговечного пластика оказывается в желудках морских птиц и животных, в частности, морских черепах и черноногих альбатросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экоурок "Береги природу"
Фото с урока...
Всероссийский экоурок - 2016 "Хранители воды"
Общероссийский образовательный проект «Хранители воды» реализуется по инициативе компании PepsiCo, при поддержке Зеленого движения России ЭКА и Федеральной целевой программы «Вода Росси...
Экоурок "Хранители воды"
Занятие-игра. Цель занятия — развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России и стимулировать их совершать практические шаги по водосбережению в повседневной жизни....
Экоурок по окружающему миру Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)
Класс: 4.УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» Тип урока: «Открытие новых знаний»Цель...
Материалы для экоурока "Как бороться с мусорным монстром"
Материал для экоурока "Как бороться с мусорным монстром"...
Экоурок
Экоурок "Соседи по планете"...
ЭКОУРОК Тема: «Разделяй с нами. Ноль отходов. Куда девается мусор, и откуда в снежках грязь?»
ЭКОУРОКТема: «Разделяй с нами. Ноль отходов. Куда девается мусор, и откуда в снежках грязь?»Цели урока: формировать представления об источниках бытового мусора и способах его утилиза...