Медиация, как способ управления конфликтами в школьной среде.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье расммотены причины конфликтов в школьной среде, а также подробно рассмотрено понятие "Медиация"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_meditsaiya.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Кашина К.В., учитель начальных классов

Медиация, как способ управления конфликтами в школьной среде.

В младшем школьном возрасте интерес к сверстникам становится очень высоким, в этот период происходит интенсивное становление дружеских контактов. Поэтому одна из важных задач развития школьника на данном этапе - это приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.

Благополучие личностного развития обучающегося во многом зависит от приобретенных навыков конструктивного общения в младшем школьном возрасте.

В процессе обучения у младших школьников должны быть сформированы коммуникативные умения.

Коммуникативные умения - это умения грамотно и доходчиво донести свою мысль, идею до собеседника и адекватно воспринять информацию, полученную от партнеров по общению.

Коммуникативные умения помогают развивать коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Младшие школьники должны владеть следующими коммуникативными умениями.

  • Риторическими умениями;
  • Умениями вести диалог;
  • Умениями слышать и слушать собеседника и вести спор;
  • Умениями воспринимать точку зрения другого;
  • Умениями работать совместно для достижения общей цели.

По данным исследователей (А.Ф. Ануфриев, О.А. Яшнова) от 15% до 60% обучающихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности коммуникативного характера.

Рядом авторов (Т.Н. Горбунова, И.А. Гришанова, Л.В. Епишина) выделяются следующие группы младших школьников с коммуникативными трудностями:

  1. Обучающиеся с эмоционально-личностными нарушениями: они менее ориентированы в коллективе, более замкнуты, у них отмечается повышенная тревожность.
  2. Обучающиеся с вербализмом - школьники с резким преобладанием вербальной сферы над другими сторонами психического развития (т.е. хорошо развита устная речь, словесная память). Окружающие часто называют таких школьников "вундеркиндами". Однако в процессе обучения у них происходит выявление недостаточности развития произвольности, мышления и познавательных мотивов. В итоге это может привести к неуспеваемости обучающегося и его конфликтам с социальным окружением.
  3. Обучающиеся с выраженными особенностями восприятия и обработки информации.Их вербальные подструктуры маскируются разговорчивостью, но не развиты.
  4. Младшие школьники с застенчивостью, низкой общительностью.

Таким образом, из-за наличия групп обучающихся с разной степенью развития коммуникативных универсальных учебных действий (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) степень развития коммуникативной компетентности сильно варьируется. В связи с этим в детских коллективах нередко встречаются конфликты.

Проблемы конфликтов в младшем школьном возрасте

Конфликты в младшей школе отличаются от конфликтов средней школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые нестандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

  • Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • Различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  • Взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
  • Плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать, чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта.

Рассмотрим подробнее причины конфликтов в начальной школе.

По мнению некоторых авторов, таких как В.И. Андреева, Х. Бродаль и других, причины конфликтов находятся в прямой зависимости от следующих факторов:

  • Возрастные особенности младшего школьника;
  • Специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
  • Отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.

Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве готовности к школе ('он умеет читать, а я – нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее), а также из-за разных социальных статусов семей (у меня ручка из Парижа, а у тебя за 20 рублей)

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный уровень коммуникативной компетенции детей.

Таким образом, причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные.

К эндогенным относятся причины связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям.

К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что конфликты, причиной которых является разный уровень развития коммуникативной компетенции школьников, встречаются довольно часто. Это связано с тем, что некоторые дети не могут и не умеют грамотно выражать свои мысли, вести беседу с оппонентом, подтверждать существование иных мнений по обсуждаемому вопросу.

Искоренить конфликты в детской среде – утопия, которую, вероятно, невозможно осуществить. Я предполагаю, что необходимо научить детей действовать в конфликтной ситуации, управлять конфликтами т.к. это поспособствует повышению их коммуникативной компетенции.

 Существует множество различных технологий управления конфликтной ситуацией, но я бы хотела более подробно остановиться на медиации.

Понятие "медиация" происходит от лат. "mediare", что означает "посредничать". Медиация - это участие в конфликте незаинтересованной стороны. Сторона эта - медиатор (специалист по проведению медиации) - должна быть выбрана обоими конфликтующими субъектами. Несмотря на профессиональный вклад в дело урегулирования конфликта, решение проблемы принимают сами конфликтующие стороны.

Для большинства людей в конфликтных ситуациях необходима поддержка в лице посредника. Медиация должна обеспечить конструктивный диалог сторон, в котором не должно быть проигравших.

Медиация основывается на следующих принципах и действует в рамках следующих правил:

  • Осуществляется на добровольной основе;
  • Стороны должны чувствовать собственную ответственность за результат;
  • Стороны должны иметь заинтересованность и желание решить проблему, иметь возможность высказаться и не препятствовать высказываниям другой стороны;
  • Медиатор не должен брать на себя ответственность за решение конфликта, а также выражать собственное мнение, предлагать решения;
  • Медиатор имеет право встречаться с каждой из сторон конфликта отдельно в целях установления метода посредничества, а также ознакомления их с правилами медиации;
  • Медиатор должен быть беспристрастным, объективным.
  • Конфликт разрешается путем мирных соглашений между самими участниками;
  • Система медиации должна быть гибкой, динамичной, позволяющей вовремя корректировать алгоритм действий - технологию, методику и условия посредничества;

В настоящее время метод медиации широко применяется в решении конфликтов среди школьников. С 2001 г. в нашей стране начинает свое движение так называемая школьная медиация, которая, например, в скандинавских странах является неизменной составляющей техники разрешения конфликтов в школе.

Школьная медиация - механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов в школьной среде, так или иначе касающихся детей и молодежи. Также внедрение школьной медиации способствует общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый - ребенок, педагог, родитель - начинает чувствовать себя более защищено.

Школьная медиация - это собирательный термин для использования медиации в воспитательно-образовательной деятельности (начиная с семьи и дошкольных учреждений и заканчивая вузами). Медиация, благотворно влияет на становление личности учащегося, что создает условия для воспитания поколения людей, не просто умеющих цивилизованно себя вести, знать правовые нормы, но и менее подверженных агрессивным формам поведения.

Школьная медиация - это еще один шаг к развитию гражданского общества и вовлечению в этот процесс молодого поколения. Методы школьной медиации позволяют использовать их и при разрешении конфликтов не только в образовательном пространстве, но и в работе по профилактике агрессивности и насилия в обществе.

Школьная медиация - это серьезная педагогическая программа, требующая упорной работы педагогов, администрации образовательных учреждений, самих детей, педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов.

 Становится актуальной потребность в профессионалах-медиаторах в сфере образования, способных содействовать формированию таких гражданско-личностных качеств, как гражданственность, патриотизм, толерантность, уважение к закону, коммуникативность, преданность идеалам правового государства. Таким образом, школьный медиатор будет способствовать восполнению пробела, создаваемого отсутствием необходимого объема правовых знаний у учащихся.

Проведённые исследования позволяют сделать следующий вывод: школьная медиация - это новый подход к разрешению конфликтных ситуаций и повышению коммуникативной компетенции на всех уровнях системы российского образования

Приёмы обучения медиаторству в младшем школьном возрасте

Подготовка школьных медиаторов из числа учащихся является одной из приоритетных задач развития службы медиации образовательного учреждения.

Медиация конфликтов между учащимися, осуществляемая взрослыми (педагогами, психологами), зачастую усложнена разницей в жизненном опыте и статусах конфликтующих сторон и медиатора, закрепленной в традиционной системе отношений между участниками образовательного процесса и затрудняющей полноценную реализацию основных принципов медиации.

Медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей. Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность, а также осознавать силу своего влияния на окружающий мир. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, состраданию Это наивысшие ценности общества.

На этом фоне медиация «равный-равному» имеет ряд естественных преимуществ:

  • Школьники имеют возможность лучше понять суть проблем и переживаний своих ровесников в силу принадлежности к одной субкультуре;
  • Между ровесниками нет статусно-обусловленных отношений власти и подчинения;
  • Взаимодействие «равный-равному» позволяет сделать процесс медиации соразмерным возрасту конфликтующих сторон;
  • Медиация «равный-равному» способствует «нормализации» конструктивных способов разрешения возникающих противоречий.

На сегодняшний день психолого-педагогическая практика не располагает общепризнанными, имеющими широкую апробацию и доказавшими свою несомненную эффективность технологиями подготовки школьных медиаторов из числа учащихся.

Первым шагом на пути ее решения может стать ответ на два ключевых вопроса, связанных с программами подготовки медиаторов школьной службы медиации из числа детей: «чему учить?», «как учить?»,

Ответ на вопрос «чему учить?»:

  • Элементарные знания из области психологии общения, возрастной психологии, психологии конфликта;
  • Освоение технологии осуществления процесса медиации в конфликте;
  • Самопрезентации;
  • Активному слушанию;
  • Анализу и прогнозу развития коммуникативной ситуации;
  • Форсированности конструктивной мотивации медиаторской деятельности;
  • Готовности к реализации на практике ее основных принципов: беспристрастности, конфиденциальности, добровольности и др.

Ответ на вопрос «как учить?»:

При подготовке медиаторов следует опираться на методы активного обучения в рамках тренингового формата организации обучающей деятельности:

  • Дидактические игры;
  • Ролевое разыгрывание;
  • Дискуссии;
  • Проблемные лекции;

Таким образом, медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей. Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. На сегодняшний день психолого-педагогическая практика не располагает технологиями подготовки школьных медиаторов из числа учащихся. Первым шагом на пути ее решения может стать ответ на два ключевых вопроса: «чему учить?», «как учить?»

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что школьная медиация - это новый подход к разрешению конфликтных ситуаций и повышению коммуникативной компетенции на всех уровнях системы российского образования

Таким образом, медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей. Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. На сегодняшний день психолого-педагогическая практика не располагает технологиями подготовки школьных медиаторов из числа учащихся. Первым шагом на пути ее решения может стать ответ на два ключевых вопроса: «чему учить?», «как учить?».

Источники:

  • Андреев В.И. Конфликтология / Андреев. В. И.  – М.: Москва, 2007. -32-36 с.
  • Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - Москва: Ось-89, 1997. -43с
  • Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О. М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. 2012. № - 2. - 74-78 с
  • Мухина B.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Глава 7. Младший школьный возраст. /В.С.Мухина-Академия,2011. -372с.
  • 13.        Ковач. Медиация: краткий курс. /К. Ковач-Инотропен, 2013. -6-12с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в школьной среде. Общая характеристика.

Конфликты — это неотъемлемая часть нашего повседневного времяпрепровождения, которая сопровождает нас как в рабочее(учебное), так и в свободное время.  В данной статье приведена основная классифи...

Медиация как средство разрешения конфликтов младших школьников

Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов, с участием посредника....

Медиация -как средство разрешения конфликтов младшими школьниками

Очень часто воспитатели и педагоги сталкиваются с проблемой конфликтов  среди младших школьников.Данная статья поможет педагогам и воспитателям в работе....

Медиативные технологии решения конфликтов в школьной среде

Медиация - одна из современных технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. но помогающей выработать опр...

«Способы адаптации детей с РАС дошкольного возраста, необходимые для интеграции в школьную среду»

В докладе рассматривается вопрос о привыкании аутичного ребенка к меняющимся условиям жизни (обстановка, окружение). Вас познакомят с формами и методами работы с детьми с РАС....

Час общения "Профилактика конфликтов в школьной среде."

Занятие позволяет научить детей правильно реагировать на возникающие противоречия, определять причину их возникновения, находить пути примирения....

Выступление на ШМО по теме «Использование медиации как средство разрешения конфликтов».

Конфликты в школе были, есть и будут. Хороший способ разрешить конфликт - прибегнуть к медиации. Данное выступление знакомит с сутью этой процедуры....