программа внеурочной деятельности
рабочая программа (2 класс)

Монастырева Светлана Григорьевна

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»

Приложение к дополнительной общеобразовательной программе, утверждённой приказом

№ 444-0 от «31» августа 2020г

Программа курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

 «Занимательный русский язык»

Автор-составитель:

Монастырева С.Г.

учитель начальных классов

соответствие занимаемой должности

Рассчитана на детей 8-9 лет

Срок реализации программы: 1год

2020-2021 учебный год

с.п. Салым

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательный русский язык» адресована обучающимся начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Структура, содержание и оформление рабочей программы приведены в соответствие с Положением НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»  «»О рабочей программе.

          Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

 - Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

  Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по  предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Новизна данной авторской комбинированной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, новых методов преподавания, заложенных в концепцию обновления образования.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.   Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

          Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до  9 лет одновозрастной группы.

      Срок реализации: программа кружка рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Виды деятельности: игровая, познавательная

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

  • с уроками русского языка;
  • с уроками литературного чтения;
  • с уроками окружающего мира.

Формы контроля: текущий, итоговый.

Учебно – тематический план программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» 2 класс

Раздел

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Фонетика

2

1

1

Словообразование

5

2,5

2,5

Лексика

9

3,5

5,5

Морфология

6

2,5

3,5

Пословицы и поговорки

2

2

Игротека

10

10

Итого:

34

9,5

24,5

№ п/п

Темы занятий

Теория

Практика

1

Что мы знаем о звуках и буквах

1

2

Что такое лексика?

1

3

Однозначные и многозначные слова

1

4

Игротека

1

5

Слова-братья

0,5

0,5

6

Слова- наоборот

0,5

0,5

7

Пословица недаром молвится

0,5

0,5

8

Игротека

1

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

1

10

Играем со словарными словами

0,5

0,5

11

Анаграммы

1

12

Игротека

1

13

Секреты некоторых букв

0,5

0,5

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

0,5

0,5

15

Еще раз о синонимах и антонимах

0,5

0,5

16

Игротека

1

17

Слова, обозначающие предметы

0,5

0,5

18

Слова, обозначающие действие предметов

0,5

0,5

19

Слова, обозначающие признаки предметов

0,5

0,5

20

Игротека

1

21

Текст, тема, главная мысль

0,5

0,5

22

Заголовок- всему голова

0,5

0,5

23

Работаем с фразеологизмами

1

24

Игротека

1

25

И снова пословицы

0,5

0,5

26

Ещё раз о фразеологизмах

0,5

0,5

27

Русские народные загадки

0,5

0,5

28

Игротека

1

29

И вновь словарные слова

0,5

0,5

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

0,5

0,5

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

1

32

Игротека

1

33

Повторяем…

1

34

Повторяем, повторяем…

1

Итого:

9,5

24,5

Содержание разделов программы внеурочной деятельности:

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

Календарно – тематический план

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

коррекция

1

01.09

Что мы знаем о звуках и буквах

2

08.09

Что такое лексика?

3

15.09

Однозначные и многозначные слова

4

22.09

Игротека

5

29.09

Слова-братья

6

06.10

Слова- наоборот

7

13.01

Пословица недаром молвится

8

20.10

Игротека

9

10.11

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

10

17.11

Играем со словарными словами

11

24.11

Анаграммы

12

01.12

Игротека

13

08.12

Секреты некоторых букв

14

15.12

Шарады, анаграммы и метаграммы

15

22.12

Еще раз о синонимах и антонимах

16

29.12

Игротека

17

12.01

Слова, обозначающие предметы

18

19.01

Слова, обозначающие действие предметов

19

26.01

Слова, обозначающие признаки предметов

20

02.02

Игротека

21

09.02

Текст, тема, главная мысль

22

16.02

Заголовок- всему голова

23

02.03

Работаем с фразеологизмами

24

09.03

Игротека

25

16.03

И снова пословицы

26

23.03

Ещё раз о фразеологизмах

27

06.04

Русские народные загадки

28

13.04

Игротека

29

20.04

И вновь словарные слова

30

27.04

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

31

04.05

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

32

11.05

Игротека

33

18.05

Повторяем…

34

25.05

Повторяем, повторяем…

Итого:

Методическое обеспечение

Методические пособия:

  1. Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.
  2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер с художественным программным обеспечением.
  2. Мультимедиа – проектор.
  3. Экран.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Выписка из образовательной программы

 начального общего образования,

               утверждённая приказом

№ 444-0 от «31» августа 2020г

Программа курса внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Социокультурные истоки»

Автор-составитель:

Монастырева Светлана Григорьевна,

                                                                                    учитель начальных классов

соответствие занимаемой должности

Рассчитана на детей 7-8 лет

Срок реализации программы: 1 год

с. п. Салым

2020-2021


Пояснительная записка к программе курса «Истоки»

        Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской  Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Новизна данной рабочей программы  определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками процесса являются социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Актуальность данной программы определена тем, что Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «ИСТОКИ» (начальная школа) следующим образом.

Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в  образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к  ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный  системный подход в образовании. Он позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Цель программы: развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма, освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; развитие системы духовно – нравственных ценностей жизни; развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности слышать Слово, видеть Образ, создавать Книгу.

Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

В качестве задач выдвигаются:

  • осваивать и принимать духовно-нравственные категории внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
  • оснащать учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
  • осмысливать личностное отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
  • развивать мотивации к саморазвитию.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

    Курс «Истоки» представляет систему занятий для детей в возрасте от 7 до 8 лет, одновозрастной группы.

Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 34 занятия (1 занятие в неделю).

Формы и режим занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Главными целями системы активных форм являются:

  • развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,
  • накопление социокультурного опыта,
  • развитие навыков общения,
  • управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия,
  • обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.

Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

  • овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
  • приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие управленческих способностей;
  • наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
  • развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
  • создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных УУД  обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса обучающиеся получат возможность познакомиться с общечеловеческими ценностями, о природе, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Контроль и оценка планируемых результатов: 

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

  В основу изучения курса   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

         Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, слово, мир, знания, труд, книга), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

           Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие;
  • Игровые;
  • Личностно-ориентированного обучения;
  • Технология АМО.

Материально-техническое обеспечение:

Книгопечатная продукция для педагога и учащихся:

  • Печатные пособия: демонстрационный материал (предметные картинки, таблицы)
  • Раздаточный материал:  карточки

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

  • Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные учебные пособия,

Технические средства обучения:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Магнитная доска
  • Мультимедийный проектор
  • Экспозиционный экран
  • Компьютер

Экранно - звуковые пособия:

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио - и видеозаписи), отражающие основные темы курса математик

Содержание программы

Программа курса «Истоки » охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста.

Учебный курс «ИСТОКИ» для 2-ого класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, не расчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающееся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.

Главными целями этого курса во 2-м классе являются:

раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;

развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ. Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего — к истокам, а от них — вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.

Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должны происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Истоки».

Тема

Общее количество часов

теоретические

практические

Родной очаг

9

5

5

Родные просторы

9

4

6

Труд земной

8

3

4

Труд души

8

1

6

13

21

Всего: 34 часа

Разделы содержания

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД - люди, происходящие от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ - территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Базовый социокультурный ряд

Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дap. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит — совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный  дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце земли Русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.

Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Раздел программы, тема

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1 четверть – 8ч

Раздел 1.  Родной очаг. (8 ч)

1

07.09

Введение в предмет. Имя

1

1

2

14.09

Семья

1

1

3

21.09

Семья

1

1

4

28.09

Род

1

1

5

05.10

Дом

1

1

6

12.10

Дом

1

1

7

19.10

Деревня

1

1

8

09.11

Город

1

1

2 четверть – 7 ч

Раздел 2.  Родные просторы. (8 ч)

9

16.11

Нива и поле

1

1

10

23.11

Лес

1

1

11

30.11

Река

1

1

12

07.12

Река

1

1

13

14.12

Море-океан

1

1

14

21.12

Путь- дорога

1

1

15

28.12

Дорога жизни

1

1

3 четверть – 10 ч

16

11.01

Обобщение по разделу «Родные просторы»

1

1

Раздел 3.  Труд земной. (8 ч)

17

18.01

Сев и жатва

1

1

18

25.01

Братья меньшие

1

1

19

01.02

Ткачихи – рукодельницы

1

1

20

08.02

Ткачихи – рукодельницы

1

1

21

15.02

Мастера – плотники

1

1

22

22.02

Кузнецы – умельцы

1

1

23

01.03

 Ярмарка

1

1

24

15.03

Обобщение по разделу «Труд земной»

1

1

Раздел 4.  Труд души (8 ч)

25

22.03

Слово

1

1

4 четверть – 8 ч

26

05.04

Сказка

1

1

27

12.04

Песня

1

1

28

19.04

Праздник

1

1

29

26.04

Книга

1

1

30

17.05

Икона

1

1

31

24.05

Храм

1

1

32

31.05

Храм

1

33

07.06

Обобщение по разделу «Труд души»

34

14.06

Что узнали. Чему научились. Викторина

1

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке
  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  • принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

        Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из:

а) тетрадь для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях;

в)  программы курса.

Учебно-методическая литература для учителя

1.Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий. (Истоковедение. Том 5. Издание 4-е,  дополненное, 2009, с. 35-56).

2. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2009).

3. Кузьмин И.А., Л.В. Камкин Л.В.. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Т. 5. 2009, с. 13-32).

4. «Истоки» - 2. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 1. Издание 3-е, дополненное, 2010, с. 157-180).

5. «Истоки» - 2. Поурочное планирование (Истоковедение. Том 8, 2009, с. 55-145).

Литература для обучающихся

  1. Бандяк О.А., Котельникова Н.В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Части I и II. Под общей редакцией И. А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).

2. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

3. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Прописи для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2010)

4. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

5. Мой род. Книга 1 для развития учащихся 2 класса (Издательский дом «Истоки», 2009).

6. Родной очаг. Книга 2 для развития учащихся 2 класса (Издательский дом «Истоки», 2009).

7. Путь-дорога. Книга 3 для развития учащихся 2 класса (Издательский дом «Истоки», 2009).

8. Труд души. Книга 4 для развития учащихся 2 класса (Издательский дом «Истоки», 2010).



Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»

Приложение к дополнительной общеобразовательной программе, утверждённой приказом

№ 444-0 от «31» августа 2020г

Дополнительная образовательная программа

общеинтеллектуального направления

 «Умники и умницы»

Автор-составитель:

Монастырева С.Г.

учитель начальных классов

соответствие занимаемой должности

Рассчитана на детей 8-9 лет

Срок реализации программы: 1год

               2020-2021 учебный год

с.п. Салым

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа общеинтеллектуальной направленности «Умники и умницы» адресована обучающимся начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ № 1».

        Данная рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Структура, содержание и оформление рабочей программы приведены в соответствие с Положением НРМОБУ «Салымская СОШ № 1» «О рабочей программе».

 Актуальность программы  определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

  Новизна данной авторской комбинированной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, новых методов преподавания, заложенных в концепцию обновления образования.

             Цель данного курса: расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития; развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

         Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.   Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса,   воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

5.При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от  6 до  11  лет,  одновозрастной группы.

    Возраст детей, участвующих в реализации программы:

    Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 8 лет, одновозрастной группы.

Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 34 занятия (1 занятие в неделю).

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Ожидаемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

                                                                       

2 класс

В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

● учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

● учиться выражать свои мысли, аргументировать;

● овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

● учиться отличать факты от домыслов;

● овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

● формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

● овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

● перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

● находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

● учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

● развивать доброжелательность и отзывчивость;

● развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

● применять правила сравнения;

● задавать вопросы;

● находить закономерность в числах, фигурах и словах;

● строить причинно-следственные цепочки;

● упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

● находить ошибки в построении определений;

● делать умозаключения.

Контроль и оценка планируемых результатов

  В основу изучения курса   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Занятия по курсу «Умники и умницы» - занятия безотметочные.

   Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие виды контроля:

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Осуществляется педагогом и в конце курса по итогам диагностики познавательных УУД.

  • Промежуточная аттестация обучающихся проводится   в конце 1 полугодия,  год
  • Итоговый контроль в конце года.

формы контроля:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;

 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности. (в любой форме по выбору воспитанников).

Учебно - тематический план

дополнительной образовательной программы во 2 классе

№ занятия

Раздел. Тема

всего

Количество часов

практика

теория

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

1

  1. 2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

1

  1. 8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

1

  1. 15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

1

  1. 22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

1

  1. 24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

1

  1. 25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

1

1

  1. 26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

1

1

  1. 27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

1

1

  1. 28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

1

1

  1. 29

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

1

1

  1. 30

Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

1

1

  1. 31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

1

1

  1. 32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

1

1

  1. 33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

1

1

  1. 34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

1

Итого

34

34

-

            

Содержание дополнительной образовательной программы

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

           Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.,  что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

              Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

             Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе  в  каждом  классе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 8-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

На  занятия   во  2  классе  отводится  40   минут.

Рекомендуемая  модель  занятий  такая:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА  И  РАЗВИТИЕ  ПСИХИЧЕСКИХ  МЕХАНИЗМОВ,  ЛЕЖАЩИХ  В  ОСНОВЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ,  ПАМЯТИ,  ВНИМАНИЯ,  ВООБРАЖЕНИЯ,  МЫШЛЕНИЯ(15минут)

 Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                           ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Логически-поисковые  и  творческие  задания  (10-15  минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

            Во  2  классе  предлагаются  задачи  логического  характера  с  целью  совершенствования  мыслительных  операций:  умения  делать  заключения  из  двух  суждений,  умения  сравнивать, делать  обобщения,  устанавливать  закономерности.

Вводятся  текстовые  задачи  из  комбинаторики.

Логические  задачи  на  развитие  аналитических  способностей  и  способности  рассуждать.

   В  занятия  включаются  задания  «на  группировку».  Общий  смысл  таких  задач  заключается  в  поиске  общих  и  отличительных  признаков  у  различных  предметов.

          Основные принципы распределения материала:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;
  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  • принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности.

     Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Форма подведения итогов.

Форма текущей аттестации  (тестирование, зачет) определяется педагогом дополнительного образования и отражается в дополнительной образовательной  программе.

Результатом промежуточной  аттестации являются низкий, средний или  высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы:

Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями;

Средний уровень -деятельность выполняется по образцу, качественно, аккуратно;

Высокий уровень - проявляется творческое отношение к выполнению той или иной деятельности  

         

Календарно-тематический план

Дата по плану

Дата по факту

Раздел программы, тема

Коррекция

04.09

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

11.09

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

18.09

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

25.09

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

02.10

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

09.10

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

16.10

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

23.10

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

13.11

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

20.11

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

27.11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

04.12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

11.12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

18.12

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

25.12

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

15.01

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Промежуточная аттестация за 1 полугодие

22.01

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

29.01

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

05.02

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

12.02

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

19.02

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

26.02

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

05.03

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

12.03

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

19.03

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей

02.04

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

09.04

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

16.04

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

23.04

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

30.04

Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

07.05

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

14.05

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

21.05

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

28.05

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Промежуточная аттестация за 2 полугодие

итого

Учебно – методическая литература для учителя

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов  (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  3. ДемидоваМ.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Холодова  О.  Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по  развитию  познавательных  способностей/Методическое  пособие  1-4  классы.- М.:  РОСТ    книга.

Рабочие  тетради   для учащихся

Холодова  О. Юным  умникам  и  умницам:  задания  по  развитию  познавательных  способностей. – М.:  РОСТ книга.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...