Викторина "Умные вещи"
классный час
Предварительный просмотр:
Вещи говорят
(литературная викторина по произведению С. Я. Маршака
«Умные вещи»)
Викторину подготовила воспитатель
Салова Марина Альбертовна
Цель: цели и задачи:
- Расширить знания учащихся о выдающемся детском поэте С.Я. Маршаке.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы над прочитанным текстом, развивать творческие способности учащихся.
- Способствовать развитию речи учащихся, обогащение словарного запаса.
- Формировать умение работать в группах.
- Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Ход викторины
Выходит ведущий.
Ведущий. Ребята, сегодня мы поговорим с вами об известной вам всем сказке, автором которой является известный детский писатель, переводчик С. Я. Маршак.
Выбегают двое портных – Рыжий и Чёрный.
Ведущий. А это кто такие?
Рыжий. Вот такие мы портные!
Черный. Не мазаные, сухие!
Рыжий. На свете жил один портной.
Чёрный. А рядом жил другой
Рыжий. Один работал по утрам.
Черный. Другой по вечерам.
Вместе. Тара-рара-рам,тара-рара-рам,
Другой по вечерам.
Рыжий. Известно всем, что свет дневной
Не стоит ни гроша.
И потому один портной
Работал не спеша.
Черный. Зато другой всегда спешил,
И, верно, потому
Чужие брюки он пришил
К жилету своему…
Ведущий. Так вы что, пришли мерки с нас снять?
Портные (вместе). Нет, мы пришли вопросы задать.
Ведущий. А-а, ну тогда пожалуйста!
Рыжий. Ну что, начнём?
Черный. Пожалуй, да.
Внимание, дамы и господа!
Рыжий. Приятель, обожди немножко.
Вот нашей книжечки обложка.
(Показывает книгу.)
Черный. Ну вот, какой же ты чудак!
Кто ж начинает с этого?
Рыжий. Что у меня опять не так?
Черный. Кто автор книги?
Рыжий. Кто? Маршак!
Черный. Ну вот, совсем другой фасон!
Какое имя дал ей он?
Рыжий. Да забываю я, хоть тресни!
Про Эхо, Старика и вещи.
Вместе. Раз, два, три, четыре –
Черный. Соревнуйся в викторине!
Вместе. Восемь, семь, шесть, пять –
Рыжий. Поспешите отвечать!
Ведущий. Ребята! Узнали портных? Из какого они произведения С. Я. Маршака? Верно, из пьесы-сказки – комедии «Умные вещи».
Итак, внимание, вопросы (ребятам, верно ответившим на вопросы, портные раздают разноцветные лоскуточки):
1. Как звали человека, торговавшего на базаре книгами? (Книгоноша.)
2. А какие это были книги? (Грошовые, значит дешёвые, для незнатных людей.)
3. Что искал на базаре музыкант? (Зеркальце маленькое.)
4. А для кого? (Для своей невесты.)
5. Как называлась лавка, в которой музыкант приобрёл товар? («Умные вещи».)
6. Какие предметы приобрёл музыкант и на каких условиях? (Дудку и зеркальце по договору бесплатно, сроком на один год.)
7. Назовите волшебные слова, которые необходимо было произнести для того, чтобы остановить сапоги-скороходы. («Стой, остановись, назад оглянись».)
8. Расскажите о судьбе зеркальца, что с ним произошло? (Музыкант подарил его своей невесте, его отнял начальник стражи и разбил.)
9. На что же рассердился начальник? (На слова «А теперь по наговору я досталось злому вору…»)
10. При каких обстоятельствах музыкант попал в тюрьму? (Барин с барыней, не сумев добром выманить у музыканта дудку, оговорили его, будто бы он её у них украл.)
11. Перечислите все волшебные вещи, которые находились в лавке. (Шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-само-бранка, меч-сто голов с плеч, говорящее зеркало, дудка-самогуд-ка, ковёр-самолёт.)
12. Кто же завладел этими вещами? (Барин и барыня, всем, кроме зеркала, – оно было разбито начальником.)
13. Зачем нужна была шапка-невидимка? (В шляпке идти – куда пригласят, в шапке – куда не пригласят.)
14. А зачем нужна скатерть? Ведь они не нуждались в пище! (Барыне нужна, чтобы слуг и поваров выгнать, а барину – на охоту брать.)
15. В доме царя неожиданно появилось ещё одно чудо. какое? (Эхо.)
16. Эхо тоже из лавки старика? (Нет, это девушка эхом притворилась.)
17. Чем закончилась попытка барина угостить царя яствами со скатерти-самобранки? (Скатерть вывернулась наизнанку и поколотила гостей.)
18. Как узнавали древние мудрецы, кому принадлежит волшебная вещь? (Только хозяин умеет с ней правильно обращаться: кого вещь слушается, тот ей и хозяин.)
19. Сколько длилось свидание девушки и музыканта в тюрьме, устроенное старым солдатом? («Сроку вам, покуда я трубку докурю, а табаку в ней на три затяжки осталось».)
20. Чего не любили умные вещи и почему так назывались? («Ведь вас здесь продавали, во зло людям обращали. Хвалились вами, у умных людей и вещи умные, а у глупых – глупые».)
21. Зачем старик отдал вещи чужим людям? (Вещи должны сами свою судьбу испытать, из рук в руки переходить, не залёживаться.)
Ведущий (спрашивает у портных). А сами-то вы эту книжку читали?
Рыжий. Аз, буки – бери книгу в руки.
Фита, ижица – сказка близится.
Черный. Ер, еры – упал дедушка с горы,
Раз, два – голова,
Три, четыре – прицепили,
Пять, шесть – поумнее есть.
Рыжий. Семь, восемь – вас почитать попросим.
Аз, буки, верендеи – вовсе мы не грамотеи!
Черный. Черные чернизины, друг к другу нанизаны,
Засмотрелся Фома – понабрался ума. (Буквы.)
Рыжий. Чёрные, кривые,
От рождения немые.
Станут в ряд – сразу заговорят (Буквы.)
Ведущий. Понятно, читать вы не умеете!
Рыжий. Зато слушаем хорошо!
А вот вам наша загадка:
В погребе стоит кадка,
Черный. Под дугою бубенцы,
Просолились огурцы.
Рыжий. Колокольцы тирли-бом,
Ходит хата ходуном.
Черный. Шла девица по дорожке,
Потеряла две серёжки,
Два серебряных кольца,
Выбирай-ка молодца!
Рыжий. В царском доме на балконе
Сидит молодец в уборе,
В самогудочку играет,
Себе девицу выбирает.
Ведущий. Ребята, о каких событиях рассказывают портные?
(Ответы детей.)
Верно! Завершилась сказка свадьбой. Отгадали мы вашу загадку?
Черный. Сватался к девице музыкант,
Хвалился-похваливал
Он своё житьё-бытьё:
– У меня, у молодца,
Только скрипка да гудок!
Рыжий. Я за этого пойду,
Сыта ли, не сыта,
Всегда буду весела.
Ведущий. Верно! Широкая была свадьба, весёлая. Весь простой люд на ней гулял, жениха, невесту прославлял. Скатерть-самобранка подавала угощенье, сапоги-скороходы за заморскими винами бегали, а уж дудка-самогудка без устали играла. Приглашаем и вас на свадьбу музыканта.
предлагает ребятам поиграть.
игра «Ворота»
Сначала отбираются ребята, у кого есть наградные лоскутки, которые раздавали портные за правильные ответы и активность. Выбирается пара – жених с невестой, гости – три пары ребят. Поётся песня:
Остров зелёный!
Как за городом,
Как за новеньким,
Стояли трои ворота,
Трои точёные,
Да золочёные.
Первая пара, сцепившись руками, поднимает их вверх, образуя как бы ворота. Песня продолжается:
Остров зелёный!
В первые ворота
Проезжали сватовья.
(в первые ворота проходят две пары.)
Остров зелёный!
В другие ворота
Провозили сундуки.
(Во вторые ворота проносят сундук.)
Остров зелёный!
В третьи ворота
Проезжали женихи.
Проходят в третьи ворота мальчик с девочкой, они обязаны вместе плясать.
Остров зелёный!
Кто сына женит,
У кого дочерь берёт?
Микола сына женит,
У Ивана дочь берёт.
Микитушка женится,
Натальюшку берёт.
Он берёт-таки, берёт,
Она идёт-таки, идёт.
Ведущий. Ну вот и сказке конец!
Рыжий и черный. А кто слушал – молодец!
В лавку к нам приходите,
Книжки умные берите!
Начинайте читать
Да ума набирать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)
Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...
Вещи рассказывают о прошлом. Экскурсия в школьный музей
Урок проводится в школьном музее . В роли экскурсовода выступает учитель и заранее подготовленные учащиеся. Цели: Познакомить учащихся с предметами домашней утвари казаков, собранными в школь...
Опасные вещи
Цели: • Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. • Познакомиться с причинами возни...
Как были изобретены вещи
В сборнике "Как были изобретены вещи " собран материал о происхождениях вещей. Материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искуства в начальных классах...
Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )
Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )...
"Нужные вещи из ненужных вещей"
Проект об изготовлении часов "Подводный мир" из броссового материала...
Внеурочная деятельность Кружок "Экономика: первые шаги" тема "Личные вещи человека. Сборы на дачу. Как правильно упаковать вещи" 1 класс
В ходе занятия создаются условия для усвоения правил правильного упаковывания вещей. Знакомятся с видами материалов, способами, эстетическими нормами упаковки. Применяют на практике полученные знания....