Русские ремёсла
классный час (3 класс)
Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию на тему:
Город Мастеров под названием «Русские чудеса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_remyosla.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию на тему:
Город Мастеров под названием «Русские чудеса»
(Русские ремёсла)
Цель: - расширить представление детей о народных промыслах;
- учиться художественному видению окружающего мира;
- укрепление эмоциональной связи детей с историей своего народа;
- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Ход урока
(Звучит песня «Русское чудо» в исполнении Л. Зыкиной.)
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на брянской земле в г. Мастеров.
Русский народ издавна поражал весь мир то победами своими героическими, то девицами-красавицами, то невиданными доселе открытиями, то умелыми руками. Русским чудом стали называть и русскую удалую тройку - символ России, и русский простор, и загадочную русскую душу, и русское гостеприимство. Сегодня мы познакомимся с презентацией проекта «Русские чудеса», чудеса эти происходят с самыми простыми вещами, когда те оказываются в руках народных мастеров-умельцев.
(Слайд 1)
Ученик1:- На уроках Брянского края, мы говорили о мастерах, живущих в сёлах Брянского края, которые любили украсить свои дома резьбой наличников, карнизов, а домашнее убранство – вышитыми полотенцами, расписной посудой, самодельными игрушками с затейливыми узорами. Есть села, в которых все, от мала до велика, изготавливают красивые, необычные вещи. Это и называют народным промыслом. Давайте более подробно узнаем о народных промыслах по изготовлению посуды. Как и из чего изготавливали посуду? Какие элементы росписи и цвета красок использовали в своём мастерстве? В каких городах и селах занимались народным промыслом?
Ученик2: - Так как в России народных художественных промыслов очень много , мы решили выбрать наиболее известные это – Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Дымка. Учитель предложил нам разделиться на 4 группы и найти ответы на эти вопросы. Каждая группа должна была собрать материал об одном из перечисленных выше народных промыслов.
Цель нашего проекта:
-узнать историю возникновения этих народных промыслов;
-определить расположение городов и сёл, которые славятся этими народными промыслами;
-узнать способы изготовления и виды росписи и как они отразились в песнях, частушках, стихотворениях, загадках и т.д.
Ученик3: Нами была проделана большая работа:
- С учителем мы посетили сельскую библиотеку, где познакомились с литературой по теме, добывали необходимую информацию в сети интернет.
- Использовали источники интернета.
- Расспрашивали своих бабушек.
- Собирали изделия данных видов промысла.
- На уроках изобразительного искусства и технологии, побывали в роли мастеров, где изготавливали изделия и украшали их элементами росписи.
Ученик: Результатом нашего проекта стало создание наглядного пособия для учащихся начальной школы «Народные промыслы России».
И сейчас, каждая группа представит свой народный промысел по плану:
План на доске:
- История создания промысла.
- Изделия.
- Материалы изготовления.
- Особенности росписи.
- Творческое представление.
(1 группа – Хохлома)
1уч. – Мы хотим вам рассказать о народном промысле «Хохлома».
(Слайд 2)
2 уч. - В Поволжье на Руси находились самые большие центры по изготовлению расписных деревянных изделий. А на продажу все изделия свозили в село под названием Хохлома. Поэтому и вся деревянная посуда получила название хохломской.
(Слайд 3)
3уч. - Деревянную хохломскую посуду делают с особыми хитростями: сначала покрывают глиной и мелом, сушат, натирают металлическим порошком, расписывают, а поверху наносят олифу. После закалки в горячей печке масляная поверхность желтеет, и посуда начинает выглядеть, словно золотая.
(Слайд 4)
4 уч. - Эти изделия отличаются простыми силуэтами, округлыми толстыми стенками. Часто из хохломской посуды изготавливают целые наборы - для кофе, чая, для блинов, ягод, варенья и мёда. Подлинная красота форм и узоров всегда вызывала всеобщую любовь к искусству «золотой Хохломы». В своё время иностранные купцы, у которых бойко шла торговля хохломскими изделиями, захотели наладить такое же производство у себя за рубежом.
(Слайд 5)
Учитель .- Ну и как, получилось?
5 уч. - А вот и нет, ничего не получилось и не могло получиться: русское умение оказалось для иностранцев недостижимым. А хохломскую школу каждый мастер, наверное, начинал проходить с изготовления ложек. Вот они у нас какие яркие, расписные, нарядные. Купят, бывало, такую ложку за пятачок, а от неё не только польза, но и удовольствие смотреть на такую красоту!
Ну, а мастерству игры на ложках выучиться не сложно - была бы тренировка.
(Слайд 5)
Исполнение русской народной песни «Русские сапожки»
Учитель: -С каким промыслом познакомили нас мастера?
Учитель: А теперь попросим следующих мастеров и мастериц представить свой промысел.
(2 группа гжель)
1уч. - Мы хотим вам рассказать о народном промысле «Гжель»
(Слайд 6)
2уч. - Стихотворение:
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живём,
Глину месим и поём.
И игрушки и посуду
Прославлять и вам здесь будем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое.
В речке синяя водица,
Так и хочется напиться.
Ну а только лето будет
Голубица там и тут,
Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей земли.
Мы и к вам полно товару
Посмотреть привезли.
3 уч. - Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь. Всё голубое да синее: и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они весёлые да красивые.
(Слайд 7, 8)
4уч. - Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас большие – фантазёры. Какую посуду делают – глаза разбегаются.
Учитель: Чем интересна гжельская роспись?
(3 группа Городецкая роспись )
1уч. - Мы хотим вам рассказать о народном промысле «Городец»
(Слайд 9)
2 уч. - Приехали мы к вам из старинного-старинного городка, что на реке Волге, - Городца. Когда-то в нашем городе строили корабли парусные, да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими резными фигурками и узорами. На носу русалки, их называли Берегинями.
(Слайд 10, 11)
3уч. - И дома у нас в Городце украшали и украшают по сей день такой же богатой резьбой, и стоят они, как сказочные терема.
Сплошь в затейливых узорах у нас и мебель, и прялки, и сани, и другие домашние вещи. Мастерят у нас и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как всё это расписывают!
(Слайд 12)
4уч. - Самое примечательное в росписи – это конь. Красивый, гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.
Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, досточках которые вешают на стены.
(Слайд 13, 14)
5уч. - И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается как будто мчатся кони в каких то сказочных весёлых садах. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.
(Слайд 15)
Частушки:
(Хором) Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие,
Все хотим вам показать
И подробно описать.
Рисовали мы цветы
Не бывалой красоты
Красоте той нет конца
Это всё из Городца.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан.
До чего ж красивый он.
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
«Где же хлопцы удалые?»
Во все стороны глядят.
(Хором) Кто рисует Городец
Ах, какой он молодец.
И листочки и цветы
Это всё для красоты.
Учитель: -С каким промыслом познакомили нас мастера?
(4группа Дымка)
Звучит громкая музыка, и на сцену вбегают нарядные девочки, изображающие дымковские игрушки — «барынь». Танец - кадриль.
Учитель. О, что это за гости к нам пожаловали?
Барыни.(хором). Мы - барыни из села Дымкова.
(Слайд 16)
Учитель. Известный промысел - игрушки!
Барыни (хором). Да!
Учитель Ребята, а из чего сделаны такие яркие игрушки? (Ответ - из глины). Верно, это расписные глиняные игрушки. Ну, расскажите о себе.
1-ая барыня. В селе Дымково, что возле города Вятка, издавна занимались лепкой да раскраской глиняной игрушки - петушков, индюков, всадников, лошадок, оленей.
(Слайд 17)
2-ая барыня. Эти игрушки отличались своей нарядностью: по белому фону их расписывали геометрическим орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий.
(Слайд 18)
3-я барыня. Но самой известной дымковской игрушкой была женская фигурка - барыня, водоноска, девушка в кокошнике. Поэтому в женских фигурках больше всего деталей - нарядные причёски, головные уборы, оборки, передники, муфты, зонтики, сумочки.
(Слайд 19)
1-ая барыня. Дымковские кони, индюки были одновременно и настоящими, и фантастическими. (Указывает на изобретения игрушек). Смотрите, у индюка хвост, словно как у павлина.
(Слайд 20)
2-ая барыня. А вот - белый конь раскрашен ярко-синими яблоками-кругами, а у оленя рога красные с золотом.
(Слайд 21)
3-я барыня. Во всех этих красочных образах так и видятся присущие русскому народу удаль, оптимизм, склонность к сказкам и песням.
Учитель. А как изготавливают дымковские фигурки?
1-ая барыня. Сначала их лепят из глины, затем высушивают при комнатной температуре. Сушат по-разному - от 2-3 дней до 2 недель, в зависимости от размера. Затем игрушки обжигают в печах.
2-ая барыня. Игрушки накаливают и оставляют прямо в печах для просушки. А затем покрывают ослепительно белым слоем мела, разведённого на молоке.
3-я барыня. А уже потом по этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Для раскраски одной фигурки применяют от 4 до 8 цветов. Особенно ярко и нарядно расписывают юбки барышень.
Учитель. Я знаю, что у нас в стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек. Это говорит о вашей высокой степени привлекательности, милые барыни.
1-ая барыня. В селе Дымково особенная глина, из которой такие игрушки выходят неповторимыми. Для того, чтобы начать изготовление поделок, глину сначала особым образом готовят: её смешивают с речным песком, просеянным через сито.
2-ая барыня. Но, кроме того, что дымковская игрушка нарядна, она ещё и полезна.
Учитель. Конечно, наверное, она служила для украшения крестьянских домов, да?
3-я барыня. Не только. Ведь дымковская глина ещё называется музыкальной.
Учитель. Музыкальной? Как так, почему?
1-ая барыня. А потому что на Руси, как известно, живёт самый музыкальный народ. Если у нас нет музыкальных инструментов, то их делают из того , что найдётся под рукой. Вот и из дымковской глины наловчились делать весёлые свистульки.
(Слайд 22)
2-ая барыня. Даже целые ярмарки устраивали, на которых свистульки продавали, так они и назывались - ярмарки-свистуньи. Проводились они в мае и длились по 3-4 дня.
3-я барыня. К этой ярмарке умельцы всегда старались приготовить свой лучший товар - наиболее яркий и весёлый.
Учитель: Чем интересен этот промысел?
- Итак, все группы предоставили свой отчёт . Наше наглядное пособие готово. Всем спасибо за работу, надеюсь вам понравилось.
- А как вы думаете, всё ли мы узнали о народных промыслах ?
Уч. - Нет
- Я предлагаю вам пополнить наш альбом новой информацией:
- узнать какие ещё существуют народные промыслы России и чем знамениты они.
Конец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубановедение 4 класс. Промыслы и ремёсла на Кубани.
Данный урок расширяет и уточняет знания детей о народных промыслах родной Кубани. Материал урока приобщает детей к историческим и духовныи ценностям родного края....
Кубанские народные ремёсла. Особенности быта и культуры.
Путешествие в далёкое прошлое нашего края. Ребята знакомятся с многообразием народных ремёсел....
урок кубановедения "Промыслы и ремёсла на Кубани"
Данный урок знакомит учащихся с промыслами иремёслами на Кубани....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"
При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...
Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"
При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...
Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла русского народа»
Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла русского народа»...