«Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
план-конспект занятия по музыке (2, 3, 4 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Владимировна

Мастер класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников",Познакомить  с возможностями  использования  хороводных игр , как развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klaass_horovod.docx26.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

.     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Саратовской области «Санаторная школа – интернат г.Петровска»

Мастер-класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников.

Подготовила учитель музыки

Иноземцева Т.В.

Петровск

2017г.

Цель:

Познакомить  с возможностями  использования  хороводных игр , как развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Методические задачи:

- познакомиться с технологией хороводных игр;

- Приобрести практический опыт использования одного из русских хороводов.

Ход мастер-класса

Видео ансамбль «Росинка», перед Вами ансамбль «Росинка» дипломанты и призеры областных конкурсов, лауреаты районного конкурса «Веселые нотки».

  1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе.

Послушайте музыку (просмотр видео)  ( хоровод «Во поле береза стояла», «Капустка») ( показ хоровода 9 «А» класс. «По озеру лебедь белый».

Что за музыка сейчас звучала? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня.

Правильно о хороводе. Да, сегодня я хочу обратиться к национальной культуре нашего народа. Что означает слово «Хоровод»? 

  1. Теоретическая часть.

Слово «хоровод» означает круг. Оказывается в глубокой древности люди считали, что такая фигура, как круг обладает магическими свойствами. В центр круга не могла проникнуть всякая нечистая сила.

 Раньше ведь люди жили общинами и делали все сообща. Соберут, бывало, урожай зерна или другой культуры, засыпят в закрома, и водят вокруг них хороводы, для того, чтобы боги уберегли этот урожай от нечистой силы.

 Постепенно до нашего времени (когда многие люди перестали верить в сверхестественные силы) такое значение, как оберега утратилось. Но остались хороводы в виде танца, игры

. Наши древние предки – славяне были, как известно, язычниками, т.е. поклонялись природе – ветру, солнцу, лесам, полям, Матери - земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Их необходимо было задабривать, чтобы они не мешали человеку в труде.

Сама форма хороводов – кругообразное движение – символ солнечного движения. А движение – это жизнь.Поэтому хороводы имели особенное значение. Хоровод был, самым желанным гостем на народных праздниках и участником веселых гуляний. Русские народныехороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. 

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Практика свидетельствует о постепенном исчезновении пласта национальной культуры из жизни современного ребенка. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить учащихся с  истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение памяти народа в наших детях.

 В наше время наблюдается  не достаточный уровень коммуникативной культуры наших учащихся, коммуникативные умения развиты не в полной мере. Что бы развить эти умения учащихся я применяю  хороводные игры  как на уроке, так и во внеурочное время.

Давайте вспомним, что такое коммуникативные умения?

Коммуникативные умения –способ установления взаимоотношений между людьми.  К ним можно отнести  умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение. Я считаю это важным аспектом в жизни каждого человека.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков и умений учащихся оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации.

Русские народные подвижные и хороводные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

3.Практическая часть.

 Сегодня Вы сами (на практике)  попробуете стать участниками  одной хороводной игры  и получите море радости и удовольствия от «вождения» хоровода.

Я хочу Вас научить хороводу "Вейся, вейся, капустка!" - русская народная игра. Она очень интересная и веселая и для играющих и для зрителей.

 По некоторым сведениям эту хороводную игру проводили в былые времена во время свадеб, чтобы объединить два Рода в один. Ещё его проводили на праздниках, посвящённых капусте, урожаю, то есть осенью.  

Сначала создаётся круг, взявшись за руки, лицом к центру. При этом поётся песня:

Вейся, вейся капустка!
Вейся, вейся белая
Как же мне капустке не виться
Как же мне зимой не валиться!

Ведущий разрывает круг и начинает завивать "капусту", ведёт цепочку вдоль того круга, который уже есть, закручивает виток за витком, пока не окажется стоящим в центре и обвитым крепко витками играющих. Важно крепко держаться за руки и, пробегая по кругу виток за витком, смотреть друг другу в глазки. В противоположном конце цепочки другой водящий ведёт хоровод в другую сторону (особенно если людей в кругу много), чтобы завить цепочку в другую сторону. Когда "вилок" готов, водящий в центре подныривает под руки всех рядом стоящих и выводит цепочку наружу. Вот здесь и начинается самое весельеИгра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.

4.Рефлексия.

Сейчас я предлагаю подвести итог нашему мероприятию  у Вас на столах карточки со словом «Хоровод», давайте составим кластер ,напишите слова прилагательные к слову ХОРОВОД.

Вариант еще одной хороводной игры.

"Как на нашем на лугу"
Как на нашем на лугу
Как на нашем на лугу
Пляшет Олечка в кругу,
А мы песенку поем
и в ладоши громко бьем.
Оля, Оля веселей!
Своих ножек не жалей
Поклониться не забудь,
выбирай кого-нибудь.

Как на нашем на лугу
Заплясали все в кругу.
мы все пляшем и поем
и в ладоши громко бьем.

Дети стоят в кругу. В середине круга находится ребенок, про которого поется в песне (имена, конечно, подставляем свои). Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «поклониться не забудь» он кланяется кому-нибудь, и тот, кого он выбрал, выходит в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько раз, имена детей меняются. В заключении поется 2 куплет. Пляшут все дети.

ХОРОВОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.

Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики....

Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Методическая разработка на тему: "Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка"....

Игра как средство формирования универсальных учебных действий.

Одним из базовых психолого- педагогических технологий...

«Командные игры как средство формирования УУД у младших школьников»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, че...

"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "

Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...

Статья:«Игра как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе»

ВведениеВ современной начальной школе образовательный процесс направлен на формирование способности учащихся к самообразованию, а так же на развитие творческих возможностей самого ребенка. Не секрет, ...