Классный час на тему: «Плохое поведение в школе — не приговор!»
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Плохое поведение ребенка в школе – это не приговор. Важно научиться лучше понимать своего ребенка и самого себя, и быть ребенку самым лучшим другом. Но помнить и о том, что ребенок должен быть ребенком. Нельзя требовать от него постоянно послушания, правильности, уважения к окружающим и соответствия всем их требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_6.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час.
Плохое поведение в школе — не приговор.
«Ваш сын ударил одноклассника». «Ваш ребенок не выучил домашнее задание». «Ваш малыш нагрубил учителю». Такие и аналогичные формулировки довольно часто встречаются в школьных дневниках....
Нужно отметить, что проблема не новая, она актуальна во все времена. А что это такое – плохое поведение? Что включает в себя понятие «плохое поведение»?
Оно достаточно размытое. Нельзя сказать, что ребенок ведет себя плохо, если он использует кулаки и все, что попалось ему под руку в качестве защиты от хулиганов на улице. Но вот если дети подерутся в школе, это уже однозначно оценивается как плохое поведение. Хотя скорее можно было бы назвать такое поведение неудобным или трудным для окружающих. Родителей очень подавляют и расстраивают жалобы учителей на плохое поведение в школе их детей, и они стараются найти способы воздействия на ребенка – наказание на каждую провинность, нравоучения, задушевные беседы, приведение примеров поведения «хороших» учеников – ничего не дает положительных результатов. И драки в школе, срывы уроков и склоки с учителями продолжаются.
Почему они так поступают? «Назло», как считают многие взрослые? Или ими руководит что-то другое? Очень распространенное сегодня мнение, что во всем и всегда виноват телевизор, компьютер и интернет, тяжелая музыка. Многие учителя считают, что в таком поведении виновато и недостаточное воспитание учеников, и утверждают, что родители должны устранять недочеты в поведении ребенка. Для того чтобы не занять позицию обвинителя, оставив при этом ребенка с его проблемами наедине, необходимо разобраться с тем, что движет ребенком, для чего он поступает плохо.
Педагоги и психологи в один голос говорят о том, что ребенок не будет вести себя плохо «так просто». Любое действие имеет мотив. Нужно уметь ответить на вопрос – чего ребенок хочет добиться своим поведением?Психологи утверждают, что на поведение учащихся в школе влияют четыре внутренних мотива.
Желание быть замеченным. Каждый ребенок должен получать определенное количество внимания от значимых для себя людей, и если он не получает ласки, заботы и одобрения, он добивается внимания другим способом – ведет себя нехорошо, и тогда внимание взрослых уже всецело обращено на него, хотя оно и не слишком приятное, но все же внимание.
Борьба за самоутверждение. Если родители ведут себя чересчур властно и опекаемо, вступает в силу этот мотив. «Я сам» — основное требование ребенка с двух лет до юношеского возраста. Поэтому естественной реакцией на категоричные замечания, резкость и несправедливость будет бунт.
Месть на обиды в прошлом. В основном это обиды на своих родителей, а особенно ярко выражен этот мотив, если ребенка отлучили от семьи – его воспитание занимаются бабушки, или его поместили в учреждение для детей-сирот. Часто бывает, что мама уделяет одному ребенку больше внимания, а другому меньше. Часто в наше время происходят разводы, и тогда ребенок тоже таит обиду. В душе он страдает, его гложет обида, но он может выразить их через непослушание и дерзость.
Переживание собственной неудачливости. Неблагополучная ситуация в одной сфере жизни ребенка может привести к неудачам в другой. Например, конфликты с одноклассниками, трудности по какому-то из школьных предметов могут стать причиной запущенной учебы и вызывающего поведения. Такого ребенка отличает заниженная самооценка. Постоянно получая в свой адрес критику, он стает неуверенным в себе, делает выводы – если у него не получается ничего, тогда не стоит и стараться, но внешне он стремится показать окружающим, что он безразличен к этому.
Можно сделать вывод, что все мотивы поведения неблагополучных детей сводятся к одному – к потребности любого ребенка в тепле и внимании, потребности быть принятым и уважения его личности. Любое нарушения в поведении ребенка – крик о помощи.
Итак, подробнее в соответствии с рассмотренными мотивами:
раздражение возникает в том случае, когда ребенок ведет борьбу за внимание, всячески изводя родителей своими выходками и непослушанием;
бессильная злоба, желание наказать, сломать внутреннее сопротивление ребенка возникает, если он борется за превосходство;
обида у родителей возникает, если в основе поступков ребенка месть;
если ребенок чувствует себя неудачником, родители также испытывают чувства безнадежности и даже отчаяния.
Необходимо также уметь прочитывать своего ребенка как открытую книгу, относится к нему внимательнее, научиться разговаривать с ребенком на равных, не обвиняя его ни в чем и не оценивая. Нужно быть для ребенка другом, который понимает его внутреннее состояние.
Важно стараться помочь своему ребенку, чтобы он чувствовал, что взрослые на его стороне – разговаривать с учителями и друзьями, пойти на консультацию к психологу, выяснять, какие взаимоотношения в классе. Увидев, что взрослые заинтересованы в его жизни, ребенок станет больше доверять и рассказывать о своих проблемах. Надо быть честными в отношениях с ребенком, признавать свои ошибки и промахи. Самое главное – нужно научиться находить для ребенка хотя бы полчаса в день, чтобы выслушать его, узнать о его проблемах и делах. У ребенка не должно возникнуть чувство покинутости и ненужности.
В случаях, когда возникает подозрение, что ребенок что-то совершил или поступает жалоба от классного руководителя на поведение учащихся в школе, большинство родителей занимают диктаторскую позицию. На ребенка обрушивается град обвинительных по своей сути вопросов. Нужно уметь остановиться. Прислушаться к ребенку. Ведь давление взрослых только вынудит совершить ребенка еще одно «преступление» — ложь во избежание дальнейшего допроса. Нужно начинать разговор спокойно, мудрые родители разряжают обстановку шуткой, и уже затем выясняют, что произошло в дружеской беседе.
Не нужно задавать закрытые вопросы морально-этического характера, например «ты понимаешь, что поступил плохо? Почему же ты так сделал? ». Взрослые люди, совершив что-то неприглядное, просят прощения и объясняют свое поведение плохим настроением или самочувствием. Детям гораздо труднее назвать свои чувства. Поэтому в первую очередь нужно в спокойной и дружелюбной обстановке выяснить, какие чувства испытывал ребенок, когда совершал свой поступок, для чего он делал это, и какого результата ожидал. Когда взрослый поможет ребенку разобраться в своих чувствах, надо объяснить ему, почему не следует поступать таким образом. Слова «плохо» и «нельзя» употреблять в разговоре нежелательно. И еще одно значимое правило при беседе с ребенком – не нужно задавать вопросы, ответы на которые у взрослого уже есть. Ведь беседа с родным ребенком – это не допрос опасного преступника.
Чего делать нельзя никогда!?
В первую очередь, не стоит повышать на ребенка голос. Крик – это свидетельство неуверенности и беспомощности. А спокойный и ровный тон голоса говорит о сильном духе. Постоянный крик провоцирует возникновение эмоций взрослого у ребенка, и он начинает осознавать, что только таким способом нужно добиваться своего....
Еще одно свидетельство слабости человека – бить ребенка. При ударах, пусть даже несильных, в сознании ребенка формируется страх и обида. И, наконец, ребенок сам начинает вести себя подобным образом с тем, кто слабее его, вымещая так свою обиду. Он также считает, что слова не имеют той значимости, какую имеют шлепки. Лучше всего успокоиться, а уже потом начинать разговаривать с ребенком.
Нельзя унижать ребенка, выражениями на подобии «Для чего тебе голова?», «Ты сам послушай, что ты говоришь» оказывается разрушительное воздействие на положительное видение себя.
Не нужно выражать угрозу в адрес ребенка. Этим можно добиться только того, у детей возникает чувство неприятия и боязни взрослых, а поведение не изменяется в лучшую сторону.
Заставлять ребенка давать какие бы то ни было обещания не приведут ни к чему хорошему. Он может просто-напросто забыть об этом, а сам станет более циничным и у него разовьётся стойкое чувство вины. В это же время нельзя позволять ребенку все, что ему вздумается, ведь в таком случае у него не формируется представления о правилах и ограничениях, которые он должен соблюдать. А это повлечет за собой абсолютную несамостоятельность и медленное приспособление к среде.
Плохое поведение ребенка в школе – это не приговор. Важно научиться лучше понимать своего ребенка и самого себя, и быть ребенку самым лучшим другом. Но помнить и о том, что ребенок должен быть ребенком. Нельзя требовать от него постоянно послушания, правильности, уважения к окружающим и соответствия всем их требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Безопасное поведение на дорогах".
Проект: «Система работы с учащимися 3-го класса по формированию основ безопасности жизнедеятельности» ...
Классный час на тему "Правила поведения в столовой"
Занятие-практикум...
Классный час на тему: "Правила поведения в общественных местах".
Конспект внеклассного мероприятия Тема: Правила поведения в общественных местах Цели:1) Познакомить детей с хорошими манерами и правилам...
Классный час на тему:"Правила поведения на переменах"(1 класс)
Материал для классного часа на тему:"Правила поведения на переменах в школе".(1 класс)...
Классный час по теме: «Культура поведения в школе»
Цели:· Работать над развитием умения вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными с...
Классный час на тему: "Правила поведения в школе"
Привить правила культурного поведения в школе.2. Познакомить с простейшими правилами вежливости, научить тактичному обращению друг с другом.3. Воспитывать нравственные качества личности, развивать мыш...
У ребенка младших классов плохое поведение в школе. Что делать?
Важно не игнорировать проблему, а с пониманием и любовью помочь ребенку найти верный путь....