Формирование ценностных ориентаций в современной педагогике
статья по теме
Анализ периодической печати, тематических телепрограмм показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к людям, — все это признаки социального нездоровья. В области образования — отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, острые конфликты с учителями, падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах – это также картина духовного кризиса, когда материальное превалирует над духовным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
(в соавторстве с Клемешовой А.А.) | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ценностных ориентаций в современной педагогике
Ценностные ориентации личности – это то, что действительно является ценным, необходимым для человека, то, что помогает ему жить, то, без чего его жизнь превратилась бы в жалкое существование, то, что питает душу человека.
Одним из факторов мы назовем современную популярную литературу, которая пользуется мировым спросом у современной молодежи, хотя жизненная и нравственная значимость их содержания весьма сомнительна и дискуссионна.
В настоящее время широчайшую популярность во всем мире обрели художественные произведения, в которых проповедуется положительное отношение к магии, оккультизму, темным инфернальным силам, а также гностическим и прочим еретическим взглядам на жизнь и антихристианским учениям. Масса произведений подобного рода заполонила книжный рынок всего мира и, естественно, Россия не стала исключением. В ней миллионными тиражами расходятся рассказы Говарда Лавкрафта, книги Дж. Толкиена, эпопея о новом маге Гарри Потере писательницы Дж. Роулинг, книга Дэна Брауна «Код да Винчи», С. Лукьяненко «Дозор» и тому подобные. По всем этим произведениям сняты художественные фильмы, которые смотрит весь мир и которые пользуются «сумасшедшей» во всем смысле этого слова популярностью.
Никогда ранее книги, в которых провозглашаются осужденные во времена Иоанна Дамаскина еретические учения, не объявлялись великими и полезными для православных.
Никогда книги, в которых проповедуется положительное отношение к магии и в которых активно пропагандируется позитив западного образца жизни, не брались под защиту современными апологетами православия. Никогда произведения, в которых последовательно проводится утверждение о том, что добро и зло, в сущности, ничем не отличаются, не становились сюжетом самого кассового российского фильма.
И наконец, никогда ранее в России не возникало такого количества молодежных движений, связанных с названными произведениями. Толкиенизм, поттеромания, дозоромания, движение «готов» - по некоторым данным, такими движениями охвачены до нескольких сотен тысяч молодых россиян. Причем, в основном, это жители крупных городов в возрасте от 16 до 30 лет, будущий интеллектуальный потенциал России. Ведь это не просто увлечение или игра в магию. Активное участие человека в этих движениях приводит к уходу от реальной жизни как церковной, так и светской. Уходу в вымышленный, виртуальный, а порой и в темный, инфернальный мир. Поэтому это так опасно для формирования ценностных ориентиров в нравственном становлении личности [4, Тулинов].
Таким образом, формирование и функционирование ценностных ориентаций имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон:
а) со стороны Мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и так далее;
б) со стороны самого Человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов.
На каждом из уровней регуляции поведения названные стороны встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений. А на уровне отдаленных перспектив — это предполагает их субординацию и упорядочению.
Проектировочный уровень характеризует осмысление отношения к возможной деятельности, целям, вещам, людям с позиции их включения в реальную жизнь человека. Осмысления направлены на создание смысловых образований через соотношение смыслов по разным критериям и на их трансформацию.
На мотивационном уровне мотивационные отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей. Ярко проявляют себя предпочтения и пристрастия. Отношение между мотивами во внутреннем мире человека ведет к их иерархии, сравнению и упорядочению. Всякое внутреннее отношение — это отношение между актуальным и потенциальным в человеке, которые в зависимости от уровня регулируются на основе критериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иных образований, степень значимости для человека конкретного образования сейчас или в будущем.
Процесс регуляции поведения человека идет от внутренних отношений между актуальным и потенциальным в человеке. Это касается не только отношений внутри одного уровня, но переходов и связей между уровнями регуляции. Например, между мотивами и смыслами, общими смыслами и ценностями, системой мотивов и ценностями. Данное замечание указывает на то, что в ценностных ориентациях как психологическом механизме существуют трансформации, переходы и связи как по горизонтали (внутри одного уровня), так и по вертикали (между уровнями).
Формирование же ценностных ориентаций идет со стороны актуализации внешнего отношения, взаимодействия Человека с Миром. В процессе формирования и развития Человека Мир, культура и конкретные ситуации актуализируют разные виды значимых отношении в очень многообразных комбинациях. Но, конечно, есть и общие моменты: так культура (миф, ритуал обряды и тому подобное) прежде всего, актуализируют ценностные отношения.
Формирование ценностных ориентаций как ценностной психологической структуры личности начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста. Именно в этот временной промежуток происходит усвоение норм, ценностей, общественных требований, способов поведения. У подростка начинает складываться и намечаться определенная система личных ценностей. Важное место в подростковом возрасте отводится усвоению нравственных ценностей, складывается ценностная проекция будущего. Поэтому так необходимо своевременно включать в учебно-воспитательный процесс направление работы по формированию ценностной стороны личности. Наполнение ценностной стороны личности подростка находится в ракурсе семейного воспитания, педагогического коллектива в лице учителей, классного руководителя, психолога, социального педагога [5, Дубровина].
Мы предлагаем следующие рекомендации по развитию ценностной стороны личности подростка:
- ценностное наполнение содержания образования, введение в учебный план дисциплин и курсов по выбору, максимально способствующих формированию нравственно-ценных и профессионально-ценностных ориентаций;
- необходимость вовлечения школьников в самообразовательную деятельность, которая играет роль катализатора в процессе интерриоризации ценностей;
- умение педагога транслировать ценности в жизнедеятельность учащихся;
Важным условием в формировании ценностных ориентаций как важнейшего аспекта развития межличностных отношений являются человеческие качества взрослого, преподавателя, приближенного к ребенку-подростку.
В целях формирования ценностных, социально-профессиональных ориентаций подростков необходимо развивать воспитательную работу в следующих направлениях:
- гражданское воспитание, ориентированное на воспитание социальных качеств личности;
- воспитание человечности как гражданско-правовой позиции;
- приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности;
- нравственное семейное воспитание;
- освоение профессиональной этики.
Итак, преодолением кризиса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры, которая лежит в основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров. Изучение православной культуры в государственной школе в форме отдельного предмета – это одна из наиболее полных форм освоения учащимися знаний о православной религиозной традиции и, следовательно, наиболее эффективное средство решения проблем духовно-нравственного воспитания.
Список литературы
1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования [Текст] – М., 1999. – 316 с
2. Блинова М. С., Сериков А. В. Трансформация ценностей молодежи юга России: конфликтологический аспект [Текст] // ЦСРИиП – Электронная библиотека центра. – 2005.- №26. – С. 2-6.
3. Любивая Н. А. Ценностный смысл личности третьего тысячелетия [Текст] // Сборник научно-педагогических статей. – 2007. – С. 69-71.
4. Тулинов Д. А. Художественная литература как фактор формирования ценностных ориентаций личности третьего тысячелетия [Текст] // Сборник научно-педагогических статей. – 2007. - С. 112-113.
5.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] /сост. И. В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1987. – 196 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "ФГОС и роль предмета "Иностранный язык" в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения"
Доклад "ФГОС и роль предмета "Иностранный язык" в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения"...
«Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»
Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника....
Формирование ценностных ориентаций у учащихся
Актуальные проблемы формирования ценностных ориентаций школьников...
Влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников
Школа - это государство, это мир, в котором наши ученики проживают целых одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Н...
Формирование ценностных ориентаций младшего школьника
Ценность в нашей жизни является основой, которая определяет сущность поведения и значимость поступков людей....
Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"
Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...
Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС" (презентация)
Обобщение педагогического опыта классного руководителя (презентация)...