Внеурочное занятие: Экология глазами детей
план-конспект занятия (3 класс)

Саушкина Яна Андреевна

Целисформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, учить основам экологической грамотности,

обучать правильному поведению в природе,

выявлять случаи негативного отношения человека к природе,

расширять знания учащихся об экологических проблемах,

развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_glazami_detey.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экология глазами детей

Целисформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, учить основам экологической грамотности,

обучать правильному поведению в природе,

выявлять случаи негативного отношения человека к природе,

расширять знания учащихся об экологических проблемах,

развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.

I. Организационный момент

Положительная мотивация (голоса птиц, аудио)

II. Основной этап

1. Сообщение темы и целей занятия

Человечество знает достаточно много о планетах солнечной системы: о холодном Марсе, о мёртвой Луне, о кипящей Венере. И только наша планета-Земля является исключительной прекрасной среди планет Солнечной системы.

(Учитель демонстрирует фотоиллюстрации красивых уголков природы, которые заранее были расположены на доске)

Но последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. И сегодня на уроке мы с вами выясним, какая наука занимается охраной природы, выясним, как человек должен вести себя в природе и, как помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.

Тема сегодняшнего урока «Что такое экология?»

2. Беседа с учащимися

- Кто из вас знаком с этим словом?

- Как вы думаете, что оно обозначает?

3. Рассказ воспитателя

Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии. Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.

Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».

Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS. 

- Кто знает, что означают эти три буквы?

4. Формирование сведений об экологической катастрофе

( Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)

1) Загрязнение природы отходами

Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.

2) Загрязнение воды

Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.

3) Пожары

Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.

4) Вырубка лесов

Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.

5) Высыхание водоёмов

Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.

6) Истребление цветов

Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.

7) Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газами

На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.

Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.

Вывод: Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле. Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих.

IV Обобщающий этап

1. Составление таблицы

Положительное влияние человека

1. Сажать деревья

2. Строить очистительные сооружения

3. Разводить вымирающих животных

4. Придумывать упаковочные материалы

из не вредных веществ

5. Убирать мусор в лесу

V Итоговый этап.

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Изучив сегодняшний материал, я думаю, что вы задумаетесь о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатство Земли.

Рефлексия. Викторина «Знатоки природы»

Викторина по экологии «Знатоки природы»

Цель: Систематизировать знания детей о природе.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

2. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

4. Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Ход викторины

Учитель: Готовы мы сегодня поиграть?

Готовы вместе о природе рассуждать?

Ответы детей.

Учитель: Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1. Кого называют царем зверей? (лев)

2. Лошадь в тельняшке? (зебра)

3. Кто является санитаром леса? (дятел)

4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)

5. Самое упрямое животное. (осёл)

6. У какого животного самая длинная шея (жираф)

Учитель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.

1. Конкурс «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это … звери.

Берёза, сосна, дуб, липа – это … деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это … птицы.

Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это … .ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди – это … грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это … цветы.


2. Конкурс «Загадаю-отгадайте»

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)

5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Какое дерево называют «русской красавицей? » (берёза)

7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

3. Конкурс «Отгадай загадки».

а) Зимой спит – летом ульи ворошит. (медведь)

б) Кто на себе свой дом носит? (улитка)

в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ёж)

г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу. (белка)

д) Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык! (заяц)

е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный? (волк)

4. Конкурс «Угадайте по описанию».

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».

Подсказка: Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину. Ответ: медведь.

5. Узнай время года по стихотворению.

а) Завтра утром в лес пойдём.

И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)

б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)

в) И светла, и широка наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)

г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)

6. Итог.

Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье:

Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Это наша с вами родная земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети глазами родителей, родители глазами детей"

Родительское собрание с презентацией...

«ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» (диспут)

Цель: показать родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании, помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ре...

Родительское собрание «ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

В родительском собрании принимают участие дети и их родители.  Оно проводится в форме диспута....

Конспект внеурочного занятия «В оба глаза смотреть (5 занятие)» (курс Юные умники и умницы», 1 класс)

Цель: развитие зрительной памяти у младших школьников.Планируемые результаты:Предметные:уметь концентрировать и распределять внимание на определённом объекте;иметь представление о месте предметов в пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир глазами детей" 1 класс

Данная педагогическая разработка предназначена для внеурочной деятельности по изобразительному искусству в 1 классе....

Конспект внеурочного занятия "Театр и дети" 2 класс

Класс 2АТема занятия: Театр и детиПедагогические технологии, применяемые на занятии: Развивающее обучениеИгровые технологииЗдоровьесберегающие технологииФормы проведения занятия: Беседа, игра-путешест...