Откуда хлеб к нам пришел.
методическая разработка (3 класс) по теме

Сценарий праздника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tak_i_est.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Так и есть, мотор заело.

                               Как хлеб на стол пришел.

Учитель. Разгадайте загадку.

                              Рос сперва на воле в поле,

                             Летом цвел и колосился,

                             А когда обмолотился,

                             Он в зерно вдруг превратился,

                             Из зерна – в муку и тесто…

                             Вырос он под синим небом

                             И пришел на стол он …  

Дети. Хлебом.

Учитель. Что мы называем хлебом? О каком хлебе идет речь в загадке?

                  Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

                  Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас: «Что такое хлеб?

Ученица читает стихотворение.

Ученица.     Только снег сошел в апреле,

                      Как поля зазеленели.

                      Мы говорим «Хлеб».

                                 Золотой простор бескрайний.

                                 Там работают комбайны.

                                 Мы говорим: «Хлеб».

                                              Вот зерно течет рекой,

                                              Чтобы сделаться мукой.

                                              Мы говорим: «Хлеб».

                       Тесто кружится в квашне,

                       Запекается в огне.

                       Мы говорим: «Хлеб».

                                 Ешь его, расти и помни:

                                 В мире нет труда огромней,

                                 Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб!

Учитель. Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ну а все же, как приходит этот хлеб к нам на стол? Об этом-то как раз и начинается рассказ…

Инсценировка «Как Рома узнал о хлебе».

Квартира. Стол, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.

Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?

Бабушка. Набедокурил – не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Филипповичем.

Иван Филиппович.  Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.

Рома. Как это?

Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы этот хлеб тебе на стол положить, сначала надо было…

Рома. Купить его в булочной!

Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай… Это случилось давным-давно – много тысяч лет назад.  Ранним утром обитатели стойбища готовились заняться каждый  своим обычным делом. Мужчины  собирались на охоту, женщины и ребятишки – за своей добычей – в зеленые заросли.

     Мужчины отправились охотиься на зверей. У детей и женщин – своя охота. Поймают кузнечика, ящерку, улитку – в плетенку их. Орех, гриб, луковица, ягода – все сгодится. И под землей есть для них пища – съедобные корешки, клубеньки.

     Особенно радостно было нашим собратьям, когда удавалось найти         колоски с зернышками. Малы зернышки – нечастая это находка, зато какие сытные. Раздробил камнем, смочил водой – готовы колобок или вкусная кашица. Особенно старалась девочка по имени Ди с голубым перышком в волосах. Она оказалась везучей – собрала зерен целый кузовок.

    Перед самым заходом солнца женщины-собирательницы, кликнув разбредшихся по полю ребятишек, отправились домой

     Тут-то и приключилось все. По пути к той лесной поляне, где собирательницы корешков договорились встретиться, вдруг что-то совсем рядом зашуршало Ди невольно обернулась и увидела ядовитую змею.

     Ди закричала от ужаса, бросилась бежать и с перепугу выронила из рук полный доверху кузовок.

     Беда и радость ходят рядом. Столько было зернышек – ничего не осталось!

     И охотники вернулись без добычи – злые, голодные. Заклинания не помогли. Одна надежда на успех женщин и детей. Ох, и досталось же бедной Ди! И так все голодные, а эта растяпа все добро растеряла!

     Прошел год. За это время Ди и думать забыла о рассыпанных зернышках и о том, как ее за это наказали. И вот однажды она вновь очутилась на том злополучном месте. Впрочем, место ей теперь показалось вовсе не злополучным, а наоборот счастливым. Там, где Ди рассыпала кузовок зерна, ей теперь удалось собрать их чуть ли не в сто раз больше. Каждое потерянное ею  зернышко проросло в земле, обернулось стебельками, в колосьях которых налилось много-много золотистых зернышек. Не было бы счастья, да несчастье помогло!

Иван Филиппович.  Никто на свете не знает, была ли на самом деле такая девочка по имени Ди. Но точно известно: благодаря похожим случаям люди узнали, что рассыпанные и, казалось бы, навсегда пропавшие хлебные зернышки вовсе не пропадают. Из них вырастают колосья.

     Но почему бы зернышки тогда не сеять, то есть не рассыпать нарочно? С той поры все и началось. Люди догадались также и о том, что зернышки любят землю вскопанную, мягкую, удобренную, влажную. А чтоб сделать ее такой, нужны специальные земляные инструменты, орудия, техника.

Но это совсем другая история.

Учитель. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы – солнце, дождь, земля м великий честный труд.

Иван Филиппович.    Ведь не сразу стали зерна

                                       Хлебом тем, что на столе.

                                       Люди долго и упорно потрудились на земле!

Бабушка. Вот по телевизору об этом-то как раз и начинается рассказ Рома, посмотри передачу повнимательней!

Перед импровизированным телевизором выстраиваются дети с фотокартинами и читают стихи.

Ученик 1.  Под луной блестят поля,

                    Спит кормилица-земля.

                    Белокрылые метели

                    Колыбельную ей спели,

                    Приукрыли снеговым

                    Одеялом пуховым.

Ученица 2. Спит земля…

                     А что ей снится?

                     Снится спелая пшеница.

                     Ну а людям не до сна:

                     Приходи скорей, весна!

Учитель. Чем занимаются люди на снежном поле?

Дети. Снегозадержанием.

Учитель. А для чего пашут снег, делают борозды?

Выслушиваются ответы детей.

Ученик 1.Агроном в халате белом,

                 Чем ты занят? – Важным делом!

                  Проверяю семена.

                  Приходи скорей, весна.

                  Агроном сказал: «Пора!

                  Заводите трактора!»

                 Трактора выходят в степи,

                 Тянут плуги на прицепе.

                 Режьте плуги, как ножом,

                 Сочный, жирный чернозем!

Ученик 2.Сеял сеятель старинный

                  Из лукошка-решета?

                  Нынче сеялка-машина

                  Этим делом занята.

                  Роет борозды проворно,

                  В них закладывает зерна.

Ученик 1    .Продолжается рассказ,

                       Всходы дружные у нас.

                       Слаб еще росток-ребенок:

                       Только-только из пеленок;

                       А враги уж тут как тут:

           Подбираются, ползут.

                      Подползают черепашки-

                     Ох и вредные букашки!

Ученик 2.   Тревога! Вызывается подмога!

                     Самолет над полем кружит.

                     Следом вьюга вьется – вьюжит:

                     Летчик сверху всюду-всюду

                     Сыплет белый порошок…

                     Черепашке это худо,

                     Урожаю – хорошо!

Ученик 1. Подросла пшеница.

                   Время ей пришло зреть и колоситься.

                   Да сухое нынче лето:

                   Как плита, земля нагрета.

                   Просит пить у нас пшеница,

                   Хорошо, дадим напиться:

                   Пустим воду на поля,

                   Пей, кормилица-земля.

Учитель. Вот такой искусственный полив называется «орошение».

                   Продолжается рассказ.

                   Урожай поспел у нас.

                   Выплывают в степь комбайны,

                   Словно в море корабли.

                            Хоть и собрано зерно,

                           Да еще не хлеб оно.

                           Здесь такое с ним творится!

                           В оборот его берут

                           И в муку его сотрут.

                           На большом хлебозаводе

                           Станешь тестом ты, мука.

                           Там при всем честном народе уж намнут тебе бока.

                                      Тесто, тесто -  мало места.

                                     - Ой, пустите! – шепчет тесто.  

                                     - Ладно, пустим, - в печь давай!

                                     Народился каравай!

А кто еще вложил свой труд в хлебушко?

Дети называют разные профессии, связанные с выращиванием хлеба.  

Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите,

                 То помните, кто для вас хлеб создает:

                 Колхозник,

                                     Рабочий,

                                                     Нефтяник,

                                                                       Строитель,

                                                                                          Шахтер,

                                       Машинист,

                                                         Металлург и …

Все. Народ!

Учитель предлагает детям игру.

У детей карточки с окончанием пословиц. Учитель читает начало пословицы, а тот ученик, у которого концовка этой пословицы – встает. Игра заканчивается, когда все дети встанут.

  1. Горька работа, да…(хлеб сладок).
  2. Хочешь есть калачи, …(не сиди на печи).
  3. Пироги не … (растут на кустах).
  4. В землю не положишь - …(и с земли не возьмешь)
  5. Не ленись с плужком - … (будешь с пирожком)
  6. На чужой каравай рта не разевай, а … ( пораньше вставай да свой затевай)
  7. Догулялись мужики: …(нет ни хлеба, ни муки)
  8. Пот на спине - …(так и хлеб на столе).
  9. Не надо хвалиться, коли …(не знаешь, как хлеб родится).
  10. Каравай хлеба…(не свалится с неба).

Бабушка. Садитесь, пожалуйста, Иван Филиппович и Рома, за стол. Я вас чаем и мороженым угощу.

Рома. Я вам свое мороженое отдам.

Иван Филиппович. Спасибо, я мороженое не люблю. Это ты, я знаю, любитель. Но вот скажи, если бы тебе каждый день по четыре раза давали мороженое – скоро бы тебе оно надоело?

Рома. Не скоро. Может быть, через год.

Бабушка. А ты забыл, как ты однажды съел три порции мороженого, тебе стало плохо и ты больше есть его не хотел? А когда мы открыли большую банку твоего любимого клубничного компота, ты три дня пил, а потом сказал: не буду, не могу!

Иван Филиппович. И шоколад, и мармелад, и халва надоели бы, если бы мы их ели каждый день.

А вот хлеб мы едим всю жизнь и никогда он нам не надоедает! Это ржаной хлеб, самый полезный. Его едят и дети, и старики, и спортсмены , и солдаты. Без него даже в космосе не обойтись – для космонавтов специально пекут маленькие черные хлебцы.

Рома. А вот этот, наверное, обыкновенный хлеб.

Показывает на выброшенный ранее хлеб.

Иван Филиппович. А обыкновенный или необыкновенный, еще неизвестно.

Вот послушай такую историю.

Создали наши ученые новый сорт пшеницы. И первый его урожай хранился в Ленинграде, в одном институте. А тут фашисты напали на нашу страну, окружили Ленинград, и в этом прекрасном городе начался голод. Почти все мужчины ушли на фронт, и в этом институте, где хранили зерна нового сорта пшеницы, остался один старый профессор. Ходит он по одному залу в шубе и валенках, шатается от голода, и кажется ему, будто кто-то прямо у ухо ему нашептывает: «Возьми одну горсточку и пожуй. Ну не горсточку, так хоть десять зернышек. Сегодня только десять и завтра только десять…» Он уже протянул было руку к банке, где хранилась пшеница, но тут же отдернул ее. И даже в другой конец зала ушел.

     «Не сметь брать! – приказал профессор сам себе.Ведь если я не удержусь и все съем, труд моих товарищей пропадет. Нельзя, надо терпеть!»

     Умер этот профессор от голода, но новый сорт пшеницы сберег до зернышка. И когда мы победили фашистов, люди почеяли пшеницу. Хорошо она заколосилась, созрела вовремя, хорошая мука получилась.

     Может быть, как раз из той муки испекли тот хлеб, от которого ты целых пол-ломтя выбросил. Сам посуди теперь, обыкновенный ли это хлеб?

Учитель. Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители – 125 граммов. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, отрубей и других примесей. И все-таки помог ленинградцам выстоять. Они получали помощь «с большой земли» по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее «Дорогой жизни».

Иван Филиппович. Извините, но дело в том, что в это время начинается по радио концерт по заявкам радиослушателей. Я отправил свою заявку. Разрешите мне послушать в вашем присутствии передачу!

Бабушка. Конечно! Нам тоже будет интересно, правда?

Рома. Да, бабушка.

Иван Филиппович включил принесенный с собой транзистор.

Голос по радио. По заявке ветерана Отечественной войны Петрова Ивана Филипповича передаем стихотворение Ольги Берггольц «Казалось, что конец Земли…»

Казалось, что конец Земли

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще, он рядом где-то –

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как воют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

 Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Учитель. 641 803 ленинградца умерли  во время  блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов  лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать тебе тогда…»

Минута молчания.

Бабушка.  Режь да ешь о  всей души,

                   Силы набирайся.

                   Лишь напрасно не кроши,

                   Хлебом не швыряйся.

Ученик читает стихотворение С.Михалкова «Плохая привычка»

Ученик 1. Крошил я горбушку,

                   И мама, вздыхая,

                   Сказала.

                   Что это привычка плохая.

                        Тогда из фанеры

                        Я сделал кормушку,

                        В нее докрошил я

                        Ржаную горбушку.

                             И стала хорошей

                             Плохая привычка.

                             Приятного вам аппетита, синички!

Учитель. Можно подсчитать: если каждый учащийся школы за один  день не доест 50 граммов хлеба и выбросит, это составит по школе (700 учащихся) 35 килограммов. А в районе? В стране? А вы, ребята, как относитесь к хлебу? Как понимаете слова:

               Хлеб – драгоценность! Им не сори!

               Хлеба к обеду  в меру бери!

Рома. Больше никогда ни крошки не выброшу!

Выходят трое детей.  Они читают стихи.

Ученик 1. Нужны нам и мясо, и фрукты,

                   Однако, коль строго судить,

                   Жить можно без многих продуктов –

                   Без хлеба вовек не прожить.

                   Всему голова и основа,

                   В нем труд хлеборобов, их пот.

                   И хлебушком – ласковым словом -          

                   Зовет его часто народ.

Учитель. Помните!  Хлеб – не просто еда.

Ученик 2.  Мальчик, ногою пинающий хлеб,

                    Мальчик, голодных не знающий лет,

                    Помни, что были лихие года,

                    Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

                               Хлебом клялись,

                               За хлеб умирали

                               Не для того,

                               Чтоб в футбол им играли.

                   В слове народная мудрость таится,

                   Вот, что в народе у нас говорится:

                   «Коли ты хлеб ценить перестал,

                   Ты человеком быть перестал».

Учитель. Хлеб – это торжественное почтенное угощение для дорогих гостей.

Ученик 3.  Дорогих гостей встречаем

                    Круглым, пышным караваем.

                    Он на блюде расписном

                    С белоснежным рушником.

                    Каравай мы преподносим,

                    Поклонясь, отведать просим.

Дети подносят каравай гостям и всем детям в классе.

       

 

               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Откуда хлеб пришел"

Проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их  практическому применению во взаимодействии с окружающим миром, стимулирует потребность ребенка в самореализа...

классный час "Откуда хлеб пришел?"

 Откуда хлеб пришелЦели:1.     Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.2.     Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, пре...

Откуда хлеб пришел

разработка классного часа о хлебе...

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...

"Откуда хлеб к нам пришел"

«Откуда хлеб к нам пришел» - это второе занятие. На первом  ребята узнали и проследили путь от зерна к хлебу на нашем столе. Узнали новые слова- зернохранилище, хлебопечка, элеватор. До конца не ...

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...