Внеклассные мероприятия
план-конспект
Внеклассные мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Брейн-ринг по математике. 4 класс | 17.13 КБ |
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! | 17.72 КБ |
Занятие по речевому этикету | 60.5 КБ |
Куда зовет сказка? | 22.81 КБ |
Мы рисуем зиму (2 класс) | 17.02 КБ |
По дорогам сказки | 16.82 КБ |
Поэтический вечер "Посидим в тишине" | 16.4 КБ |
Уроки этикета | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мылинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Брейн-ринг»
Разработала: учитель начальных классов Доржиева Энгельсина Санжиевна
Цели: развивать навыки и умения логического мышления, умственные способности детей; пробуждать интерес к предмету математики через игру.
В игре участвуют команды. В каждой команде свой капитан. На столах сигнальные карточки для каждой команды.
Оборудование: нагрудные номера, сигнальные карточки красного цвета, плакаты для оформления сцены «Брейн-ринг», «Математика – царица наук».
Ход игры
Под музыку дети заходят в класс и встают.
Ведущий. Добрый день! Мира, счастья и любви вам и вашим близким! Сегодня мы с вами на брейн-ринге, посвященном математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек, независимо от возраста и профессии.
1-й ученик. Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука...
Дети (вместе). Математика!
2-й ученик. Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель!
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка, друзья,
Капитанам помогает...
Дети (вместе). Математика!
3-й ученик. Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего арифметику знать!
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам ни пригодилась...
Дети (вместе). Математика!
Ведущий. В нашей игре принимают участие 2 команды. Команда «Умножалки» и команда «Вычислялки».
Представление участников. Участники команд садятся за игровые места.
Ведущий. Напоминаю правила игры. В каждом раунде разыгрываются очки так: чья команда правильно ответит на вопрос первой, получает 3 очка, какая ответит второй – 2 очка, третьей – 1 очко. После того, как будет задан вопрос и дан сигнал «Время», капитан той команды, которая знает ответ, поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто будет отвечать: номер игрока, его фамилию и имя. В случае если у команды нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде, но уже 20 секунд. По истечении времени команда должна дать ответ. Если и эта команда дает неправильный ответ, счет остается прежним, если отвечает правильно, дополнительно дается 1 очко. Призовой фонд нашей игры – коробка шоколадных конфет. Спонсоры программы – наши родители. Итак, команды готовы? Счет 0 : 0. Первый раунд.
Ведущий. Внимание! Вопросы для брейн-ринга.
I раунд
«Умножалки».
Каждый третий ученик нашего класса в математическом кружке. Сколько учеников в нашем классе, если в кружке занимаются 12 человек?
«Вычислялки».
Каждый пятый ученик нашего класса занимается в изостудии. Сколько учеников в нашем классе, если в студии занимаются 6 человек?
Во время обсуждения вопроса командами задаются вопросы болельщикам. За правильный ответ класс получает жетон.
1. Сколько всего четырехзначных чисел можно составить из цифр 0 и 1? Цифры могут повторяться. Перечисли эти числа. (1000, 1001, 1110, 1101, 1111, 1010, 1011, 1100.)
2. Тамара спросила Сашу: «Сколько тебе лет?» Саша ответил: «Если число моих лет увеличить в три раза, а потом уменьшить на 16, то мне было бы 17. (Саше 11 лет.)
II раунд
Умножалки».
Света младше Валеры на 3 года. На сколько лет Света будет старше Валеры через 10 лет?
«Вычислялки».
Коля младше Кати на 5 лет. На сколько лет Коля будет младше Кати через 3 года?
Разминка для болельщиков во время обсуждения.
1. У рабочего была путевка в дом отдыха с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней отдыхал рабочий? (24 дня.)
2. Может ли сумма трех чисел быть равной сумме двух из них? (Если одно слагаемое – 0.)
III раунд
Умножалки».
Рысь пробегает 100 метров за 6 секунд. За сколько секунд она смогла бы пробежать 300 метров с той же скоростью?
«Вычислялки».
Лиса пробегает 200 метров за 10 секунд. За сколько секунд она пробежит 400 метров с той же скоростью?
Разминка для болельщиков во время обсуждения.
1. За столом сидели 2 дочки, 2 матери и 1 бабушка. Сколько человек сидело за столом? (3 человека.)
2. У матери 5 человек сыновей, у каждого – по 1 сестре. Сколько в семье детей? (6 детей.)
IV раунд
«Умножалки».
Я иду от школы до дома 15 минут. А мой друг тратит на ту же дорогу на 3 минуты больше. Кто из нас идет с большей скоростью?
«Вычислялки».
Нина идет до музыкальной школы 20 минут, а ее подруга Люда на 6 минут больше. Кто из них идет с большей скоростью?
Разминка для болельщиков.
1. Бюро прогнозов сообщило в 3 часа дня, что в ближайшую неделю сохранится безоблачная погода. Можно ли ожидать, что через 60 часов будет светить солнце? (Через 60 часов будет ночь, солнце светить не будет.)
2. Продолжительность жизни ежа 10 лет, а жизнь зайца на этих лет меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца? ((10 – 10:5) · 8.)
V раунд
«Умножалки».
В двух командах 36 человек. В одной команде в 2 раза больше, чем в другой. Догадайтесь, сколько человек в каждой команде.
«Вычислялки».
В двух комнатах 18 человек. В одной комнате на 8 человек больше, чем в другой. Догадайтесь, сколько человек в каждой комнате.
Разминка для болельщиков.
Задумали число. Если к нему прибавить наибольшее трехзначное число, а затем разделить на 10, то получится наименьшее трехзначное число. Какое число задумали? (х + 999) : 10 = 100. (Ответ: 1.)
Обработка результатов.
Ведущий. Итак, в тяжелой и упорной борьбе победили... Поздравляем! Спасибо всем командам за участие.
Предварительный просмотр:
ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЫЛО ДУШИСТОЕ
И ПОЛОТЕНЦЕ ПУШИСТОЕ!
(Игровое театрализованное представление для детей
по правилам личной гигиены)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Мойдодыр.
Его помощники – 4 человека (Мыло, Зубная щётка, Гребешок для волос, Вода).
Мисс Чистота.
Глашатаи – 2 человека.
Капельки: Черноглазка и Чисторучка.
Грязнуля Петя.
Чистюля Дима.
Дети – участники творческих номеров.
Автор.
В записи звучат фанфары. На сцене появляются глашатаи. Они зачитывают указ Мойдодыра и мисс Чистоты о весёлом празднике чистых детей и советы о том, как выглядеть опрятно и приятно.
Глашатаи. Всем! Всем! Всем! Мойдодыр и мисс Чистота всех детей зовут на свой праздник, который посвящён детям аккуратным и чистым! При входе на праздник предъявите ослепительную белоснежную улыбку и вымытые руки! А теперь послушайте советы о том, как выглядеть опрятно, красиво, чисто и приятно!
В записи звучит инструментальная мелодия песни «Прививка», муз. М. Матвеева. Глашатаи зачитывают советы.
1-й глашатай. Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку!
2-й глашатай. Утром умывайся, чисти зубы, мой уши и шею!
1-й глашатай. Приучайся обтираться после зарядки до пояса водой комнатной температуры!
2-й глашатай. Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату!
1-й глашатай. Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалетной комнаты!
2-й глашатай. Коротко стриги ногти на руках и ногах!
1-й глашатай. Научись пользоваться носовым платком!
2-й глашатай. При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком!
1-й глашатай. Содержи в порядке волосы: они должны быть аккуратно причёсаны!
2-й глашатай. Каждый день чисти свою обувь!
1-й глашатай. Следи за чистотой своей одежды!
2-й глашатай. Перед входом в помещение вытирай ноги!
1-й глашатай. Мальчики в помещении должны снимать шапку!
2-й глашатай. Не мешай раздеваться другим и аккуратно повесь свою одежду на вешалку!
Глашатаи уходят. В записи звучит весёлая музыкальная композиция на тему песни «Зарядка для хвоста» из одноимённого м/ф. На сцене появляется Мойдодыр, Душистое Мыло, Зубная Щётка, Густой Гребешок и Чистая Водичка.
Мойдодыр
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!
Помощники (дружно). Стыд и срам!
Мойдодыр. Здравствуйте, наши юные любители чистоты! Надеюсь, вы меня узнали? (Ответ детей.) Абсолютно верно! Я – Мойдодыр! Умывальников начальник и мочалок командир! Мы пришли к вам на праздник и хотим загадать вам интересные загадки о чистоте, а вы дружно отвечайте! Ну что, договорились? (Ответ детей.) Вот и хорошо, значит можно начинать!
Мыло. Гладко, душисто,
Моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было.
Ну, конечно, это …
Дети (дружно). Мыло!
Зубная Щётка. Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу попрыгал,
Всю грязь повыгнал.
Итак, как меня зовут?
Дети (дружно). Зубная щётка!
Гребешок для расчёсывания.
Зубаст, а не кусается,
Как он называется?
Дети (дружно). Гребешок или расчёска!
Мойдодыр. Молодцы, ребята! Все загадки верно отгадали!
Мыло. Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое!
Зубная щётка. И зубной порошок!
Гребешок. И густой гребешок!
Мойдодыр. Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане…
Вода. И в ванне, и в бане,
Всегда и везде…
Все (дружно). Вечная слава воде!
В записи звучит тема песни «Когда мои друзья со мной», муз. В. Шаинского. На сцене появляются Мисс Чистота и её помощницы-капельки: Черноглазка и Чисторучка
Мисс Чистота. Мы приветствуем вас, друзья! Меня зовут мисс Чистота! А моих помощниц…
Черноглазка (делает реверанс). Черноглазка!
Чисторучка. И Чисторучка!
Мисс Чистота. Мы предлагаем вам посоревноваться в чистоте, опрятности и красоте!
Черноглазка. Всех, кто станет победителем наших соревнований, мы наградим призами!
Чисторучка. И не просто призами, а призами для вашей личной гигиены!
Мисс Чистота проводит вместе с Черноглазкой и Чисторучкой конкурсы на опрятность и аккуратность.
1-й конкурс
Приведи друга в порядок
На этот конкурс сначала вызывают девочек, а затем мальчиков. Количество игроков от 2 до 4. Девочки одевают и причёсывают кукол, а мальчики мягкие игрушки. Кто быстрее оденет забавного друга и причешет его, тот и победил.
2-й конкурс
Портрет с закрытыми глазами
Количество участников этого конкурса от 4 до 8. Детям дают лист бумаги, маркер. Им завязывают глаза. За 1 минуту они должны нарисовать портрет Мойдодыра.
3-й конкурс
Собери воду в умывальник
Количество игроков от 2 до 4 человек. Обозначают старт и финиш. На старте в красивой яркой ёмкости ставят чистую воду, на финише умывальники. Дети должны перенести в одноразовых стаканчиках наибольшее количество воды, стараясь не проливать, со старта на финиш. Кому это удастся, тот и победил.
По итогам конкурсов детей награждают гигиеническими наборами.
После конкурсов мисс Чистота с помощницами читают «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима.
Мисс Чистота. Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Черноглазка. Всё равно какой водою:
Кипячёной, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Чисторучка. Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днём –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Мисс Чистота. Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Черноглазка. Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище,
мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Чисторучка. Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Все. Ваш Тувим!
Мисс Чистота с помощницами уходят. На сцене появляются чистюля Дима и грязнуля Петя. На авансцену выходит автор. Он ведёт рассказ, ребята действуют по его словам.
Автор. Петя очень не любит мыться. Он говорит…
Петя. Да ведь от мытья только кожа стирается!
Петя. А Димка – чистюля, санитар! Так вот, этот наш чистюля Дима водит нас каждую перемену руки мыть!
Автор. По утрам Димка приходит раньше всех и у дверей каждого внимательно проверяет. И больше всех попадает грязнуле Пете. У него или ногти подстрижены только на одной руке, или уши грязные. Недавно Петя проспал и так торопился, что надел форму задом наперёд!
Автор. А однажды на уроке рисования Петя сильно испачкался в краске, размазал её прямо по лбу. Димка сам пытался отмыть Петин лоб с мылом, только краска оказалась очень стойкой. И Петя целый день проходил с краской на лбу.
Петя всегда хочет проскочить мимо Димки в класс. А Димка очень ловкий, он ещё ни разу не пропустил никого без проверки.
Дима (грозно). Петька, почему у тебя ботинки грязные?
Петя (думает, что ответить). Это… Это не я!.. Это… Это бабушка! Она сегодня проспала!
Автор. Тут все ребята развеселились! Засмеялись! Петя-то, оказывается, не умеет сам ботинки чистить! Вот незадача! После этого случая Пете стало очень стыдно. Теперь он сам за собой смотрит. Теперь он всегда чистый и аккуратный!
Дети аплодируют. На сцене появляются все герои представления.
Герои (вместе).
Чистота – залог здоровья!
Порядок – прежде всего!
В здоровом теле – здоровый дух!
И тогда найдётся дело
Для умелых рук!
Герои исполняют песню «Всегда найдётся дело для умелых рук!», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мылинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Культура речи»
Разработала: учитель начальных классов Доржиева Энгельсина Санжиевна
2017-2018 г.
Цели: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
Ход занятия.
Обсуждение темы занятия.
Внимательно прочтите название темы занятия и два высказывания, которые можно считать эпиграфами нашего разговора. Напоминаю, что эпиграф – фраза (цитата), которая поясняет основной замысел, идею произведения, в нашем случае – занятия по этической грамматике.
– О чём пойдёт речь на занятии? (Дети обсуждают название темы, объясняют смысл записанных предложений.)
Приятная речь для слуха –
своего рода музыка.
Аристотель
Слово дано человеку,
животным – немота.
Народная пословица
Упражнение в умении здороваться.
Дети встают в круг, берутся за руки.
- Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился». С чего начинаем каждое занятие? (Со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья.) Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его.
– Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
– Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– А как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»? (Использовать мимику, жесты, интонацию; здороваться, глядя в глаза человеку.)
Скажем друг другу «Здравствуйте!», что означает «Будьте здоровы!», и пройдём к своим местам.
О б с у ж д е н и е с и т у а ц и й.
С и т у а ц и я 1.
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как. Проиграем ситуацию.
С и т у а ц и я 2.
– Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В каких случаях? Проиграем ситуацию.
О б о б щ е н и е о т в е т о в.
Обсуждая и проигрывая предложенные ситуации, вы пользовались определёнными правилами поведения, которые все вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ (фр. – установленный порядок поведения где-либо). Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.
Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.
Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт.
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
– Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?
Обобщение ответов.
Поэзия С. Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – «своего рода музыка».
– Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)
– Как удаётся автору изобразить песенку ручья? (повторы согласного или группы согласных [ч], [кр], [гр] усиливают звуковую выразительность художественной речи. Этот прием называется приёмом аллитерации)
– Прочитайте эти слова
Ручеёк, речка, речь.
– Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?
О б о б щ е н и е о т в е т о в.
Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.
А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно?
Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу.
Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.
Живёт на свете Саша
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке.
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.
– О какой каше идёт речь?
(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)
– Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.
В ы в о д: говорить надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи (с данными понятиями знакомимся на предыдущих занятиях по речевому этикету).
- Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.
У п р а ж н е н и я.
∙ Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании:
вдох через нос – выдох через рот;
краткий глубокий вдох – медленный выдох;
медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
∙ Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
∙ На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н… , шум ветра: В-В-В-В… , жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж… ; звук поддерживайте свободно, без усилий.
∙ На одном выдохе произнесите 5–10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф! Ф!.. Ф! Ф! В! Ф! В! Ф! В! В!..
∙ Прочитайте шутливое стихотворение на едином дыхании:
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать!
- Кроме занятий речевой гимнастикой необходимо следить за чистотой своей речи.
– Что значит «чисто» говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных звуковых сочетаниях, не «комкать» концы слов и фраз, не «проглатывать» отдельные звуки и слова.)
В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, – камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.
– Зачем я рассказала вам эту историю?
Обобщение ответов: чтобы научиться чисто говорить, необходимо потренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). В этих маленьких текстах очень много «трудных» мест для произнесения, но благодаря многократному повторению вы добьётесь чистоты выговора.
ВНИМАНИЕ! Объявляется конкурс скороговорок!
Победит тот, кто чисто и грамотно произнесёт скороговорку. (Дети произносят скороговорки, победителю предлагается проговорить: «Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька, зажурчишь».)
– Почему так часто речь человека сравнивают с журчанием ручья, речки? Вспомните строчки А. С. Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит».
Упражнение в выразительности речи.
З а д а н и е: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием.
А) Спрашивает, удивляясь (?).
Б) Восхищаетесь, радуетесь (!).
В) Огорчаетесь.
Г) Грустите, потому что долго не увидитесь с ребятами, учителем.
Д) Спрашиваете и просите одновременно.
Е) Спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные, праздничные дни?
З а д а н и е: прочтите реплики литературных персонажей, передавая душевное состояние героя, отмеченное автором.
Р е п л и к а 1.
«И она ещё спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» – кричала и даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро.)
Р е п л и к а 2.
«Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский.)
Р е п л и к а 3.
«Хорошо иметь брата…» – шумно вздохнул солдат, которого никто никогда не навещал. (Е. Кононенко.)
Обобщение.
– Какой совет вы хотели бы дать человеку, который хочет стать талантливым собеседником?
СОВЕТ: упражняйтесь в речевом дыхании, учитесь говорить чисто, выразительно.
Разыгрывание речевых ситуаций (игра-тренинг).
Продолжаем знакомиться с речевым этикетом.
Р е ч е в а я с и т у а ц и я 1.
Г е р о и: Лёня, Коля.
– Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?
– Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова-сорняки, они засоряют речь.
– Ну а кто всё время говорит «ну»?
– Да ты только что сказал «ну»!
– Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
– Опять говоришь так!
– Ну как же с тобой говорить?
– Без «ну» и без «значит».
– Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.
– Чем недоволен Коля?
– Замечает ли Лёня в своей речи «лишние» слова?
– Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь.)
– Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?
СОВЕТ: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.
Р е ч е в а я с и т у а ц и я 2.
Г е р о и: дед Каширин, бабушка, Алёша.
Отрывок из повести М. Горького «Детство».
– Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
– Веди.
– Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал! Это?
– Глаголь.
– Верно! А это?
– Аз!
Вступилась бабушка:
– Лежал бы ты, отец, смирно…
– Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Земля! Люди! Это?
– Земля!
– Попал! Это?
– Буки!
– Это?
– Добро!
– Мать, ты гляди как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?
– Это вы кричите…
– Чем изобилует речь деда Каширина? (Он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)
– Известны ли вам обидные, грубые выражения нашей речи?
– Как называются такие слова? (Плохие, скверные, нецензурные.)
Интересна история слова скверна. Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернословие, сквернослов?
– Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих?
– Обратимся ко второму эпиграфу наших занятий по речевому этикету. (Слово дано человеку, животным – немота.) Почему народ сложил такую пословицу? Рассуждая, обратите внимание на противопоставления в этой короткой фразе: слово – немота, человек – животное.
– Какой совет следует из ваших рассуждений?
СОВЕТ: никогда не используй в своей речи скверные слова.
- Поговорим о том, какие слова не помешают, а только украсят нашу речь. Знаете ли вы такие слова?
–Посмотрите на таблицу, вспомнив, о чём шёл разговор на нашем занятии.
Употребляй в речи:
РЕДКО | ЧАСТО | НИКОГДА |
Вот Так сказать Теперь Значит Ну В принципе Это, это самое Кажется | Извините Прошу Благодарю Пожалуйста Разрешите Здравствуйте Будьте добры Спасибо | Плохие (скверные) слова, обидные выражения, прозвища, нехорошие высказывания по поводу национальности, цвета кожи, языка, умственных способностей и тому подобное |
Обменяйтесь своим речевым опытом. Подарите друг другу красивые слова русского языка и активно используйте их в своей речи. (Дети читают слова из среднего столбика.)
Обобщение
Каждый образованный человек в своём разговоре соблюдает общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна, неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Читайте побольше книг! Развивайте свою речь!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мылинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Куда зовет сказка»
Разработала: учитель начальных классов
Доржиева Энгельсина Санжиевна
КУДА ЗОВЕТ СКАЗКА?
Цель: показать роль сказки в эстетическом воспитании детей; воспитывать интерес к народному и поэтическому искусству, к звучащему слову.
Оборудование: портреты писателей, картины на сказочные темы, фонограмма.
Ход мероприятия
Учитель: Мир красок и звуков окружает нас с детства. Научиться видеть, чувствовать подлинную их красоту – значит сделать себя более богатым духовно, более счастливым. К чувствам детей обращались многие известные писатели и поэты: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, И. Бунин, А. Блок. Рассказы Л. Н. Толстого поражают своей мудростью. Даже простенькие, для забавы, сказочки, прочитанные с верной интонацией и мимикой, содержат глубокий смысл.
Вот теперь настал момент узнать, как вы знаете сказки.
ВИКТОРИНА
1. Сколько богатырей «В сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина? (Тридцать три богатыря.)
2. Сколько раз вызывал старик из моря золотую рыбку (по сказке А. С. Пушкина)? (Ходил к морю шесть раз. Звал рыбку пять раз.)
3. Какая кличка у собаки, схватившей отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Кличка собаки – Соколко.)
4. «…Маленький бес под кобылку подлез,
Понатужился, понапружился…»
(«Сказка о попе и о его работнике Балде» А. С. Пушкина.)
5. Что несла Красная Шапочка в корзине для бабушки? (Горшочек сметаны, пирожки.)
6. В каких зверей превращался Людоед по просьбе кота? (Во льва, в мышь.)
7. Назови автора двух последних сказок. (Шарль Перро.)
8. Кому из сказочников поставлен памятник в Копенгагене? (Памятник Г.-Х. Андерсену.)
9. Сколько братьев было у стойкого оловянного солдатика? (Двадцать четыре.)
10. В кого превратился Гадкий утенок? (В прекрасного лебедя.)
Учитель: Теперь обратимся к картинам Виктора Михайловича Васнецова. Художник в разные годы жизни писал много, с вдохновением. В Москве есть Дом-музей В. М. Васнецова, в котором он жил долгие годы. Дом создан по его проекту. Здесь художник задумал и написал «Поэму семи сказок» – семь больших картин: «Спящая царевна», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Сивка-бурка», «Ковер-самолет».
Мысленно тихо идем по его мастерской от картины к картине, от сказки к сказке. Перед нами открывается таинственный, волшебный мир. Кроме этого, художник создал еще много картин-сказок. Вот трогательная, поэтическая картина «Аленушка». О чем печалится девочка Аленушка?
Она задумалась о своей горькой доле, о братце Иванушке. Не послушался он сестрицу, выпил водицы из копытца, стал Козленочком. Аленушка ждет чуда, чтобы Иванушка снова стал мальчиком.
Уже осень. Вокруг темный лес. Осинки желтеют, камыш неподвижен. Омут темен и глубок. По воде плывут золотые листья. Но Аленушка, вслушиваясь в эту тишину, слышит топот копыт. Это добрый молодец скачет на выручку. Быть большому празднику! (Эта картина хранится сейчас в Москве, в Третьяковской галерее.)
А вот картина «Иван-Царевич на Сером Волке».
В сказках Ивана зовут по-разному, то это Иванушка-дурачок, то Иван – крестьянский сын. И всегда это младший сын, над ним смеются старшие братья. Но когда приходит беда, Иван всегда преодолевает все препятствия, всех врагов. Ему удается рассмешить даже царевну Несмеяну, добыть Жар-птицу. И всегда добро побеждает зло.
Учитель: Итак, мы побывали на выставке картин В. М. Васнецова. Сейчас позвоним в Сказочное бюро. Алло! Кто у телефона? Главный Сказочник? Куда теперь можно дальше идти по сказочной дороге?
Вы рекомендуете Алексея Николаевича Толстого. Хорошо, сейчас отправимся на горушку.
СКАЗКА «СТАРИК И ВОЛК»
У старика со старушкой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой – жеребец. Пришёл волк и запел
Старик да старушка
Жили на горушке
В глиняной избушке.
У старика, у старушки
Паренек да девушка,
Петушок да курочка,
Пятеро овец,
Шестой – жеребец.
Паренек в сапожках,
Девушка в сережках.
– Старик, старик, отдай петушка да курочку, а то съем старуху!
Жалко стало старику петушка да курочку, но – делать нечего – отдал их волку. На другой день Волк опять прибежал.
Старик да старушка
Жили на горушке
В глиняной избушке.
У старика, у старушки
Паренек да девушка,
Пятеро овец,
Шестой – жеребец,
Паренек в сапожках,
Девушка в сережках.
Старик, старик, отдай овечек, а то съем старуху!
Жалко стало старику овечек, а старуху еще жальче – отдал он волку овечек.
На третий день прибежал волк опять:
Старик да старушка
Жили на горушке
В глиняной избушке.
У старика, у старушки
Паренек да девушка,
Да соломенный хлевец,
А в нем – жеребец.
Паренек в сапожках,
Девушка в сережках.
Старик, старик, отдай жеребца, а то съем старуху!
Отдал старик жеребца. Волк опять наутро прибегает.
Старик да старушка
Жили на горушке
В глиняной избушке.
У старика, у старушки
Паренек да девушка,
Паренек в сапожках,
Девушка в сережках.
Старик, старик, отдай паренька да девушку, а то съем старуху!
Старику так стало жалко паренька да девушку, схватил он кочергу и давай тузить волка. Бил, бил, покуда у того брюхо не лопнуло, и выскочили оттуда жеребец, а за ним пятеро овец, а за овцами петушок с курочкой.
Учитель: Мы видим в этой сказке игру с повторами. Сказки можно начинать с присказок:
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка.
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
Учитель: В сказках вы знаете бывают и концовки. Какие концовки вы знаете?
И я там был,
Мед, пиво пил,
По усам оно бежало
В рот ни капли не попало.
Учитель: В народе любят число «три». Послушайте сказку «Три сестры».
Жила — была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали. Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
— Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть.
— Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
— Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна! И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой. Постучалась белочка ко второй дочери.
— Ой, — отвечала та.
— Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
— Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку. Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.
Учитель: - Как женщина заботилась о своих дочерях?
- Какими они выросли?
- Верно ли, что дочери, повзрослев, стали жить вдали от матери?
- Почему мать решила послать к ним белочку
- Кто вам нравится больше всех? Почему?
- Кто из сестер нравится автору-народу? Почему вы так решили?
- За что народ любит младшую дочь?
- За что были наказаны старшие дочери?
- Ребята, так чему же учит нас эта сказка? (Надо любить маму, заботится о ней, помогать в трудную минуту, быть внимательными, заботливыми и благодарными по отношению к матери)
Вывод: Мама – самый дорогой, близкий человек.
Релаксация под музыку.
–- А сейчас на минутку закройте глаза и представьте свою маму. (Музыка)
- Мама… закрой глаза и прислушайся… И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. (Ю.Я. Яковлев)
- Дети, чей же мы голос помним с самого детства и не когда не спутаем с другим?
Учитель: А теперь послушайте сказку «Три брата».
Много лет тому назад жил на свете отец с тремя сыновьями. Выросли сыновья молодцами, один другого лучше. Вот и говорит им отец:
- Ступайте, дети, по белу свету странствовать, людей посмотрите и какому-нибудь делу научитесь. Тому из вас, кто самым лучшим мастером вернется, я свой дом оставлю.
Пошли братья странствовать. Три года бродили они по чужим краям, а через три года вернулись все в один день домой к отцу.
- Здравствуй, отец, - говорят они.
- Здравствуйте, дети, - отвечает отец. - Ну что, научились чему-нибудь?
- Да, - говорят, - научились.
- Чему же вы, дети, научились?
- Я, - говорит младший сын, - брить научился.
- Я, - говорит средний сын, - ковать научился.
- А я, - сказал старший сын, - фехтовать научился.
- Ну и хорошо, - говорит отец. - Хотел бы я посмотреть, ловко ли вы умеете брить, ковать и фехтовать.
А в это время по полю бежал заяц.
- Эх! - закричал младший сын, который брить научился. - Тебя-то мне и надо!
Схватил он тазик и мыло, взбил кисточкой пену, а потом догнал зайца, на бегу намылил ему мордочку и выбрил обе щеки. Да как чисто выбрил! Ни разу не порезал и ни одного волоска не оставил.
- Хорошая работа, - сказал отец. - Ловко бреешь!
И только он это проговорил, как на дороге показалась карета.
- А ну-ка, - говорит средний сын, который ковать научился, - посмотри, отец, и на мое уменье!
Побежал средний сын за каретой, догнал ее, оторвал у лошади на всем скаку все четыре подковы и тут же на всем скаку подковал ее сызнова.
- Отличная работа! - сказал отец. - Не хуже, чем у твоего брата.
Тут заговорил старший сын:
- Позволь, отец, и мне показать свое уменье!
- Что ж, - говорит отец, - покажи.
А как раз в это время пошел дождь. Взял старший сын свою шпагу да как начал вертеть ею у себя над головой! Так быстро вертит, что ни одна капля на него не попадает. Дождь льет все сильнее и сильнее. Хлещет как из ведра, а старший сын только вертит шпагой и стоит сухой, будто под крышей. Все капли дождевые шпагой отбивает! Увидел это отец, удивился и сказал детям:
- Все вы искусные мастера - не знаю я, кому из вас дом оставить. Живите все вместе.
Согласились с ним сыновья, да так с тех пор вместе и живут.
Учитель: - А в этой сказке что вам понравилось? (рассуждения детей).
В этой сказке говорится о крепких семейных ценностях. Несмотря на то, что братья боролись за наследство отца они сумели остаться братьями и жить вместе. В семье так и должно быть. Братья и сестры должны поддерживать друг друга, помогать в трудные минуты, любить, уважать и почитать своих родителей.
Сказка – это мудрость народная, но мудрость мы черпаем не только в сказках. Из сказок к нам приходят мудрые изречения в виде пословиц и поговорок.
Сначала подумай, потом – говори.
За добро добром платят.
Век живи, век учись.
Красив тот, кто красиво поступает.
Учитель: Читайте сказки, ребята, и учитесь мудрости, доброте.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мылинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Мы рисуем зиму»
Разработала: учитель начальных классов Доржиева Энгельсина Санжиевна
Открытие выставки детского рисунка на зимнюю тему
Учитель: Сегодня, ребята мы с вами открываем выставку рисунков на тему «Мы рисуем зиму». Вот был издан указ от Деда Мороза.
УКАЗ
Всем! Всем! Всем!
В честь новогодних праздников объявить конкурс детских рисунков на тему: «Мы рисуем зиму». Все рисунки, прошедшие отборочный тур, поместить на выставке для просмотра другими детьми, педагогами, родителями и гостями! Лучшие работы наградить дипломами и грамотами, заверенными мною – Дедом Морозом! Дать широкую рекламу выставке!
Учитель: Мы провели большую работу и сегодня у нас торжественное открытие нашей выставки рисунков. Звучат фанфары.
Учитель: Уважаемые посетители приглашаем вас на нашу выставку!
Мы находимся в зале № 1 «ЗИМНИЕ ПЕЙЗАЖИ» (В записи звучит тема зимы из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.)
В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу пейзаж называется городским. Лесные просторы – это лесной пейзаж, горы – горный, море – морской. Художника, который пишет пейзаж, называют пейзажистом. Здесь выставлены работы наших пейзажистов, которые написали зимние пейзажи.
Зима – самая холодная пора года. Но если не брать во внимание этот недостаток, она становится самой удивительной. Сколько в ней света, чистоты, свежести. Снег пушистым покрывалом окутывает деревья, заснеженные лесные поляны, поля, всё будто замерло, вокруг царит безмолвие и покой. Очень красивое и чистое небо. Глядя на эти картины невозможно измерить восторг и радость от прелести и красоты природы, от которых чувствуется морозная прохлада по всему телу.
Если вы думаете, что для зимнего пейзажа необходим в основном белый цвет, то ошибаетесь.
Художники используют на своей картине оттенки белого, серого, голубого, розоватого и даже черного. В результате им удается передать особое очарование природы и звенящую тишину. Их полотна невероятно живы. Кажется, еще мгновение, и мы почувствуем дуновение зимнего ветра и услышим шорохи леса.
Учитель: А теперь мы перемещаемся в зал № 2 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» (Звучит песня «Три белых коня» из к/ф «Чародеи», муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенёва.)
Здесь у нас выставлены картины на тему зимних игр и забав.
Забава — многозначное слово, которое обозначает игра, потеха, развлечение, шутка, увеселение. На картинах наших художников мы видим изображение зимних видов игр: катание на санках, на лыжах, на коньках. Дети лепят снеговиков, строят горки. Ребятишкам весело и радостно.
Теперь проведем конкурсы:
а) «Игра в снежки» (перекидывание синтепоновыми шариками);
б) «Собери снеговика» (из заранее сделанных заготовок собрать снеговика за 2 минуты. Кто раньше, тот и победил);
в) Аукцион «Зима» (все называют понятия, относящиеся к зиме, кто сумеет последним назвать понятие, когда все слова будут исчерпаны, тот и победил);
д) «Вспомнить всё» (участники называют сказки, в которых присутствует зима).
Учитель: Теперь приглашаем всех в зал № 3 «ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – НОВЫЙ ГОД!» (Звучит песня «Снежинка» из к/ф «Чародеи», муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенёва.)
Учитель: Древние славяне отмечали Новый год 1 марта с приходом весны. 1 сентября стали отмечать позже. Традиция пришла от греков. Так делали до XVIII века. Пётр I утвердил отмечать Новый год 1 января. В этом же указе предписывалось, как встречать Новый год: традиция наряжать новогоднюю ёлку игрушками и мишурой, использовать хлопушки и маскарад идёт именно от этого указа.
Здесь вы видите картины наших художников, которые написали свои картины на новогоднюю тему. Красиво разукрашенные елки, яркие краски передают веселое настроение и ожидания волшебства от новогоднего праздника.
Учитель: Теперь я приглашаю гостей и прошу в этой книге отзывов оставить свой голос за того художника картина которого больше всего понравилась вам. Мы посчитаем ваши голоса и определим имя победителя. Можете еще раз пройтись по залам нащей выставки.
Учитель: Внимание, дорогие друзья! Итоги подведены. Мы объявляем и награждаем победителей призами.
Финал. Награждение.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мылинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
ВИКТОРИНА «ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
Разработала: учитель начальных классов Доржиева Энгельсина Санжиевна
Цели: обобщить знания по теме «Сказки»; дать понятие о трех видах сказок; научить любить сказки, вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение.
Ход викторины
Класс делится на три команды. Внук и бабушка ведут викторину (внук – ученик, бабушка – учитель.)
Внук. Бабушка, расскажи мне сказку.
Бабушка. А какую хочешь сказку, внучек?
Внук. Бабушка, а разве сказки бывают разные?
Бабушка. Есть сказки волшебные. Они могут все. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.
Внук. А есть еще сказки про зверей.
Бабушка. Правильно, но в них нет волшебных превращений.
Внук. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.
Бабушка. А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.
Внук. Бабушка, а почему А. С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Бабушка. Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.
Внук. Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.
Бабушка. Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки.
(Звучит музыка. Первая команда загадывает сказку.)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Бабушка. Кто угадал, какая это сказка? Назовите автора.
Как в сусеки он попал,
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал жар-птицу,
Как похитил он девицу.
Бабушка. Кто угадал, какая это сказка? Назовите автора.
Пристают к заставе гости,
Царь зовет к себе их в гости.
Чуда дивных там три есть,
Что не можно глаз отвесть.
Бабушка. Вы, ребята, очень хорошо подготовились. Умеете слушать, читать, пересказывать сказки.
А сейчас отгадайте к р о с с в о р д № 1.
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 |
1. Жилище Бабы-Яги.
2. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди.
3. Второе название скатерти.
4. Отчество дочери Кощея Бессмертного.
О т в е т ы.
1. Избушка, 2. Иванушка. 3. Самобранка. 4. Кощеевна. Ключевое слово – «баба».
Теперь отгадайте к р о с с в о р д № 2 и по ключевым словам двух кроссвордов определите имя героини многих народных сказок.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
1. Кто из обитателей болот стал женой царевича?
2. С помощью какого инструмента Коту удалось спасти Петуха?
3. Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полеты.
О т в е т ы. 1. Лягушка. 2. Гусли. 3. Ступа. Ключевое слово – «Яга».
(Всех, кто удачно отвечал, Бабушка награждает волшебными «цветиками-семицветиками».)
Бабушка. Продолжаем нашу викторину «По дорогам сказки».
З а д а н и е: назовите сказку по отрывку из ее текста или ответьте на вопросы.
1. Иван-Царевич говорит ей: «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу».
2. Отвечает Золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто».
3. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
4. Часы пробили полночь. Она вскочила и порхнула, как птичка.
5. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
6. Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
7. Кто послал телеграмму: «Я от дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро буду у вас.»?
8. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
9. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
10. Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
(Команды, набравшие больше очков, награждаются книжками-малышками.)
Бабушка. А сейчас проведем сказочный аукцион. (Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает.)
1. Как начинается сказка К. И. Чуковского «Тараканище»?
2. Какие три желания исполнила лягушка?
3. Что потеряла Золушка?
4. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрение? (Кай.)
5. Как начинается сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр»?
6. В какой сказке А. С. Пушкина герой разговаривает с месяцем?
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мылинская средняя общеобразовательная школа»
Поэтический вечер
«Посидим в тишине»
Разработала: учитель начальных классов
Доржиева Энгельсина Санжиевна
Цели: рассказать о жизни и творчестве Е. А. Благининой; воспитывать любовь к поэзии.
Оборудование: фонограмма, портрет Е. А. Благининой, репродукции картин.
Учитель. Чистый и ясный голос Елены Александровны Благининой восхищает нас через десятилетия. Плавность и красоту ее стихов любят и взрослые, и дети. (Демонстрирует портрет Е. А. Благининой.) В селе Яковлеве Орловской губернии была чудесная природа. Выйди за околицу – а там просторные зеленые луга, густые леса.
В лесу Лена выбрала себе две полянки. Здесь она поселила понравившиеся ей сказки.
Появляется репродукция картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
Учитель. Итак, мир детства, мир фантазии.
Серый Волк помогает Ивану-царевичу преодолеть все препятствия. Васнецов рисовал волка с натуры. На картине он как живой. Задумчивый лес что-то шепчет героям сказки.
Эту сказку очень любила маленькая Лена. Как только она приходила на полянку, в ее воображении сразу же оживала эта картина.
А на другой поляне было много красивых цветов. Здесь поселилась Снегурочка А. Островского. В записи звучит песня Леля из оперы «Снегурочка».
Учитель. Бабушка Е. А. Благининой была почти неграмотной, но любила произведения А. С. Пушкина. Она пела на народный мотив «Буря мглою…», «Талисман» и другие пушкинские стихи. Бабушка передала свою любовь к поэзии и внучке.
В восьмилетнем возрасте Елена Александровна написала стихи: «Детство милое», «Старый родительский дом».
В десять лет она сочинила «Сказку о снежинке».
Первую книжку Благинина выпустила в Москве в 1936 г. Называлась она «Осень». И те ребята, которые брали ее в руки, видели на обложке деревеньку, ребят, шагающих с книжками, лошадь, везущую сено. Березки желтые, а осинки – темно-красные. Осень!
Много книг написала Елена Александровна Благинина. Несколько поколений ребят знают ее стихи и сказки. Сейчас, я прочитаю вам одну из них
ВОТ КАКАЯ МАМА
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала, надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка –
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…
Вот как мама угодила –
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!
Учитель. Сколько тепла и любви мы ощущаем, читая это стихотворение. Два родных человека неразрывно связаны между собой. А сколько заботы проявила мама! Не зря дочка говорит: «Золотая прямо!». Заботливая мама постаралась, чтобы дочка была нарядной к празднику.
Радуясь солнышку, Благинина ласково разговаривает с ним, наставляет:
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
Эти слова Елены Александровны, обращенные к солнышку, говорят о большой заботе о детях. Ведь еще в древние времена люди верили в чудодейственные силы слова.
И опять любимая мама. Она очень устает на работе. Ее надо пожалеть, позаботиться о ней.
ПОСИДИМ В ТИШИНЕ
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
Благинину радует природа. В ней много чудес. Ходит по саду, наблюдает за растениями и видит:
ЧУДО
У нас в саду случилось чудо,
Нет, правда чудо, я не вру!
Вдруг ни оттуда, ни отсюда
Оно явилось поутру.
Вчера крыжовник весь светился –
Он был корявый и смешной.
А нынче сразу распустился,
Стоит под зеленью сплошной.
Какие соки в нем бродили,
Чтоб чуду этому помочь?
Или ветра его будили
Весь день вчерашний и всю ночь?
Иль так на солнышке пригрелся,
Так буйно жизнь в нем расцвела,
Что он, как званый гость, оделся
На праздник света и тепла.
Учитель. Хорошо весной побывать в саду во время цветения черемухи. Ветерок доносит нежный запах ее цветов. Жужжат пчелы, шмели. Все рады весне с ее шумом, гомоном и запахами цветов. Одно из стихотворений Е. Благининой посвящено этой поре. Проинсценируем его.
ЧЕРЕМУХА
Дети. Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
Черемуха. Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
Дети. А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
Травушка. Для праздника весеннего,
Для майского денька.
Дети. А вы, березы тонкие,
Что нынче зелены?
Березы. Для праздника! Для праздника!
Для Мая! Для весны!
Учитель. Колыбельные песни мамы, бабушкины сказки, плеск ручья, шелест листьев – все это эхо поэзии Е. А. Благининой. Потому и близок ребятам ее голос. Ребята, почитайте стихи Елены Александровны Благининой они вам очень понравятся. Вот перед вами книги со стихами поэтессы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мылинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Как хорошо быть воспитанным»
Разработала: учитель начальных классов Доржиева Энгельсина Санжиевна
Цель занятия: Воспитание у детей нравственности и культуры поведения в разных жизненных ситуациях. Развитие коммуникативных навыков.
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе.
Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах.
Что такое этикет? Это каждый знает:
То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья
А теперь серьезное дадим определенье.
Дети хором читают слова на 2 слайде презентации
«Этикет – это правила поведения человека среди других людей»
Учитель: А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?
Дети:
- Его называют – культурным, воспитанным человеком.
Учитель: Этикет – это инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется, -уважительно, доброжелательно, с доверием к людям. А сейчас посмотрите пожалуйста одну сценку.
Инсценировка по одноимённому рассказу В. Голявкина «Болтуны»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Рассказчик.
Сеня.
Юра.
В записи звучит песня «Всё хочется самим узнать» из т/ф «Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные», муз. Т. Островской, сл. В. Аленикова. В класс забегают, налетая друг на друга, Сеня и Юра. Они садятся за парту и вместо того, чтобы готовиться к уроку, начинают что-то рисовать на листе бумаги, при этом громко смеются и болтают между собой. В записи звенит школьный звонок.
Рассказчик. Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошёл учитель. Сеня нарисовал на листе бумаги себя и показал соседу.
Сеня показывает рисунок сначала зрителю, а затем соседу по парте. На листе бумаги нарисована забавная рожица.
Сеня (соседу). Это я! Похоже?
Юра (улыбнувшись). Нисколько! У тебя не такие уши!
Сеня (с недоумением). А какие у меня уши?
Юра подрисовывает на рожице длинные уши.
Юра. Как у осла!
Сеня, разозлившись, быстро рисует ещё одну рожицу и подрисовывает ей большущий нос. Демонстрирует сначала зрителю, а затем Юре.
Сеня (издевательски). Это ты! И нос у тебя, как у бегемота!
Юра подрисовывает на рожице-Сене голову в виде еловой шишки. Показывает зрителям, а потом Сене.
Юра. А у тебя голова, как еловая шишка!
Сеня заштриховывает на рожице-Юре один зуб. Демонстрирует зрителю, а затем – Юре. За всем, что происходит за первой партой, внимательно наблюдают учитель и ребята.
Сеня. А у тебя во рту зуба нет! И голова как ведро! Вот!
Юра быстро закрашивает на рисунке, где изображён Сеня, волосы оранжевым карандашом и показывает зрителям и Сене.
Юра. А ты… ты рыжий! Ха-ха-ха!
Сеня, огорчённый, думает, что бы такое сказать. Наконец придумал. Сеня рисует на другом листе и подписывает «Юра». Показывает рисунок зрителю, а потом Юре.
Сеня (насмешливо). А ты вообще рыба! Селёдка!
Юра подрисовывает рыбе длинный хвост, зачёркивает слово «Юра» и жирно подписывает рисунок «Сеня». Показывает зрителям, а затем Сене.
Юра. А ты вуалехвост! Вот ты кто!
Показывает Сене язык.
Сеня (недоумённо). А что это такое?
Юра (замялся и резко выпалил). Вуалехвост – и всё!
Сеня (перешёл на дразнилки). А ты… ты первердер…
Показывает Юре язык.
Юра (удивлённо). Это ещё что значит?
Сеня. Значит, что ты первердер!
Юра (немного подумав). А ты в таком случае дырбыртыр!
Учитель и дети беззвучно смеются, наблюдая за данной картиной.
Сеня (не растерявшись). А ты выртырвыр!
Юра (жужжит и звенит Сене в ухо). А ты… жжжжжж. А ты зззззз!
Сеня. А ты… бы… бы… бы… бы… бы!
Юра. А ты… ы-ы!
Постепенно мальчики переходят на какие-то звериные вопли, совершенно не замечая того, что к ним подошёл учитель. Учитель хлопает ребят по плечу. Те замерли.
Учитель. Хотел бы я знать, кто же всё-таки вы такие?
В записи звучит песня «Мы – маленькие дети».
Учитель: Давайте, ребята, мы с вами проанализируем эту сценку:
1. Правы ли Сеня и Юра?
2. Почему они не правы?
3. Кто первым начал ссору?
4. Должен ли был Сеня отвечать Юре? Если должен, то как?
5. Можно ли обзывать и унижать товарищей, если нет, то почему?
6. Как нужно относиться друг к другу?
7. Как нужно вести себя на уроках?
Учитель: Сейчас я прочитаю рассказ, послушайте ребята.
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида, две маленькие девочки, пошли гулять в лес. После утомительной дороги сели они на травку отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь в лесу никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Учитель:
— Подумайте, нужно ли убирать мусор, если вас никто не видит. А может, можно все спрятать «под куст»?
— Девочки находились в лесу. А как быть, если вы находитесь в классе и после занятия у вас на столе и под столом остался мусор (вы перед этим что-то вырезали), а вам надо спешить домой? Может, оставить все уборщице, ведь она все равно все будет убирать?
— А как вы понимаете слова «Надо уважать чужой труд»?
— Какой вывод вежливого человека мы с вами сделаем в отношении поведения, чистоты и порядка в классе?
Вывод: По-настоящему вежливый и культурный человек уважительно относится к окружающим, старается быть опрятным и чистоплотным не только дома, но и в общественных местах, не бросают мусор.
Наша планета задыхается от мусора. Мы должны беречь природу помогать взрослым сохранить природу. Для этого нужно собрать мусор в школьной ограде и на улицах нашего села, почистить наши родники. Их целебная прохладная вода не раз утолит жажду путникам в летний зной.
Что такое этикет?
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...