Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данном материале представлен опыт в развитии духовно-нравственного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_podrastayushchego_pokoleniya.zip | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
(Слайд 1)
Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения.
В настоящее время проблема общего уровня воспитанности, особенно ее нравственная сторона актуальна. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией.
Воспитывать такую личность – наша задача.
Эта задача обозначена в документах, регламентирующих деятельность современного педагога: федеральных государственных образовательных стандартах, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Таким образом, на современную школу обществом возлагается ответственная миссия - воспитать достойного гражданина своей страны. Такой гражданин должен обладать такими качествами, как доброта, милосердие, ответственность, терпение. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную.
Наиболее оптимальным для формирования духовно-нравственных качеств личности, является младший школьный возраст – период 7 – 10 лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами. И учителю, и родителям важно не упустить этот момент.
Ведущая роль в этом принадлежит педагогу. Поэтому он должен быть не только высокообразованным специалистом, постоянно повышающим свою квалификацию, но и прежде всего, работать над собой в деле духовно-нравственного становления собственной личности.
Важным нравственным качеством учителя является педагогический оптимизм. Он включает доброту, чуткость учителя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, веру в учеников.
Еще одним из важных качеств учителя является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя.
Воспитание личности – это многогранный и очень тонкий процесс, который должен охватывать все сферы жизни учащегося, даже включая его семью. Учитель часто является проводником между ребенком и его родителями.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках учитель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
На протяжении всей своей педагогической деятельности я стараюсь способствовать духовно-нравственному воспитанию на всех уроках.
Например, на уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, я обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.
При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, совесть и т.д.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.
(слайд 2) На таких учебных предметах, как литературное чтение, истоки, ОРКиСЭ часто использую притчи и былины, организовываем совместно с родителями ресурсный круг, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций.
Огромную роль в образовательных учреждениях играет воспитательная работа. С начала учебного года мы принимаем активное участие в различных мероприятиях школьного, городского, регионального уровнях. На примере своего класса, я бы хотела показать, насколько насыщена жизнь не только наших детей, но и учителей, и родителей.
(Слайд 3) С начала учебного года мы участвуем в различных линейках, веселых стартах, посещаем пожарную часть, сотрудничаем с инспекторами ГИБДД.
(слайд 4) Родители с огромным удовольствием проводят классные часы, например ко Дню единства. Каждый год я с детьми готовлю классный час с показательным концертом ко Дню Матери, тем самым показывая, насколько мы ценим материнскую заботу и любовь.
(слайд 5) В течении учебного года мы участвуем в смотре с строя и песни, посвященному дню защитника Отечества, а также смотру военной песни, где каждая семья не осталась равнодушной, приняла активное участие не только в организации номера, но и также своими руками на лоскутах материи были вышиты имена и годы жизни своих ветеранов. После чего все лоскуты были сшиты в один «бессмертный полк». На сегодняшний день эта экспозиция находится в музее Лицея.
Еще одной отличительной чертой воспитательной деятельности в Лицее являются социальные проекты. Каждый класс самостоятельно выбирает направление и тему. По итогу каждый класс получает на память книгу.
(слайд 6) В этом году единогласно дети и родители выбрали тему: «Связь поколений. Любим и гордимся». С начала учебного года мы посещаем резиденцию для пожилых людей, в г. Югорске. Готовим концерты, подарки своими руками и поздравляем пожилых людей со всевозможными праздниками. Первое посещение состоялось в начале октября – в период декады Пожилого человека.
Я считаю, что нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его умение вовремя выявить проблему, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, родителям – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.
Завершить свое выступление я хотела бы словами Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, —
значит вырастить угрозу для общества.»
Теодор Рузвельт
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль отца в воспитании подрастающего поколения.
В работе раскрывается роль отца в воспитании детей в семье....
Статья "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в системе интеграции общего и дополнительного образования"
Данная статья рассказывает о духовно- нравственном воспитании обучающихся в системе музыкальной школы и общеобразовательной.Содержит описание проведения предметной недели музыки....
Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...
Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
Роль духовно-нравственного воспитания в формировании целостной личности. Какие существуют проблемы духовно-нраственного воспитания....
НПК "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Программа научно-практической конференции "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ.
Патриотизм, милосердие, сострадание, применительно к ребёнку школьного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного села, Род...
Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения
Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения...