Скулшутинг: кто понесет ответственность и как его предотвратить?
статья (3 класс)
Скулшутинг (или колумбайн) — вооруженное нападение ученика школы или стороннего человека на учащихся внутри образовательного учреждения. Характерный признак скулшутинга — отсутствие конкретной цели нападения, а также тот факт, что исполнителем обычно становится ребенок — участник образовательного процесса. В уголовном кодексе существует ряд статей, применяемых к различным сторонам конфликта, от родителей и их детей до образовательных организаций, связанных с последствиями скулшутинга. В частности, статья 105 Уголовного кодекса «убийство», статья 111 «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и другие, не менее суровые преступления. Важно отметить, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. За ряд преступлений уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста, например, за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, террористический акт, незаконные приобретение, хранение, перевозку, ношение, изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также захват заложника и др. При этом, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. В зависимости от обстоятельств произошедшего к ответственности могут быть привлечены и родители ребенка, и сама образовательная организация. Степень вины той или иной стороны определяется в каждом конкретном случае отдельно. Законодательство предусматривает гражданскую ответственность (это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред, причиненный несовершеннолетним), а также административную и уголовную ответственность. Иначе говоря, за действия подростка будут отвечать и его родители, и он сам, и должностные лица, допустившие халатность. Действующее законодательство возлагает ответственность на образовательную организацию за обеспечение антитеррористической защищенности.
В целях предупреждения скулшутинга образовательная организациия должна предпринять комплекс мер: организация пропускного режима в образовательной организации и на ее территории, в частности – оснащение рамками металлодетекторов, системой охраны и видеонаблюдения. периодический обход и осмотр образовательной организации и ее территории, включая систему подземных коммуникаций. назначение лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий); установление порядка эвакуации лиц, находящихся на территории образовательной организации в случае угрозы совершения террористического акта, проведение учений, тренировок; информирование работников о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), проведение инструктажа и практических занятий по действиям в подобных ситуациях; взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам противодействия скулшутингу. Кроме мер, направленных на антитеррористическую защищенность образовательной организации, руководству и педагогическому составу необходимо обращать внимание и на социально-психологические факторы: 1. Отношения с ребёнком внутри семьи. Семья — главный авторитет для ребёнка. Это пространство, где устанавливаются моральные ценности и формируется картина мира. 2. Поведение подростка в школе. Ребёнок, часто проявляющий агрессию по отношению к учителям, сверстникам и животным тоже находится в зоне риска. Агрессия часто представляет из себя не более чем пассивный механизм защиты. Важно отметить, что подросток порой не проявляет себя в прямых конфронтациях. От учителей, родителей и людей, знакомых с нападавшим, можно услышать характеристики вроде: «он был очень тихий, замкнутый в себе», «никого не обижал, он на такое не способен!». На самом деле это поведение — одна из форм агрессии. И проявляется оно из-за недостатка внимания от родителей и непринятия нападавшего сверстниками. 3. Психологические травмы нападавшего — тоже важный фактор скулшутинга. Систематическая травля в школе, вызывающая суицидальные настроения, и нарастающая внутренняя агрессия заставляют подростка совершить что-то яркое перед своей смертью, являющейся основным финалом любого плана нападения на школу. 4. Психические заболевания. Психолого-психиатрическая экспертиза зачастую помогает предотвратить случаи скулшутинга. Общение психолога с ребёнком позволяет глубже понять и прочувствовать весь груз жизни подростка, кажущийся ему невыносимым. Беседы с родителями тоже крайне важны, чтобы оказать помощь ребенку не только во время нахождения в школе, но и дома. Внимание со стороны родителей, адаптация трудных подростков в обществе, своевременная помощь специалистов в совокупности с антитеррористическими мероприятиями помогут избежать вооруженных нападений среди подростков. Юристы «Право Просвещения» призывают родителей быть внимательными к своим детям и не стесняться обращаться к специалистам, чтобы предотвратить трагедию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Скулшутинг (или колумбайн) — вооруженное нападение ученика школы или стороннего человека на учащихся внутри образовательного учреждения. Характерный признак скулшутинга — отсутствие конкретной цели нападения, а также тот факт, что исполнителем обычно становится ребенок — участник образовательного процесса. В уголовном кодексе существует ряд статей, применяемых к различным сторонам конфликта, от родителей и их детей до образовательных организаций, связанных с последствиями скулшутинга. В частности, статья 105 Уголовного кодекса «убийство», статья 111 «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и другие, не менее суровые преступления. Важно отметить, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. За ряд преступлений уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста, например, за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, террористический акт, незаконные приобретение, хранение, перевозку, ношение, изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также захват заложника и др. При этом, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
В зависимости от обстоятельств произошедшего к ответственности могут быть привлечены и родители ребенка, и сама образовательная организация. Степень вины той или иной стороны определяется в каждом конкретном случае отдельно. Законодательство предусматривает гражданскую ответственность (это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред, причиненный несовершеннолетним), а также административную и уголовную ответственность. Иначе говоря, за действия подростка будут отвечать и его родители, и он сам, и должностные лица, допустившие халатность. Действующее законодательство возлагает ответственность на образовательную организацию за обеспечение антитеррористической защищенности. В целях предупреждения скулшутинга образовательная организациия должна предпринять комплекс мер: организация пропускного режима в образовательной организации и на ее территории, в частности – оснащение рамками металлодетекторов, системой охраны и видеонаблюдения. периодический обход и осмотр образовательной организации и ее территории, включая систему подземных коммуникаций. назначение лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий); установление порядка эвакуации лиц, находящихся на территории образовательной организации в случае угрозы совершения террористического акта, проведение учений, тренировок; информирование работников о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), проведение инструктажа и практических занятий по действиям в подобных ситуациях; взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам противодействия скулшутингу.
Кроме мер, направленных на антитеррористическую защищенность образовательной организации, руководству и педагогическому составу необходимо обращать внимание и на социально-психологические факторы: 1. Отношения с ребёнком внутри семьи. Семья — главный авторитет для ребёнка. Это пространство, где устанавливаются моральные ценности и формируется картина мира.
2. Поведение подростка в школе. Ребёнок, часто проявляющий агрессию по отношению к учителям, сверстникам и животным тоже находится в зоне риска. Агрессия часто представляет из себя не более чем пассивный механизм защиты. Важно отметить, что подросток порой не проявляет себя в прямых конфронтациях. От учителей, родителей и людей, знакомых с нападавшим, можно услышать характеристики вроде: «он был очень тихий, замкнутый в себе», «никого не обижал, он на такое не способен!». На самом деле это поведение — одна из форм агрессии. И проявляется оно из-за недостатка внимания от родителей и непринятия нападавшего сверстниками.
3. Психологические травмы нападавшего — тоже важный фактор скулшутинга. Систематическая травля в школе, вызывающая суицидальные настроения, и нарастающая внутренняя агрессия заставляют подростка совершить что-то яркое перед своей смертью, являющейся основным финалом любого плана нападения на школу.
4. Психические заболевания. Психолого-психиатрическая экспертиза зачастую помогает предотвратить случаи скулшутинга. Общение психолога с ребёнком позволяет глубже понять и прочувствовать весь груз жизни подростка, кажущийся ему невыносимым. Беседы с родителями тоже крайне важны, чтобы оказать помощь ребенку не только во время нахождения в школе, но и дома. Внимание со стороны родителей, адаптация трудных подростков в обществе, своевременная помощь специалистов в совокупности с антитеррористическими мероприятиями помогут избежать вооруженных нападений среди подростков. Юристы «Право Просвещения» призывают родителей быть внимательными к своим детям и не стесняться обращаться к специалистам, чтобы предотвратить трагедию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы
Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.Цель занятия:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания де...
Исследовательская работа "Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
Исследовательская работа...
ответственность родителей за обучение и воспитание детей
уважаемые коллеги! публикую данный правовой лекторий вам в помощь при работе с нерадивыми родителями....
«Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».
Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, расте...
Классный час "Поступки и ответственность"
Классный час на тему: «Поступки и ответственность: вместе или врозь». Цели:Знакомство учащихся с понятиями «поступок», «проступок», «ответственность», с их значением в жизни человека.Задачи:- По...