Формы и методы в воспитании социально ответственной личности. Из опыта работы.
статья
В документах ФГОС нового поколения отмечается важнейшая задача воспитания – формирование у несовершеннолетнего гражданской ответственности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Ребёнок в силу своей природной активности стремится к саморазвитию, самореализации. Если отсутствует эта возможность в социальном пространстве, ребёнок ищет самоутверждение в ситуациях асоциальных.
Поэтому, основной задачей педагогической работы коллектива остается создание условий для формирования социально успешной личности. Коллектив школы видит своих выпускников образованными, интеллектуально развитыми людьми и адаптированными к социальной среде в современном обществе.
Сегодня от классного руководителя требуется не только знания педагогики и психологии, но и развитие собственных профессиональных качеств, чтобы воспитать своих учеников полноценными личностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_vystavka.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы в воспитании
социально ответственной личности
( из опыта работы)
«Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием –
это творение будущего и взгляд в будущее»
Сухомлинский В.А.
В документах ФГОС нового поколения отмечается важнейшая задача воспитания – формирование у несовершеннолетнего гражданской ответственности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Ребёнок в силу своей природной активности стремится к саморазвитию, самореализации. Если отсутствует эта возможность в социальном пространстве, ребёнок ищет самоутверждение в ситуациях асоциальных.
Поэтому, основной задачей педагогической работы коллектива остается создание условий для формирования социально успешной личности. Коллектив школы видит своих выпускников образованными, интеллектуально развитыми людьми и адаптированными к социальной среде в современном обществе.
Сегодня от классного руководителя требуется не только знания педагогики и психологии, но и развитие собственных профессиональных качеств, чтобы воспитать своих учеников полноценными личностями. Работа классного руководителя – это должна быть целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Она должна строиться на основе программы воспитания, анализа результатов предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений
Сложившаяся в стране социокультурная ситуация требует от классного руководителя поиска инновационных методов работы. Чтобы ребенок не попал в группу «риска», им нужно заниматься. А если он уже в этой группе, то от классного руководителя требуется особая помощь в поиске ребенком позиции в классе, регулировка его отношений в классном коллективе, привлечение его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств. Умение успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире является основой социальной успешности. Класс – это маленький социум, в котором есть бедные и богатые, добрые и злые, лидеры и те, кто готов следовать за ними. Именно это и делает возможной социализацию ребенка в современном обществе через адаптацию к жизни в классном коллективе.
Мы говорим о социально ответственной личности. А что дети знают об ответственности? Это первое, что нужно донести до каждого.
Ответственность – это:
- готовность отвечать за свои поступки перед собой;
- выполнение своих обещаний, данных членам семьи;
- добросовестное исполнение обязанностей ученика;
- обязанность приносить пользу общественно – полезным трудом;
- выполнение принятых нравственных и правовых норм и правил общества;
- несение своего долга перед Родиной.
Воспитание социально активной личности – тема актуальна и требует большой работы со стороны, как школы, так и семьи.
Четвёртый год я реализую программу воспитания «Дорогою добра».
Цель программы: способствовать формированию у детей сознательной установки таких качеств в себе, чтобы стать зрелой личностью, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Следует принимать во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Определив социальный портрет класса, планирую всю воспитательную работу. Она состоит из четырёх блоков.
1. Я и я.
Формирование потребности самовоспитания своих моральных качеств, воспитание культуры общения и поведения.
Можно использовать этические игры как средство формирования нравственных и социальных устремлений ребёнка. Это «Тумба честности», «Волшебный стул», «Панорама поступков», «Оцени ситуацию», «Законы коллектива».
2. Я и общество.
Воспитание понимания принадлежности к коллективу, стремление сочетать личный и общественный интерес, создание атмосферы дружбы и товарищества, взаимовыручки.
Немаловажное значение здесь играют отношения между воспитанниками в коллективе, поэтому очень часто провожу с детьми такие небольшие пятиминутки:
• «Этические пятиминутки»: коллективный поиск выхода из уже создавшихся конфликтных ситуаций и определение способов их преодоления.
• «Этическую зарядку»: каждодневная установка на доброжелательность, уважение в отношениях с другими.
Сплочению коллектива способствуют и такие беседы:
- Как научиться жить без конфликтов;
- По каким правилам мы живём;
- Я – культурный человек;
- Моё место в жизни.
Большая работа проводится при повседневной и трудовой деятельности. Ведь уборка кабинета, субботники, участие в акциях, дежурство в столовой и по школе так же играют важную роль в воспитании морально – нравственных ценностей. Эти мероприятия способствуют развитию таких важных качеств, как трудолюбие, помощь другим, соблюдение определённых норм и правил в обществе, ответственности не только за себя, но и за окружающих, созданию атмосферы товарищества в группе.
3. Я и Отечество.
Воспитание чувства патриотизма, мужества, чести, верности к Родине, закрепление духовных традиций, сопричастности к героической истории Российского государства.
Воспитание любви к малой родине, к родному краю.
Это проведение классных часов, бесед, участие в конкурсах чтецов и рисунка, участие в шествии Бессмертного полка. Детям нравится работа в этом направлении при создании проектов, таких как:
- «Памятник воинам – односельчанам». Что мы знаем о них?
- «Каменные истории» - история Южного Урала в камне
- «Экономика родного края»
- «Красная книга Челябинской области»
- «Герой моего дня».
- «Есть ли будущее у нашего села?»
4. Я и семья.
Формирование представлений о семейных ценностях, воспитание семьянина.
Это цикл классных часов на тему «Семья, что это?». Высокую целительную силу имеют совместные с родителями праздники, походы, экскурсии. Классный руководитель должен сделать всё, чтобы родители стали его друзьями и единомышленниками. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. И тогда всё должно получиться.
Воспитательно-образовательная работа традиционно проводится как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально. В каждом ребенке есть задатки способностей, найти их и развить – моя задача. В своей ежедневной работе с детьми, я использую следующие методы и приемы воспитания:
Метод убеждения– способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка. Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелания, пример.
Метод упражнения– осознание учениками действительности. Приемы: просьба, приучение, испытание.
Метод внушения, попечения— способ влияния на жизнь ребенка добрым отношением. Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение и др.
Метод управления– активизация ученического самоуправления. Приемы: установление порядка, планирование, поручение, подведение итогов, инструктаж.
Метод поощрения– способ воздействия стимулирующими средствами. Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.
Метод наказания– способ воздействия средствами торможения. Приемы: замечание, порицание, осуждение, недоверие и др.
Использование этих методов и приемов воспитания в работе, позволяет мне найти подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные способности и особенности здоровья.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),
- групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)
- коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Для успешного решения задач воспитания и социализации, классному руководителю необходимо:
- убедить детей, что среди них нет неудачников, каждый из них успешен в чем-то своем;
- научить ребенка выстраивать и реализовывать индивидуальную траекторию собственного развития;
- научить ребенка понимать самого себя, свои возможности и потребности, учитывая, насколько последние сочетаются с социальными нормами.
Для воспитания социально ответственной личности и в дальнейшем необходимо выстраивать работу в соответствии с разработанной мной программой, ключевым системообразующим средством которой является индивидуально-дифференцированный подход.
Класс - маленькая модель большого мира. Надо просто любить классных детей, как своих собственных, желать видеть этих детей в будущем такими, какими хочешь видеть своих собственных: счастливыми, успешными, состоявшимися... Надо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого отдельно. Не подчинять, не ломать и не подстраивать под себя, а развивать все самое лучшее, что есть в каждом, помогать, если в этом есть необходимость, но тактично и ненавязчиво.
Этого и многого другого можно достичь, выполнив два условия: найти в детях те «зернышки, из которых можно вырастить настоящие колосья, которые готовы противостоять жизненным ветрам» и способные успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». (Т. Рузвельт).
Самойлова С.В.
учитель начальных классов
МКОУ «Андреевская СОШ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.
Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....
Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...
Организация процесса социального воспитания в начальной школе (из опыта работы)
Под социальным воспитанием принято понимать процесс целенаправленного создания определенных условий для дальнейшего развития и совершенствования человека. Многие ученые при характеристике воспита...
Воспитание социально-активной личности в процессе организации волонтерской деятельности.
Содержание статьи направлено на рассмотрение вопроса организации волонтерской деятельности, набирающей особую популярность в последнее время....
"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...
Выступление по теме "Формы и методы в воспитании социально-успешной личности"
В статье раскрыты методы и приёмы, а также формы работы классного руководителя по воспитанию детей....
Воспитание социально развитой личности посредством формирования экологического мировоззрения ребенка
Экологическая проблема, в рамках которой осуществляется деятельность по проекту, связана с интенсивным ростом количества мусора, подавляющий объем которого утилизируется. В тоже время в составе утилиз...