Этикет в школе
методическая разработка (2 класс)
Предварительный просмотр:
Школа вежливости
Воспитатель группы продленного дня
Перепелицина Ульяна Васильевна
Клубный час «Школьный этикет»
с применением мультимедиа
Цели и задачи:
рассказать детям как правильно и тактично обращаться с просьбами, известиями о новостях, как приятных, так и неприятных.
повторить правила вежливости, работать над вежливым, тактичным тоном.
воспитывать уважение и доброе отношение к людям
научить детей пользоваться полученными на уроке знаниями.
Оборудование: учебники по азбуке нравственности, костюмы Буратино, Мальвины, вороны , лисицы..
Ход мероприятия
Организационный момент.
Сегодня к нам придут в гости Пьеро, Буратино и Мальвина. Они будут вместе с нами изучать правила этикета. А вот и Пьеро. Здравствуй Пьеро, а где же Буратино и Мальвина? Здравствуйте они придут попозже.
Воспитатель: Ну, а пока они в пути, мы с вами попробуем предположить, что же такое этикет? (ответы детей)
Когда мы встречаемся с новым человеком, мы, прежде всего, обращаем внимание на его манеры. Хорошие манеры мы называем этикетом. Этикет – французское слово и обозначает оно «ярлык, этикетка, порядок проведения церемонии». Этикет – это установленный порядок поведения в обществе.
Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. Сравните, и скажите, что будет более этичным:
вежливое положение лицом к говорящему
совершенно невежливое – спиною к нему.
В этических целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы…) особенности одежды хорошо показывают, как мы понимаем обстановку (парадная форма или школьная будничная)
Школьную форму надо содержать в порядке. Она должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка, банты. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак.
Идя в школу, ученики должны выглядеть ученики?
Они должны выглядеть чисто и опрятно и скромно.
Сейчас послушайте историю про Полину, о том, как она оделась в школу. История в стихах, некоторые слова отсутствуют. Но думаю, что вы сумеете их отгадать и произнести хором.
Сценка.
Полина в школу собиралась
И как для бала одевалась:
Наряд блестел, переливался -
Весь класс гурьбой смотреть сбежался. - Какое платье! Загляденье! Да! Но при чём же здесь ученье?!
Ведь в школе всем учиться надо,
А не рассматривать наряды. Здесь, чтоб не отвлекать друзей,
Носи одежду поскромней.
Молодцы, ребята. Все отгадали. Никогда не забывайте про эти слова. А для того, чтобы вы лучше запомнили самые необходимые, дорогие слова, мы с вами в заключение проведем игру.
Игра «Вежливые слова»
Воспитатель держит в руках три картонных кружка. Один окрашен в зеленый цвет, второй в оранжевый, третий кружок белый.
- Показываю их ребятам и говорю:
- Когда я покажу зеленый кружок, вы все кричите “Спасибо!”, когда оранжевый “Пожалуйста!”, а когда белый - “Извините”.
(Дети играют)
- Вот ответьте, пожалуйста, на вопрос: что нужно уметь, чтобы быть хорошим школьником?
Ответы детей: Читать, писать, считать.
Учитель: Многое вы перечислили правильно, но забыли очень важное: ученики должны бережно относиться к школьному имуществу: не писать на партах и стенах, не ломать мебель, убирать за собой мусор. Учебники и тетради должны быть обёрнуты. Складывать их надо аккуратно, не помяв листы.
Стихотворение.
Главный помощник в учёбе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты береги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему -
Будь благодарен за это ему!
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше…
Манера общения
Воспитатель: Уметь себя вести - значит быть таким, чтобы любому было смотреть на тебя приятно, играть с тобой весело и дружить - интересно. Человек, умеющий себя вести, называется вежливым. Древнее слово вежа, значит знаток, знающий, как себя вести с людьми. Вот давайте подумаем, как мы должны поступать в самом начале, когда встречаемся друг с другом.
Ученик, придя в школу, должен поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе, сказав каждому: «Здравствуйте!» Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!» При обращении друг к другу надо быть вежливым, не грубить.
А бывает по-другому. Послушайте стихотворение (стихотворение рассказывает ученик)
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут,…а в прочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае “Здорово!”
Он вместо “ Здравствуй” говорит.
А вместо слова “До свидания”
Не говорит он ничего.
Иль заявляет на прощанье:
“Ну, я пошел. Пока! Всего!”
(А. Барто)
Учитель: - Как вы могли бы охарактеризовать школьника?
Дети: Он не вежливый.
Учитель: Что можно ему посоветовать?
Дети: - Не лениться, здороваться. Научиться правильно здороваться и прощаться.
- Надо говорить приветливо “Здравствуйте” или “Здравствуй”.
- А прощаясь говорить “До свидания!”
Поведение в школе. А как вы себя ведете в школе?
Сейчас послушайте советы как вести себя в школе. (читает Пьеро)
Ещё совет ученикам:
Когда учитель входит к вам,
Пусть каждый ученик встаёт,
Чтоб оказать ему почёт.
Учитель скажет вам: «Садитесь!»
На место тихо опуститесь.
На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать на посторонние темы. Когда учитель объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай.
На переменах нельзя бегать по классу и по коридору. Надо помнить о правильном поведении в столовой.
Послушайте стихотворение (стихотворение рассказывает ученик)
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои.
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел – и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли Мальвина и Буратино. Они хотят поговорить с нами о вежливости. Постараемся встретить Мальвину и Буратино, как полагается воспитанным людям. (Инсценировка).
Входят Мальвина и Буратино, между ними завязывается диалог.
Мальвина: (приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу) Здравствуйте!
Мальвина: Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино: Невеселый я сегодня и все. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Что с тобой случилось. Может быть, тебе нужна моя помощь?
Буратино: Вот еще чего!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.
Буратино: Подумаешь - тон! Вот некоторые не понимают шуток вот это беда. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, понятно, засмеялся и спросил его: “Ну, как мягкая посадка?” А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?
Мальвина: (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро, почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Дети:
- Пьеро и так было неудобно, что он оказался таким неловким.
- Пьеро было больно, ему надо помочь, а не шутить.
Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят. Есть такие дети, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Ребята, ладно, не обижайтесь. Ой, я придумал давайте вместе будем исправляться. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Очень хорошо ты придумал Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого - дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: “ Слово лечит, слово и ранит”.
Воспитатель: При помощи слов мы обращаемся к кому-то. В нашей сценке кто к кому обращался?
(Мальвина к Буратино)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру. «Будь внимателен» я вам буду читать предложения, а вы скажете, что в них общего?
- Мама, скажи, который час?
- Людмила Ивановна, какой у нас следующий урок?
- Бабушка, испеки, пожалуйста, пирожков.
- Марина, ты уже сделала уроки?
- Доктор, а это лекарство горькое?
(Сначала кого-то называют, а потом что-то сообщают или просят)
Какой тон должен соблюдаться при обращении?
(Обращение должно быть, ласковым, вежливым.)
Воспитатель. Давайте представим с вами ситуацию, когда вам надо к кому-то обратиться, о чем то спросить, например на улице, в магазине, транспорте.
Какие используете слова? С чего начнете?
Этичнее и тактичнее вместо обращения либо с обращением вместе использовать слова: «Будьте добры», «Скажите, пожалуйста», « Простите, пожалуйста».
Что вы заметили в этих обращениях? (К незнакомым людям, старшим вас используем обращение Вы)
А обращение к родным, какими словами сопровождаем? (тренинг) (бабулечка, дорогая, мамочка, любимая…)
Молодцы.
Пьеро: Ребята, я кажется все правила этикета выучил и хочу рассказать, но если я неправильно буду рассказывать или растеряюсь и забуду, вы мне подскажете?
Пьеро читает стих, дети произносят пропущенные слова
Во дворе и школьном классе,
Дома и когда в гостях,
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Этикет – не этикетка
И не новенький костюм:
Это жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Он всегда всюду нужен,
На любой твоей тропе.
С этикетом если дружен,
Не окажешься в беде.
Дети вместе с Буратино и Мальвиной:
Надо помнить всем всегда:
«Вежливость всегда права!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи занятия:1. Познакомить детей с правилами этикет...
Открытый урок: "В гостях у дедушки этикета" . Кружок: "Школа поведения".
2014-2015 учебный год...
Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"
Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...
Сокращённый классный час Этикет в школе нравственные чувства 3 класс
Направление: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.Тема: Этикет в школеЦель: создание условий для воспитания у детей нравственных чувств и этического сознания.Задачи:Активизация познава...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о понятии «этикет», об истории его возникновения и его роли в обществе. Задачи урока Дидак...