Формирование позитивных духовных качеств в подрастающем поколении на примере исторической личности Александра Невского
проект (1 класс)

Павлова Наталья Сергеевна

Формирование

позитивных духовных качеств в подрастающем поколении на примере исторической личности Александра Невского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova_rozhd._pedchteniya_1.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование

позитивных духовных качеств в подрастающем поколении на примере исторической личности Александра Невского

Свое выступление я хочу начать со слов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

 «Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня.»

Сегодня большое количество времени дети проводят в школе, а значит не только за обучение,  но главным образом за воспитание ложится на плечи педагогов, но и  конечно большая часть в воспитании ложится на родителей.

Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня. Мы должны строить своё будущее на  прочном фундаменте. И такой фундамент- это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.

Мы педагоги должны  формировать системы ценностей у детей, проявляя чувства уважения к личности ребенка.

Для духовного возрождения недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. ФГОС НОО ставит перед школой задачу подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных проблем. 

Русская духовность – понятие широкое и многогранное: это и история, и культура, и традиции, и русская душа. Как много может она дать для воспитания граждан России завтрашнего дня! Духовно-нравственное развитие является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. (Из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Для современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в вышей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой они жили, выстоять перед « духом века сего», призванного «победить мир»,- победителями они стали. Обращение к истории русских святых  князей, монахов, священников, простых мирян наполнит содержание образовательного процесса конкретностью и убедительностью.

Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников.

На примерах жизни святых учитель может показать школьнику красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям.

Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути. Именно они определяют строй мысли русского человека , формирование гражданина России.

На своих  уроках  я стараюсь  донести любовь к Отечеству, то исходное , вложенное в каждого человека глубинное чувство, которое не надо специально усиленно взращивать-оно вызревает само при правильном воспитании, основанном на истинных ценностях, привитых к национальной почве . Школьники должны познавать родную культуру, знакомиться с лучшими образцами русской классики и с ее первоисточником –народным творчеством.

Также участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел школы: «Защитникам Отечества посвящается», «Масленица», «День 8 Марта», «Поклонимся великим тем годам»..

Главная деятельность в школе – учебная, но младший школьник ещё продолжает играть. Учебную деятельность младшие школьники воспринимают как строго обязательную. Поэтому их привлекают дела, в которых есть что-то яркое, необычное, которые соответствуют их интересам, желаниям. А так как школа должна обучать и воспитывать, то необходима чёткая организация всей учебно-воспитательной работы. При этом важное место в формировании всесторонне развитой личности отвожу внеурочной работе. Школьники устраивают выставку рисунков, поделок, делают презентации. Такое проведение праздника вносит в жизнь детского коллектива элементы соревнования, перспективности в жизни детей, способствует сплочению коллектива учащихся.

Турниры, литературные викторины, этические беседы по культуре поведения, по правилам для учащихся; беседы, которые направлены на воспитание любви к Родине, трудолюбия, добра, заботливого отношения к природе. Беседы на  темы: ««Давайте уважать старость!»», ««Дети - граждане России».», «История нашего города», ««В дружбе наша сила!»», «Государственные символы», «Россия - Родина моя», «Удивительное рядом», «Охранять природу – значит охранять Родину», «Тепло родного очага»…

Особую долю в развитии духовных  качеств, а именно мужества и милосердия, представляет личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…» вызывают гордость за нашу страну, за её героев. Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее, — одно из самых светлых и любимых русским народом. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в строительство Российского государства бесценен. Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, мужество и милосердия, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героическое имя Александра Невского освещает нам дорогу в будущее, а сам князь являет пример идеала русского духа.

В моем классе был запланирован  долгосрочный проект  «Исторический герой  полководец  Александр Невский», и начата  работа по  проекту с детьми.

 Целью моей работы являлось  формирование духовно-нравственных качеств (мужества и милосердия) у младших школьников на примере образа князя Александра Невского.

Задачи:

1. Создать условия для формирования духовно- нравственных качеств старших школьников.

2. Формировать духовно - нравственные ценности детей старшего школьного возраста на примере исторических героев, таких как Александр Невский.

3. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Мы решали множество задач, идя к цели, через:

1. Знакомство детей с великим полководцем – Александром Ярославовичем Невским, горячо любящим свой народ и свою Родину; рассказывая о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества.

2. Формирование интереса детей к историческому прошлому страны через знакомство с национальным героем русского народа - Александром Невским, знакомство детей с отдельными наиболее яркими событиями из жизни великого князя Александра Невского, истории средневековой Руси, развитие чувства гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и вырос.

3. Закрепления навыков дружелюбного общения.

Мною был проведен ряд мероприятий, для решения поставленных целей и задач .

 На тематических классных часах, беседах дети   познакомились с великим полководцем – Александром Ярославовичем Невским, горячо любящим свой народ и свою Родину; рассказывая о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Ребята узнали  с подвигах Александра Невского, к этой теме была подготовлена  презентации  «Детство Александра Невского», «Почему Александра называют Невским?», «Святой защитник земли Русской — князь Александр Невский»,  «Сражение на Чудском озере», о Невской битве (1240 г.) и битве на Чудском озере (1242 г., вошедшей в историю под именем Ледового побоища, в котором участвовал князь со своей дружиной.

Мы познакомились  с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась, с названиями предметов защитного вооружения русских воинов, о причислении Александра Невского к лику святых.

На  внеурочной деятельности  дети знакомились  с писателями,  художниками и композиторами, которые использовали образ Александра Невского в своём творчестве, слушали кантаты В. В. Мусоргского «Вставайте люди русские…» и С. С. Прокофьева «Александр Невский. Ледовое побоище». Посетили  Виртуальную экскурсию  История Александра Невского для малышей.   с Дети узнали, что именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади городов, монастыри, памятники, ордена за особые заслуги перед Отечеством. Рисовали князя-полководца Александра Невского, «Защитник Святой Руси — Александр Невский», из цветной бумаги сделали орден полководца, из пластилина и подручных средств сделали своими руками картину – панораму «Александр Невский. Ледовое побоище».

Была организована  выставка книг с рассказами о великом полководце, рисунков «Александр Невский — слава, дух и имя России»и творческих работ детей.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Конечно, постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!

За порогом школы детей окружают бесконечные  проблемы. На них сплошь и рядом обрушиваются лавины негатива. Им необходим островок, где их будут любить, понимать, слушать и. конечно, принимать такими, как есть. Пусть таким островком Добра и Радости  станет школа! А нам, учителям, необходимо продолжать работу по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Церковь, семья и школа в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в современном обществе.

Изменения, которые мы переживаем в начавшемся третьем тысячелетии христианской    эры,заставляют нас смотреть на настоящее через призму будущего. Из доклада митрополита Калуж...

Статья "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в системе интеграции общего и дополнительного образования"

Данная статья рассказывает о духовно- нравственном воспитании обучающихся в системе музыкальной школы и общеобразовательной.Содержит описание проведения предметной  недели музыки....

Родительское собрание "Семья, её роль в формировании нравственных ценностей и ориентирования подрастающего поколения"

Презентация к Родительскому собранию "Семья, её роль в  формировании нравственных ценностей и ориентирования  подрастающего поколения", содержит диагностику учащихся....

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании целостной личности. Какие существуют проблемы духовно-нраственного воспитания....

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

В данном материале представлен опыт в развитии духовно-нравственного воспитания...

Воспитание подрастающего поколения на примере жизни и деятельности замечательных людей,выдающихся предков.

Воспитание подрастающего поколения на прмере жизни и деятельности замечательных людей ,выдающихся предков  города Тулы и области....

НПК "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Программа научно-практической конференции "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....