"Откуда хлеб пришёл?"
методическая разработка (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_otkuda_hleb_prishyol.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Откуда хлеб пришёл?»
Содержание:
Проблема: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и в наше время; разъяснить, что хлеб – это итог работы многих людей.
Задачи:
- образовательные: 1) познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; 2) как это делают в наше время; 3) обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий; 4) обогащать словарный запас детей; 5) учить образовывать родственные слова; 6)активизировать словарь детей русскими пословицами, поговорками и стихами о хлебе.
- развивающие: развивать память, воображение и наблюдательность.
- воспитательные: 1) воспитывать бережное отношение к хлебу; 2) на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопёкам).
Оборудование к занятию: проектор, колоски пшеницы, мяч, сундучки, хлеб (белый и чёрный), хлебобулочные изделия, два каравая, рушник.
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и песен о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков пшеницы и ржи; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
Методические приёмы: загадки; вводная беседа; вопросы к детям; электронная презентация «Откуда хлеб к нам пришёл?»; игры, психогимнастика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями, садятся на подушки.
Воспитатель: Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
«Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился,
То в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто…
Вырос он под синим небом.
И пришёл на стол он… (хлебом)»
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку.
На пректоре слайд №1.
Воспитатель: А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Верно, молодцы! Хлеб – это продукт, который мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? (из муки) А какая бывает мука? (пшеничная, ржаная) Какой хлеб получается из пшеничной муки? (белый) А из ржаной? (тёмный)
- БЕСЕДА О ХЛЕБЕ
Воспитатель: Давайте сейчас отправимся в путешествие и узнаем, откуда хлеб попал к нам на стол.
На проекторе слайд №2
Воспитатель: Куда мы пришли? (на поле) Что видим там? (трактор пашет землю) Для чего он это делает? (чтобы земля стала мягкая, пушистая, чтобы зёрнам было уютно, и они не остались на поверхности)
На пректоре слайд №3
Землю вспахали, а потом что делают в поле? (сеют зерно).
На проекторе слайд №4
Правильно, а делают это специальные машины-сеялки. А что нужно для того, чтобы ростки проросли? (солнце, вода, удобрения)
На пректоре слайд №5
Солнышко согрело зёрна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зёрна проросли – первые ростки пшеницы называются всходы.
На пректоре слайд №6
Всходы росли дальше и превратились во что? (в колоски)
На пректоре слайд №7
Когда колоски созревают, какого цвета они становятся? (жёлтого)
На пректоре слайд №8
Затем комбайны убирают пшеницу.
На пректоре слайд №9
Время уборки называется жатвой.
У нас есть собранные колоски, возьмите себе по колоску. Рассмотрите их, какие они (пузатые, колючие, много зёрнышек). Сможем ли мы руками достать зёрна из колосьев? Нет, у нас ничего не получится, поэтому зёрна молотит специальная машина.
На пректоре слайд №10
А зачем зёрна достают? (из них делают муку, измельчают) А из муки? (замешивают тесто и делают хлеб).
На пректоре слайд №11
Правильно, ребята, в наше время пшеницу измельчают на мукомольных заводах.
На пректоре слайд №12
Зёрна перетирают в порошок, а затем раскладывают по пакетам, и уже в пакетах мы покупаем её в магазине.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников-машин: это трактора, сеялки, комбайны. А сейчас, мы с вами поговорим о том, как раньше на Руси выращивали хлеб.
Воспитатель: Представьте, что вы красны девицы и добры молодцы. Пришло время засеивать поля. К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Но до этого надо было вспахать землю.
На пректоре слайд №13
Сейчас это делают трактора, а как вы думаете, чем раньше пахали поля? (плуг и лошадь)
Итак, земля вспахана, и крестьяне с лукошком выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идёт сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели (дети показывают, как разбрасывать зёрна). А как вы думаете, какая погода должна быть в этот день? (безветренная) Почему? А что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождей в меру) Вот и кликали люди дождик, когда погода была засушливая:
На проекторе слайд №14
«Дождик, дождик поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки»
Воспитатель: Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
Хлеб – всему голова.
Всякое семя знает своё время.
Труд земледельца велик и почётен.
Весенний день год кормит.
Кто спит весною – плачет зимою.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хочешь, есть калачи – не лежи на печи.
- ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ О ХЛЕБЕ
Воспитатель: Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора собирать урожай. В старину делали это так.
На проекторе слайд №16
Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.
На проекторе слайд №17
Но колосья надо было ещё обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зёрна, а для этого брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам.
На проекторе слайд № 18
Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из неё готовили много всего вкусного, а самое главное хлеб.
На проекторе слайд №19
Посмотрите на экран, какие мельницы были в старину (водяные и ветряные).
Проектор на время отключается.
- СТИХИ О ХЛЕБЕ
Воспитатель: А сейчас дети расскажут нам стихотворения о хлебе.
Дети рассказывают стихотворения.
«Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют»
«Сеют в поле зёрна раннею весной,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру весёлом зашумят колосья.
Будет урожайной золотая осень»
«Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора,
И другие, все кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
воробью достанутся»
Воспитатель: Стихи вы хорошо читали, молодцы.
- КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его. Правда, хорошие слова? Как народ работал в старину в поле, мы узнали. Ребята, трудолюбивый ли русский народ. А знаете ли вы, что хлеб на Руси называли каравай.
Сейчас Лера расскажет нам стихотворение.
Лера рассказывает стихотворение:
«Ветер спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ
Колоски шелестят:
- Золотые руки растят!»
Воспитатель: Что за золотые руки растят хлеб? Молодцы, это руки людей, которые помогают маленькому зёрнышку стать караваем. Это и землепашцы, и сеятели, и комбайнёры, и те, кто работает на мукомольных заводах и на хлебопекарнях. Труд, забота и душа очень многих людей заложены в каждую буханку хлеба. Поэтому как нужно обращаться с хлебом? (бережно, не крошить хлеб за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько можешь съесть) За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам подарок – каравай.
Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Воспитатель разрезает каравай, и дети угощают гостей.
Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдём в группу. У нас будет чаепитие с караваем.
На проекторе слайд №20
Воспитатель: Спасибо за внимание! Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему "Откуда хлеб на стол пришёл?"
ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.ЗАДАЧИ:- раскрыть значение хлеба в жизни челов...
Учебный проект "Откуда хлеб пришел"
Проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром, стимулирует потребность ребенка в самореализа...
Откуда хлеб к нам пришел.
Сценарий праздника...
классный час "Откуда хлеб пришел?"
Откуда хлеб пришелЦели:1. Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.2. Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, пре...
откуда хлеб к нам пришёл
презентация - иллюстрация рассказа о том, как люди получают хлеб....
Откуда хлеб пришел
разработка классного часа о хлебе...
Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.
На уроке дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений о профессиях, поймут, почему и ка...