Кубанские народные ремёсла. Особенности быта и культуры.
методическая разработка (4 класс) по теме
Путешествие в далёкое прошлое нашего края. Ребята знакомятся с многообразием народных ремёсел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanskie_narodnye_remyosla.docx | 74.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель МБОУ СОШ № 9
Емельяненко Е.И.
2011-2012 учебный год
Кубанские народные ремесла.
Особенности быта и культуры.
Цель: дать первоначальное представление о многообразии народных
ремесел родного края; познакомить ребят с терминами промыслы и ремесла
на Кубани, с историей их возникновения, развивать интерес к предмету,
воспитывать уважение к людям труда.
познакомить с символикой рисунков и их смысловым значением;
развивать кругозор;
прививать гордость за свою малую Родину, - ответственность за ее
будущее.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карта Краснодарского края, иллюстрации: посуда, сельскохозяйственный инвентарь, выставка детских работ, презентация.
1.Организационный момент.
КУБАНЬ МОЯ! ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ!
ПШЕНИЦЫ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОЛЯ!
НУ ГДЕ ЕЩЕ ТАКОЕ НЕБО СИНЕЕ?
И ГДЕ ЕЩЕ ТАКИЕ ТОПОЛЯ?
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Основная часть урока.
УЧИТЕЛЬ
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в далекое прошлое нашего края.
– Ребята, как вы понимаете слова «промыслы и ремесла»?
Около двух веков назад появились на нашей земле чубатые переселенцы. Это были КАЗАКИ. Люди жили в шалашах, устроенных из тонких прутьев, крыши прикрывала трава. Затем появились ХАТЫ-МАЗАНКИ из камыша и глины (ПОКАЗ наглядных пособий). Они обзаводились птицей, овцами, рогатым скотом. Жили большими семьями, занимались рыболовством и охотой. В хозяйстве нужны были и орудия труда, и одежда, и предметы домашнего обихода. Многие переселенцы совмещали земледелие с ремеслом.
Знать народные ремесла, имена народных мастеров, это значит лучше понимать свой народ.
- Например, знаете ли вы кто такой ГОНЧАР?
УЧЕНИК
- Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. Хорошо родила земля, обильно политая крестьянским потом. Возникла необходимость в сохранении урожая. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их посуда стала пользоваться спросом. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец.
УЧЕНИК – ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. ГОНЧАРОВ на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В КРЫНКАХ, ГЛЕЧИКАХ хранили варенье всю зиму. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог. Славились гончарным мастерством станицы: ПАШКОВСКАЯ, ГУБСКАЯ, НАДЕЖНАЯ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
УЧИТЕЛЬ
Вскоре гончары стали изготавливать и различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу для пола.
Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.
УЧЕНИК – Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и большие и маленькие, крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья, дворовые ограды – ПЛЕТЕНЬ.
Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
УЧИТЕЛЬ – В станице Марьинской это ремесло сохранилось и сейчас. На рынках Краснодарского края можно увидеть изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно. Физкультминутка:
- Слышали ли вы, ребята, что такое ремесло БОНДАРЯ? (Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду: бочки, кадки, лоханки)
УЧЕНИК – Профессия БОНДАРЯ древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех пор, когда люди начали делать запасы впрок: солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этого нет ничего лучше, чем дубовая бочка. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
УЧИТЕЛЬ – В станице Славянской жил Косьма Скрябин. Он имел столярную мастерскую, где изготавливал шифоньеры, шкафы, стулья, столы. А в 1896 году разбогатев, построил мастерскую с разными цехами: малярным, слесарным, кузнечным.
УЧИТЕЛЬ – На Кубани славились и кузнецы? Кто такой кузнец?
УЧЕНИК – КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает. Прекрасные кузнецы жили в станице Старокорсунской. Они ковали: топоры, подковы, вилы, лопаты и т.п.
УЧИТЕЛЬ -В 1874 году немец Карл Бунк приехал в Россию на поиски счастья. В 1875 году он осел в станице Славяской и открыл КУЗНЕЦУ. Он продавал ПЛУГИ, БОРОНЫ, КОСЫ, СЕРПЫ, ЛОПАТЫ и все по сходной цене и хорошего качества. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
- С какими ремеслами вы познакомились на уроке?
- Кто такие гончары?
- Какую продукцию они изготавливали?
- Кто такие бондари?
- Какие бочки больше славились для солений? Вина (дубовые)?
- Что плели из лозы, соломы, листьев початков кукурузы?
- Кто такие кузнецы? Что они изготавливали?
5.Выставка детских работ. Обратите внимание на выставку ваших работ. Как можно назвать это ремесло? (Рукоделие)
6. Практическая работа.
Ребята получают фотографии с изображением какого-либо ремесла, называют его и переходят к практической работе.
Дети получают заготовки из картона форм кувшинов, им нужно их расписать в соответствии символикой рисунков народных ремесел.
1. Знак плодородия, изобилия, удачи
2.Знак засеянного поля
3.Знак земли.
4.Знак земли с запасами воды.
5.Знак земли с семенами
6. Знаки дождя
7. Знаки, изображающие солнце.
8. Знак сытости жизни.
7. Выставка детских эскизов
- А теперь посмотрим, что получилось у вас.
8. Итог
-Знакомиться с кубанскими народными ремеслами мы будем и в дальнейшем, посещая музеи, выставки, совершая экскурсии. Ведь интересно узнать о таких кубанских народных ремеслах, как:
- Художественная обработка соломы.
- Художественная обработка кукурузной шелухи.
- Художественная обработка кости.
- Художественная обработка камня.
- Художественная обработка рога.
- Художественная обработка стекла.
- Художественная обработка кожи.
- Обработка камней.
- Вышивка.
- Мережка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения "Народные ремёсла"
Урок богат по содержанию, оригинален по форме и методам обучения, атмосферой взаимного делового творческого сотрудничества учителя и детей. Серьёзное внимание учитель обращает на развитие у дете...
Легенды Тамани. Особенности быта и культуры
Презентация по предмету "Кубановедение" на тему: Легенды Тамани. Особенности быта и культуры казачества....
«Народные ремёсла Кубани.»
- Ребята, мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды....
«Народные ремёсла Кубани»
Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была кубанская прир...
урок "Народные ремёсла"
Урок разработан в рамках ФГОС для 3 класса УМК 21 век по предмету окружающий мир тема " Народные ремёсла"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные ремёсла"
Народное декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей. Оно учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в ...
Конспект кружка на тему "Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села."
Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села....