Рабочая программа "Веселая грамматика"
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Выписка из образовательной программы
начального общего образования,
утверждённая приказом
№ 559-0 от 28.08.2018г
Программа курса
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Веселая грамматика»
Автор-составитель:
Кускова Екатерина Владимировна,
учитель начальных классов
Рассчитана на детей 10 - 11 лет
Срок реализации программы: 1 год
с. п. Салым
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Занимательный русский язык» способствует развитию познавательных способностей обучающихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Программа курса внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработана на основе программы Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемым результатам начального общего образования. Программа относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения раскрывают новые социальные запросы, которые определяют цели современного образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это предполагает, что современный ученик не только должен усваивать определённый объём знаний, но и учиться сотрудничать со сверстниками и взрослыми в ходе познавательной деятельности, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с различными видами информации и т.д. На обеспечение условий для индивидуального развития, стимулирование познавательного интереса, выявление талантливых детей и направлена программа организации внеклассной деятельности младших школьников «Занимательная математика».
Уровень программы – углубленный, который предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Направление данной программы – общеинтеллектуальное.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке, но и расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Курс «Занимательный русский язык» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен и разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку.
Цель и задачи программы
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- Работа над темой занятия.
- «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
- Продолжение работы над темой.
- «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса. Программа рассчитана на реализацию в течение одного года (34 учебных часа, 1 раз в неделю) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- актуальность;
- научность;
- системность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса в 4-ом классе является формирование следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни общества;
- уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
- понимать необходимость быть носителем правильной речи;
- проявлять интерес к изучению родного языка.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,
- проговаривать последовательность действий,
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради,
- работать по предложенному учителем плану,
- отличать верно выполненное задание от неверного,
- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
- слушать и понимать речь других,
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 4-ом классе являются формирование следующих умений:
- распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
- отличать признаки основных языковых единиц;
- различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;
- иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;
- знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
- уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;
- творчески мыслить при решении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | ||
Фонетика | 2 | 1 | 1 |
Словообразование | 5 | 2 | 3 |
Лексика | 9 | 3,5 | 5,5 |
Морфология | 6 | 2,5 | 3,5 |
Пословицы и поговорки | 2 | 2 | |
Игротека | 10 | 10 | |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание разделов программы
Тема 1. Фонетика
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
И снова о русском языке… | 1 | 06.09 | ||
Крылатые слова и афоризмы | 1 | 13.09 | ||
Копилка занимательных заданий | 1 | 20.09 | ||
Игротека | 1 | 27.09 | ||
Об именах | 1 | 04.10 | ||
О русских фамилиях | 1 | 11.10 | ||
В поисках сбежавших головоломок | 1 | 18.10 | ||
Игротека | 1 | 25.10 | ||
Мы играем в логогрифы | 1 | 08.11 | ||
Учимся распознавать речевые ошибки | 1 | 15.11 | ||
Коллекция заморочек | 1 | 22.11 | ||
Игротека | 1 | 29.11 | ||
Ох уж эти фразеологизмы!... | 1 | 06.12 | ||
Работаем над рифмами | 1 | 13.12 | ||
Словесные забавы | 1 | 20.12 | ||
Игротека | 1 | 27.12 | ||
Продолжаем работу над фразеологизмами | 1 | 17.01 | ||
Русские пословицы и поговорки | 1 | 24.01 | ||
Ассорти для любителей русского языка | 1 | 31.01 | ||
Игротека | 1 | 07.02 | ||
И снова о фразеологизмах | 1 | 14.02 | ||
Однородные члены предложения | 1 | 21.02 | ||
Ошибочка вышла!... | 1 | 28.02 | ||
Игротека | 1 | 06.03 | ||
Про омонимы и их разновидности | 1 | 13.03 | ||
Еще немного фразеологизмов | 1 | 20.03 | ||
В стране Перевертундии | 1 | 03.04 | ||
Игротека | 1 | 10.04 | ||
Что такое «паронимы» | 1 | 17.04 | ||
Запоминаем словарные слова | 1 | 24.04 | ||
31 июня | 1 | 08.05 | ||
Игротека | 1 | 15.05 | ||
Повторяем… | 1 | 22.05 | ||
Повторяем… | 1 | 29.05 |
Описание материально-технического обеспечения курса:
- Книгопечатные пособия:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2018.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2018.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Цифровые ресурсы:
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по русскому языку для начальной школы.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
- Техническое оборудование:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- документ-камера;
- мультмедиапроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Занимательная грамматика"
Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Рабочая программа "Занимательная грамматика".
Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....
Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.
ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"
Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....