Рабочая программа Цвета радуги 2020
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Троицкий и Новомосковский административные округа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2065"
Дополнительная общеразвивающая программа
Название программы: «Цвета радуги»
Направленность: художественная
Уровень образовательной программы: ознакомительный
Срок реализации: 1 учебный год
Возраст: 10-11 лет
Автор-составитель программы: Вавилова Анна Валентиновна
Учитель начальных классов
Москва
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
«Цвета радуги». Программа рассматривается как художественная в соответствии с современными нормативными документами.
Уровень освоения программы ознакомительный.
Актуальность и целесообразность. Программа обучения объединения «Цвета радуги» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в кружке, как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры. Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. В кружке расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, дети изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет выявить способности и таланты учеников.
Отличительные особенности программы. Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками. В этом и есть отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства, привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения, приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.
Задачи программы
Учебные:
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся.
- овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества.
Развивающие:
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного;
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
-развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовной культуры;
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
- воспитание интереса и любви к искусству;
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
-воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
-добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- принцип доступности(учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- принцип сотрудничества (совместная работа родителями).
Категория обучающихся. Программа разработана для обучающихся 10-11 лет. Зачисление осуществляется при желании ребёнка и по заявлению родителей.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 учебный год, 34 академических часа.
Формы образовательной деятельности и режим занятий. Занятия проводятся в разновозрастной группе. Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого 40 минут.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
- рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Раздел 2. Рабочая программа на учебный год.
№ п/п | Тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Рисование с натуры (по памяти) | 1 | 8 | 9 | |
2. | Рисование на темы | 1 | 8 | 9 | |
3. | Декоративная работа | 1 | 7 | 8 | |
4. | Аппликация | 1 | 3 | 4 | |
5. | Лепка. Пластилинография | 1 | 3 | 4 | |
Итого: | 29 | 34 |
Содержание учебного плана.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
1. | Путешествие по радуге. | 3 ч | |
2. | Осенние листья. | 2 ч | |
3. | Осенняя сказка. | 2 ч | |
4. | Волшебное дерево. | 2 ч | |
5. | Разноцветные рыбки. | 2 ч | |
6. | Как прекрасен этот мир. | 2 ч | |
7. | Осьминожки. | 2 ч | |
8. | Волшебный лес. | 2 ч | |
9. | Невиданный зверь. | 2 ч | |
10. | Веселый лужок. | 2 ч | |
11. | Зимняя сказка. | 2 ч | |
12. | Снегири на ветке. | 2 ч | |
13. | Сказочная птица. | 1 ч | |
14. | Что за чудо эти сказки. | 1ч | |
15. | Подарок маме .Мамин портрет. | 2 ч | |
16. | Бабочки. | 1 ч | |
17. | День Победы | 2 ч | |
18. | Превращение ладошки. | 1 ч | |
19. | Вот и лето пришло. | 1 ч | |
Всего: | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Программное содержание |
1 |
| Путешествие по радуге. Смешивание цветов. | Знакомство с цветами, смешивание цветов. |
2 | Путешествие по радуге. Смешивание цветов. | Знакомство с цветами, смешивание цветов. | |
3 | Путешествие по радуге. Смешивание цветов. | Знакомство с цветами, смешивание цветов. | |
4 |
| Теплые и холодные оттенки красок. | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
5 | Теплые и холодные оттенки красок. | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. | |
6 |
| Осенние листья (печатание листьями) | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
7 | Осенние листья (печатание листьями) | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | |
8 |
| «Осенняя сказка»Техника рисования осенних листьев разной формы. | Подбор осенних красок. Техника рисования осенних листьев разной формы. |
9 |
| Осенняя сказка. Развитие чувства композиции. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
10 |
| Волшебное дерево . (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
11 | Волшебное дерево . (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. | |
12 |
| Разноцветные рыбки | Подбор цветов для раскрашивания трафаретов рыбок. |
13 |
| Золотая рыбка. (нетрадиционное рисование + аппликация+ пластилин) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем, пластилином. Развивать аккуратность. |
14 |
| Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
15 |
| Как прекрасен этот мир | Рисуем пейзаж |
16 |
| Осьминожки (рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
17 | Осьминожки (рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. | |
18 |
| Волшебный лес (рисование + аппликация) | Учить наклеивать(размещать) персонажей вырезанных из журналов. На фоне леса. |
19 | Волшебный лес (рисование + аппликация) | Учить наклеивать(размещать) персонажей вырезанных из журналов. На фоне леса. | |
20 |
| Невиданный зверь | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
21 | Рисуем сказочных героев. | Закреплять умение пользоваться красками. Учимся рисовать людей в сказочных костюмах. | |
22 |
| Веселый лужок. | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
23 |
| Стрекоза на цветке. | Техника, цветовая гамма. |
24 |
| Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
25 |
| Зимний лес. | Рисование зимнего леса при помощи холодных цветов. |
26 |
| Снегири на ветке (метод тычка) | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
27 |
| Рисуем птицу. | Учимся рисовать птиц. |
28 |
| Райские птицы. (эксперименти-рование с материалами, пластилин) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. |
29 |
| Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листее. |
30 |
| Подарок для мамы. Мамин портрет. | Рисуем портрет. |
31 | Подарок для мамы. Роспись доски. | Роспись доски. | |
32 | День Победы | Рисуем открытку к Дню Победы | |
33 |
| Превращение ладошки. (дорисовывание отпечатков ладошки до определенного образа) | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
34 |
| Вот и лето пришло. | Рисуем лето при помощи изученных техник рисования. |
Всего: 34 часа
Формы контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки творческих работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей; участие в выставках. Основными мерилами оценки являются: оригинальность, способность в овладении материалом в творческой работе, аккуратность, точность в передаче замысла.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
- Предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся, проводится в начале учебного года.
- Текущий контроль:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Организационно –педагогические условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение программы
- учебный кабинет, рассчитан на группу 30 человек;
- стулья по количеству учащихся в группе;
- оборудование для демонстрации презентаций, видеоматериалов. ПК с возможностью выход в сеть Интернет, сканер, принтер.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Восковые свечи.
15. Пластилин.
16. Клей –карандаш, цветная бумага.
Список использованной литературы:
- Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом / Ольга Шматова – М.:Эксмо,2014
- Самоучитель по рисованию акварелью / Ольга Шматова – М.:Эксмо,2014
- Самоучитель по рисованию цветными карандашами / Ольга Шматова – М.:Эксмо,2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС
рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...
Рабочая программа "Все цвета радуги".
Внеурочная деятельность (ФГОС). Рабочая программа.Все цветы радуги.(1-4 класс)...
КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.
КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....
Рабочая программа. 4 класс. 2020-2021 уч.г.
4 класс. Школа России...
Рабочая программа по математике 2020-2021
Рабочая программа Математика 4 класс 2020-2021 учебный год УМК " Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа курса "Радуга творчества" 4 класс.
Пояснительная записка Программа «Радуга творчества » разработана на основе: - закона Российской Федерации « Об образо...
Рабочие программы. 3 класс (2020/2021)
Рабочие программы по учебным предметам...