Ценности по формированию духовного становления школьников в целостном учебно – воспитательном процессе
занимательные факты (2 класс)

Ценности по формированию духовного становления школьников в целостном учебно – воспитательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  ЦЕННОСТЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛОСТНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

           А. Барбюс сказал: “Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, и надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» Изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед школой большие задачи, требуют переосмысления ценностей. Отрицательные явления в общественной жизни последних лет особенно остро затрагивают детей и молодежь, которые ощущают нехватку тепла, внимания, соучастия. Общественные интересы у молодежи сегодня отходят на второй план, они больше стремятся реализовать себя в личной жизни, на первый план ставится материальная сторона и игнорируются государственные и общечеловеческие     интересы. Современная молодежь вследствие агрессивного воздействия внешней среды  зачастую воспринимает и следует наихудшим образцам  поведения и образа жизни. Его характерными чертами становятся отсутствие духовности, толерантности, эмоциональная неразвитость. Обостряется конфликт между  родителями и детьми. Средствами массовой информации молодежи предлагаются  в качестве образцов не вечные  истины и духовные ценности, а криминальная героика.
           Если мы
 признаем, что абсолютной ценностью воспитания становится ребенок, человек как “мера всех вещей’, то воспитание должно быть гуманистическим и личностно ориентированным процессом.
           Какие же должны быть критерии направленности воспитания?  

Это приверженность к духовным и материальным ценностям, направленность  на общественные потребности, готовность соблюдать нормы морали, стремление иметь свою позицию, понимание ценности человеческой жизни, стремление к самоутверждению.
            На этапе, когда общество вступает в рыночные отношения, это может стать разъединяющей ценностью, т.к. в 40 % случаев отмечается вообще отсутствие социально значимых целей в жизни, преобладают мотивы приспособления к новой социально-экономической    ситуации.
           У ребят с общественно-прогрессивной направленностью наблюдается преобладание духовных ценностей, гармонично сочетаются общественные и личные интересы. Образцами для подражания им служат герои российской истории, литературные персонажи, и совсем редко - наши современники.
        Нравственные и эстетические ценности человечество вырабатывало веками, тысячелетиями. Это нашло отражение в различных культурах,   религиях. Без моральных ценностей немыслимы воспитание, обучение, развитие школьников. Общечеловеческие в своей основе, они дополняются национальными, местными. Нравственность на Руси всегда была стержнем личности.  Отказавшись от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь народа.  Мы помним, что детские ценности неизбежно переходят во взрослые, социально значимые нравственные ценности, только позднее они дополняются конкретным содержанием, приобретают национальные черты, вступают в сложные контакты с многогранной жизнью.                     

           Острота ситуации, сложившейся в современной школе, ни у кого не вызывает сомнений. Выход из этой ситуации – поворот школы к духовности, нравственности. Для мыслящего и смотрящего вперед человека главной ценностью, несомненно, является правильно воспитанный и социально зрелый ребенок, который служит основным критерием будущего.

       Воспитание нравственности, духовности  начинается с малого, но ведет к ответам на самые глобальные вопросы, встающие перед человеком: кем      быть? Каким        быть? С чего начать подготовку детей к ответам на эти вопросы? Традиционное начало — классные часы и беседы на тему: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» В детском саду и начальной школе они эффективны, но в средней школе требуется нечто иное. Особенно важен поиск новых способов и средств нравственного воспитания для сельской школы.
 Для изучения некоторых аспектов нравственного становления учащихся средних и старших классов и определения эффективности форм и методов нравственного воспитания   в школах проводятся тестирования.
             В результате проведенной диагностики были выявлены особенности ценностных ориентаций сельских подростков. Общинный характер взаимодействия обусловливает высокую степень развития эмпатийных качеств (чуткость, забота об окружающих, терпимость к недостаткам других и пр.) поэтому приоритетными для подростков, обучающихся в сельских школах, являются личностно значимые духовные ценности, а также ценности взаимоотношения. Замкнутость круга общения приводит к ограниченности и неопределенности системы жизненных целей сельских подростков. Они полны решимости действовать, добиваться всего собственным трудом.

             Безусловно, все направления работы способствуют формированию  нравственных качеств (коллективизма, чувства долга, ответственности любви и др.), и нравственного сознания личности сельских школьников. Но, на наш взгляд, в школах также необходимо проводить мероприятия и дела, предусматривающие разъяснение смысла понятий «нравственный  облик человека», «нравственное самосознание» «общечеловеческие  нормы нравственности»,  а также объяснение, почему надо быть добрым, почему человеческая жизнь является высшей ценностью?.
            Наиболее распространенной формой работы по формированию нравственности и, в частности, такого нравственного  качества, как патриотизм, является создание в сельских школах различных музеев. В нашей  школе тоже  имеется специально о6орудованный  кабинет, небольшой краеведческий музей,  в котором собраны образцы предметов быта, труда и повседневной деятельности жителей  местности ( в частности необходимые предметы местного кустарного производства валяния валенок), стенды, описывающие историю села, школы. При детской организации в школе создана поисково-исследовательская группа «Юный    следопыт».        Членами  группы  собран материал о ветеранах педагогического труда, о педагогах-ученых, материал о ветеранах ВОВ, ветеранах тыла, ветеранах труда,  участниках горячих       точек. Часто уроки культуры родного края  проводятся в краеведческом музее. Насыщенная жизнь школы сама способствует накоплению музейного материала, как продукта педагогической и образовательной деятельности.
       С целью воспитания интереса у школьников к истории  района, республики классными руководителями   разработаны годовые программы для каждого класса по изучению родного края и истории школы. Данные программы помогают учащимся лучше изучить свой край, район, глубже понять особенности природы, культуры, истории, формируют у учащихся интерес и привязанность к родному народу, патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.    Ежегодно организуется краеведческий конкурс «Лучшая находка года». позволяющий пополнить

фонды        музея.

        Не теряется и связь поколений.   Организуются встречи с интересными людьми. В частности, школу посетил выпускник 1948 года, ныне подполковник в отставке Мочалов Павел Васильевич. Также приятно было видеть выпускника 1940 года Риманова Петра Андреевича, участника ВОВ, ныне жителя  Калининграда. Еще одна встреча надолго запомнилась детям. Это  приезд в школу писателя-краеведа Святского Александра Ивановича и презентация  его книги о нашей местности «Деревни на Анише».  

Эти   встречи   носят   не    только   воспитательное    направление,    но  и

имеют профессионально  - ориентационный характер.
        Формирование экологического мировоззрения, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воссозданию в школе стало частью патриотического воспитания. В школе действует экологический центр, координируюший всю работу в этом направлении — уроки экологии, участие в районных экологических движениях, походы по изучению родной природы, обработку исследовательского материала, создание «экологической тропы».

Школа активно участвует в таких мероприятиях, как операция «Посади дерево и сохрани его», организуются работы по очистке родников. Осенью этого года на территории школы заложен мини-питомник по выращиванию саженцев черной смородины.  На экологическую тему создаются проекты. Проводятся такие праздники: «День птиц», конкурс «Лучшая кормушка»
        Воспитанию уважения к своему народу подчинены многие мероприятия: праздники, подготовленные совместно с родителями учащихся: «День пожилых», «День учителя»,  «Масленица, «Вахта памяти», «Зарница», «Международный женский день 8 марта», «Ура, у нас каникулы», «День защиты детей». Все конкурсы и творческую программу дети готовят совместно с родителями. Три раза в год в деревне проходит «вахта памяти», посвященная дню Защитника Отечества, дню Победы и воину-интернационалисту, погибшему в Афганистане, выпускнику школы.  Эти мероприятия объединяют всех жителей деревни. Школьники готовят гирлянды, возлагают их к памятнику погибшим воинам, в эти дни проводятся торжественные линейки, у памятника собираются жители деревни. К дню Защитника Отечества приурочен ежегодный праздник — военно-спортивная игра «Зарница» для среднего звена, игра «Зарничка» для младших классов. Учащиеся показывают знания основ безопасности жизнедеятельности, навыки ориентирования на местности, элементарные знания по начальной военной подготовке.  Ежегодно на базе школы проводятся районные лыжные соревнования, посвященные воину-интернационалисту Р.Петрову. На этих соревнованиях прнимают участие не только лыжники нашего района, но приезжают из соседних районов, из  соседней Татарии.

        Воспитание гражданина. патриота невозможно без использования такого важнейшего средства, как детское самоуправление. В течение пяти лет в школе действует детское объединение «Родничок», в которое входят учащиеся 1-9-х классов.  Дети являются членами областной детской организации. Всей работой руководит выбранный учащимися лидер. А лидера направляет старшая       вожатая.  
           Инструментом формирования нравственности может служить разработка законов жизни коллектива, принятых на общем собрании учеников и учителей.

            Так, например, в нашей  школе коллективом утверждены такие   законы:
Закон права: 
запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!
Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон любви: любовь — наиболее уважаемое чувство, не стесняйся ее.
Закон сочувствия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории!
Закон уваженияхочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
Закон милосердия: проявляй внимание и заботу по отношению к пожилым, они — хранители нашего прошлого.
Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. но. отстаивая свою свободу, ве забывай о свободе других.
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о духовной силе, долге, благородстве. достоинстве!

        

         В нашей школе достаточно успешно организована работа по формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие,  уважение к старшим, бережное отношение к Природе.
    Научно-технический прогресс, перевод экономики на рельсы интенсификации выдвигает повышенные требования к подготовке и квалификации кадров. Сегодня нашей стране нужны высоконравственные, инициативные и творчески мыслящие специалисты, рассматривающие труд как первую жизненную потребность. Именно поэтому, важнейшей задачей всей системы нашего образования является коренное улучшение постановки трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, подготовки их к жизни и труду. Без труда немыслимо целостное развитие способностей человека. Об этом говорил наш великий просветитель И.Я.Яковлев. В творческом труде он видел источник истинного общего образования, рождающегося изнутри, а не навязанного извне. Такое образование не утрачивается с годами, оно остается собственностью человека на всю жизнь

         Территория   школы большая, но здест всегда чисто. Дорожки аккуратно подметены, кустарники подстрижены, нигде нет мусора, даже конфетных бумажек. Порядок поддерживается самими учениками. Наверное, поэтому везде порядок.

         Имеется и участок, на котором выращиваем овощи, большой фруктовый сад, плантация черной смородины. Вся продукция поступает в школьную столовую для организации горячего питания учащихся. Всю зиму учащиеся получают витаминизированные блюда: это салаты, винегрет, чай с вареньем, компот из сухофруктов. Ежегодно принимаем участие на районном   конкурсе пришкольных участков. В 2003, 2006, 2009 годах заняли первые места  на республиканском конкурсе пришкольных участвов, организуемого Домом детского и юношеского  туризма и экскурсий «Эткер».

         Итак, духовность – это такая организация жизни детей, при которой каждый ребенок стремился бы постоянно «вочеловечивать» все явления окружающего мира и становился бы причастным к этому миру. Чтобы ребенок, котого мы творим, отвечал не только за свое сегодняшнее поведение, но и за будущее. Ведь от того, насколько видит человек высший смысл своего бытия, зависит его нравственный облик.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в формировании мотивации учения". Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года.

Презентация к родительскому собранию. Тема: Роль семьи в формировании мотивации учения.Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года....