Выступление на ШМО по теме «Использование медиации как средство разрешения конфликтов».
статья

Конфликты в школе были, есть и будут. Хороший способ разрешить конфликт - прибегнуть к медиации. Данное выступление знакомит с сутью этой процедуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Выступление на школьном методическом объединении.

Тема выступления: «Использование медиации как средство разрешения конфликтов».

                           Составитель: Евсенёва Елена Геннадьевна.

Оглавление

  1. Введение.
  2. Характеристика конфликтов в школьной среде.
  3. Решение школьных конфликтов путём медиации.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

Введение

В ходе осуществления физическими и юридическими лицами своей деятельности, а также в обыденной жизни, нередко возникают ситуации, при которых затрагиваются интересы других лиц, которые пытаются их защитить известными им способами.

Любые споры или конфликты, как правило, приводят стороны в первую очередь к эмоциональным и душевным потерям. Из-за обид или разногласий конфликтующие стороны становятся по разные стороны «баррикад» и начинают «боевые действия». Во избежание подобных ситуаций сегодня имеется возможность решать подобные конфликты, используя медиацию.  Медиация (от лат. mediare - посредничать) - это конфиденциальная процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон. Цель медиатора - привести стороны к соглашению, он не примет за стороны решения, а лишь поможет им совместно прийти к нему. В принципе в нашей повседневной жизни каждый из нас хотя бы раз уже выступал в той или иной ситуации в роли медиатора. Медиация сегодня активно развивается, находит сторонников во многих цивилизованных странах. Медиатор - это не защитник, не судья, не обвинитель, не арбитр, не консультант, не советчик и не переносчик информаций, а независимое, нейтральное и беспристрастное физическое лицо, выбираемое сторонами спора, который помогает сторонам самим найти решение в ходе обсуждения их конфликта.

Преимущество медиации:

- разрешение конфликта без суда на добровольной и равноправной основе самими сторонами с экономией времени, денег, эмоциональных сил и энергии.

- конфликт рассматривается строго конфиденциально.

- решение принимается только самими сторонами с учетом удовлетворения интересов каждого участника спора.

Целями медиации являются:

1) достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;

2) снижение уровня конфликтности сторон.

Область применения медиации:

- в семейных спорах;

- в трудовых спорах;

- в корпоративных спорах;

- в коммерческих спорах;

- в школьных конфликтах;

- в криминальном споре между потерпевшим и правонарушителем;

- в межкультурных, религиозных спорах и другие области.

Что делает медиатор?

- организует процесс переговоров (разъясняет цели, права и обязанности сторон);

- заслушивает каждую сторону, организуя встречи как с каждым в отдельности, так и совместно;

- исследует ситуацию путем вопросов, а не убеждений;

- не советует и не передает информацию другой стороны;

- контролирует процесс медиации;

- помогает сторонам найти альтернативный вариант разрешения конфликта;

- анализирует (проверяет) предлагаемые варианты решений на их реальность;

- готовит соглашение, которое после подписания становится обязательным для участников спора.

Характеристика конфликтов в школьной среде

Каждый взрослый хочет видеть своего ребенка успешным, самостоятельным и счастливым. Хочет, чтобы его ребенок находился среди добрых и понимающих людей, чтобы чувствовал себя защищенным, чтобы жил не в борьбе за «место под солнцем», а в творчестве и созидании. Но в жизни случаются конфликты, разрываются отношения, совершаются преступления, людей захватывают эмоции и предубеждения. В случае, если люди никак не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями и разрешить конфликт самостоятельно, есть другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и способность приходить к соглашению в сложных обстоятельствах.

Ребенок значительную часть времени находится в школе, поэтому школьные взаимоотношения в существенной мере влияют на ребенка и на его последующую судьбу. Непосредственно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, появляется угроза того, что в последующем у него не будет получаться выстраивать отношения или сам он станет отвергаемым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам и пр.

Конфликты в школе, равно как и в обществе в целом, были, есть и будут. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

Особенности школьных конфликтов, по мнению автора концепции школьных служб примирения Коновалова Антона Юрьевича, состоят в том, что:

• во многих случаях начало школьного конфликта скрыто от взрослых. У собранных вместе детей и подростков с разным социальным положением и воспитанием появляется напряжение зачастую помимо их желания

• участники конфликтной ситуации в школе, скорее всего, будут продолжать встречаться в одном классе или одних помещениях независимо от их желания. Порой даже взрослому человеку проще сменить работу, чем школьнику поменять учебное заведение, в котором у него сложились напряженные отношения. Поэтому для школьников будет важен не только выход из конкретной ситуации, но и изменение отношения к нему сверстников, предупреждение повторения подобного в будущем, нормализация отношений;

• некоторые ситуации, кажущиеся взрослым незначительными («сегодня поссорились – завтра помирятся»), травмируют подростков на годы.

• то же самое относится и к травле ребенка-изгоя, когда каждый «выпад» одноклассников в его сторону кажется незначительным и внешне выглядит игрой, шуткой, но ему страшны их ежедневное постоянство и ощущение бессилия и неизбежности.

• взрослые порой забывают о разных статусах «взрослого» и «ребенка». Уже одно то, что взрослый говорит, когда захочет и что захочет, может прерывать ребенка по своему усмотрению, сам решает, когда начать и когда завершить разговор, выше ростом (или сидит, когда ребенок стоит возле него), – определяет неравные отношения между ними. Взрослый этого не чувствует, но это ощущают школьники. Дети часто не умеют и не смеют уверенно говорить со взрослыми (а не «огрызаться в ответ»). Поэтому они привыкают молчать, но внутренне не соглашаться, изображая понимание и давая «социально ожидаемые ответы.

Каждая конфликтная ситуация имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения. Конфликты могут быть следующих видов: между педагогом и учащимся, между учащимся и учащимся, между педагогом и родителем учащегося, между личностью и группой, между двумя «противоборствующими» группами.

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  • недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций;
  • различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение;
  • невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.

Конфликт в школе — это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса.

Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системы образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы. Для улучшения положения могут использоваться как известные и применяемые инструменты, так и новые, до настоящего времени используемые в незначительной степени. Такой важнейшей социальной инновацией в области современного воспитания и образования становится медиация.

Решение школьных конфликтов путём медиации

«Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы. При разработке метода школьной медиации был взят за основу медиативный подход, построенный на понимании. В этом подходе априори заложено позитивное отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной. Одной из основ метода «Школьной медиации» является позитивное общение. Школьная медиация – это своеобразная школа общения.

Цели метода «Школьной медиации» можно сформулировать следующим образом:

  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
  • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

В качестве посредника при разрешении конфликтов выступает медиатор. Медиатор – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом. Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или выработку ими решения, поскольку это – ответственность сторон. Медиатор отвечает за то, чтобы люди поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и сделали осознанный выбор – воспользоваться им или нет. Медиатор также отвечает за то, чтобы на встрече были созданы максимальные условия для взаимопонимания и примирения.

Кто в образовательном учреждении может стать медиатором? Конечно, в первую очередь, школьными медиаторами должны становиться те люди, которые работают в системе образования: преподаватель, педагог, психолог, социальный педагог, представитель по правам ребенка и т.д. В роли медиаторов могут выступать и сами школьники. У школьников, которые выступают в роли медиаторов, развиваются навыки общения, личностные навыки и навыки урегулирования конфликтов.

Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая стремится:

1. при конфликте снизить административные, карательные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и манипуляции подростков и перевести их в конструктивную коммуникацию;

2. реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;

3. включать подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте;

4. строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям, как справедливость и ответственность;

5. дать возможность существующим в школе сообществам (взрослых и детей, «лохов» и «авторитетов», отличников и «ботаников», богатых и бедных и пр.) понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений.

Заключение

Сложные конфликтные ситуации в воспитательно-образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Понятно, что часто конфликт несет деструктивный потенциал, хотя без конфликта не было бы и развития. Поэтому одна из задач школьной медиации – направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло. Ведь главная цель медиации в воспитательно-образовательном контексте – выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество.

Список литературы

1. Коновалов Ю. А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» № 3, 2014.

2. http://www.kazaky.kz/home/articles/291-mediatsiya-kak-sredstvo-razresheniya-konflikta

3. https://multiurok.ru/files/miediatsiia-kak-instrumient-razrieshieniia-konflik.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиация как средство разрешения конфликтов младших школьников

Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов, с участием посредника....

Медиация -как средство разрешения конфликтов младшими школьниками

Очень часто воспитатели и педагоги сталкиваются с проблемой конфликтов  среди младших школьников.Данная статья поможет педагогам и воспитателям в работе....

Выступление на ШМО по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики».

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувст...

Задание №3 Презентация к выступлению на ШМО по теме «Групповая работа как средство формирования УУД».

Задание №3 Презентация к выступлению на ШМО по теме «Групповая работа как средство формирования УУД»....

Выступление на ГМО по теме Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников

Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться.Основная особенность деятельност...

Выступление на семинаре по теме : «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС»

Доклад по теме «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС...