Час общения "Профилактика конфликтов в школьной среде."
план-конспект

Терентьева Ирина Николаевна

Занятие позволяет научить детей правильно реагировать на возникающие противоречия, определять причину их возникновения, находить пути примирения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Час общения

«Профилактика конфликтов

в школьной среде»

                                                    Подготовила: воспитатель Терентьева И.Н.

Цель:

- профилактика и преодоление конфликтов в школьной среде.​​​​​​​

Задачи:

- определить понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”;

- рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;

- рассмотреть алгоритм действия в конфликтной ситуации и пути разрешения конфликтов;

- обсудить типичные конфликтные ситуации в среде подростков, обучить способам разрешения конфликтов.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук – философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды. В школьном коллективе конфликты неизбежны, так как вы находитесь вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между детьми и педагогами. Нельзя избавиться от конфликтов вообще, бесконфликтное состояние невозможно. Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом – способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путём их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, его функции, а также алгоритм действий в конфликтной ситуации и пути разрешения конфликтов.

Конфликт-. (от лат. coпflictus - столкновение) - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Он проявляется в столкновении отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.  Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Выделить суть проблемы.

Увидеть её со стороны.

Поставить себя на место другого человека.

Найти конструктивное решение проблемы.

В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

Конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

Деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений).

Правила предупреждения конфликтов:

- Не говорите сразу со взвинченным, возбуждённым человеком.

- Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

- Постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого участника конфликта, постарайтесь “встать” на его место.

- Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

- Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

- Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять - пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.

- Организовывайте себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки - неуправляемой агрессии не бывает.

- Полноценно отдыхайте. Если вы спите 2 часа в сутки - об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых.

- Практикуйте спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы - тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее.

Положительные моменты конфликта:

1. Конфликт показывает «слабое звено» во взаимоотношении;

2. Даёт возможность увидеть скрытые отношения (т. е человек вроде бы с вами общается хорошо, вы считаете его другом, а за вашей спиной может сделать что-то плохое).

3. Даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение (если у вас наблюдается скрытый, внутренний конфликт, то все негативные чувства накапливаются внутри вас и выплеснув их, высказав, вам становится намного легче).

4. Конфликт — толчок к пересмотру своих взглядов на привычки.

5. Способ к сплочению коллектива при противоборствовании (когда на группу конфликтующих оказывает давление какой-либо внешний враг они объединяются, чтобы вместе противостоять).

Отрицательные стороны:

1. Отрицательные эмоции, переживания.

2. Нарушение отношений между учениками.

3. Ухудшение климата в коллективе.

4. Ухудшение качества работы.

5. Потеря времени (на одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний).

Подведение итогов. Рефлексия

– Что нового вы узнали для себя сегодня?

– Изменилось ли ваше мнение о конфликте?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по профилактике конфликтов в детской среде.

Практические рекомендации по профилактике конфликтов в детской среде были разработаны во время работы над темой "Профилактика конфликтов младших школьников в процессе формирования нравственного поведе...

Беседа по теме: «Профилактика конфликтов и агрессии среди младших школьников»

Беседа по теме: «Профилактика конфликтов и агрессии среди младших школьников»...

Конфликты в школьной среде. Общая характеристика.

Конфликты — это неотъемлемая часть нашего повседневного времяпрепровождения, которая сопровождает нас как в рабочее(учебное), так и в свободное время.  В данной статье приведена основная классифи...

Медиативные технологии решения конфликтов в школьной среде

Медиация - одна из современных технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. но помогающей выработать опр...

Презентация на тему "Профилактика жестокости в школьной среде. Работа педагога по выявлению школьного буллинга"

     Данная презентация познакомит с понятием "буллинг", формах его проявления в школьной среде и типичными чертами поведения учащихся, склонных к буллингу и их жертв. ...

Медиация, как способ управления конфликтами в школьной среде.

В статье расммотены причины конфликтов в школьной среде, а также подробно рассмотрено понятие "Медиация"...