Дети -Войны
план-конспект занятия (2 класс)
Конспект внеурочного занятия Дети войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnogo_zanyatiya.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
2018
Конспект внеурочного занятия
Направление развития личности (направление ВД): духовно- нравственное
Класс: 3
Форма организации внеурочного занятия: тематическое занятие
Тема: Дети войны
Цель: Познакомить обучающихся с жизнью детей во время великой отечественной войны.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о Великой отечественной войне.
Развивающие:
- формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.
Воспитательные:
- воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
Оборудование и наглядные материалы: конспект занятия, м/м презентация
Методы и приемы обучения, используемые на данном внеурочном занятии: словесный, наглядный, практический, прием гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили.
Виды внеурочной деятельности, организуемые на данном занятии: познавательная.
Ход занятия.
- Организационный момент
- Приветствие (фронтально)
Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг –
Тревожный голос Левитана:
- Внимание, товарищи, война!
Война!…Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы
Все встали на борьбу и стар, и мал.
На землю нашу грозно враг ломился
Под орудийный грозовой раскат…
И пионер солдатом становился
И воевал бесстрашно, как солдат...
- Сообщение темы и целей занятия
1) Формулирование темы и целей (Фронтально)
Тебе сейчас 9 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в поселке, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны когда тебя будят, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.
И вдруг… (Звучит фонограмма сообщения «От Советского Информ Бюро»)
Это был день начала войны: 22 июня 1941года. (слайд №3, 4).
- Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
- Война оставила неизгладимый след в судьбах миллионов людей. Война уничтожила надежды, лишила жизней. Не пощадила и детей Во время II мировой войны погибло 13 млн. детей.
- Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?
- Что помнят они? Что могут рассказать?
- Кому будет посвящено наше занятие?
- Правильно, наше занятие будет посвящено детям Великой Отечественной войны.
Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны.
- Основной этап
1)Рассказ учителя о детях войны с элементами беседы (Фронтально)
- Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”. Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
- В 1941 фабрики и заводы страны остались без рабочих.
-Почему на фабриках и заводах стало мало рабочих?
- В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену.
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – 1 ребенок.
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все – посмертно
2) Рассказ о подвигах детей на войне (Фронтально)
- Сегодня мы вспомним некоторых юных героев войны.
Лёня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
- Об этом мальчике есть рассказ Юрия Королькова «Лёня Голиков».
- Каким вы себе представили Лёню?
- Что запомнилось вам больше всего?
- Вы бы смогли повторить подвиг Лёни?
Валя Котик
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
- Дети войны прошли все испытания и боль наравне со взрослыми. Дети были в эвакуации, попадали под обстрелы. Умирали в застенках концлагерей. Дети умирали от голода в блокадном Ленинграде.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть с лица земли город Ленинград. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов.
Единственным путем снабжения города в зимний период оставалось Ладожское озеро. Этот маршрут, по которому днем и ночью в любую погоду ходили тихоходные баржи летом или мчались грузовики в зимнюю пору, был неизбежно уязвим для воздушных налетов немцев. Тем не менее, именно он получил название «дороги жизни».
Проверяя ленинградцев на прочность, фашисты лишили их всего, еды, электричества, водоснабжения, город постоянно подвергался обстрелам. Люди ходили за водой к Ладожскому озеру, грелись в своих квартирах около печек буржуек. Особенно тяжело было детям.
- Нельзя не забыть о детях блокады.
- Послушайте внимательно стихотворение о детях блокады, а потом ответьте на вопрос какого же им было.
Дети блокады
Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Автор: Лев Зазерский
-Ребята, подвиг этих детей мы должны сохранить в нашей памяти, как вы думаете, что бы вы могли сделать во имя памяти этих ребят? (ценить мир, дружбу, бережно относится к тому, что имеем, уважительно относится к ветеранам)
-Можно ли разбрасываться хлебом, зная, что 76 лет назад, такой кусочек хлеба мог бы продлить жизнь какому-нибудь ребёнку
IV. Подведение итогов. Рефлексия.(Фронтально)
- Ребята, о ком мы сегодня говорили?
- Так было ли детство у тех ребят, которые росли в годы войны?
- В какой день они были по - настоящему счастливы?
- Почему эти дети, чьи отцы и матери погибали на войне, не чувствовали себя одинокими, обездоленными?
- Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Дети военной поры! Самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Откуда они брали такие силы. Проявляли такой героизм! Трудно даже поверить! Но это было! И никогда не должно повториться! И пока еще можно взглянуть в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах. Дети Войны – дети, не знавшие детства живут рядом с нами. Я думаю, что каждый из нас вынес урок с этого классного часа. Чем сейчас мы можем помочь им, как вернуть наш долг?
Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило Солнце в гари,
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были чёрными берёзы
Долгие года,
Были выплаканы слёзы
Вдовьи – навсегда.
Эта память – верьте, люди,
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»
Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...
Статья "Дети войны" к 70-летию Великой Отечественной войны
Статья об истории моего отца - ветерана труда....
"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны" «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”
1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с...
«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны
Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...
Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».
Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...
Великая Отечественная война: лица победы, дети войны
Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...