Рабочая программа Цвета радуги 2020
рабочая программа

Вавилова Анна Валентиновна

Внерочная деятельность учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tsveta_radugi_2022.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Троицкий и Новомосковский административные округа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2065"

Дополнительная общеразвивающая программа

Название программы: «Цвета радуги»

Направленность: художественная

Уровень образовательной программы: ознакомительный

Срок реализации: 1 учебный год

Возраст: 10-11  лет

Автор-составитель программы: Вавилова Анна Валентиновна

Учитель начальных классов

Москва
2021-2022 учебный год

Пояснительная записка


«Цвета радуги»
. Программа рассматривается как художественная  в соответствии с современными нормативными документами.

Уровень освоения программы ознакомительный.

Актуальность и целесообразность. Программа обучения объединения «Цвета радуги» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в кружке, как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры. Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. В кружке расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, дети изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет выявить способности и таланты учеников.

Отличительные особенности программы. Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей:  рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками. В этом и есть отличительная особенность данной программы от уже существующих.

Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства, привитие интереса к  изобразительному искусству,  развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения, приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.

Задачи программы

Учебные:

 - ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

 - овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;

 - использование нетрадиционных техник изображения в  самостоятельной деятельности учащихся.

  • овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства,  формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного  и народного творчества.


Развивающие:

- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного;

-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

-развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

-формирование творческих способностей, духовной культуры;

-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

- воспитание интереса и любви к искусству;

- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;

- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

-воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

-добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- принцип
научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- принцип
доступности(учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- принцип
поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип
динамичности (от самого простого до сложного);
- принцип
сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- принцип
выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- принцип
сотрудничества (совместная работа родителями).

Категория обучающихся. Программа разработана для обучающихся 10-11 лет. Зачисление осуществляется при желании ребёнка и по заявлению родителей.

Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 учебный год, 34 академических часа.

Формы образовательной деятельности и режим занятий. Занятия проводятся в разновозрастной группе. Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого 40 минут.

Планируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;
  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • название материалов и инструментов и их назначение;
  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Раздел 2. Рабочая программа на учебный год.

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Рисование с натуры (по памяти)

1

8

9

2.

Рисование на темы

1

8

9

3.

Декоративная работа

1

7

8

4.

Аппликация

1

3

4

5.

Лепка. Пластилинография

1

3

4

Итого:

      29

   34

Содержание учебного плана.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Путешествие по радуге.

3 ч

2.

Осенние листья.

2 ч

3.

Осенняя сказка.

2 ч

4.

Волшебное дерево.

2 ч

5.

Разноцветные рыбки.

2 ч

6.

Как прекрасен этот мир.

2 ч

7.

Осьминожки.

2 ч

8.

Волшебный лес.

2 ч

9.

Невиданный зверь.

2 ч

10.

Веселый лужок.

2 ч

11.

Зимняя сказка.

2 ч

12.

Снегири на ветке.

2 ч

13.

Сказочная птица.

1 ч

14.

Что за чудо эти сказки.

15.

Подарок маме .Мамин портрет.

2 ч

16.

Бабочки.

1 ч

17.

День Победы

2 ч

18.

Превращение ладошки.

1 ч

19.

Вот и лето пришло.

1 ч

Всего:

34 часа

Календарно – тематическое  планирование

 №

Дата

Тема занятия

Программное содержание

1

 

Путешествие по радуге. Смешивание цветов.

Знакомство с цветами, смешивание цветов.

2

Путешествие по радуге. Смешивание цветов.

Знакомство с цветами, смешивание цветов.

3

Путешествие по радуге. Смешивание цветов.

Знакомство с цветами, смешивание цветов.

4

 

Теплые и холодные оттенки красок.

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

5

Теплые и холодные оттенки красок.

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

6

 

Осенние листья (печатание листьями)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

7

Осенние листья (печатание листьями)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

8

 

«Осенняя сказка»Техника рисования осенних листьев разной формы. 

Подбор осенних красок. Техника рисования осенних листьев разной формы.

9

 

Осенняя сказка. Развитие чувства композиции. 

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

10

 

Волшебное дерево . (рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

11

Волшебное дерево . (рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

12

 

Разноцветные рыбки

Подбор  цветов для раскрашивания трафаретов рыбок.

13

 

Золотая рыбка. (нетрадиционное рисование + аппликация+ пластилин)

Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем, пластилином.  Развивать аккуратность.

14

 

Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация)

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

15

 

Как прекрасен этот мир
Рисуем пейзаж.

Рисуем пейзаж

16

 

Осьминожки (рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

17

Осьминожки (рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

18

 

Волшебный лес (рисование + аппликация)

Учить наклеивать(размещать) персонажей вырезанных из журналов. На фоне леса.

19

Волшебный лес (рисование + аппликация)

Учить наклеивать(размещать) персонажей вырезанных из журналов. На фоне леса.

20

 

Невиданный зверь

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

21

Рисуем сказочных героев.

Закреплять умение пользоваться красками. Учимся рисовать людей в сказочных костюмах.

22

 

Веселый лужок.

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

23

 

Стрекоза на цветке.

Техника, цветовая гамма.

24

 

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

Упражнять в печати по трафарету. Рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

25

 

Зимний лес.

Рисование зимнего леса при помощи холодных цветов.

26

 

Снегири на ветке (метод тычка)

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

27

 

Рисуем птицу.

Учимся рисовать птиц.

28

 

Райские птицы. (эксперименти-рование с материалами, пластилин)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.

29

 

Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия)

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листее.

30

 

Подарок для мамы. Мамин портрет.

 Рисуем портрет.

31

Подарок для мамы. Роспись доски.

Роспись доски.

32

День Победы

Рисуем открытку к Дню Победы

33

 

Превращение ладошки. (дорисовывание  отпечатков ладошки до определенного образа)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

34

 

Вот и лето пришло.

Рисуем лето при помощи изученных техник рисования.

Всего: 34 часа

Формы контроля и оценочные материалы

Отслеживание результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки творческих работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей; участие в выставках. Основными мерилами оценки являются: оригинальность, способность в овладении материалом в творческой работе, аккуратность, точность в передаче замысла.

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

  • Предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся, проводится в начале учебного года.
  • Текущий контроль:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Организационно –педагогические условия реализации программы

Материально- техническое обеспечение программы

- учебный кабинет, рассчитан на группу 30 человек;

- стулья по количеству учащихся в группе;

- оборудование для демонстрации презентаций, видеоматериалов. ПК с возможностью выход в сеть Интернет, сканер, принтер.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

13. Клей ПВА.
14. Восковые свечи.

15. Пластилин.

16. Клей –карандаш, цветная бумага.

Список использованной литературы:

  1. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом / Ольга Шматова – М.:Эксмо,2014
  2. Самоучитель по рисованию акварелью / Ольга Шматова – М.:Эксмо,2014
  3. Самоучитель по рисованию цветными карандашами / Ольга Шматова – М.:Эксмо,2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...

Рабочая программа "Все цвета радуги".

Внеурочная деятельность (ФГОС). Рабочая программа.Все цветы радуги.(1-4 класс)...

КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....

Рабочая программа по математике 2020-2021

Рабочая программа Математика 4 класс 2020-2021 учебный год УМК " Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа курса "Радуга творчества" 4 класс.

Пояснительная записка Программа  «Радуга творчества » разработана на основе:               - закона Российской Федерации « Об образо...

Рабочие программы. 3 класс (2020/2021)

Рабочие программы по учебным предметам...