МАСТЕР-КЛАСС (фрагмент родительского собрания) «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССА В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»
консультация (1, 2, 3 класс)
Фрагмент родительского собрания для начальной школы. Знакомство родителей с некоторыми приёмами обучения школьников правилам ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 483.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС (фрагмент родительского собрания)
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССА В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»
Разработала и провела:
Шабалина Нина Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ «Благоевская СОШ»,
пгт. Благоево, Удорского района
Цель: Знакомство родителей с некоторыми приёмами обучения
школьников правилам ОБЖ.
Задачи:
1. Учить комплексно подходить к обучению школьников основам
безопасности.
2. Представить родителям варианты использования приемов
3. Предложить применять современные формы организации совместной деятельности, направленные на обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасности.
Ход мастер-класса:
Добрый день, всем присутствующим!
Сегодня мы поговорим о безопасности наших детей.
Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача нас, взрослых, - правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
СЛАЙД 1.
Что такое опасность?
Назовите признаки, которые определяют опасность. (перечисляют)
Угроза для жизни;
Возможность нанесения ущерба здоровью;
Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
СЛАЙД 2. Назовите ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: (перечисляют)
Опасности дома;
Опасности на дороге и улице;
Опасности на природе;
Опасности в общении с незнакомыми людьми.
Важно научиться предупреждать опасные ситуации, т.е. обезопасить себя.
СЛАЙД 3. Для этого можно использовать приемы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.
СЛАЙД 4. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО - СРАВНЕНИЕ
Прием сравнения. Дети могут сравнить: огонь — это хорошо или огонь — это плохо.
Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
СЛАЙД 5. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО -МОДЕЛИРОВАНИЕ
Прием моделирования ситуаций.
Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка школы, дороги в школу и др. В нашей школе действует СХЕМА «Школа – дом», где дети с помощью родителей показывают свой безопасный путь от дома к школе.
Моделирование ситуаций: дым в классе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
СЛАЙД 6. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО - ПОВТОРЕНИЕ
Прием повторения.
Без применения повторения, нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Например, математические задания - «Реши задачу»
1. Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли проезжую часть по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке.
Сколько человек поступили согласно ПДД?
(Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить улицу.)
2. Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, другому – 14, а остальным по 15.
Сколько человек поступило правильно?
(трое – старше 14)
Литературные - «Эти правила важны»
Вам необходимо на стихотворные строчки сформулировать правила.
1. Не открывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.
2. Если дядя незнакомый,
Хочет прокатить,
Или дать тебе конфет,
Ты ответить должен: «Нет»
Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.
СЛАЙД 7. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО – ЭКСПЕРИМЕНТ, ОПЫТ
Экспериментирование и опыты.
Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться, и дети поняли, что свеча — это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
СЛАЙД 8. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО – ИГРА
Игровые приемы.
Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в школе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения).
При чтении сказок, вспоминаем где герои, доверяясь незнакомцам, попали в беду.
СЛАЙД 8. ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛОВО – КЕЙС – МЕТОД
Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод.
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения.
Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» - чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений.
Виды кейс – технологии:
- Фото – кейс;
- Кейс – иллюстрации;
- Анализ конкретных ситуаций;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
- кейс, представленный в форме видеоматериала (видео-просмотр)
- кейсы-наоборот
- др.
Задание родителям (фото-кейс)
- Рассмотрите фотографию.
- Сформулируйте проблему, исходя из данной фотографии.
Проблема: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения.
- Какие последствия могут быть?
- Рассмотрите еще одну фотографию.
Вопрос для проведения «мозгового штурма»:
- Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте?
- Как найти выход из данной проблемной ситуации?
Учитель проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
- Представьте, что это вы. Постарайтесь выбрать самое оптимальное правильное решение.
- Как бы вы поступили на его месте?
(примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: переходить дорогу надо только по пешеходному переходу - «зебре».
В данном случае, я применила кейс-технологию, а именно технологию «Фото-кейс». Она актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют свою внутреннюю структуру, свою этапность в реализации.
1 этап – то этап предъявления стимульного материала кейса. Учитель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что неправильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?»
2 этап – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
3 этап – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.
4 этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта.
Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.
Чем полезны такие приёмы в работе? (Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать).
ВЫВОД: С помощью таких приемов, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.
ИТОГ: Хотелось бы закончить мой мастер - класс поговоркой, которою часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!»
Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!
В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Одно неправильное действие родителей на глазах детей или вместе с ним может перечеркнуть сто словесных правильных указаний. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным! Доброго безопасного пути Вам и вашим детям!
«Ключевое слово»
Я предлагаю каждому из участников по цепочке называть вслух свое слово,
с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося мастер-класса.
Продолжите фразу: Сегодня я ещё раз напомню своему ребёнку о том, что…
Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу
Благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Обеспечение безопасности учебного процесса"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников образова...
Родительское собрание-диспут во 2 классе «Дети глазами родителей, родители глазами детей»
Задачи собрания:1. Формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье и культуру взаимоотношений родителей и детей.2. Способствовать сближению взрослых и детей, формирование положительных...
Сценарий фрагмента родительского собрания «Игры наших детей»
Предлагаю вашему внимания фрагмент родительского собрания...
Конспект родительского собрания в 1-4 классах "Азбука дорожной безопасности"
Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения....
Родительское собрание на тему «Оптимизация домашней самостоятельной работы обучающихся как условие успешности их обучения»
Тема собрания актуальна во все времена: как организовать самостоятельную работу ребёнка по подготовке домашнего задания...
Фрагмент родительского собрания – 1 класс.
Фрагмент родительского собрания – 1 класс....
Фрагмент родительского собрания в подготовительной группе
Фрагмент родительского собрания в подготовительной группе...